Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина
Эволюция темы вольности и свободы
Тема свободы
1817 - 1819 гг.
Ода «Вольность» 1817 г.
«Деревня» 1819 г.
« К Чаадаеву» 1818 г.
«Во глубине сибирских руд…» 1827 г.
«Анчар» Работа над текстом
Композиционные части стихотворения
427.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

1. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина

2. Эволюция темы вольности и свободы

«Вольность» 1817 - абстрактное изложение
политических учений.
«К Чаадаеву»1818 - призыв к действию.
«Деревня»1819 - пропаганда.
«Кинжал» 1821- мысль о необходимости
борьбы и допустимости насилия во имя
справедливости.
«Птичка» - гуманистическая идея
«дарования свободы»
«Анчар»1828 - обобщение и исследование
источников рабства и его пагубного влияния
на развитие жизни.

3. Тема свободы

Что
для Пушкина
свобода?
Высшая
жизненная
ценность
Основа
дружбы
Условие
творчества

4. 1817 - 1819 гг.

Высшее общественное благо («хочу воспеть
Свободу миру»),
Цель («звезда пленительного счастья»),
Шаг к истине и мудрости («Я здесь, от
суетных оков освобождённый / Учуся в
Истине блаженство находить»),
Смысл поэтической «жертвы»(«Свободу лишь
учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей»),
Душевное состояние поэта («тайная
свобода»)
Точка зрения на мир, на людей и на самого
себя.

5. Ода «Вольность» 1817 г.

Каково настроение, чувство лирического
героя?
Какие чувства переполняют поэта?
Что является основой свободы по Пушкину?
Чем заканчивается ода?

6. «Деревня» 1819 г.

Представления о свободе и рабстве
конкретизируются. Речь идёт о русском
крепостничестве и о свободе русского
крестьянства.
«Барство дикое» и «Рабство тощее» явления, типичные для России.
Аллегорические образы рисуют предельно
обобщённый образ русской деревни
Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый»,
а торжество свободы связывает с волей царя.

7. « К Чаадаеву» 1818 г.

Кто адресат?
Чем он отличается от адресатов в
«Вольности» и «Деревне»?
Кого имел в виду поэт в стихе «недолго
нежил нас обман»?
На какие 3 части, соответственно
преобладающим в них формам глагольного
времени, можно разделить стихотворение?
О чём эти части?
Чем отличается понимание «свободы» в этом
стихотворении?
Что возникает в финале стихотворения?

8. «Во глубине сибирских руд…» 1827 г.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придёт желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные
затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И – лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! – цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.
Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя,
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы!
Она нагрянет на царей.
И радостно вздохнут народы!
А.И.Одоевский

9.

Тема – гражданская, тема верности идеалам юности
Жанр – гражданское и дружеское послание.
Средства поэтической выразительности:
-
Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов:
оковы, темницы, подземелье, затворы. Каторжные норы.
- Олицетворение абстрактных понятий:
Надежда… разбудит бодрость и веселье
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…
Свобода вас примет радостно у входа…
-
эпитеты: Гордое терпенье, Скорбный труд, затворы мрачные,
свободный глас.
-
Сравнение: Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
-Особенности стиха: аллитерация ( на «р»)
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье

10. «Анчар» Работа над текстом

Но человек ко древу яда
И тот безумно в путь потек
Но человек к анчару
страшному подходит
Верный раб
И тот послушно в путь потек.
Бедный раб
Но человека человек
в пустыню посылает.
Послал к анчару властным
словом
Послал к анчару
самовластно.
Послал к анчару
равнодушно
Послал к анчару властным
взглядом
Композиционный метод
построения стихотворения –
контраст:
Дерево смерти и идущий к
нему человек, раб - владыка
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки

11. Композиционные части стихотворения

1. описание анчара (1-5 строфы)
2. приказ владыки (1,2 строки 2-й
строфы)
3. описание судьбы раба (2-я половина
6-й
строфы, 7,8 строфы)
4. о царе ( 9 строфа)

12.

Ради чего
погиб бедный раб,
ради чего совершён его,
хотя бы и подневольный,
подвиг?
English     Русский Правила