2.32M
Категория: ЛитератураЛитература

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского

1.

Ребята, вспомним кодекс Л.Н.Толстого !
«Чтобы жить
честно, надо
рваться, путаться,
биться, ошибаться,
начинать и бросать,
и опять начинать, и
опять бросать, и
вечно бороться и
лишаться. А
спокойствие душевная подлость.»

2.

Через столетие звучит еще один. Послушаем
Евгений
Александрович
Евтушенко —
советский и
русский поэт.
Достойно, главное, достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.
Достойно, главное, достойно,
Чтоб раздаватели щедрот
Не довели тебя до стойла
И не заткнули сеном рот.
Страх перед временем — паденье,
На трусость душу не потрать,
Но приготовь себя к потере
Всего, что страшно потерять.
И если все переломалось,
Как невозможно предрешить,
Скажи себе такую малость:
«И это надо пережить…»

3.

Как эти высказывания соотносятся с темой
нашего урока?
Сформулируйте тему урока на основании данных
мнений и материала, с которым работали
самостоятельно.

4.

5.

Первое знакомство
Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо
омрачено выражением скуки и недовольства. Это объясняется тем, ҹто все в
гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, ҹто и смотреть на
них и слушать их ему было очень скучно.

6.

Андрей Болконский
В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и
целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной
гармонии с миром. Их не занимают светские интриги,
корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских
салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных
лиц.
К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов
"Войны и мира" — Андрей Болконский. Правда, первое
знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо
его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит
выражение скуки и недовольства.
Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности,
сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на
службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о
подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они
вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей
пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей
неосознанно отделяет себя от мира простых людей.
6

7.

Портрет Андрея
«Князь Болконский был
небольшого роста,
весьма красивый
молодой человек с
определенными и
сухими чертами. Всё в
его фигуре, начиная от
усталого, скучающего
взгляда до тихого
мерного шага,
представляло резкую
противоположность с
его маленькою,
оживленною женой»

8.

Духовный кризис. Уход на войну
Князь Андрей, обладающий, помимо ума и
образованности, сильной волей, решительно
изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб
главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге
и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они
вызваны стремлением к победе русского оружия, к
общей пользе. Обладая наследственной гордостью,
Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых
людей.

9.

Мечты о славе
«Завтра, может быть, все будет кончено для меня…Завтра же, может
быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне
придется , наконец, показать все то, что я могу сделать.»
«И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал
он, наконец представляется ему…Я не знаю, что будет потом, не хочу
и не могу знать; но ежели я хочу этого, хочу славу, хочу быть
известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват,
что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да,
для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой!
Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу,
любовь людскую . Смерть, раны, потери семьи, ничто мне не
страшно. …я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над
людьми, за любовь к себе людей…»

10.

Аустерлиц.
Подвиг князя Андрея
Подвиг, совершенный Андреем
Болконским во время Аустерлицкого
сражения, когда он со знаменем в
руках вел солдат в бой, был замечен
окружающими и даже самим
Наполеоном. Но совершив этот
героический поступок, Андрей не
испытывает счастья. Этот момент в его
жизни является переломным. Князь
Андрей по-новому оценивает все
происходящее. Он впервые увидел небо,
а вместе с ним и ту простую правду жизни,
которая заключается в любви человека к
дому, семье, к природе.

11.

Возвращение домой после ранения.
После Аустерлица он
возвращается к семье, но там
его ждет новое потрясениесмерть жены Лизы, к которой
он в свое время охладел, и
теперь хотел загладить свою
вину. Андрей пытается жить
спокойной жизнью, заботясь
о сыне, занимаясь улучшением
жизни своих крепостных.

12.

Постепенное пробуждение от нравственного
кризиса.
Перемены в тяжелом душевном
состоянии Андрея наступают с
приездом Пьера, который
старается внушить другу веру
в существование добра, правды
и счастья. В спорах Андрея с
Пьером мы замечаем, что князь
критически относится к себе.
Он понимает, что в тридцать один
год жизнь кончена.
«Надо жить, надо любить,
надо верить….»

13.

Встреча с дубом.
«Ему начинать ничего… не надо,
что он должен доживать свою жизнь,
не делая зла, не тревожась и ничего
не желая» .
"С огромными своими неуклюже,
несимметрично растопыренными
корявыми руками и пальцами, он
старым, сердитым, презрительным
уродом стоял между улыбающимися
березами. Только он один не хотел
подчиняться обаянию весны и не
хотел видеть ни весны, ни солнца"
«Весна, любовь и счастие!.. И как не
надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!»

14.

Вторая встреча с дубом.
"Старый дуб, весь преображенный,
раскинувшись шатром сочной,
темной зелени, млел, чуть колыхаясь
в лучах вечернего солнца. Ни корявых
пальцев, ни болячек, ни старого горя
и недоверия - ничего не было видно.
Сквозь столетнюю жесткую кору
пробились без сучков сочные, молодые
листья, так что верить нельзя было,
что это старик произвел их".

15.

Душевный подъём.
Настоящий душевный подъем
испытывает Андрей Болконский
при встреҹе с Наташей Ростовой.
Общение с ней открывает для
него новую сторону жизни:
любовь, красоту, поэзию.

16.

Участие в законодательной деятельности
Сперанского.
Болконскому не суждено быть
сҹастливым с Наташей. Продолжая
ощущать, ҹто просто существовать
он не может, Андрей едет в Петербург.
Там он принимает уҹастие в работе
комиссии Сперанского. И вновь
веҹный поиск, размышления о жизни
приводят его к выводу о
бессмысленности комиссии.
М. М. Сперанский

17.

Князь Андрей в период войны 1812 года.
-Я тебя вызвал , чтобы оставить при себе.
-- Благодарю вашу светлость, но я боюсь, что не
гожусь больше для штабов. А главное, я привык к
полку, полюбил офицеров, и
люди меня, кажется, полюбили.
Мне бы жалко было оставить
полк.
-- Иди с богом своей дорогой.
Я знаю,
твоя дорога – это дорога чести.

18.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться
вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под
Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и
перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый
аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить
и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество
солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их
учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героевпатриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский
приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или
количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит,
он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим
фактором для исхода сражения.
Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло.
Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий
день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам,
барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей
стыдится своего чувства, но не может пересилить его.
18

19.

Ранение
«А что будет там и что такое было здесь?
Отчего мне так жалко было расстаться с
жизнью? Что-то было в этой жизни, чего
я не понимал и не понимаю».
«Князь Андрей вспомнил все, и
восторженная жалость и любовь к этому
человеку наполнили его счастливое сердце..
Князь Андрей не мог удерживаться более
и заплакал нежными, любовными слезами
над людьми, над собой и над своими
заблуждениями .

20.

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим,
любовь к ненавидящим нас,
любовь к врагам - да, та любовь, которую
проповедовал Бог на земле... и которой я не
понимал; вот отчего мне жалко было жизни,
вот оно то, что еще осталось во мне, ежели
бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю
это!»

21.

Последние мгновения жизни и смерть Андрея
Болконского.
«Он слишком хорош, он
не может, не может жить»
«он испытывал сознание
отчужденности от всего
земного и радостной
легкости бытия»

22.

Во время болезни он неотступно думал
о жизни и смерти. Его духовный путь
продолжался, он искал последнюю
истину, которая бы примирила его со
смертью. Толстой передал мысли, к
которым пришел его герой незадолго
до своей кончины. Это мысли о
любви, о Боге, о вечности. Они очень
важны, они утешительны для князя
Андрея.
Новое и последнее знание князя
Андрея особое знание и в слове не
выражается. Но оно проявляется
непосредственной реальностью,
действиями, жизнью героя, тем,
как он уходит из этого мира.
Смерть князя Андрея убеждает
присутствующих близких ему
людей, что он узнал истину. Но не
всех кто был рядом с ним, а
только самых близких, чья
любовь к нему позволила им
проникнуть в суть
происходящего: Наташу и княжну
22
Марью.

23.

Вывод:
Все жизненные испытания Андрея
Болконского – момент истины.
Его судьба – это путь человека,
совершающего ошибки и способного
искупить свою вину, стремящегося к
нравственному совершенствованию.
Жизненный путь Андрея – это «дорога
чести».
English     Русский Правила