2.18M
Категория: ЛитератураЛитература

Модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе

1.

Выполнила: ученица 11 класса,
МБОУ «Алагарская СОШ им.
Г.Д.Протодьяконова»
Сивцева Сардана

2.

На сегодняшний день остро встала проблема
нравственности, и обогащение духовного мира каждого
из нас на основе знакомства с лучшими образцами
литературы является необходимостью. Приобщение к
художественной литературе имеет огромное значение в
развитии высоконравственного человека. Так в наш XXI
век, в век развития современных технологий, проблема
чтения становится все актуальнее, и исследовательская
работа по творчеству любого писателя поможет нам
открыть мир литературы.
В данной работе наше внимание будет направлено на
исследование женских образов в русской литературе ,
начиная с XIX по XXI век , которые и выступают в качестве
объекта исследования .
Предметом является мотив полета литературных героинь
у писателей разных эпох.

3.

4.

Новизна: в данной работе нами впервые
предпринимается попытка рассмотрения
отдельного мотива, мотива полета литературных
героинь, в произведениях русской литературы и
устанавливается их модификация с XIX по XXI век.
Цель: выявить особенности мотива полета
литературных героинь разных эпох и проследить
за модификацией данного мотива в русской
литературе.

5.

Задачи: 1. Прочитать художественные произведения : пьесу " Гроза А.Н. Островского,
повесть "Ася", роман "Накануне" И.С. Тургенева, роман-эпопею " Война и мир", повесть
"Гранатовый браслет" А.И. Куприна, повесть Е.Я.Ильиной " Четвертая высота", роман "
Молодая гвардия" А.А. Фадеева, повесть-притчу "Мои посмертные записки" Ю.
Н.Вознесенской.
2. Познакомиться с литературоведческими терминами (мотив, образ), собирать
литературоведческий материал.
3. Изучить литературу о прочитанных произведениях.
4. Выявить в прочитанных произведениях мотив полета героинь, раскрыть своеобразие
данного мотива в каждом произведении.
5. Анализировать женские образы, связанные с мотивом полета, сопоставить их.
6. Сделать выводы по проделанной работе. Для реализации поставленных задач нами
была использована следующая система методов исследования:
- изучение и анализ теоретической, художественной и критической литературы;
- наблюдение
- сравнение
- анализ полученных данных
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут
быть использованы в качестве материала для анализа художественных произведений на
уроках литературы, дополнительных занятиях, а также для подготовки к экзаменам по
литературе.

6.

Мотив (фр. motif, нем. motiv от лат. moveo - двигаю) термин, перешедший в литературоведение из
музыковедения. Впервые термин зафиксирован в
«Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703). Понятие
мотива в литературоведении было впервые
теоретически обосновано в «Поэтике сюжетов» А.Н.
Веселовского (1913). Далее определение
конкретизировали: А.Бем, Б.В.Томашевский, А.А.Блок,
Б.Н.Путилов, Б.Гаспаров.
Мотив в литературоведении - это устойчивый
компонент произведений, обладающий повышенной
значимостью (семантической насыщенностью).

7.

• В русских народных сказках герои для путешествия используют другие средства:
волшебные предметы; животные и птицы.
• Сказочные и литературные герои поднимаются в воздух благодаря
удивительной фантазии человека, благодаря его вечному желанию преодолеть
Устное народное
земное притяжение, подняться над обыденной жизнью и ощутить настоящую
творчество
свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира.
• У Пушкина мотив полета встречаем в стихотворении "Узник",
написанном во время расцвета романтизма. Образ орла романтический символ. Это птица гордая (не дается в руки, не
приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи).
В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Следует
Первая половина
обратить внимание, что стремление к свободе у орла 19 века
врожденное, ведь он вскормлен в неволе.
• Данный мотив очень часто встречается в лирике А.А.
Фета. У него летают птицы, пчелы, бабочки. Летит,
проносится мимо нас со скоростью света время и любовь.
Полет у Фета — это и жизнь и смерть — то есть переход в
Вторая половина
19 века
другой мир.

8.

• Максим Горький << Песнь о соколе>>. В главных образах воплощены образы Ужа и Сокола,
как две формы жизни. Что бы ярче показать мужество и тягу к свободе борца, автор
противопоставляет Соколу Ужа, душа которого гниёт из-за своих же душевных качеств.
Горький выносит беспощадный приговор Ужу, а вместе с ним и всему обществу:
Первая половина <<Рождённый ползать- летать не может>>. Небо для Ужа - пустое место, а Сокол, мечтающий
о полетах в небо, - настоящий безумец. С ядовитой иронией Уж а утверждает, что прелесть
20-го века
полетов - в паденье. А в душе Сокола живет безумная жажда свободы, света. Своей смертью
он утверждает правоту подвига во имя свободы. Смерть Сокола - это одновременно и
полное развенчание «мудрого» Ужа.
В основном полет означает стремление к свободе, но иногда и
приобретает совершенно разную смысловую наполненность. Это может
быть приход новой жизни, возвращение, стремление к чему-то новому,
к любви.
Наше исследование основывается на сравнительном анализе
изучаемого мотива в движении эпох. В работе выявляются сходства и
различия женских образов; уясняется как, трансформируясь, данный
мотив демонстрирует свою устойчивость, оставаясь способом
художественного осмысления и организации событий. Индивидуальноавторское сознание моделирует новые варианты, выстраивает
историческую систему модификаций одного и того же мотива.

9.

Катерина из пьесы Островского «Гроза»
«Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как
птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда
стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы
разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она
Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас
завяла совсем...»

10.

Ася из повести И.С.Тургенева «Ася»
" Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и
кроткую. Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды;
самый воздух, казалось, был насыщен блеском.
– Посмотрите, как хорошо! – сказал я, невольно понизив голос.
– Да, хорошо! так же тихо отвечала она, не смотря на меня. – Если бы мы с вами
были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели … Так бы и утонули в этой
синеве … Но мы не птицы.
– А крылья могут у нас вырасти, – возразил я.
– Как?
– Поживите – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не
беспокойтесь, у вас будут крылья».
«– Умеете вы вальсировать? – спросила она вдруг.
– Умею, – ответил я, несколько озадаченный.
– Так пойдемте, пойдемте … Я попрошу брата сыграть нам вальс … Мы
вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.»
"– Ах, не смейтесь, – проговорила она с живостью, – а то я вам скажу сегодня то,
что вы мне сказали вчера: «Зачем вы смеетесь?» – и, помолчав немного, она
прибавила: – Помните, вы вчера говорили о крыльях?… Крылья у меня выросли –
да лететь некуда."

11.

Елена Стахова из романа Тургенева «Накануне»
«Ее душа и разгоралась и погасала одиноко, она билась, как птица
в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто ее не
удерживал, а она рвалась и томилась... Иногда ей приходило в
голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не
мыслит в целой России».
« …но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладеть
не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу.
Гроза проходила, опускались усталые, невзлетевшие крылья...
«...Чего мне хочется? Отчего у меня так тяжело на сердце, так
томно? Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется,
полетела бы с ними, полетела – куда, не знаю, только далеко,
далеко отсюда ...А кажется, я бы умела любить!»
...«долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она
встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная
зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные,
похолодевшие руки;

12.

Наташа Ростова из романа-эпопеи
Л.Н.Толстого «Война и мир»
— Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за
прелесть! Ах, какая прелесть! … Ведь эдакой
прелестной ночи никогда, никогда не бывало. …
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая
прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка,
поди сюда. Ну, видишь?
Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила
бы себя под коленки — туже, как можно туже,
натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

13.

ХХ век (первая половина )
Анна Николаевна Фриессе из повести А.И. Куприна
«Гранатовый браслет»
- Прошлым летом мы из Ялты поехали большой
кавалькадой верхом на Уч-Кош. Это там, за лесничеством,
выше водопада. Попали сначала в облако, было очень сыро
и плохо видно, а мы всё поднимались вверх по крутой
тропинке между соснами. И вдруг как-то сразу окончился
лес, и мы вышли из тумана. Вообрази себе: узенькая
площадка на скале, и под ногами у нас пропасть. Деревни
внизу кажутся не больше спичечной коробки, леса и сады —
как мелкая травка. Вся местность спускается к морю, точно
географическая карта. А там дальше — море! Вёрст на
пятьдесят, на сто вперёд. Мне казалось — я повисла в
воздухе и вот-вот полечу. Такая красота! Такая легкость!"

14.

Гуля Королева из повести
«Четвертая высота» Е.Ильиной
- "И, зажмурив глаза, она опять разбежалась по площадке,
подпрыгнула и снова полетела, как птица, с
распростёртыми, будто крылья, руками.
Она летела всего несколько секунд, но эти секунды
показались ей бесконечно длинными.
– Ой, как долго я летела! – сказала Гуля, высовываясь из
воды и отфыркиваясь."
"Гуля снова поднялась на восьмиметровую площадку и уже
без всякого страха, словно у неё и на самом деле крылья
выросли, легко оторвалась от дощатого помоста и
прыгнула вниз, в прозрачную воду."

15.

Любовь Шевцова из романа А.А.Фадеева
«Молодая гвардия»
"Лицо у нее было крупных черт, сильно прокаленное на
солнце; руки, обнаженные до локтя, смуглые до
черноты, были крупные, красивые; темные волосы
необыкновенной гущины, тяжелыми завитками, как бы
вылитыми из бронзы, обрамляли ее лицо, спускались на
круглые сильные плечи. И в широком лице ее было
одновременно выражение необычайной простоты - где-то
в полных губах, в мягком подбородке, в смягченных
линиях носа, очень простоватого, - и выражение силы,
вызова, страсти, полета, - где-то в надбровных буграх
лба, в раскрылии бровей, в глазах, широких, карих, с
прямым, отважным взглядом."

16.

Ульяна Громова из романа А.А.Фадеева
«Молодая гвардия»
"- Уля! - сказала Валя, - Уля! Я не поеду никуда, я... Уля!
- сказала она с силой. - Ты необыкновенный человек, да,
да, в тебе есть что-то сильное, большое, ты все можешь, и
правду говорит моя мама - бог дал тебе крылья...
Улечка, ты мое счастье на свете, - говорила Валя с
жаром любви, - самое счастливое, что у меня было на
свете, это ты, но я... я не поеду с тобой. Я самый
обыкновенный человек, я это знаю, и я всегда мечтала о
самом обыкновенном..."

17.

Анна из повести-притчи Ю.Вознесенской «Мои
посмертные записки»
" … - Сейчас и здесь. Сделай это, и ты полетишь с нами. Умри и освободись!»
«….Ну вот, теперь все ясно: это сон, это бред, я летаю во сне. В таком случае, почему бы не
полетать где-нибудь в более приятном месте? Так я подумала и тут же свое намерение
осуществила, вылетев через открытую кем-то дверь в больничный коридор."
"Мы остановились в воздухе. Хранитель накрыл меня своим крылом, стало не так страшно."
"И вновь продолжался полет в тишине, полной тревоги. Я не знаю, на какой мы были
высоте, но мимо нас не пролетали птицы, я не видела и не слышала ни одного самолета. Мне
пришло на ум, что пересекаемое нами пространство находится не в атмосфере или стратосфере,
а в каком-то другом измерении. Иногда мне казалось, что мы висим в синеве неподвижно, я не
чувствовала сопротивления воздуха, и только редкие клочья неприятного тумана проносились
мимо нас, да шумели чуть слышно огненные крылья, струясь за плечами Ангела. И тогда
становилось ясно, что мы летим с немыслимой скоростью.
" Я взвизгнула, раскинула руки и... полетела.
— Лечу! Лечу! Смотри, Хранитель, посмотри, как я лечу! — Ангел уже плыл в воздухе рядом
и улыбался. Полет был упоителен. Я летала стоя, сидя, летала на спине, кувыркалась в воздухе.
Ангел меня инструктировал, веселясь, кажется, не меньше моего. Я очень скоро научилась
различать и ловить восходящие воздушные потоки и парить на них. Я с восторгом промчалась
сквозь одинокое облачко и вылетела из него вся мокрая, но тут же обсохла на ветру.«
"Летать пониже оказалось значительно неудобнее: надо было остерегаться врезаться в
дерево или удариться о землю, но вскоре я освоила и эти премудрости. Какой ас во мне погиб,
когда я слетела со своего мюнхенского балкона!"
" Часто в часы школьных занятий Ангел приглашал меня совершить дальнюю прогулку. За
пределами "Долины летать самостоятельно мне не разрешалось, и Хранитель брал меня на
руки. Эти полеты под его крылом, в его больших и крепких руках приводили меня в состояние
ликующего счастья."

18.

Модификация мотива полета литературных героинь.
19 веке мотив полета литературных героинь довольно частое явление в
литературе 19-го века. В силу своей романтичности, одухотворенности,
желания обрести свободу многие мечтали иметь крылья и подняться в небеса.
Но каждая героиня своеобразна, их характеры меняются в соответствии
требованиям времени (Катерина, Ася, Елена Стахова, Наташа .Ростова).
19
век
20 век (первая половина). Мотив полета литературных героинь уже редкое
явление. Желание полететь мы встретили у героини Анна Фриессе мечтательная, одухотворенная женщина, несчастливая в браке. Очень
эмоциональная, чувствительная «женщина - огонь » остро воспринимает
свое несчастье. Но ее дар – умение чувствовать природу, общаться с ней
дает успокоение. Именно в такие моменты ей хочется
20
век

19.

Вторая половина 20-го века ознаменовалась Великой Отечественной войной. Этот
период в литературе требовал совершенно другие женские образы. В связи с этим
резко меняется значение мотива полета литературных героинь.
Это девушки целеустремленные, отважные, сильные духом, ценой своей жизни
защищавшие свою родину в годы Отечественной войны.(Гуля Королева, Ульяна
Громова, Любовь Шевцова).
20
век
В начале 21 века появляется «религиозная проза».. Большинство авторов вводят
религиозную проблематику, используя авантюрно-приключенческую модель. Так
появляются новые литературные формы.
Образ Анны отражает типичного представителя современного общества,
приземленного, не тянущегося к идеалу. Представителя, который постепенно теряет
свою духовность и нравственную чистоту. Но исключительность Анны, какими были ее
предшественницы, вовремя дает понять то, что современные девушки еще могут стать
духовно богаче.
21
век

20.

Выводы:
1.Модификация данного мотива в движении эпох
происходит в основном под влиянием внешних
факторов (исторического контекста, потребностей
общества, художественного метода, жанровых
особенностей).
2.Наше исследование доказывает то, что в
современное время духовно богатых девушек,
тянущихся ввысь, становится все меньше. А это, в
свою очередь, говорит о том, что духовность в
обществе пропадает.
3.Обращение к классике русской литературы
поможет сохранить духовность во все времена.
Ведь классика отличается совершенством во всем –
высоким уровнем художественного исполнения и
непреходящим смыслом, волнующим людей разных
эпох и различных поколений. Ведь она помогает
нам лучше понимать человека и мир.
English     Русский Правила