1.17M
Категория: ПсихологияПсихология

Характер и темперамент человека

1.

Характер и темперамент
человека

2.

• Характер - это совокупность относительно
устойчивых свойств, которые проявляются в
действиях и поступках.

3.

• Не каждый поступок или намерение человека
полно и точно выражает его характер. Человек
совершает разные поступки. Многие из них
являются случайными, не свойственными ему. Так,
если вы однажды не уступили место в автобусе
пожилому человеку, это ещё не означает, что вы
проявили к нему неуважение. Возможно, вы плохо
себя чувствовали.
• Но если в подобных ситуациях вы так поступаете
всегда, то это уже характерный для вас поступок,
который стал скверной привычкой,
свидетельствующей о невоспитанности.

4.

• Характер определяется не только тем, что
человек делает, но и тем, как он это делает,
какие цели ставит перед собой. Слова,
жесты, действия, если относиться к ним
внимательно, рассказывают о поведении в
целом и позволяют понять характер
человека.

5.

• Каждая эпоха, каждая культура порождает
свои характеры. Типичные черты характера,
общие для многих людей, определяются
теми историческими условиями, в которых
они живут и действуют.

6.

• Вместе с тем характер как индивидуальная
особенность личности порождается
своеобразными, неповторимыми
ситуациями, в которых проходит жизнь
человека, осуществляется его воспитание и
самовоспитание.

7.

• Свойства и устойчивые отношения человека
обычно называют чертами его характера.
Характер включает две основные группы черт.
• К первой группе относятся те черты, в которых
проявляются отношения человека к
окружающей действительности, к другим
людям и к самому себе, к порученному делу.
• Ко второй группе относятся волевые черты,
определяющие умение и готовность управлять
своим поведением.

8.

• Характер состоит из основных двух групп
черт:
• 1.Черты, в которых проявляются отношения
человека к окружающей действительности,
к другим людям и к самому себе, к
порученному делу.
• 2.Волевые черты, определяющие умение и
готовность управлять своим поведением.

9.

• Известный швейцарский психолог К. Г. Юнг
(1875—1961) выделил два основных типа
характера. Они различаются
преобладающей направленностью на
внешний или на внутренний мир человека.

10.

Направленность человека
Внешний
мир
(экстраверт)
Внутренний
мир
(интроверт)

11.

12.

13.

• Первый тип составляют экстраверты (от лат.
extra — вне, снаружи и verto — обращаю)
— люди, главные интересы которых
обращены на внешний мир и деятельность
в нём. Таких людей отличают активность,
общительность, стремление достигнуть
успеха и общественного признания,
преимущественное внимание к
окружающим предметам и их свойствам.

14.

• Второй тип — это интроверты (от лат. intro —
внутрь и verto — обращаю), главный интерес
которых направлен на их внутренний мир, на
ход мыслей и переживаний. Такие люди
стараются избегать чрезмерного общения и
склонны к самоуглублению; вещи и внешние
признаки успеха их мало интересуют. В
«чистом» виде экстравертные и интровертные
характеры встречаются нечасто; обычно
соответствующие черты характера
преобладают в том или ином отношении.

15.

• В зависимости от степени развития
волевых черт разделяют сильные и слабые
типы характера. Слабохарактерность —
отрицательное качество, даже если оно
сочетается с добрыми намерениями и
правильным пониманием стоящих задач.
Без должной настойчивости,
последовательности и упорства ни одна
поставленная цель так и не будет
достигнута.

16.

• Характер не даётся человеку полностью
готовым от природы. Правда, он начинает
проявляться уже у маленьких детей, которые,
как правило, стараются всё делать по-своему.
Упрямство, свойственное детям, особенно в
возрасте около трёх лет, является первым
ростком будущего характера. Конечно, пустое
упрямство — неприятная черта, но важно то,
что в упрямстве ребёнок подчёркивает свою
самостоятельность. Со временем оно может
развиться в такую важную черту характера, как
упорство в достижении поставленной цели.

17.

• Твёрдый характер означает способность
человека противостоять внешним
влияниям, вырабатывать собственное
понимание того, что нужно делать, и
последовательно добиваться намеченного.
Такой характер позволяет человеку быть
самостоятельной личностью.

18.

• Человек со сложившимся твёрдым
характером способен осуществлять
самоформирование. Он может выявить
собственные недостатки и будет стараться
устранить их, одновременно усиливая те
положительные качества, которые даны
ему от природы.

19.

• А. В. Суворов от
рождения был очень
болезненным.
Закаляясь и тренируясь,
он смог укрепить своё
здоровье и вместе с тем
воспитать в себе
мужество,
решительность и
находчивость, которые
позволили ему стать
талантливым
военачальником.

20.

• Таким образом, характер человека
основывается на природных задатках и
формируется в конкретных жизненных
обстоятельствах. Вместе с тем главную роль в
формировании характера личности играет её
осознанное и ответственное отношение к
себе, умение ставить перед собой чёткие
задачи. Эти задачи связаны с учёбой, трудом, с
налаживанием хороших отношений с людьми,
а также с развитием своих способностей и
неустанной работой над собой.

21.

• Все люди отличаются друг от друга
особенностями поведения: одни —
подвижны, энергичны, другие —
медлительны; одни —эмоциональны,
другие — спокойны. Подобные признаки
поведения личности называются
динамическими.

22.

• Темперамент — это совокупность
индивидуальных особенностей, которые
придают своеобразие поведению и
деятельности человека, характеризуют
степень его жизненной активности.

23.

• Учение о темпераменте берёт начало в
далёком прошлом. Ещё древнегреческий
врач Гиппократ говорил о существовании
теории темпераментов.

24.

• Темперамент —
врождённая
характеристика
человека. Она
проявляется с самого
рождения и почти не
изменяется в течение
жизни. Выдающийся
русский физиолог И. П.
Павлов (1849—1936)
научно объяснил
происхождение
темперамента.

25.

• По его мнению, в основе
темперамента лежит тип
нервной системы, который
человек наследует от своих
родителей.
• Работа нервной системы
определяется прежде всего
соотношением её основных
процессов — возбуждения и
торможения.
Процессы
возбуждения и торможения у
разных людей неодинаково
сильны. В зависимости от
этого учёный выделил два
типа
нервной
системы:
сильный и слабый.
• Важную роль играют и такие
особенности
нервной
системы,
как
её
уравновешенность
или
неуравновешенность,
а
также подвижность или
инертность. В зависимости
от соотношения данных
признаков и различаются
типы темперамента.

26.

Характеристика типов темперамента
• 1. Сангвиник
• Человек подвижен, весёлый, общительный,
легко сходится с людьми. Его отличает
доброта, желание прийти на помощь. Он
активен, энергичен, охотно берётся за дело,
но может не довести его до конца.
Напряженная домашняя, умственная и
физическая работа его быстро утомляют.

27.

• 2. Холерик
• Человек быстрый, порывистый, с большой
жизненной энергией. Его чувства быстро
вспыхивают и также быстро затухают.
Иногда они вспыльчивы, несдержанны,
крикливы. Он может с радостью браться за
какое-либо дело, но не надолго, особенно
за то, которое требует концентрации
внимания длительное время.

28.

• 3. Флегматик
• Спокоен, медлителен, никуда не спешит,
сдержанный, его трудно «вывести из себя».
Настойчивый и упорный работник.

29.

• 4. Меланхолик
• Чувствительный, обидчивый, легко
ранимый, голос тихий. Если он переживает,
то долго, сильно. Тяжело переносит
неудачи. Он сдержан, не говорит лишнего,
дорожит хорошими отношениями с
окружающими людьми.

30.

• Итак, мы охарактеризовали типы темперамента. Теперь
вы легко сможете определить как собственный
темперамент, так и темперамент близких вам людей.
• Между тем далеко не все люди являются «чистыми»
представителями какого-то одного из основных
темпераментов. У большинства из них особенности
одного темперамента сочетаются с характерными
признаками другого. В одних жизненных ситуациях у
человека проявляется, например, сангвинический тип, а
в других — флегматический. Или, скажем, человек
может быть холериком, но стремиться действовать как
сангвиник.

31.

• В каждом типе темперамента имеются
положительные и отрицательные стороны.
Исследования психологов показали, что
высоких результатов в своей деятельности
могут добиваться люди с разными
темпераментами.

32.

• При любом темпераменте существует и
опасность развития нежелательных черт
личности. Например, у холерика может
появиться несдержанность, резкость
поведения, у сангвиника — легкомыслие,
непоследовательность в делах, у
меланхолика — чрезмерная замкнутость,
застенчивость, у флегматика — пассивность,
вялость, безразличие.

33.

• Не следует оправдывать темпераментом то,
что является результатом невоспитанности.
Например, несдержанным и бестактным
может быть человек любого темперамента.
И в любом случае от этих качеств нужно
избавляться. Поэтому важно найти
применение положительным сторонам
своего темперамента и научиться
сдерживать или преодолевать связанные с
ним отрицательные черты.

34.

Некоторые выводы
• 1. Характер проявляется в поступках и действиях.
• 2. В зависимости от того, направляется внимание
человека преимущественно на внешний мир или на
внутренний, различают два типа характера —
экстраверты и интроверты.
• 3. Волевой человек способен преодолевать
отрицательные черты своего характера, не
допускать возникновения вредных привычек.
• 4. От темперамента зависит своеобразие поведения
и деятельности человека, степень его жизненной
активности.

35.

Сущность познания

36.

• 6. В чем состоит проблема познаваемости
мира?

37.

• Познание — это усвоение переживаемого
с целью нахождения истины.
• В познании содержится оценка, которая
опирается на опыт. Результатом процесса
познания становится получение знания.

38.

• Понятия «знание» и «информация» часто
отождествляются. На деле знание всегда
представляет информацию, но не всякая
информация есть знание. Информация становится
знанием, когда она переработана субъектом.
• В основе превращения информации в знание лежит
целый ряд закономерностей, регулирующих
деятельность мозга, и различных психических
процессов, а также разнообразных правил,
включающих знание в систему общественных
связей, в культурный контекст определенной эпохи.

39.

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ
ПРОБЛЕМА.
Агностицизм
(И. Кант)
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Рационализм
(Р. Декарт)
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Большинство
Мир познать невозможно
Решающую роль играют опыт,
эксперимент
Решающую роль играют
мыслительные операции
Решающую роль играют ощущения и
восприятия
Мир познаваем и познание есть
единство чувственного и
рационального

40.

• Выделяют два вида познания —
чувственное и рациональное.
• Чувственное познание - процесс
использования органов чувств, благодаря
которому возникает ощущение и
восприятие материальных объектов.
Исходным элементом чувственного
познания выступает ощущение — реакция
человеческого организма на раздражение.

41.

• Как известно, у человека есть пять органов
чувств — зрение, осязание, слух, вкус,
обоняние.
• Они воспринимают информацию в виде
ощущений, которые затем перерабатываются
нервной системой и мозгом человека. При
этом совершается качественное изменение:
ощущение переходит в сознание. Этот процесс
называется чувственным восприятием.

42.

• Образ предмета означает возникновение
его идеального отражения в сознании.
Ощущение, следовательно, представляет
субъективный, идеальный образ предмета,
поскольку отражает воздействие предмета
через «призму» человеческого сознания.

43.

• В ощущении начинает отражаться
объективная связь ощущающего субъекта с
теми вполне определенными явлениями, с
которыми взаимодействует данный
субъект. Мы ощущаем форму, цвет,
близость предмета, его расположение в
пространстве и т.д. и даем ему оценку.

44.

• Концепция, утверждающая чувственное
происхождение нашего познания, получила
в философии наименование сенсуализма
(от лат. зетш — чувства). Действительно,
сознание человека опирается на
непосредственный контакт органов чувств и
материальных объектов.

45.

• Материалисты утверждают, что мы не
могли бы ничего знать о данном предмете,
если бы никто и никогда его не видел.
Идеалисты же говорят, что человек может
создавать представления о совершенно
фантастических объектах. Материалисты на
это отвечают, что какими бы нереальными
ни были фантазии, они выступают
причудливым сочетанием образов
реальных объектов.

46.

• Ощущения дают нам самую первую форму
образного отражения предмета. Образ —
идеальная форма отображения предмета
или явления в их непосредственно
наблюдаемой целостной форме. Если мы
видим только часть предмета, например,
стену дома, то все равно воспринимаем
дом как единое целое.

47.

• Восприятие — это целостный образ
материального предмета, полученный
посредством наблюдения. Восприятие не
есть простая сумма ощущений. Оно
существует как совокупность
разнообразных проявлений предмета,
связанных с познавательной и
практической деятельностью. Таким
образом, восприятие — процесс активный,
творческий.

48.

• Многократно воспринимая предметы,
человек закрепляет восприятие в памяти.
Он может вспоминать восприятие и образ в
отсутствие предмета — так возникает
представление о предметах. Таким образом
представление — это восприятие
человеком предмета в целостности даже в
случае, когда он его целиком не ощущает.

49.

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Ощущение
Элементарное отражение отдельных
сторон и свойств явлений и предметов
Восприятие
Целостный образ внешнего мира,
формирующийся на основе ощущений
Представление
Образ предмета, возникающий на
основе предшествующих ощущений и
восприятий

50.

• В настоящее время благодаря развитию
образования существует возможность
пользоваться чувственным опытом других
людей, познавать то, что в данный момент
нами не ощущается. Большую роль в этом
играет язык, и не только как средство
передачи информации, но и как средство
передачи знаний. В языке сформулированы
конкретные понятия, которые изначально
создают идеальный образ предмета.

51.

• Следовательно, чувственное восприятие зависит и
от языка, и от понятийного аппарата, используемого
человеком в его практической и познавательной
деятельности. В то же время понятие есть результат
исторического опыта человечества и отдельных
социальных групп. Значимость понятий проявляется
тогда, когда они соединяются с осознанием
возможности их практического использования. При
этом понятия, приобретенные людьми в процессе
обучения, постоянно сопоставляются с реальной
практикой, проверяются и уточняются.

52.

• Рациональное познание — это необходимый
этап познавательной деятельности,
следующий за чувственным восприятием
предмета.
• Человек осмысливает полученные ощущения,
стремится проникнуть в суть вещей. На этапе
рационального познания в познавательный
процесс включаются не только чувства, но и
разум, мышление. В ходе рационального
познания приобретаются разнообразные
знания.

53.

• В обыденной жизни мы сталкиваемся с
реальными предметами,
воспринимаемыми с помощью органов
чувств. Но в то же время мы соотносим эти
предметы с подобными им по виду,
выделяем отличительные, характерные
черты, отношения между объектами. При
этом знание приобретает обобщенную
форму и понятийное выражение.

54.

• Все несущественное, второстепенное для
данного отношения или предмета должно
быть отброшено в сторону. Знания должны
быть свободны и от чисто личных,
индивидуальных моментов, они должны
иметь объективное значение для
множества людей.

55.

• Абстрагирование – свобода знаний от
личных, индивидуальных моментов,
объективное значение для множества людей.
• При абстрагировании человек исходит из
объективных, действительных свойств
объектов и явлений и из их реальных
соотношений, фиксирует их действительное,
независимое от своего сознания,
существующее единство.

56.

• В процессе познания наряду с
рациональными операциями
осуществляются и нерациональные. Это не
означает, что они несовместимы с
рациональностью. Нерациональные
операции не зависят от воли и сознания
человека. Такими нерациональными
операциями выступают творчество и
интуиция.

57.

• Творчеством называется процесс принятия
нестандартных решений.
• С точки зрения Канта, рациональная
деятельность, например, научная, — удел в
лучшем случае, таланта, но подлинное
творчество, доступное великим пророкам,
философам или художникам, — всегда удел
гения. Некоторые философы относили
творчество к сфере бессознательного,
признавали его несовместимость с
рациональным познанием.

58.

• Механизмы творчества до сих пор изучены еще
недостаточно. Тем не менее можно с
определенностью сказать, что творчество
представляет собой продукт биосоциальной
эволюции человека.
• Способность к творчеству представляет собой
систему взаимосвязанных операций,
осуществляемых различными участками мозга. С их
помощью вырабатываются чувственные образы и
абстракции, осуществляется переработка
информации, ее хранение в системе памяти, вызов
хранимой информации из памяти, группировка и
комбинирование различных образов и абстрактных
знаний и т.д.

59.

• Особую роль в переработке информации играет
память, т.е. хранение ранее полученной
информации.
• Она включает оперативную память, постоянно
используемую в познавательной и предметнопрактической деятельности, краткосрочную
память, которая через небольшие интервалы
времени может быть задействована для решения
часто повторяющихся однотипных задач, и
долгосрочную память, хранящую информацию,
которая может понадобиться через большие
интервалы времени для решения относительно
редко возникающих проблем.

60.

• Любой человек в той или иной мере обладает
творческими способностями, т.е.
способностями к выработке новых приемов
деятельности, овладению новыми знаниями,
формулировке проблем. Каждый ребенок,
познавая окружающий мир, овладевая
языком, нормами поведения и культурой, по
существу, занимается творчеством. Но с точки
зрения взрослых, он овладевает уже
известным, обучается уже открытому,
проверенному.

61.

• Интуиция - внутреннее зрение, особая
высшая способность ума.
• Но механизм интуиции до сих пор не был
выявлен.

62.

Этапы интуиции
• 1) накопление и бессознательное
распределение образов и абстракций в
памяти;
• 2) неосознанное комбинирование и
переработка накопленных абстракций,
образов и правил в целях решения
определенной задачи;
• 3) четкое осознание задачи;
• 4) неожиданное для человека нахождение
решения задачи.

63.

• Часто решение приходит тогда, когда
человек занят совершенно другим делом
или даже спит. Известно, что Менделеев
увидел свою периодическую таблицу
элементов во сне. Но этому
предшествовала долгая упорная работа.

64.

• Важнейшие элементы процесса познания — это
объяснение и понимание. Они не могут
существовать обособленно и должны дополнять
друг друга.
• Объяснение представляет собой переход от общих
знаний к более конкретным. Оно устанавливает
более глубокие и прочные связи между
различными системами знаний, что позволяет
включать в них новые знания о явлениях природы.
Объяснение рассматривает факты, события,
процессы, существовавшие в прошлом, позволяет
осуществлять предвидение и предсказание
будущих ситуаций и процессов.

65.

• Виды объяснения:
• 1) структурное объяснение, отвечающее на
вопрос, как устроен объект;
• 2) функциональное объяснение,
отвечающее на вопрос, как действует и
функционирует объект;
• 3) причинное объяснение, отвечающее на
вопрос, почему возникло данное явление.

66.

• Причем одно и то же явление может
объясняться с разных позиций в
зависимости от теоретических взглядов.
• Для понимания какого-либо явления его
нужно объяснить. Но объяснение бывает
понятным или непонятным.

67.

• Существует особая наука о понимании —
герменевтика. В ней сформулированы основные
положения процесса понимания. Чтобы понять
письменный или устный текст, надо понимать
смысл и значение каждого слова, каждого понятия,
каждого предложения или текстового отрывка. Но, с
другой стороны, чтобы понять эти элементы текста,
необходимо понимать смысл и значение
содержащего их контекста, так как смысл и
значение частей зависят от смысла и значения
целого. Эта сложная зависимость получила
название «герменевтический круг»

68.

Этапы понимания
• 1) интерпретация — первоначальное
приписывание информации смысла и значения;
• 2) реинтерпретация — уточнение и изменение
смысла и значения;
• 3) конвергенция — объединение, слияние прежде
разрозненных смыслов и значений;
• 4) дивергенция — разъединение прежде единого
смысла на отдельные части;
• 5) конверсия — качественное видоизменение
смысла и значения, их радикальное
преобразование.

69.

• Процесс понимания состоит не только в
усвоении уже выработанных другими
людьми или эпохами знаний, но и в
конструировании на основе ряда сложных
преобразований принципиально новых
знаний, не существовавших ранее. В таких
случаях понимание носит творческий
характер и представляет собой переход от
интуитивного мышления к рациональному
познанию.
English     Русский Правила