Похожие презентации:
Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX и XX веков)
1. Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX и XX веков)
Автор работы:Коновалов Арсений,
ученик 11 кл. МКОУ «СОШ № 17»
п.Солнечнодольск
2. Проблемный вопрос:
•Влияли ли мысли русскихфилософов конца XIX-начала
XX в.в на общественно –
политическую и культурную
жизнь?
3. Цели исследования:
•Изучить труды русских философоврубежа веков.
•Показать влияние их мыслей на
культуру и общественную жизнь.
•Оформить исследования в виде
презентации.
4. Методы исследования:
•Анализ•Синтез
•Описание
5. План действий:
•Подготовительная часть:-выбор темы
-определение целей
-определение списка материалов
• Поисково – исследовательская часть:
-сбор и систематизация материалов
-проведение исследования
•Заключительная часть:
-подготовка проекта, составление презентации
-защита проекта
6.
• За последние две тысячи лет своегосуществования человек не изменился ни
морфологически, ни психофизиологически. В
организме человека не появилось ни одного нового,
важного и общего для всех людей признака,
который позволил бы разделить человеческий род
на предков и потомков. Не изменилось и сознание,
менялись только его формы. Все, чем люди XХ
столетия отличаются от допотопного человека,
- это отношение к культуре, ее наследию.
7. Н. Бердяев
• По словам Н. Бердяева, в России, на рубеже веков,подрастало «хулиганское поколение». Вакуум
интеллектуальной и духовной жизни
стремительно заполнялся модернистскими
(популистскими) идеями, восточной мистикой,
пессимизмом.
В этой связи интересно посмотреть , как же
воспринимали происходящие события, да и мир
вообще, русские философы этого времени.
8. В.В. Соловьев
• Многие художественные открытия и философские идеи ХХ векабыли предсказаны выдающимся философом, поэтом,
переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900).
Он верил в спасительную силу Красоты (вспомним
«положительное всеединство» - Красота, Добро и истина. Об
этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок в
молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано
было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» воплощение вечно - женственного начала в мистических образах
Души Мира, Премудрости Божией, Софии Соловьев был склонен к
активному использованию символов, загадочных по смыслу, но
определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки
зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую,
иллюзорную действительность.
9.
Стихотворение В.Соловьева 1892 года – яркая иллюстрацияэтих взглядов:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете
Философские образы Соловьева породили творческий отклик у
его последователей – символистов.
10. Д. Мережковский
• Сборники «Грядущий хам» (1906) и «БольнаяРоссия» (1910) – не только источники сведений по
вопросам религиозной, нравственной и
политической жизни России первого десятилетия
ХХ в. Они интересны и как выражение взглядов
писателя и религиозного философа на время и
тенденции общественного развития, взглядов ,
«погруженных в жизнь» дух того времени.
11. «Что то есть в русской жизни, - воскликнул Мережковский, - чего уже нет или еще нет в русской литературе, в слове. Жизнь ушла в
бессловную глубь.Теперь то что пишется, значительнее того, что
печатается; то, что говориться, - того, что
пишется, и, наконец, то, что умалчивается, - того,
что говорится. Теперь, - что у кого болит, тот о
том не говорит: сказать – язык не поворачивается,
написать – рука не подымается, где уж тут
печатать». Мы должны понять раз и навсегда,
обратился он к думающей России , что «не Россия
для революции, а революция для России».
12. Мережковский остро осознавал, что никогда и нигде, как в России, не была опрокинута, «вывернута наизнанку» христианская истина
о жизни. Все, чтоможно было сделать, сделано, чтобы
доказать, что религия есть реакция, а
революция есть антирелигия!
13. С.Н. Булгаков
• Сергей Николаевич Булгаков – русский религиозный философ ибогослов, экономист. Родился 16 июля 1871 г. в семье священника.
В 1894г. Окончил юридический факультет Московского
университета. Был профессором политэкономии. Вот его
знаменитое высказывание::
«Человек создан по образу и подобию Божию. Это значит, что во
всей духовной его природе запечатлен образ пресвятой Троицы.
Сотворим человека по образу нашему и подобию. Так говорит
слово Божие, указуя этим множественным числом именно на
триипостасность.. Божества и триединство образа Божия, - он же
и образ человеческий. Вполне естественно поэтому, если церковная
письменность полна исканиями этого образа триединства в
человеке, причем отцы Церкви видели его то в одних, то в других
чертах человеческого духа». То же самое он думал о России.
Булгаков считал что Россия, как и все, зависит от Бога. И
революция это очередная божья лепта, внесенная в жизнь страны.
14. Выводы:
• Время рубежа веков было временем внедрения всознание русского общества различных
философских идей, направлений, течений.
• В поисках объяснения происходящих в обществе
процессов все чаще становились обращения к
религиозной мысли.
• Искусство послужило художественной формой для
выражения философских идей.
• Новая литература призвана была стать
теургической, должна была явиться способом
установления мировой гармонии, способом
постижения истины. Как писал В.Иванов, «жрецы и
поэты были одно и то же».
15. Список использованной литературы
• Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.:Педагогика, 1997. – 416 с.: ил.
• Русская литература: Хрестоматия ист.-лит. материалов. – М.:
Просвещение,1993
• Мировая художественная культура. Библиотека электронных
наглядных пособий. 10-11 классы.- ГУ РЦ ЭМТО, 2003, ЗАО
«ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003
• Из истории русской философской мысли: Хрестоматия.- М.:
просвещение, 1993