555.89K
Категория: СоциологияСоциология

Социология труда как наука (тема 1)

1.

Тема 1.
Социология
труда как наука
к.соц.н., доц. каф. «Социология и
управление персоналом»
Мордишева Л.Н.

2.

Социология труда как наука
Содержание:
• 1.1. Общественно-исторические
предпосылки возникновения социологии
труда как науки
• 1.2. Объект и предмет социологии труда
• 1.3. Междисциплинарные связи
социологии труда
• 1.4. Социологические теории труда

3.

1.1. Общественно-исторические
предпосылки возникновения
социологии труда как науки
Общественные науки сформировали свои направления
в исследованиях труда в начале - середине XX в.
• Существующему разнообразию научных подходов к
исследованию труда предшествовал почти вековой процесс
формирования разнообразных теорий и концепций,
отправной точкой которого стала потребность научного
изучения труда на практике.
• С преобразованием мануфактур в крупные промышленные
предприятия, развитием и всеобщим распространением
устоев индустриального общества происходит
формирование новых принципов организации
производства, в частности, организации труда.
• Конструируя новые трудовые отношения и тем самым
трансформируя сознание и поведение людей, эти
процессы предопределили изменения их
жизнедеятельности.

4.

Общественно-исторические предпосылки
научных исследований труда:
1. Изменение всей производственной сферы
Открытия в
области
естественных
наук
Промышленные
революции
Непрерывное
повышение
производительн
ости
Рост
численности
промышленных
рабочих
Развитие новых
отраслей
Укрупнение и
появление
новых заводов и
фабрик
Научное
управление
трудом
Постоянный
контроль
деятельности
Индустриальное
производство
оказалось
невозможно без
применения науки

5.

2. Институционализация рынка наемной
рабочей силы
Миграция сельского
населения в города
Жесткая конкуренция
между работниками
Физическое
принуждение и
биологическая
необходимость
осуществлять трудовую
деятельность
Появление класса
промышленного
пролетариата
Политические,
экономические,
правовые,
психологические
проблемы
Смягчить ситуацию на
рынке труда мог
глубокий научный
анализ

6.

3. Необходимость регулирования трудовых
отношений
Упразднение тождества труда и жизни
Противоречие между свободой распоряжаться своей жизнью и
жесткой зависимостью в труде
Борьба рабочего класса за свои права, развитие идей о гражданском
равенстве
Изменения в трудового законодательства
Поиск новых механизмов подчинения труда интересам предприятия
Знания науки начинают использоваться в отношении человека с
целью подчинения его труда задачам производства

7.

1.2. Объект и предмет
социологии труда
Истоки формирования предмета социологии труда:
Научный менеджмент
(Ф.У. Тейлор)
• разработка научных
методов, позволяющих
многократно увеличить
производительность
труда
• человек – та же машина,
только более сложная в
управлении

8.

Школа человеческих
отношений (Дж.Э. Мэйо)
• Хоторнский эксперимент
(1924 — 1932)
• ведущий фактор
организации
производства –
коллектив работников

9.

Подходы формирования предмета социологии труда,
которые приводят к единой его характеристике:
1. определение предмета с
позиции теории общей
социологии
2. определение предмета с
точки зрения рассмотрения
труда как социальной практики
• Теоретическая социология естественным
образом обратила внимание на такое
социально значимое явление, каким труд
(имеется в виду, прежде всего,
производительный труд) предстал со
второй трети XIX в.
• Труд в период классического
капитализма стал безальтернативным
условием создания общественного
продукта
• В результате социология провозгласила
труд как источник и продукт развития
общества, как социально значимую,
общественно-полезную человеческую
деятельность, и включила в предметную
область своих исследований связь труда как
социального явления с прочими
глобальными явлениями общества
Предмет социологии труда — это
разнообразие форм взаимовлияния
труда и общественных явлений
• Наряду с функцией удовлетворения
потребностей людей он осуществлял
функцию развития общества, а также
поддержания социальною порядка.
• Стандартизированный индустриальный
труд получил мировое распространение
и уже не мог рассматриваться как
особый случай, как средство
удовлетворения частных потребностей
Предмет социологии труда — это
влияние труда на социальную
инфраструктуру
Социология труда изучает взаимосвязь, взаимовлияние и
взаимодействие труда как социального явления с прочими
явлениями общества

10.

Уровни областей исследования социологии труда
МИКРОуровень
отношение человека к труду
МЕЗОуровень
функционирование и
взаимодействие сложных
социальных систем, зависимых
от труда
МАКРОуровень
влияние труда на развитие
общества, его институты;
отношение общества к труду

11.

• Центральная методологическая задача
социологии труда:
обоснование того, что труд представляет
собой общественное явление
• Объект социологии труда: труд
• Предмет исследования социологии труда:
взаимодействие труда с социальными
системами

12.

1.3. Междисциплинарные связи
социологии труда
Объектом многих наук, так же как и социологии труда, является трудовая деятельность. Особенности предмета социологии труда,
раскрываются при изучении содержаниия предметов других наук, тесно примыкающих к ней.
Психология труда изучает явления и процессы, имеющие место в психике людей как участников трудовой деятельности. Данная
дисциплина исследует акты восприятия работающим человеком различных сторон трудового процесса, эмоциональные и
мыслительные реакции работника, его волевые усилия. Рекомендации ученых, специалистов по психологии труда помогают,
например, устранить или нейтрализовать действие неблагоприятных факторов производственной среды, отрицательно влияющих
на настроение работников, производительность труда; выбрать профессию и работу, соответствующую склонностям,
темпераменту, особенностям мышления человека, впервые приступающего к трудовой деятельности или испытывающего
неудовлетворенность ранее выбранной профессией.
Физиология и гигиена труда изучают процессы, происходящие в организме человека, выполняющего ту или иную конкретную
работу. Они исследуют, например, как влияют на работоспособность персонала такие физические параметры среды, как
освещенность рабочих мест и производственного помещения в целом, температура, чистота воздуха, шум и др. Затем на основе
результатов этих исследований составляют рекомендации по улучшению условий труда, разрабатывают нормативные требования
к технологическим процессам и оборудованию.
История труда исследует исторические формы организации трудовой деятельности, приемы и средства труда, применявшиеся и
различные исторические эпохи, влияние на трудовую деятельность технических изобретений и контактов с представителями
других культур. В этом отношении материалы, добытые историками, представляют большой интерес и для социологического
анализа.
Трудовое право занимается анализом функционирования формальных механизмов социального контроля, упорядочивающих
отношения между непосредственными субъектами трудовой деятельности, как коллективными, так и индивидуальными, и их
экономическими и социальными партнерами — работодателями, собственниками средств производства, профессиональными
объединениями, союза ми, государством и обществом. Результаты этого анализа обобщаются и служат основой для
рекомендаций по совершенствованию трудового законодательства в соответствии с изменяющимися экономическими и
политическими условиями.
Экономика труда изучает трудовую деятельность как фактор и элемент производства. При этом человек — субъект трудовой
деятельности — работник или функциональные группы работников рассматриваются прежде всего как ресурсы, либо как рабочая
сила, имеющая стоимость, либо как капитал. Основная проблема экономики труда состоит в том, как использовать фактор труда,
понимаемый в указанном смысле, чтобы получить максимальную прибыль. Социология же труда решает, скорее, обратную
задачу: как сделать труд и его условия такими, чтобы они стали фактором развития личности и общества в целом. Если для
экономической науки гуманизация труда — инструмент решения экономических задач, то для социологии — средство решения
социальных задач не в утилитарном, а в широком общественном смысле. Совокупные результаты наук, исследующих трудовую
деятельность, служат основой для разработки рекомендаций по ее совершенствованию и управлению трудом как комплексным
явлением на разных уровнях разделения труда и общественной жизни.

13.

1.4. Возникновение и становление
социологической теории труда
1. Рабовладельческая эпоха становления социальных теорий
труда (Платон, Аристотель)
2. Феодальная эпоха становления социальных теорий труда (Св.
Августин, Св. Фома)
3. Капиталистическая эпоха становления социальных теорий
труда (Дж. Локк, А. Смит, Г. Гегель, К. А. Сен-Симон)
4. Теории труда в классической социологии (К. Маркс Э.
Дюркгейм, М. Вебер)

14.

1. Рабовладельческая эпоха становления
социальных теорий труда (Платон,
Аристотель)
• Методологической основой теории Платона
(428—348 до н.э.) стала философская система
объективного идеализма, позволившая объяснять
действительность идеальными сущностями.
Социальные классы философ разделил согласно
доминирующим среди них добродетелям: мудрые
правители, мужественные воины, рассудительное
простонародье. Однако защита Платоном
структурирования общества доказывает его
убеждение в социальном значении
общественного разделения труда. На класс
рабовладельцев мыслитель распространил идею
коллективной собственности и коллективного
потребления.

15.

• Платон требовал отделить функции труда от
функций политической власти, защищал
принудительный характер рабского труда,
демонстрировал моральное оправдание рабства.
Для рабовладельцев труд представлялся уделом
несвободных людей, а значит, не мог являться
добродетелью. О рабах Платон говорит либо как об
имуществе, либо как о домашнем скоте. Однако
Платон признает ненадежность рабских душ,
особенно если допустить общение между ними, то и
владение рабами он называет тягостью, ведь хозяин
должен избегать несправедливости, но при этом
быть строгим, требовательным и беспристрастным.
Рабство человека, по убеждению Платил,
свидетельствует о душевной ограниченности и
зависимости разума от страстей, поэтому Платон
лишает рабов права на духовный труд.

16.

• Область практических наук у Аристотеля (384—322
до н.э.) составили знания о человеческих
добродетелях — этика и политика. Науки же
продуктивные, направленные на производство
предметов, подразумевали творческий труд или
искусство. Вся социологическая теория философа
была построена на учении о добродетели, которую
он понимал как деятельность человеческой души
ради достижения определенного блага. Как идеолог
рабовладения Аристотель считал, что человеку,
чтобы быть добродетельным, следует заниматься
досугом, а не трудом. Величие цели делает досуг
первостепенным для человеческого образа жизни.

17.

• Фундаментальным принципом объяснения
социальных отношений у Аристотеля стал
принцип неизбежного господства одной из
сторон отношения над другой. Условием
существования господства и подчинения в
организации труда является сложный характер
процесса производства, требующий превращения
одного человека в орудие воли другого.
Аристотель указывает, что господская власть
нужна для того, чтобы обеспечить жизненные
потребности, но там где человек не может
сделать это самостоятельно. Рабская душа
свойственна варварам, а свободная — людям,
воспитанным под влиянием политических
отношений города-государства, где высшей
добродетелью служит справедливость.

18.

2. Феодальная эпоха становления
социальных теорий труда (Св.
Августин, Св. Фома)
• Учение Августина Блаженного Аврелия (354—430) позволяло
рассмотреть внутренний мир человека таким образом, чтобы объяснить
возможности морального обоснования безвозмездной работы
крестьянина на феодала. В этом смысле решающую роль сыграло
перенесение вопроса о моральной оценке с проблемы знания на
проблему установки, или субъективного отношения человека к своим
действиям. Если для Аристотеля добродетель должна была обязательно
проявляться в поступке, то для Августина она кроется в человеческой
совести. Эту внутреннюю порядочность Августин связывает с понятием
любви, которая, ведя человека, делает его ответственным перед богом.
Такое понятие позволяет человеку ориентироваться в окружающем его
мире и координировать свои поступки. Августин считал, что
наслаждение предполагает любовь к благу ради него самого, а
пользование — любовь ради чего-то иного. Люди, которые
наслаждаются; являются духовными, а которые пользуются —
плотскими. Одни живут ради вечного блаженства, другие — ради
суетных забот. Поскольку в конечном счете любить следует лишь
божественное, Августин не видел возможности преодоления
человеком социальных границ между умственным и физическим
трудом, воспеваемых еще рабовладельческой идеологией античности.

19.

• Августин полагал, что в действительной жизни человечеству не
избежать принуждения. Причем, если не действует моральное
принуждение, то богоугодно внешнее принуждение силой.
Главным инструментом такого принуждения в обществе он видел
государственную власть. Политика в христианской традиции теперь
теряет свойственный когда-то античности демократический
романтизм. Государство теперь призвано не заботиться о
народном волеизъявлении, а служить инструментом узкого круга
правителей, якобы несущих волю господню. Дело в том, что в
стиле дуализма, разделяя власть на светскую и духовную, Августин
считал государство временным явлением, т.е. преходящим злом,
которое церковь должна использовать в интересах спасения
человечества. Неудивительно, что католическая церковь так долго
оправдывала практику принуждения крестьян к труду силами и
средствами феодального государства.
• Руководствуясь библейской идеей божественного творения,
Августин перешел от циклического понимания истории к
линейности. Историческое время становилось открытым,
направленным и неповторимым. В истории человечества была
обнаружена цель в форме спасения человечества. Справедливо
сказать, что своей концепцией Августин внес решающий
теоретический вклад в утверждение исторической науки.

20.

• Европейский феодализм достиг расцвета к XIII в. н.э. На это время
приходится жизнь и творчество крупнейшего католического
мыслителя Фомы Аквинского (1225—1274). Европа стояла на пороге
процессов товаризации сельскохозяйственного производства.
Доминирующая платежная рента все больше собиралась в
денежной форме. Организация труда нуждалась и новом
идеологическом обосновании. Ранее категорически непримиримая
к накоплению богатства и поощрению роста материальных
потребностей христианская церковь обнаруживает интерес к
пересмотру ряда прежних принципов.
• Как и Августин, Фома Аквинский подчинил философскую науку
христианской теологии, а разум — вере. Обращаясь к проблеме
человека, Фома Аквинский отмечал, что к счастью не ведут
чувственные наслаждения, мирские блага или политическая власть,
а также нравственные добро- кчели. Все человеческие усилия
ничтожны перед божественным провидением. Далее, выделяя
разные виды закона, действующего в этом мире (божественный,
естественный, человеческий), Фома Аквинский признал
верховенство божественного закона, т.е. высшего божественного
плана творения. Примечательно, что высший план, или ratio, он
сравнивает с замыслом мастера-ремесленника. Под этим
понимается модель, которая идеально предшествует реальному
воплощению, прообраз продукции любых человеческих искусств.
Таким образом, Фома Аквинский приближает представления о
божественной природе мироздания образу мышления трудящегося
населения Европы.

21.

3. Капиталистическая эпоха становления
социальных теорий труда (Дж. Локк, А. Смит, Г.
Гегель, К. А. Сен-Симон)
• Дж. Локк (1632-1704) рассматривает труд с позиций правового
мировоззрения. Социальным содержанием труда он считает
способность служить источником права собственности. С помощью
труда человек маркирует объекты окружающего мира, давая понять
другим, на что распространяются его права по защите собственной
жизни. В связи с этим частная собственность становится
центральным вопросом для осуществления человеческой свободы.
Именно труд, по убеждению Дж. Локка, проводит различие между
частными и общими предметами, поскольку прибавляет к
предметам что-то новое по сравнению с их естественной природой.
В результате именно труд кладет начало собственности и конец
естественному состоянию.
• Согласно концепции Дж. Локка собственность начинается с самой
личности, обладая которой, человек владеет трудом своего тела и
работой рук. Частный труд переводит предметы из общего
владения в частную собственность, для того чтобы они смогли
приносить пользу. Без приложения труда эти предметы не способны
служить удовлетворению человеческих потребностей. Только труд
дает людям право присвоения предметов.

22.

• Отрицая вслед за Дж. Локком врожденность
моральных принципов, А. Смит (1723—1790) видел
причины человеческих поступков в эгоизме, симпатии
и склонности к обмену. Именно эта схема станет
впоследствии ядром концепции «экономического
человека». Центральным пунктом экономической
теории А. Смита является общественное разделение
труда, когда последний осуществляется
исключительно с расчетом на дальнейший обмен его
продукта другим членам общества.
• Увеличивая производимое в обществе богатство,
общественное разделение труда в то же время делает
его доступным для ранее бедных слоев населения.
Человек, включающийся в эту систему отношений,
повышает собственные возможности потребления за
счет возрастания количества производимых его
трудом операций, а, следовательно — и количество
обмениваемых в обществе благ.

23.

• Французская буржуазная революция и промышленный
переворот заставили Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
(1770—1831) приступить к анализу ключевого аспекта
новой капиталистической действительности — процесса
отчуждения труда. Г. Гегель прекрасно осознавал, что
усиление механизации труда уменьшает его стоимость и
вынуждает работника трудиться больше. Обнаруживается
противоречие между производительностью и стоимостью
труда. Установив, что создающий общественное богатство
наемный рабочий пребывает в порабощенном состоянии,
Г. Гегель констатирует пассивность трудящихся.
• Г. Гегель отмечает, что чем совершеннее становится труд,
тем он одностороннее. Иначе говоря, чем абстрактнее
труд, тем более он механический, и тем легче становится
изъять человека из трудового процесса и заменить его
абстрактной деятельностью внешней природы, т.е.
машиной. В результате анализа процесса труда Г. Гегель
приходит к выводу о порождении современным
производством разрыва между бедными и богатыми. Для
разрешения этого противоречия он полагается на
государство, его якобы надклассовый интерес и всеобщую
принудительную силу.

24.

• К. А. Сен-Симон (1760—1825) одним из первых
высказал идею об общественных классах, ставшую
впоследствии фундаментом социологической
науки. В классовой борьбе он видит движущую
силу истории. Классовая структура общества
имеет, как утверждал К. А. Сен-Симон,
дуалистический характер. Философ подчеркивает
экономическую или, точнее, производственную
природу классового господства. Однако в
условиях борьбы с остатками феодализма главная
разграничительная линия у него проходит там, где
соприкасаются интересы групп, представляющих
старый и новый порядок. Таким образом,
возникает противостояние промышленников и
тунеядцев.
• Наибольшие перспективы К. А. Сен-Симон
связывал с банковским делом, которое
рассматривал как новейший вид
промышленности.

25.

4. Теории труда в классической
социологии (К. Маркс Э. Дюркгейм, М.
Вебер)
• К. Маркс выделял три фундаментальные стороны
человеческой деятельности: производство средств
удовлетворения материальных потребностей; возникновение
потребностей, порожденных материальным производством;
производство других людей путем размножения. Вместе с
разделением труда все основные стороны человеческой
жизнедеятельности приходят, по убеждению К. Маркса, к
состоянию противоречия — возникает разделение
умственного и физического труда, появляются общественные
классы, формируются противоположные интересы и
идеологии. Происходит отчуждение человека от продукта его
собственного труда.
• Труд, как считал К. Маркс, предполагает различение между
тем, на что направлена деятельность, и тем, с помощью чего
она осуществляется. Однако К. Маркс обращал особенное
внимание на средства труда. Последние им рассматривал, вопервых, как критерий развития человеческой рабочей силы, а
во-вторых, как показатель характера социальных отношений,
при которых совершается труд.

26.

• Социологическое рассмотрение труда Э. Дюркгейм (1858 –
1917) начинает с функционального анализа. Обращаясь к
понятию функции, Э. Дюркгейм рассматривает проблему
функции разделения труда, связанной с солидарностью,
которая выражается в системе юридических правил. Он
выявляет, что с разделением труда и наступлением
органической солидарности наблюдается преобладание
кооперативного права над уголовным. Причину Э. Дюркгейм
видит в увеличении значения социальных связей,
порожденных разделением труда, по сравнению с
социальными связями, вызванными социальными сходствами.
• Взяв за исходный социологический факт разделение
общественного труда, Э. Дюркгейм пришел к выводу, что
именно оно обеспечивает единство современного
капиталистического общества. Он предложил перейти и
экономической трактовки разделения труда к
социологической. Трансформация архаического общества в
промышленное привела к смене механической солидарности
на органическую. Механическая солидарность обеспечивала
систему простого труда, а органическая должна обеспечить
сложный груд. При органической солидарности возрастает
взаимозависимость групп, составляющих общества, но
индивид, наоборот, становится менее зависимым от
коллективного сознания архаических обществ. Негативной
стороной индивидуализации сознания под влиянием процесса
разделения труда Э. Дюркгейм называет усиление чувства
изолированности человека, увеличение социальной
дистанции. В качестве выхода в капиталистическом обществе
образуются профессиональные группы, несущие в общество
новые модели моральных отношений.

27.

• Базовой категорией социологии М. Вебера (1864—1920) стало
понятие социального действия. М. Вебер выделил четыре типа
социального действия — целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное — исходя из разного
мотивационного значения цели, ценности, эмоции и привычки.
• В самой абстрактной форме М. Вебер определял труд в качестве
расхода времени или усилий как таковых. Для анализа конкретных
форм труда он использовал три критерия: технический, социальный и
экономический. В связи с этим и к разделению труда ученый подходит
с учетом данных критериев. В первую очередь он рассматривает
техническое разделение труда с учетом способов дифференциации и
комбинации средств труда и способов соединения работников для
достижения общего результата. Работники могут соединяться друг с
другом двояко: либо кумулятивно, т.е. когда собирается множество
работников, выполняющих одинаковую функцию, либо
комбинационно, когда в одном процессе объединяются исполнители
качественно различных специальных операций. Кроме того, в
техническом разделении труда важно учитывать характер
комбинаций рабочей силы со вспомогательными средствами
производства, которые могут служить, например, для предоставления
дополнительной силы, энергии или сноровки человеку. При
рассмотрении социальных сторон разделения труда М. Вебер ставил
на первый план способы распределения качественно различных
трудовых функций в отдельной экономической организации. Для
классификации социальных аспектов разделения труда он
использовал концептуализацию способа получения экономических
выгод путем присвоения трудовых навыков, средств производства и
управленческих функций.

28.

Рекомендуемая литература
• Социология труда : учебник и практикум для
академического бакалавриата / под общ. Ред. Р. В.
Карапетяна. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 325
с.
• Токарская Н.М., Карпикова И. С. Социология труда:
Учеб. пособие / Под ред. М.А. Винокурова. - М.:
Университетская книга, Логос, 2006. - 208 с.
• Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда.
Учебник для вузов. – М.: Центр социального
прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с.
• Экономика и социология труда : Учебник / Под ред.
д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. –
584 с.
English     Русский Правила