Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Повесть «Хаджи-Мурат» (1904) Предупреждение писателя
Словарь
«Чудный малиновый цветок…»
Вступление
Власть
Толстой о своих героях
Портрет Николая
Портрет Шамиля
Предупреждение писателя
«Солдатство было как смерть…»
Предупреждение писателя
«О ненависти к русским никто не говорил…»
Реквием
Предупреждение писателя
«…весь кустик переехан был колесом…»
Предупреждение писателя
Без комментария…
2.68M
Категория: ЛитератураЛитература

Лев Николаевич Толстой. Повесть «Хаджи-Мурат» (1904). Предупреждение писателя

1. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Великий писатель, мыслитель,
гуманист.

2. Повесть «Хаджи-Мурат» (1904) Предупреждение писателя

• И c грустью
тайной и
сердечной
• Я думал: Жалкий
человек,
• Чего он хочет!
Небо ясно,
• Под небом
места много
всем,
• Но
беспрестанно и
напрасно
• Один воюет он –
зачем?
М.Лермонтов

3. Словарь

• Газават – «священная война» мусульман против
«неверных», т.е. немусульман.
• Джигит – искусный и отважный наездник.
• Мюрид – послушник, последователь, ученик,
воспитываемый в духе беспрекословного
подчинения.
• Имам – титул верховного правителя у мусульман.
• Наиб – заместитель начальника или духовного лица.
• Мечеть – мусульманский храм.
• Мулла – служитель религиозного культа.

4.

• Портрет в литературе – изображение
внешности героя (черты лица, фигура, поза,
мимика, жесты, одежда) как одно из средств его
характеристики.
• Образ в литературе – явление, творчески
воссозданное в художественном произведении
(часто действующее лицо или литературный
герой).
• Деталь художественного произведения –
выразительная подробность, несущая
смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
• Композиция – расположение частей
произведения в определенной
последовательности.

5. «Чудный малиновый цветок…»


Я…заметил в канаве чудный
малиновый, в полном цвету, репей того
сорта, который у нас называют
«татарином». Я…принялся срывать
цветок. Но это было очень трудно: он
был так страшно крепок, что я бился с
ним минут пять, по одному разрывая
волокна… Я пожалел, что напрасно
погубил цветок, который был хорош в
своём месте, и бросил его.
«Какая, однако, энергия и сила
жизни, - подумал я. – Как он усиленно
защищал и дорого продал свою
жизнь».

6. Вступление

• Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным
чернозёмным полем. Я шёл наизволок по пыльной
чернозёмной дороге. Вспаханное поле было
помещичье, очень большое, так что с обеих сторон
дороги и вперёд в гору ничего не было видно, кроме
чёрного, ровно взборождённого, ещё не
скороженного пара. Пахота была хорошая, и нигде по
полю не виднелось ни одного растения, ни одной
травки, - всё было чёрно. «Экое разрушительное,
жестокое существо человек, сколько уничтожил
разнообразных живых существ, растений для
поддержания своей жизни,» - думал я, невольно
отыскивая чего-нибудь живого среди этого мёртвого
чёрного поля.

7. Власть

Хаджи-Мурат всегда верил в своё счастье. Затевая
что-нибудь, он был твёрдо уверен в удаче, - и всё
удавалось ему… Он представлял себе, как он с
войском, которое ему даст Воронцов, пойдёт на
Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как
русский царь наградит его, и он опять будет
управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй,
которая покорится ему…(Гл. 4)
…Я связан, и конец верёвки у Шамиля…(Гл. 13)

8. Толстой о своих героях

«Меня здесь занимает не один Хаджи-Мурат с его
трагической судьбой, но и крайне любопытный
параллелизм двух главных противников той эпохи –
Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы
два полюса властного абсолютизма – азиатского и
европейского».
Л.Толстой

9. Портрет Николая

Длинное белое лицо с огромным покатым лбом, выступавшим
из-за приглаженных височков,…было сегодня особенно холодно
и неподвижно. Глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее
обыкновенного, сжатые губы из-под загнутых кверху
усов…придавали его лицу выражение недовольства и даже
гнев…
…Как ни привык Николай к возбуждаемому им в людях ужасу,
этот ужас был ему всегда приятен…
…Не согласиться с распоряжением Николая – значило
лишиться всего того блестящего положения, которое он
[Бибиков] приобретал сорок лет и которым пользовался. И
потому он покорно наклонил свою чёрную седеющую голову в
знак покорности и готовности исполнения жестокой, безумной и
нечестной высочайшей воли.

10. Портрет Шамиля

• …Бледное, окаймлённое подстриженной рыжей
бородой лицо его с постоянно сощуренными
маленькими глазами было, как каменное,
совершенно неподвижно. (Гл. 19)
• …Он [Хаджи-Мурат]…видел перед собой…бледное, с
рыжей бородой и прищуренными глазами, лицо врага
своего Шамиля. (Гл. 25)

11. Предупреждение писателя

Недопустимо применение любого насилия,
зла, жестокости и их высшего проявления деспотической власти.
.

12. «Солдатство было как смерть…»


… В тот самый день, когда Петруха Авдеев кончался в
Воздвиженском госпитале, его старик отец, жена брата, за
которого он пошёл в солдаты, и дочь старшего брата, девканевеста, молотили овёс на морозном току…
• … Солдатство было как смерть…
…« А ещё, милое моё дитятко, голубок ты мой Петрушенька,
выплакала я свои глазушки, о тебе сокрушаючись. Солнушко
моё ненаглядное, на кого ты меня оставил…»
… Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что
Петруха убит на войне, «защищая царя, отечество и веру
православную»…

13. Предупреждение писателя

• Причины возникновения войн на почве
религиозного фанатизма – неприятие чужой
религии, отрицание её законов, возвышение
законов своей веры над остальными.

14. «О ненависти к русским никто не говорил…»


Фонтан был загажен, очевидно, нарочно, так что воды нельзя
было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с
муталимами очищал её…
О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое
испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее
ненависти…
Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и
восстановить с страшными усилиями всё с такими трудами
заведённое и так легко и бессмысленно уничтоженное, ожидая
всякую минуту повторения того же, или, противно религиозному
закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться
им…(Гл. 17)

15. Реквием

…Соловьи,
смолкнувшие
во время
стрельбы,
опять
защёлкали,
сперва один
близко и потом
другие на
дальнем
конце…

16. Предупреждение писателя


Созидание выше разрушения.
Люди разных национальностей способны найти
общий язык.
• Недопустимо ставить в вину национальную
принадлежность, принадлежность к тому или иному
вероисповеданию.
• Люди могут и должны быть едины в своём
стремлении к добру.
«Когда народы, распри позабыв, в великую семью
соединятся…»
А.С.Пушкин

17. «…весь кустик переехан был колесом…»


Куст «татарина» состоял из трех
отростков. Один был оторван, и,
как отрубленная рука, торчал
остаток ветки. Цветки…когда-то
были красные, теперь же были
черные… Видно было, что весь
кустик был переехан колесом,
…но все-таки стоял. Точно
вырвали у него кусок тела,
вывернули внутренности,
оторвали руку, выкололи глаз. Но
он все стоит и не сдается
человеку, уничтожившему всех его
братий кругом его.
«Экая энергия! – подумал я. –
Все победил человек, миллионы
трав уничтожил, а этот все не
сдается».

18. Предупреждение писателя

• Толстой предупреждает о недопустимости
разжигания войны по любым причинам, тем
более войны на религиозной почве, жестокой
и бессмысленной бойни;
• Толстой проповедует уважение к человеку
любой национальности и вероисповедания;
• Толстой призывает к единению и мирному
существованию.

19. Без комментария…

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

• …Один воюет он –
•З А Ч Е М ?
English     Русский Правила