Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г.Сарова Нижегородской обл.
Цели и задачи:
1829г. Гоголь в Петербурге.
1852 год. Москва.
1909 год. Москва. К 100-летию со дня рождения Гоголя ему был поставлен памятник работы скульптора Н.А.Андреева
1915 год. Петроград.
1.00M

Н.В. Гоголь в живописи

1. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г.Сарова Нижегородской обл.

Н.В. Гоголь
в живописи

2. Цели и задачи:

Исследовать работы
художников,
посвящённые образу
Н.В. Гоголя;
Отметить особенности
изображения писателя
его современниками.

3. 1829г. Гоголь в Петербурге.

«Это
молодой человек
лет 26 приятной
наружности. В
физиономии его, однако,
доля лукавства, которое
возбуждает к нему
недоверие».
(Профессор
русской словесности,
литературный критик
А. Никитенко).

4.

1833г. – знакомство Н.В.Гоголя
(известного автора «Вечеров на
хуторе близ Диканьки») с
художником А.Г.Венециановым.
Перед нами Гоголь –
романтик. Художник точно
передал тогдашний облик
писателя:
одет по моде, с щегольством,
с модной причёской (кок),
восторженный, добродушновесёлый, хотя и не без «доли
лукавства».
Таким его видел А.С.Пушкин.

5.

Немногие художники рисовали
Гоголя, но одним из них был
А.С.Пушкин. Его рисунок – явление
особой ценности.
Пушкин, тонкий художникпортретист, увидел другого Гоголя:
• «Выразительность этого
остроносого, худого лица с тонкими
губами огромна. Она под стать
большому профессиональному
рисунку, лаконизмом сведённых
воедино черт».
• Гоголь в нём выглядит не только
старше, чем у Венецианова, в нём
нет франта-романтика, и он не
весельчак.
• Передал – даже без зрачка глаз –
серьёзную, зрелую мысль, и уже без
лукавства.

6.

18 апреля 1836г.
В Александринском театре
на репетиции накануне
первого представления
«Ревизора».
«Невысокого роста, блондин, с
тупеем, в золотых очках на
длинном птичьем носу…
плотно сжатыми, как бы
стиснутыми, губами.»
В рисунке артиста
П. Каратыгина – живой, не
позирующий Гоголь, к которому
автор относится мягко и
сочувственно.

7.

Поразительно совпадение
внешнего облика писателя в
этих двух рисунках; внешние
признаки лица, возраст,
причёска, даже узенькие
очки, которых нет больше ни
в одном портрете Гоголя.
Оба рисунка - своеобразные
художественные документы.
«…в 1836г. Уже не было добродушновосторженного Гоголя, в этот год в
нём наступила внутренняя
перемена, отразившаяся и в
характере, и в поведении, и на его
внешности».
(П.В.Анненков)

8.

1839г. Гоголь в Москве.
Мы видим Гоголя в рисунке
московского художника
Э.А. Дмитриева-Мамонова,
сделавшего его с натуры в
доме друга Пушкина
П.В.Нащокина.
Гоголь, обладая
незаурядным актёрским
талантом, для друзей читает
«Мёртвые души» в лицах,
«играет, как на сцене, с
паузами, меняя ритм речи и
интонации».

9.

О Гоголе 1840-х
П.В.Анненков писал:
«…постарел, но приобрёл
особенного рода красоту,
красоту мыслящего человека,
хотя и печать усталости; но и
общее выражение как-то
светлее и спокойнее прежнего.
Это было лицо философа».
Гоголя этого времени мы видим
глазами гениального художника
А. Иванова.

10.

1841год. Гоголь в
Италии
заказывает
для матери
свой портрет
русскому
«Наружность
Гоголя
художнику
Ф.
так переменилась,
Моллеру.
что его можно было
не узнать.
Прекрасные
белокурые густые
волосы лежали у
него почти по плечи,
красивые усы…
Черты лица
получили совсем
другое значение».
(Из
воспоминаний
С.Т.
Аксакова).

11. 1852 год. Москва.

В рисунке с натуры
художник К.И. Рабус
запечатлел
документально точно
Гоголя последних дней:
«…он не только
состарился, но и
внутренне потух…»

12. 1909 год. Москва. К 100-летию со дня рождения Гоголя ему был поставлен памятник работы скульптора Н.А.Андреева

Бронзовая фигура Гоголя
сидит на пьедестале чёрного
гранита. тяжёлый согбенный
силуэт мрачен. Закутанный в
жёсткий плащ, он замкнут в нём,
словно в панцире. Его
склонённая голова с печально
опущенным птичьим носом
вызывает щемящую тревогу. Он
одинок.
В памятнике выразилось
восприятие личности Гоголя тем
драматическим временем, когда
памятник создавался: Гоголь в
нём созвучен ему.
Это памятник- портрет.

13. 1915 год. Петроград.

Художник- авангардист,
сатирик, портретист и сценограф
Ю.Анненков обращается к
портрету Н.В. Гоголя.
Профиль рисован с истинно
художественной грацией:
Изысканной красоты гибкая
линия чёрной тушью, не
отрываясь от бумаги,
обрисовывает без иронии и
обострения знаменитый
своеобразно- неповторимый
профиль Гоголя.

14.

Гоголь в своём
«многообразном портрете»
XIX- XX веков жив и в XXI
веке.
«Иконография» Гоголя
небольшая, и во всех
портретах он разный.
Только во всех вместе-
это Гоголь.
English     Русский Правила