Похожие презентации:
Образовательная экскурсия 12
1. Н.В. Гоголь в Москве и в Подмосковье
Жизнь я преследовал в её действительности,а не в мечтах воображения.
Н.В. Гоголь
2.
Гоголь полюбил Москву с первойвстречи. В 1832 году молодым
автором, удачно дебютировавшим
«Вечерами на хуторе близ Диканьки»,
он
был
радушно
принят
выдающимися
современникамимосквичами. «Тянет в Москву»,
«Москва моя родина», — писал он
друзьям. В Москве Гоголь встречался
с Е.А. Баратынским, Д.В.Давыдовым,
М.Ю.Лермонтовым, И.С. Тургеневым,
А.Н.Островским,
П.А.Вяземским,
П.Я.Чаадаевым,
художниками,
артистами, музыкантами.
Гоголь поселился в доме на Никитском
бульваре
в
1848
году
по
приглашению графа А.П.Толстого,
видного государственного деятеля, и
графини А.Г.Толстой, урождённой
княжны Грузинской. Толстой и его
супруга были одними из немногих
духовно близких Гоголю друзей.
Дом Талызина на Никитском бульваре,
где Н.В. Гоголь провёл последние месяцы жизни
3.
Экспозиция музея размещается в анфиладе комнатпервого этажа главного дома усадьбы. В каждом из
помещений внимание привлекает ведущий предмет.
Он превращён в символическую инсталляцию и
выражает акцент комнаты. В прихожей это «сундук
странствий», в гостиной — камин, в кабинете —
конторка, в зале «Ревизора» — кресло. Соседние
предметы мебели и детали интерьера включены в
образ на уровне актёров «второго плана».
В музее собраны подлинные исторические предметы и
произведения
искусства,
а
также
вещи,
принадлежавшие Гоголю.
В двух отведённых ему комнатах первого этажа
писатель работал над вторым томом «Мертвых
душ». По словам Гоголя, в произведении должна
была отразиться вся Русь, где бы «предстал весь
русский человек со всем разнообразием богатств и
даров, доставшихся ему на долю... и со всем
множеством тех недостатков, которые находятся в
нем».
4.
И.С. Тургенев оставил рассказ овстрече с Гоголем в доме на
Никитском бульваре в октябре
1851
года:
«Комната
его
находилась
возле
сеней,
направо. Мы вошли в неё, и я
увидел Гоголя, стоявшего перед
конторкой с пером в руке... От его
покатого, гладкого, белого лба попрежнему так и веяло умом...
Гоголь
говорил
много,
с
оживлением...
все
выходило
ладно, складно, вкусно и метко».
Москва. Комната Н.В. Гоголя в доме Талызина
И.С. Тургенев
5.
Самыйсказочный
и
живописный из российских
музеев-заповедников,
«Абрамцево»,
располагается в 60 км к
северо-востоку от Москвы,
недалеко от города Сергиев
Посад.
Усадьба
стала
знаменита благодаря своим
владельцам:
писателю
С.Т.Аксакову и меценату
С.И. Мамонтову.
Впервые Николай Васильевич Гоголь приехал в Абрамцево 14 августа 1849 года.
Усадьба сразу ему полюбилась.
«Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их
и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой»,
– рассказывает С.Т. Аксаков в одном из писем.
6.
Гоголевская аллея в АбрамцевеМногие места усадьбы и окрестностей Абрамцева, по преданию, связаны с
Гоголем и хранят его дух. Прежде всего, это любимая им Хотьковская дорога
с видом на Хотьков монастырь, гоголевская аллея в парке и гоголевская
сосна по дороге к реке Яснушке.
7.
Хозяева абрамцевской усадьбы к Гоголюотносились очень тепло. У него была
в имении своя комната, которая
располагалась в мезонине дома и
выходила окнами на главный двор.
Именно
в
Абрамцеве
впервые
прозвучали строки второго тома
бессмертной поэмы Гоголя «Мёртвые
души».
«Так шли вечера до 18-го числа,
–
вспоминает С.Т. Аксаков. – 18-го
вечером (1849 г.) Гоголь, сидя на
своём обыкновенном месте, вдруг
сказал: «А не прочесть ли нам главу
«Мёртвых душ»? Не могу выразить,
что сделалось со всеми нами. Я был
совершенно уничтожен. Не радость, а
страх, что я услышу что-нибудь
недостойное прежнего Гоголя, так
смутил
меня,
что
я
совсем
растерялся».
Экспозиция в главном усадебном доме в
Абрамцеве, посвящённая Н.В. Гоголю
8.
«Гоголь был сам сконфужен. Тут же на минуту мы все подвинулись к столу, иГоголь прочёл первую главу второго тома «Мёртвых душ». С первых страниц
я увидел, что талант Гоголя не погиб, – и пришёл в совершенный восторг.
Чтение продолжалось час с четвертью. Гоголь несколько устал и,
осыпаемый нашими искренними и радостными приветствиями, скоро ушёл
наверх, в свою комнату».
9.
С.Т. АксаковН.В. Гоголь
В Абрамцеве Гоголем были прочитаны и
вторая, и третья, и четвёртая главы
второго тома… но уже в следующие
приезды писателя в усадьбу.
Первые изданные экземпляры «Мёртвых
душ» были доставлены Аксаковым. На
одной из книг Гоголем была сделана
надпись: «Друзьям моим, целой семье
Аксаковых». Вторая книга – авторский
подарок старшему сыну Константину –
сейчас экспонируется в музее.
Гоголевский дуб в усадьбе Абрамцево
10.
Ф.А. Моллер. Портрет Н.В. ГоголяПосле смерти Н.В. Гоголя в память о своём друге С.Т. Аксаков заказал копию с его
портрета, написанного Ф.А. Моллером. Теперь она хранится в музее.
С.Т. Аксаков говорил о портрете ещё при жизни Н.В. Гоголя: «Таким бывает Гоголь в
счастливые минуты творчества».
В кругу друзей Гоголя С.Т. Аксаков занимал особое место. Он одним из первых понял
гениальность писателя, не осуждал его человеческие слабости и бескорыстно
помогал ему в житейских делах. Не было другой такой семьи, где бы к Гоголю
относились с таким восхищением, теплотой и сердечностью.
11.
С.Т. Аксаков писал: «Мы не можемсудить поступки Гоголя по себе,
даже не можем понимать его
впечатлений, потому что, вероятно,
весь организм его устроен как-то
иначе, чем у нас; что нервы его,
может быть, во сто раз тоньше
наших: слышат то, что мы не
слышим, и содрогаются от причин,
для нас неизвестных».
С.Т. Аксаков. Худ. И.Н. Крамской
12.
Николай Андреев изобразил Гоголя в периодего душевного кризиса, утратившим веру
в своё творчество, опустошённым до
отчаяния. Перед зрителем предстаёт
писатель,
глубоко
погружённый
в
скорбные
размышления.
Скульптор
подчеркнул его подавленное состояние
согбенной позой, опущенной линией плеч,
наклоном головы, складками шинели,
которая почти полностью скрывает как бы
озябшее тело.
Скульптура решена в импрессионистическом
ключе, что было характерно для
творчества Николая Андреева тех лет.
Скульптор в большей мере увлечён игрой
света и тени, изысканными линиями;
выявляет скорее живописность, нежели
монументальность форм. Пластика форм
подана в слабо расчленённых объёмах,
почти единым массивом, что только
усиливает эмоциональное впечатление.
Н. А. Андреев
Памятник Н. В. Гоголю, 1906—1909
Бронза, гранит.
Памятник Гоголю – произведение большого
таланта и одно из лучших творений в
истории отечественной монументальной
скульптуры.
13.
Фронтальный барельеф. Персонажи комедии «Ревизор»Торцевой барельеф. Персонажи
произведений сборника
«Петербургские повести»
Правый барельеф. Персонажи поэмы «Мёртвые души»
Левый барельеф. Персонажи произведений
сборника «Миргород»
Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами превосходной работы, на
которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя:
«Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Барельефы,
наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному
настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез
с воплощённым образом самого писателя.
В этом памятнике определились новаторские находки, интересные в художественном
отношении, в плане техники исполнения и проработки пластических форм. Но
наиболее радикальным явлением для монументального искусства того времени
стала сама идея «скорбящего» Гоголя.
14.
А вот ещё один памятник Н.В.Гоголю.Торжественное открытие этого памятника
состоялось 2 марта 1952 года. Здесь
писатель показан полным сил, стоящим
во весь рост на высоком постаменте,
улыбающимся.
Пьедестал нового памятника украсило
развёрнутое посвящение: «Великому
русскому художнику слова Николаю
Васильевичу Гоголю от правительства
Советского Союза 2 марта 1952 года».
«Как бедный Гоголь худ там, во главе
бульвара,
и одинок вблизи вселенской полыньи».
Белла Ахмадулина
Н.В. Томский.
Памятник Н.В. Гоголю, 1952.
Бронза, гранит
15.
Но нет пощады у судьбыТому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Её страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой…
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он – ненавидя!
Н.А.Некрасов «Блажен
незлобливый поэт» (отрывок)
16.
И в праздник твой, в твой праздник благородный,С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять, –
Но «смех сквозь слёзы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ…
Увы, увы... Слез более не стало,
И смеха нет».
С. Черный «Смех сквозь слезы» (отрывок)
17. Источники и Интернет-ресурсы
Дворцы и усадьбы. Еженедельное издание. ООО DeAGOSTINI№ 24, 2011.
Русские писатели в Москве: Сборник / Сост. Л.Б. Быковцева. –
– М.: Московский рабочий, 1987.
Альбом «Литературные места России». – М.: Советская
Россия, 1987.
Википедия.
CD «Лучшие усадьбы Подмосковья». Часть 2. ООО «РА
«Содружество».