2.89M
Категория: ИскусствоИскусство

Модернизм

1.

Модернизм
Составитель - Хаталах О.В.,
учитель истории Донецкого лицея № 37

2.

Понятия «модерн» и «модернизм»
• Модерн (от франц. moderne — • Модерни́зм (итал. modernismo —
современный), ар-нуво (фр. art nouveau, «современное
течение»;
букв.
«новое от
латинского
modernus

искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil «современный,
недавний»)

— «молодой стиль») — художественное направление в искусстве конца XIX —
направление в искусстве, наиболее начала XX века, характеризующееся
распространённое в последней декаде разрывом
с
предшествующим
XIX — начале XX века (до начала Первой историческим
опытом
мировой войны). Его отличительными художественного
творчества,
особенностями является отказ от стремлением
утвердить
новые,
прямых линий и углов в пользу более нетрадиционные начала в искусстве,
естественных, «природных» линий, непрерывным
обновлением
интерес
к
новым
технологиям художественных форм, а также
(например,
в
архитектуре), условностью
(схематизацией,
расцвет
прикладного
искусства. отвлечённостью) стиля.
Предшественник модернизма

3.

Модернизм в искусстве – тенденции
• Импрессионизм
• Экспрессионизм
• Нео-импрессионизм
• Постимпрессионизм
• Фовизм
• Кубизм
• Футуризм
• Абстрактное искусство
• Дадаизм
• Сюрреализм

4.

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)
Эдвард Мунк «Крик» (1893)
• Важно выражение эмоционального
состояния автора (а не отображение
окружающей действительности)
• Реакция на Первую мировую войну восприятие действительности через призму
таких эмоций, как разочарование, тревога,
страх
• Принцип выражения преобладает над
изображением
• Распространены мотивы боли и крика.
• Родина – Германия и Австрия

5.

Театр и танец
• Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют
обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный
герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры
отца.
• К примеру, в пьесе Оскара Кокошки «Убийца, надежда женщин» (поставлена
в 1909) упор сделан не на окружающем мире, а на психическом состоянии
индивида, который изливает свою душу в длинных монологах. Его сложные
для понимания речи выявляют душевный диссонанс и неспособность найти
общий язык со старшими.
• Россия (пьесы Л. Андреева), Мейерхольд (биомеханика), США (Юджин
О’Нил).
• Мир балета с эстетикой экспрессионизма впервые познакомил Вацлав
Нижинский; его постановка балета «Весна священная» (1913) обернулась
одним из самых грандиозных скандалов в истории сценического искусства.

6.

Экспрессионизм в кино (ярко – Германия
1920 – 1925 гг.)
• Шок поражения в Первой мировой войне и относительная изоляция
немецкой киноиндустрии.
• В начале 1920-х наиболее востребованы в кинозалах были истории
безумия, предательства, криминальных заговоров.
• Отправной точкой немецкого киноэкспрессионизма стал фильм
«Кабинет доктора Калигари» (1920). Изменённое состояние психики
главного героя, которого обуревают чувства тревоги, страха
и затаённой угрозы, в фильме передаётся деформированными, крайне
стилизованными декорациями. Успех этого фильма ускорил
вхождение кинематографа в число общепризнанных видов искусства;
ранее в нём видели способ приятно провести вечером время в
хорошей компании.

7.

Экспрессионизм в архитектуре
• Использовали для самовыражения новые технические
возможности, которые им предоставляли такие материалы, как
усовершенствованный кирпич, сталь и стекло.
• Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой
природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят
зародыш архитектурной бионики.

8.

Нео-импрессионизм (пуантилизм)
• Течение в живописи, возникшее
во Франции около 1885 г.
• Основные представители Ж.
Сёра иП. Синьяк. Термин ввёл
критик Феликс Фенеон в статье
для бельгийской газеты «L’art
Moderne» («Современное
искусство»), чтобы отличать
творчество Сёра
от импрессионистов.
• Впоследствии стиль Сёра также
получил название «пуантилизм»
(от фр. point — точка).

9.

Постимпрессионизм
• Термин, принятый в искусствознании для обозначения
магистральной линии развития французского искусства второй
пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.
• Художники этого направления отказывались изображать только
зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное
впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её
основные, закономерные элементы, длительные состояния
окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом
подчас прибегая к декоративной стилизации.
• К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи
относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн.

10.

Поль Гоген «Автопортрет»
Поль Сезанн «Натюрморт»

11.

Фовизм (от фр. fauve — дикий).
Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года.
Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих
живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую
их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Сами художники никогда не признавали над собой
данного эпитета.
• Лидерами направления можно
назвать Анри Матисса и Андре Дерена.
• К отличительным чертам фовистов
принадлежит динамичность мазка,
стихийность, стремление к эмоциональной
силе. Силу художественного выражения
создавал яркий колорит, чистота и резкость,
контрастность цветов, интенсивно
открытые локальные цвета, сопоставление
контрастных хроматических плоскостей.
Дополняет образ острота ритма. Для
фовизма характерно резкое обобщение
пространства, объема и всего рисунка,
сведение формы к простым очертаниям
при отказе от светотеневой
моделировки и линейной перспективы.
• А. Матисс «Открытое окно»

12.

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде
всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся
использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить»
реальные объекты на стереометрические примитивы.
• «Авиньонские девицы» —
первая
картина кубического периода
Пикассо, написана в 1907 году.
Вдохновением для данной
картины, возможно послужила
картина Поля
Сезанна «Купальщицы», а
также выставка иберийской
скульптуры, прошедшая в
Париже в 1906 году.

13.

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских
движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов
интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые
слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката
и афиш.
Туллио Крали «Погружаясь в городское
пространство» (1939) - аэроживопись
Умберто Боччони «Улица входит в
дом» (1911 г.)

14.

Абстрактное искусство(лат. abstraction — удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство —
направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм
в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью
изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство
полноты и завершенности композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир
Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.
• Василий Кандинский
«Поперечная линия»

15.

Дадаи́зм, или дада — авангардистское течение в литературе, изобразительном
искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в
нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1922 годы.
В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии —
с экспрессионизмом. Некоторые теоретики искусства считают, что из дадаизма берёт своё
начало постмодернизм.
• Основатель течения поэт Тристан
Тцара: «На языке негритянского
племени Кру, — писал Тцара в
манифесте 1918 года, — оно означает
хвост священной коровы, в некоторых
областях Италии так называют мать,
это может быть обозначением
детской деревянной лошадки,
кормилицы, удвоенным
утверждением в русском и
румынском языках. Это могло быть и
воспроизведением бессвязного
младенческого лепета. Во всяком
случае — нечто совершенно
бессмысленное, что отныне и стало
самым удачным названием для всего
течения»
Ханс Арп «Портрет Тристана Тцара» (1915 г.)

16.

Сюрреали́ зм (фр. surréalisme) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920х во Франции. Отличается использованием иллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Предшественником считают И. Босха
Иероним Босх «Сад земных
наслаждений» («Музыкальный Ад»)
• Весной 1917 г. Гийом
Аполлинер придумал и впервые
употребил термин «сюрреализм» в
своём манифесте «Новый дух»,
написанном к скандально
нашумевшему балету «Парад».
Этот балет был совместной работой
композитора Эрика Сати,
художника Пабло Пикассо,
сценариста Жана Кокто, и
балетмейстера Леонида Мясина:
«В этом новом союзе ныне
создаются декорации и костюмы, с
одной стороны, и хореография — c
другой, и никаких фиктивных
наложений не происходит. В
„Параде“, как в виде
сверхреализма (сюрреализма), я
вижу исходную точку для целого
ряда новых достижений этого
Нового духа».

17.

Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим
«преемником на Земле», тем самым неформально передав линию
преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него,
таким как, например, Виженари арт
• Сальвадор Дали «Постоянство
памяти» (1931 г.)

18.

Архитектура
• Архитектурный модернизм включает
такие архитектурные направления, как
европейский функционализм 20—30-х
годов, конструктивизм и рационализм в
20-х годах СССР, движение «баухауз» в
Германии,
архитектурный
ар-деостиль,
интернациональный
стиль,
брутализм,
органическая
архитектура. Таким образом, каждое из
этих явлений — суть одна из ветвей
общего
дерева,
архитектурного
модернизма.
• Основные представители архитектурного
модернизма — это пионеры
современной архитектуры Вальтер
Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван
Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар
Аалто, Оскар Нимейер, а также
некоторые другие.
Основные принципы
архитектурного модернизма:
— использование самых
современных строительных
материалов и конструкций,
— рациональный подход к
решению
внутренних
пространств
(функциональный подход),
— отсутствие тенденций
украшательства,
принципиальный отказ от
исторических реминисценций
в облике сооружений,
— их «интернациональный»
характер.

19.

Использованные источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Модернизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экспрессионизм
https://artchive.ru/artists/62157~Oskar_Kokoshka
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экспрессионизм_(кино)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_венская_школа
http://muzofon.com/search/экспрессионизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Неоимпрессионизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фовизм
http://www.staratel.com/pictures/matisse/pic120.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиньонские_девицы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Футуризм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэроживопись
https://ru.wikipedia.org/wiki/Абстракционизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дадаизм
http://artuzel.com/ru/content/дадаизм-dadaisme
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сюрреализм
http://www.zdanija.ru/TermsM4/p2_articleid/2071
English     Русский Правила