Похожие презентации:
Философия античности. Обзор
1.
Обзор2.
Античность – начало,первый опыт и фундамент
европейской цивилизации.
Она занимает особое место
в прошлой и современной
европейской культуре.
3.
ПоходыАлександра
Македонского
(Эллинизм)
4.
5.
Основныеочаги
античности:
6.
7.
8.
Исторические области Малой Азии во временаклассической античности.
9.
10.
11.
Полис – это город-государствос выборным управлением,
сильной публичной
самодеятельностью всех
свободнорожденных граждан и
общинно-частной
собственностью. Объект
собственности – земля и рабы.
12.
Отношения внутри полисаосновывались на культе свободы.
Свобода являлась неотъемлемым
качеством граждан и несвободы
варваров. Отношения насилия были
направлены во вне.
Было создано общество, которое
перешло от живого труда к «живым
автоматам». Рабы – внутренняя
слабость греческого мира. Источники
рабства: войны, пиратство, частное право
ростовщичество, (дети рабов - рабы).
13.
Конкуренция не в царскихпокоях, а перед лицом свободных
граждан полиса. Культ свободы
был на столько важен, что самым
страшным для эллина было ее
лишение.
14.
Особое отношение к закону.Закон – основа
демократического устройства
общества. Закон признавал за
каждым гражданином свободу
слова, право отстаивать свое
мнение, подвергать критике
правителей и государство.
15.
Античной называется философия(учения, школы), выработанная
греческими философами, проживавшими
на территории современной Греции, а
также в греческих полисах (торговоремесленных городах-государствах)
Малой Азии, Средиземноморья,
Причерноморья и Крыма, в
эллинистических государствах Азии и
Африки, в Римской империи.
16.
Нередко философияДревнего Рима либо
непосредственно
отождествляется с
древнегреческой, либо
объединяется с ней под
общим названием
«античная философия».
17.
18.
• досократический— VII — V вв. до н. э.;• классический (сократический) - середина V
- конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
19.
20.
• философов милетской школы— "физиков" (Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена);
• Гераклита Эфесского;
• элейской школы;
• атомистов (Демокрита,
Левкиппа);
• некоторых иных философов.
21.
Фалес МилетскийГераклит из
Эфеса.
22.
Основные проблемы, которымизанимались "досократики":
• объяснение явлений природы,
сущности Космоса, окружающего
мира,
• поиски первоначала всего сущего.
Метод философствования —
декларирование собственных
взглядов, превращение их в догму.
23.
24.
Этот периодсовпадает с
расцветом
древнегреческой
философии.
25.
• философско-просветительскаядеятельность софистов;
• философия Сократа;
• зарождение "сократических"
школ;
• философия Платона;
• философия Аристотеля.
26.
Философы сократического(классического) периода также
пытались объяснить сущность
природы и Космоса, однако делали
это глубже "досократиков":
• меньше уделяли внимания поиску
первоначала;
• допускали участие богов и идей в
создании природы и Космоса;
27.
• выдвинули версию происхождениясущего (Платон — автор учения о
"чистых идеях", предшествующих
реальному миру и воплощением
которых стал реальный мир);
• положили начало спору между
материализмом и идеализмом;
• проявили интерес к проблеме человека,
общества, государства;
28.
• перешли от декларативнодогматического методафилософствования к диалогическодоказательственному;
• внесли вклад в развитие логики;
• вели практическую философскопросветительскую деятельность
(софисты и Сократ).
29.
• распространение антиобщественнойфилософии киников;
• зарождение стоического направления
философии;
• деятельность "сократических"
философских школ: Академии Платона,
Ликея Аристотеля, киренской школы
(киренаиков) и др.;
• философия Эпикура и пр.
30.
• кризис античных моральных и философскихценностей;
• снижение страха перед богами и иными
сверхъестественными силами, уважения к ним;
• отрицание прежних авторитетов,
пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск физической и духовной опоры в самом
себе;
• стремление к отрешению от действительности;
31.
• преобладаниематериалистического
взгляда на мир
(Эпикур);
• признание высшим
благом — счастья и
удовольствия
отдельного
человека (физическое
- киренаики,
моральное - Эпикур).
32.
• Сенека;• Марк Аврелий (император Рима в 161 180 гг.);
• Тит Лукреций Кар;
• поздние стоики;
• ранние христиане.
33.
• взаимовлияние древнегреческой идревнеримской философий ( в этот период
древнегреческая философия развивалась в
рамках римской государственности и
испытывала на себе ее влияние, в то
время как древнеримская философия
вырастала на идеях и традициях
древнегреческой);
• фактическое слияние древнегреческой и
древнеримской философий в одну —
античную философию;
34.
• влияние на античную философию традицийи идей философии покоренных народов
(Востока, Северной Африки и др.);
• близость философии, философов и
государственных институтов (Сенека
воспитывал римского императора Нерона,
Марк Аврелий сам являлся императором);
• небольшое внимание к проблемам
окружающей природы;
• повышенное внимание к проблемам
человека, общества и государства;
35.
• расцвет этики (философии, предметомкоторой были мысли и поведение
человека);
• расцвет стоической философии,
сторонники" которой видели высшее
благо и смысл жизни в максимальном
духовном развитии личности, учености,
уходе в себя, безмятежности (атараксии,
то есть невозмутимости);
• преобладание идеализма над
материализмом;
36.
• все более частое объяснение явленийокружающего мира волей богов;
• повышенное внимание к проблеме
смерти и загробной жизни;
• рост влияния на философию идей
христианства и раннехристианских ересей;
• постепенное слияние античной и
христианской философий, их превращение
в средневековую теологическую
философию.
37.
материальной основойрасцвета данной философии
был экономический расцвет
полисов;
38.
• стержневой идеейдревнегреческой философии
являлся космоцентризм
(страх и преклонение перед
Космосом, проявление
интереса прежде всего к
проблемам происхождения
материального мира,
объяснению явлений
окружающего мира);
39.
• на поздних этапах — смешениекосмоцентризма и
антропоцентризма (в основе
которого были проблемы человека);
• допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью
природы и близки людям;
• человек не выделялся из
окружающего мира, был частью
природы;
40.
• были заложены дванаправления в
философии —
идеалистическое
("линия Платона") и
материалистическое
("линия Демокрита"),
41.
Данные направленияпоочередно доминировали: в
досократический период —
материалистическое, в
классический — имели
одинаковое влияние, в
эллинистический —
материалистическое, в
римский —