Похожие презентации:
По поэзии: Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама
1.
По поэзии: Цветаевой,Ахматовой,
Мандельштама
2.
Актуальность темы нашейпрезентации обусловлена, культура русского
"серебряного века", становящаяся в
последнее время предметом пристального
внимания не только специалистовкультурологов, не только искусствоведов и
профессиональных эстетиков, но и самых
широких слоев читающей публики, в то же
время еще не стала предметом,
объединяющим их совместные интересы.
3.
Начало XX века в России было временемнебывалого расцвета поэзии, по праву
названным "серебряным веком" - вслед за
"золотым", пушкинским. Это - период
возникновения в русском искусстве
множества новых направлений: символизма,
футуризма, акмеизма и других. Как правило,
каждое из них стремилось быть новым
искусством; большая их часть принадлежала
к модернизму…………………………
4.
А́нна Андре́евна Ахма́това-Русский поэт, писатель, литературовед, литературный
критик, переводчик; один из крупнейших русских поэтов XX
века.
Кроме художественного творчества, Ахматова известна
своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в
заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты
двое близких ей людей (её муж в 1910—1918 гг. Н. С.
Гумилёв расстрелян в 1921; Николай Пунин, спутник её
жизни в 1930-е годы, трижды арестовывался, погиб в лагере
в 1953 году) и единственный сын Лев Гумилёв (провёл в
заключении в 1930—40-х и в в 1940—50-х гг. более 10 лет).
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в
1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию,
цензуре и травле (включая «персональное» постановление
ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие
её произведения не были опубликованы не только при
жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий
после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни
окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии,
как в СССР, так и в эмиграции.
5.
Ахматова пришла в поэзию в то время, когда символизмпереживал кризис, и, как сказано в автобиографических заметках
Ахматовой, она «сделалась акмеисткой». Акмеисты отказались от
устремленности в потусторонние миры, в область
«непознаваемого», отвергли «зыбкость слова», использование
символов и обратились к реальным земным ценностям,
красочности, богатству, вещности земного мира. Их поэзия – это
реабилитация реальности. Ахматова не случайно оказалась среди
акмеистов. В ее стихах перед нами предстает достоверно, в
деталях, выписанный мир, предстает лирическая героиня в
различных ее эмоциональных и психологических состояниях.
Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна, конкретна.
Мандельштам говорил об Ахматовой :
«Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу –
Есть на тебе печать господня…»
6.
«Голос вечности»Ахматовой, как и Пушкину, свойственно мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение «Приморский
сонет» (1958) перекликается с пушкинским стихотворением «Вновь я посетил...» (1835). «Приморский сонет»,
как и стихотворение Пушкина, также написан незадолго до смерти:
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
7.
«Голос вечности» в стихотворении – отнюдь неаллегория: настает для человека время, когда он слышит его
все отчетливее. И окружающий мир, оставаясь реальным,
неизбежно становится призрачным, как дорога, что ведет «не
скажу куда». Мысль о неизбежности расставания со всем, что
так дорого сердцу, вызывает скорбь, но чувство это
становится светлым. Осознание того, что «здесь все меня
переживет», порождает не озлобление, а напротив –
состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у
порога смерти. Но и о торжестве жизни, о дороге жизни,
которая уходит в вечность.
Для самой Ахматовой поэзия, сознание причастности к
миру вечных ценностей было спасительным в тяжелые годы
унижений и гонений. Л. Чуковская писала: «Сознание, что и в
нищете, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие,
она, а не власть, унижающая ее, это сознание давало ей силы
переносить нищету, унижение, горе».
8.
Поэзия Анны АндреевныАхматовой
Вот некоторые стихотворения
А.А.Ахматовой (читает сама
Ахматова)
Мне голос был
Музыка
Пушкин
Поэт и поэзия - тема, над которой
любили размышлять русские лирики, ведь
"поэт в России больше, чем поэт". Героиня
Ахматовой поднимается над властью
жизненных обстоятельств, осознав свою
судьбу как особую, провидческую:
Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.
Шестикрылый серафим, являвшийся
Пушкину, приходит и к героине;
лермонтовский пророк, преследуемый
своими согражданами, вновь обречен на
людскую неблагодарность в ее стихах:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
9.
Цветаева МаринаИвановна-
-(26 сентября (8 октября), 1892, Москва,
Российская империя — 31 августа 1941,
Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик,
переводчик, один из крупнейших русских
поэтов XX .
Феномен Цветаевой: самый яркий
поэт-романтик постсимволистского
периода; устойчивые (традиционные)
темы и конфликты — и чрезвычайная
новизна, “жадное”, почти “хищное”
стремление “к окончательности и
определенности” (Б. Пастернак), поэзия
“на голосовом пределе” (И. Бродский).
10.
Поэзия Марины ЦветаевойЕсть в поэзии Цветаевой тема, которая роднит ее со многими поэтами, — это
взаимосвязь творчества и “неумолимого бега времени”. В “парижский” период Цветаева
много размышляет о времени, о смысле мимолетной по сравнению с вечностью
человеческой жизни. Ее лирика, проникнутая мотивами и образами вечности, времени,
рока, становится все более и более трагичной. Чуть ли не вся ее лирика этого времени,
в том числе и любовная, пейзажная, посвящена Времени. В Париже она тоскует, и все
чаще и чаще думает о смерти.Людям свойственно страшиться смерти и полного
забвения, еще острее это чувство развито у людей искусства. Свое бессмертие
Цветаева, как все творческие личности, видит в творчестве:
Для того я (в проявленном — сила)
Все родное на суд отдаю,
Чтобы молодость вечно хранила
Беспокойную юность мою.
Поэтам, размышляющим о своем предназначении, свойственно обращаться к
Музе. У Цветаевой Муза упоминается редко, вскользь, как будто она не видит ее особой
заслуги в своем творчестве. Интересно, что в стихах, обращенных к Ахматовой, та
названа “ Музой плача”. Надо думать, что Цветаева считала Ахматову своей
вдохновительницей и имела смелость это признать,ибо обеих писательниц роднили
идеи вечного, незыблемого: простой,первозданной любви и человека, в ней тонущего.
11.
Постоянный баланс междусчастьем навеки, длящимся один
миг, и бездной одиночества в мире,
полном людей, заставляет Цветаеву
задуматься:
А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньемПройти, чтоб не оставить следа,
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах…
12.
О́сип Эми́льевичМандельшта́м—(имя при рождении Ио́сиф Эми́льевич
Мандельшта́м, 3 (15) января 1891,
Варшава — 27 декабря 1938, лагерный
пункт Вторая речка, под Владивостоком)
— русский поэт, эссеист, переводчик и
литературный критик, один из
крупнейших русских поэтов XX века.
13.
Судьба распорядилась очень жестоко с этимудивительным поэтом. Он был арестован 2 мая 1938
года в Саматихе и осужден на пять лет исправительнотрудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной
деятельности. Вспомнил ли Сталин о его
обличительных стихах по своему адресу, или
трагическую роль сыграло дело Бухарина, в бумагах
которого нашли то ли упоминание о поэте, то ли
письмо? Как знать?
Затем Таганка, Бутырка, следование по этапу во
Владивосток. Оттуда единственное письмо брату
Александру, отправленное в конце октября 1938 года, в
котором Мандельштам пишет: “Здоровье очень слабое.
Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но
посылать продукты, вещи и деньги — не знаю, имеет ли
смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей”.
На земле нет могилы Осипа Мандельштама. Есть
лишь где-то котлован, куда в беспорядке сброшены тела
замученных людей, среди них, по-видимому, лежит и
Поэт, как его звали в лагере.
Надежда Яковлевна(жена Осипа Мандельштама)
замечает, что Мандельштам при всем своем
жизнелюбии был, в общем-то, одиноким человеком.
Душа поэта— тайна за семью печатями. И проникнуть в
нее можно только через поэтическое слово, но не
каждому дано постигнуть и понять его.
Творчество
Мандельштама
Мандельштам одним из первых стал
писать стихи на гражданские темы.
Революция была для него огромным
событием, и слово “народ” не случайно
фигурирует в его стихах.
В 1933 году Мандельштам написал
антисталинские стихи и прочел их, в
основном, своим знакомым — поэтам,
писателям, которые, услышав их, приходили
в ужас и говорили: “Я этого не слышал, ты
мне этого не читал...”
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в
глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
Пешеход
Как тень внезапных облаков..
Ни о чем не нужно говорить..
14.
«Шум времени»“Поэзия, по Мандельштаму, — пространство даже не трёхмерное, а четырёхмерное”, —
писал о Мандельштаме С.Аверинцев. Этим “четвёртым измерением” можно смело
назвать время. Кант утверждал, что время и пространство — категории мышления
человека. Мандельштам же не мыслит ими, но видит их; он вышел за те пределы, где нет
сомнения в их власти, он ощущает их не как основы мироздания, а как рядовые его
части: недаром время названо “царственным подпаском”, “глиняным телом”, “зверем”, а
пространство — “колтуном”.
Такое понимание времени приходит к Мандельштаму не сразу: слово “время”
впервые появляется в его поэтическом словаре лишь в 1915 году (в стихотворении «С
весёлым ржанием пасутся табуны...»). Однако представление о времени входит в
мандельштамовские стихи с самых первых строк «Камня»: со “звука осторожного и
глухого”, раздавшегося в первом же стихотворении, будто бы начинается отсчёт времени
в поэзии Мандельштама. Поначалу оно привязано к лирическому герою и течёт в его
собственном маленьком мире: герой существует внутри времени. Однако потом поэт
начинает от него освобождаться, чтобы, наконец, преодолеть его линейное течение и
получить возможность самому выбирать себе эпоху, с которой можно жить и говорить.
15.
Рубежом здесь можно считать 1913 год,когда в мандельштамовской поэзии появляются
“чудак Евгений”, “кряжистый Лютер”,
“рассудительнейший Бах”, когда, говоря
словами из стихотворения «Адмиралтейство»
(к слову, написанного в том же 1913 году),
“разорваны трёх измерений узы // И
открываются всемирные моря”. Теперь время
подчинено только авторской мысли.Поэт
начинает ощущать ход времени, причём
ощущение это оказывается визуальным или
слуховым:
Я слышу Августа и на краю земли
Державным яблоком катящиеся годы.
(«С весёлым ржанием пасутся табуны...»)
Как тяжёлые бочки, спокойные катятся дни...
(«Золотистого мёда струя...»)
При этом время сопряжено с какой-то
трудностью, тяжестью: дни — “тяжёлые бочки”,
в день равноденствия “с утра покой и трудные
длинноты”;
Одновременно с этой идеей начинает
развиваться ещё один мотив — связь поэта с
эпохой. Интерес к настоящему времени
впервые у Мандельштама появляется в 1913
году, когда написаны строки:
Курантов бой и тени государей:
Россия, ты — на камне и крови —
Участвовать в твоей железной каре
Хоть тяжестью меня благослови!
(«Заснула чернь...»)
Здесь явно слышится восторг
присутствия при необычайно важных
потрясениях, которые совершаются на его
глазах.
Но это не единственная интонация,
которая есть в стихах Мандельштама об эпохе.
Другая впервые отчётливо звучит в последнем
стихотворении «Камня» — «Я не увижу
знаменитой Федры» (1915). Герой ощущает
оторванность времени, в котором он живёт
сейчас, своего поколения от предыдущих:
Театр Расина! Мощная завеса
Нас отделяет от другого мира;
Глубокими морщинами волнуя,
Меж ним и нами занавес лежит.
16.
Следующий этап развития темы времени у Мандельштама — это стихи 20-хгодов и поздние стихи. “Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за
шумом и пространством времени. Память моя враждебна всему личному”, —
пишет Мандельштам в эти годы в книге «Шум времени». И действительно,
исчезает время, привязанное к лирическому герою, уходят воспоминания. Теперь
по-иному воспринимается время. Во-первых, если раньше поэт мог слышать
только тяжёлый, “державный” ход времени, то теперь оно становится ощутимым:
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчёлы,
Что умирают, вылетев из улья.
....................................
Их пища — время, медуница, мята.
(«Возьми на радость...»)
«Смерть времени» — это конец ещё одного сквозного мотива мандельштамовской
лирики — мотива хронотопа, или времени-пространства.
Таким образом, убитый эпохой поэт уподобляется ею же времени, сближается с ним.
Смерть становится желанным освобождением и выходом в вечность, во
Вневременное и Внепространственное.
17.
Мандельштам, Ахматова, Цветаева – невозможнонедооценить ту долю чувственности и искренности,
которую они привнесли в русскую литературу. Они
показали, что значат для человека правда, чистота,
искренность,любовь к жизни и размышления о смерти
человека, живущего в сложное время, живущего на острие .
Эти вечные человеческие ценности, совершенно
искренне провозглашаемые этими поэтами, сделали их
творчество не просто известным — бессмертным. Ибо они
показали, что несмотря на то, что времена меняются и
режимы изменчивы, главные человеческие ценности –
вечны и незыблемы.
Эти писатели победили время, оставив свой видный
след в литературе и истории.