Марьино. Великий памятник архитектуры Курского края

1.

Великий памятник архитектуры Курского края
Учитель истории Озёрковской ООШ Криворотенко Инна
Юрьевна

2.

Усадьба "Марьино" возникла в начале XIX века на землях старинного села
Ивановского.

3.

содержание
История создания Марьино.
Князь Иван Иванович Барятинский.
В 1811 году после смерти родителей
все курские поместья перешли по
наследству Ивану Ивановичу
Барятинскому. Тогда же, оставив
дипломатическую службу, он
ненадолго возвращается в Россию и
приступает к строительству имения
южнее старой усадьбы Мазепы,
которая пришла в упадок и не
отвечала требованиям и вкусам
такого сиятельного вельможи, каким
был князь И. И. Барятинский. Он
задумал создать себе усадьбу, ни в
чем не уступающую прославленным
образцам дворцово-паркового
искусства в Петербурге, Москве и их
пригородах. Огромное богатство,
связи, высокое положение при дворе
позволили ему осуществить свой
замысел в чрезвычайно короткий
срок.

4.

содержание
Композиция усадьбы.
Дворцово-парковый ансамбль
"Марьино" был построен во втором
десятилетии XIX века и занял видное
месте в ряду великолепных
загородных дворянских усадеб.
Композиционная ось ансамбля
проходит через широкую въездную
аллею, ведущую из села Ивановского
в Марьино, пересекает парадный
двор, дом-дворец, Марьинский пруд
и обширный пейзажный парк
западнее Эрмитажного пруда.
Центром композиции ансамбля
является трехэтажное здание дворца
с боковыми одноэтажными
флигелями, образующими по обеим
сторонам парадного двора,
несколько суживающегося к
въездным воротам, два
хозяйственных двора, соединенных с
ним проездными арками. Дворец был
построен в соответствии с проектом
(1811-1812 гг.) курского архитектора
Карла Ивановича Гофмана к 1820
году.

5.

Первоначально дворец назывался
Избицким домом, так как он строился
на берегу речки Избицы, но позднее
его стали называть Марьиным, как и
всю усадьбу, по имени второй жены
И. И. Барятинского. Сохранившиеся
чертежи главного и паркового
фасадов архитектора К. И. Гофмана
и картина неизвестного художника
"Дворец в Марьине" 1815-1816 годов
доносят первоначальный облик
дворца. Симметричность главного
северного фасада дворца
подчеркнута выступающим в
курдонер центральной частью, с
куполом и четырехколонным
портиком полного ионического
ордера. Под этим портиком на
уровне второго этажа имеется
широкая терраса, по боковым
сторонам которой устроены угловые
балконы.

6.

7.

содержание
Внутреннее убранство усадьбы.
Марьинский дворец был широко
известен в России не столько своей
архитектурой, сколько роскошью
внутреннего убранства,
коллекциями, а также общей
атмосферой праздничности,
открытости, художественной
утонченности, высокой
аристократичности. В залы дворца
гости поднимались по парадной
лестнице, охраняемой двумя
каменными белыми львами.
Центральную часть главного корпуса
на высоту двух этажей занимал
огромный парадный зал, перекрытый
куполом. Стены зала украшены
великолепными росписями,
выполненными на античные сюжеты
в технике гризайль. На втором этаже
находились приемные, гостиные и
столовые, в которых поражали
многоцветная отделка потолков и
превосходные люстры цветного
стекла. "Комнаты во дворце
исчислялись сотнями", - вспоминал
управляющий имением В. А.
Инсарский. Парадные комнаты были
обставлены мебелью в стиле ампир.

8.

В боковых крыльях центральной
части заложили оконные проемы - в
третьем этаже и в первом.
Изменилось обрамление окон
второго этажа, исчезли скульптуры,
находившиеся прежде в нишах.
Огромные световые проемы
центральной части паркового
фасада были заложены. Вместо арок
и колонн в плоскости стены
появились обычные окна и
балконные двери, между которыми,
разместились пилястры. Сооружена
роскошная лестница сложной
конфигурации, ведущая к террасе
второго этажа. Была произведена
небольшая внутренняя
перепланировка помещений. В
начале 1900-х годов все дворцовые
помещения были оборудованы
центральным отоплением,
водопроводом, канализацией и
электрическим освещением, а в
главном корпусе был устроен лифт.
Перестройка дворца в Марьине редкий случай в многочисленном
ряду реконструкций зданий,
возведенных в период классицизма,
когда перестройка пошла на пользу.

9.

Художественные ценности Марьино обогатили десятки музеев
страны. Просматриваешь инвентарные книги и диву даешься,
какое огромное количество первоклассных произведений
вывезено было из Ивановского, как много наш народ и культура
получили в результате поездки музейных эмиссаров. Ради одного
лишь шедевра Рокотова или уникальной кавказской коллекции
картин, или фамильного серебра Барятинских, или только
архива, библиотеки, не говоря уж о золоте и драгоценностях,
надо было посылать в любую глубинку, навстречу любой
опасности самых чрезвычайных эмиссаров, самую
ответственную экспедицию. Уверен, что в то время организаторы
и участники спасения богатств марьинского дворца все же не
представляли в полной мере всей важности "курской операции"
для будущего культуры.
English     Русский Правила