409.75K

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

1.

Максим Горький
(Алексей Максимович Пешков)
Фрагменты биографии
Раннее творчество
Материалы к уроку
литературы в 8 классе

2.

Вступление
ГОРЬКИЙ Максим (настоящее
имя Алексей Максимович Пешков)
родился 16 (28) марта 1868, в
Нижнем Новгороде умер 18
июня 1936, в Горках под Москвой
- русский писатель, публицист,
общественный деятель. Одна из
ключевых фигур литературного
рубежа
19-20
столетий
и
советской
литературы.

3.

Происхождение
Нижний Новгород,
1900е- годы
Отец, Максим Савватиевич
Пешков (1840-71) сын солдата,
разжалованного из офицеров,
столяр-краснодеревщик.
В
последние
годы
работал
управляющим
пароходной
конторой, умер от холеры.
Мать,
Варвара
Васильевна
Каширина
(1842-79)
из
мещанской
семьи;
рано
овдовев,
вторично
вышла
замуж, умерла от чахотки.

4.

Детство
Детство писателя прошло в
доме деда Василия Васильевича
Каширина, который в молодости
бурлачил, затем разбогател, стал
владельцем
красильного
заведения, в старости разорился.
Дед
обучал
мальчика
по
церковным
книгам,
бабушка
Акулина Ивановна приобщила
внука к народным песням и
сказкам, но главное заменила
мать,
"насытив",
по
словам
самого Горького, "крепкой силой
для трудной жизни" ("Детство").
Дом Кашириных

5.

Юность
Алексей Пешков
Казань
1886 - 1888
Настоящего
образования
Горький не получил, закончив лишь
ремесленное
училище.
Жажда
знаний утолялась самостоятельно,
он рос "самоучкой". Тяжелая работа
(посудник на пароходе, "мальчик" в
магазине, ученик в иконописной
мастерской,
десятник
на
ярмарочных постройках и др.) и
ранние
лишения
преподали
хорошее знание жизни и внушили
мечты о переустройстве мира. "Мы
в
мир
пришли,
чтобы
не
соглашаться..."
сохранившийся
фрагмент
уничтоженной
поэмы
молодого Пешкова "Песнь старого
дуба".

6.

Нравственные терзания
Ненависть к злу и этический
максимализм
были
источником
нравственных терзаний. В 1887 году
пытался
покончить
с
собой.
Принимал участие в революционной
пропаганде,
"ходил
в
народ",
странствовал по Руси, общался с
босяками.
Как никто из русских писателей,
М. Горький рано столкнулся с
несовершенством
человеческой
природы. Грубость, невежество и
прочие
«прелести»
провинциального быта отравили
душу будущего писателя ещё до
того, как она созрела, но рядом с
этими впечатлениями и как бы
вопреки им в нём всегда жила
святая вера в человека и его
возможности.
Алексей Пешков
1898 год

7.

Гуманизм Горького
Гуманизм писателя имел бунтарские,
но вместе с тем и религиозные черты.
В письме к писателю С.Т. Григорьеву
М. Горький высказал загадочную мысль:
«Мне кажется, что даже и не через сто
лет, а гораздо скорей жизнь будет
несравненно трагичнее той, коя терзает
нас теперь. Она будет трагичной потому ,
что – как всегда это бывает вслед за
катастрофами социальными – люди,
уставшие от оскорбительных толчков
извне, обязаны и принуждены будут
взглянуть в свой внутренний мир,
задуматься – ещё раз – о цели и смысле
бытия».

8.

«Человек – это всё!»
Согласно М. Горькому, человек
является не «сосудом греха»,
как говорил Л. Толстой и другие
религиозные
писатели,
а
Вселенной,
которая
не
нуждается в оправдании извне.
Это абсолютный дух, «вещь в
себе»;
и
Ему
следует
поклоняться, ибо в Нём одном –
все начала и концы. «Человек –
это всё! Он создал даже Бога», писал Горький И. Репину.
Л.Н. Толстой
и молодой Горький
Ясная Поляна

9.

Горький - романтик
М. Горький отверг трезвое
христианское
смирение перед
миром и «мудрости кротких»
предпочёл «безумство храбрых».
Он стал романтиком в то время,
когда для романтизма, казалось
бы, не было места. И этим
покорил
своих
читателей,
которые не хотели терять веру во
всесилие человека, несмотря на
то что ещё Ф.М. Достоевский
предостерёг: «Смирись, гордый
человек!»

10.

Первые публикации
Горький начинал как провинциальный
газетчик (печатался под именем Иегудиил
Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и
документы
подписывал
настоящей
фамилией А. Пешков; обозначения "А. М.
Горький" и "Алексей Максимович Горький"
соединяют
псевдоним
с
настоящим
именем) появился в 1892 в тифлисской
газете "Кавказ", где был напечатан первый
рассказ "Макар Чудра". В 1895, благодаря
помощи В. Г. Короленко, опубликовался в
популярнейшем
журнале
"Русское
богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в
Петербурге вышла книга "Очерки и
рассказы", имевшая сенсационный успех. В
1899 появились поэма в прозе "Двадцать
шесть и одна" и первая большая повесть
"Фома Гордеев". Слава Горького росла с
невероятной
быстротой
и
вскоре
сравнялась с популярностью А. П. Чехова.

11.

Ранний Горький
(1892 – 1905)
1.
2.
С лета 1889 года по октябрь 1892 года юноша Пешков исходил весь юг, от
Астрахани до Бессарабии, от Крыма до Кавказа. Итогом странствий по России
и непрерывного процесса самообразования стал рассказ «Макар Чудра»,
опубликованный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом
«М. Горький».
В те годы в творческом сознании молодого писателя сложились два
художественных мира. Они причудливо и сложно переходят один в другой.
Циклы:
Легендарно-романтический, доносящий до читателя «вкус свободы», дух
новой романтики:
«Макар Чудра» (1892);
«Старуха Изергиль» (1895);
«Песня о Соколе» (1895).
Босяцкий, полный натуралистических подробностей, в котором якобы нет
«неба», а есть «низкие своды подвала-пещеры»:
«Челкаш» (1895);
«Бывшие люди» (1897);
«Два босяка» (1894).

12.

Писатель и время
Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием
эпохи. Революционная ситуация 90-х годов придавала ему
особую значительность, усиливала его воздействие на
демократические слои общества, обнажала революционный
заряд в произведениях молодого писателя.
С первых своих шагов в литературе Горький неутомимо искал
силы, способные освободить народ. Именно поэтому в основе его
эстетической программы лежало страстное желание возбудить в
людях действенное отношение к жизни.
Ранняя героическая романтика Горького пробуждала смелые,
сильные, свободные чувства и мысли, которые неизбежно
сопутствуют всякому революционному перевороту

13.

Чем привлекают Горького
босяки?
В тяжелые годы детства Горький на себе испытал все ужасы
звериного мещанского быта, да и долгие годы скитаний
обогатили будущего писателя разнообразным материалом о
жизни уездной, мещанской России. Он всей душой возненавидел
«эту комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на
друга, как медные пятаки чекана одного года». С ранних лет
Горький тянулся к тому, что не укладывалось в рамки
ненавистного ему мещанского мира. Он нередко приходил к
выводу, что презираемые мещанами люди были в
действительности умнее и благороднее добропорядочных мещан.
Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в
городах России скопилось до пяти миллионов людей, не имевших
возможности найти применение своим силам,— это были
преимущественно разорившиеся крестьяне.

14.

«Босячество приняло по всей стране
самые неприкрытые формы. Сотни тысяч
людей условиями быта были поставлены
вне человеческих жилищ... Во многих
городах жилище босякам заменяли
склепы на кладбищах, или они просто
жили «у генерала Лопухова», то есть под
лопухом в канаве. Явление было до ужаса
одинаковым на огромном пространстве
страны, хотя люди назывались поразному: голяки, зимогоры, раклы
посадские, жулябия, жиганы, дикари,
ночные птицы, мартышки, скакуны,
галахи и т. д.— некоторые их этих
прозвищ уже нуждаются в расшифровке
как древние письмена».
В рассказах о босяках Горький не только
обличил «благопристойное» общество, но
и отразил зревшие в народе чувства и
стремления, протест против лжи и
фальши современной жизни, хотя и
показал, что этот протест стихиен и не
обретает четкие формы сознания.

15.

Рисуя образы босяков, Горький ясно видел,
что они не герои и лишь в редких случаях
«рыцари на час». Но в сопоставлении с
людьми «нищеватого, мещанского типа» в
босяке есть та «необыкновенность»,
которую писатель стремился обрисовать
как можно ярче, выделить как можно
рельефнее. В реалистических рассказах
Горький не идеализировал своих героев —
босяков, хорошо понимая, что «люди эти —
неизлечимы», они лишь способны
восхищаться героизмом.
В таких рассказах, как «Два босяка»,
«Челкаш», «Мой спутник», «Коновалов»,
«Бывшие люди», явно ощутимо
стремление Горького запечатлеть то
характерное, что отличает «отверженных»
от сытого, самодовольного мещанства, от
собственников и накопителей.

16.

Горький говорил впоследствии, что босяки
были для него «необыкновенными
людьми», потому что они «люди
«деклассированные»,— оторвавшиеся от
своего класса, отвергнутые им,— утратили
наиболее характерные черты своего
классового облика... Я видел, что хотя они
живут хуже «обыкновенных людей», но
чувствуют и сознают себя лучше их, и это
потому, что они не жадны, не душат друг
друга, не копят денег».
Тоска, смутные искания, томящее душу
беспокойство, противодействие
окружающему — отличительные черты этих
людей.
«Босяцкую» тему писатель выводит за
рамки бытописательства, вскрывая
социальную природу босячества, которое
было результатом трагического положения
народа и было связано с проблемой труда
при капитализме.
English     Русский Правила