Похожие презентации:
Романтизм как литературное направление
1.
Романтизмкак литературное
направление
2.
Мировой литературный процесс как сменатворческих методов Метод (художественный) –
совокупность основных принципов
создания художественной действительности
Мифологичес
кий реализм
Античности
Романтизм
Реализм
Средневеков
ый
символизм
Сентиментализм.
Просвещение.
Модернизм,
постмодерни
зм
Реализм
Возрождения
Барокко.
Классицизм.
Назовите:
эстетические принципы изученных литературных направлений;
выдающихся представителей и их произведения
3.
Проблемный вопросКак вы понимаете слова
«романтик», «романтизм»?
В 18 веке термином
«романтизм» называлось
все фантастическое,
таинственное,
удивительное, необычное,
нереальное.
В конце 18 – начале 19
века «романтизм»
становится термином для
обозначения нового
литературного
направления,
противоположного
классицизму.
4.
Романтизм возник во время, когда Европа переживаласильное потрясение и глубокое разочарование.
Надежда на результативность активного действия,
вера в возможность освобождения
Французская революция 1789 – 1794
гг. и наполеоновские войны
неуверенность, трагическое ощущение
5.
РОМАНТИЗМ•Течение (направление) в
европейской и американской
литературе и искусстве конца 18в. 1 половины 19 века.
•В 18 веке романтическим называли
всё фантастическое, необычное,
странное, встречающееся только в
книгах, а не в действительности.
6.
Основная идея романтизма•Именно борьба добра и зла составляет
основу развития всего живого, т.е. добро
не может существовать без зла;
•Романтиков интересуют
взаимоотношения
• между людьми;
• между человеком и обществом;
• между человеком и искусством;
• внутренний мир человека.
7.
Главная задача писателя:• Раскрыть сложный и внутренне
противоречивый мир, в котором живет
человек, показать диалектику его души.
• Диалектика души – это понятие, которое
обозначает в литературе процессы
зарождения и формирования чувств,
мыслей, настроений, ощущения
человека, показ психического процесса
(симпатия перерастает в любовь)
8.
«Романтизм –это не стиль, не живописная
манера,
а определенный
эмоциональный настрой»
Шарль Бодлер
9.
Проявление романтизма в разныхвидах искусства
литература
Музыка
архитектура
Романтизм
скульптура
живопись
10.
Эжен Делакруа – французский живописец играфик, виднейший представитель
французского романтизма в
изобразительном искусстве.
Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах.
1830 год. Лувр. Париж.
11.
Греция, умирающаяна развалинах Миссолунги. 1827 г.
Резня на Хиосе.
1824 г.
Обращение к
современности — важная
особенность романтизма,
его раннего героического
периода. Более свободной
становится композиция,
ритм — более
стремительным. Цвет
начинает играть в
произведениях Делакруа
доминирующую роль. Его
«Резня на острове Хиос»
вызвала резкую критику
приверженцев классицизма,
но молодые приняли ее с
восторгом, видя в Делакруа
открывателя новых путей в
искусстве.
12.
Уильям Тернер - английский живописецпейзажист. Один из крупнейшихпредставителей английского
романтизма.
• Писал преимущественно
морские пейзажи, картины на
библейские, исторические и
мифологические сюжеты,
обнаруживая склонность к
романтической фантастике.
«Большой канал в Венеции»
«Музыкальная комната в Петворте»
13.
Иван Константинович Айвазовский –выдающийся маринист
«Радуга»
«Девятый вал»
«Море»
Море – любимая
стихия романтиков
14.
Романтизм в музыкеФ. Шуберт
Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в.
под влиянием литературы романтизма и
развивался в тесной связи с ним, с
литературой вообще (обращение к
синтетическим жанрам, в первую очередь к
опере и песне, к инструментальной
миниатюре и музыкальной программности).
Характерное для романтизма внимание к
внутреннему миру человека выразилось в
культе субъективного, тяге к эмоциональнонапряженному, что определило главенство
музыки и лирики в романтизме.
Эжен Делакруа.
Портрет Паганини.
Эжен Делакруа.
Фредерик Шопен.
Роберт Шуман
15.
Произведения русскихромантиков принесли
отечественной культуре
европейскую славу
Композитор Михаил
Иванович Глинка
Сцена
из оперы «Руслан и Людмила».
Сцена
из оперы «Иван Сусанин».
16.
Представители романтизмаАнглия: «бурные» романтики
Байрон, Шелли;
созерцательные поэты
«озерной школы» – Вордсворт,
Колридж, Саути. Вальтер Скотт –
родоначальник исторического
жанра.
Франция: Констан, Шатобриан,
Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж
Санд.
Россия: поэты В. Жуковский, Д. Веневитинов, Е. Баратынский,
А. Дельвиг, Ф. Тютчев; К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский; А. С.
Пушкин в определенную эпоху своего творчества, М. Ю. Лермонтов;
прозаики Бестужев-Марлинский, В. Одоевский
17.
Представители зарубежногоромантизма
• Создал тип «байронического»
рефлексирующего героя: разочарованный
мятежный индивидуалист, одинокий, непонятый
людьми страдалец, бросающий вызов всему
миропорядку и Богу, трагически переживающий
разлад с миром и собственную раздвоенность.
• Творчество Байрона породило явление
байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. «русского».
• Сходство, а нередко спор с поэмами Байрона
распознается в творчестве многих его современников
(в «Цыганах» А. С. Пушкина, в «Герое нашего
времени» М. Ю. Лермонтова, у А. Мицкевича).
18.
ДАМЕ, КОТОРАЯСПРОСИЛА, ПОЧЕМУ
Я ВЕСНОЙ УЕЗЖАЮ
ИЗ АНГЛИИ
Как грешник, изгнанный из рая,
На свой грядущий темный путь
Глядел, от страха замирая,
И жаждал прошлое вернуть.
Потом, бродя по многим странам,
Таить учился боль и страх,
Стремясь о прошлом, о желанном
Забыть в заботах и делах, Так я, отверженный судьбою,
Бегу от прелести твоей,
Чтоб не грустить перед тобою,
Не звать невозвратимых дней,
Чтобы, из края в край блуждая,
В груди своей убить змею.
Могу ль томиться возле рая
И не стремиться быть в раю!
19.
Вальтер Скотт –английский
романист
В литературе романтизма вместе со стремлением
к философской универсальности возникло
чувство историзма. Оно проявилось не только в
том, что изменилось понимание личности, но и в
том, что история общества стала одной из
постоянных тем этого этапа. В романах В. Скотта
жизнь государства впервые соединилась с
жизнью персонажа.
Романы Скотта, как правило, посвящены
переломным или, по крайней мере,
значительным историческим событиям,
а их герой волею обстоятельств
оказывается между
противоборствующими сторонами
накануне или в час решающей схватки
(как это происходит в романе
«Айвенго»).
20.
Вспомните произведения этихавторов.
Виктор Гюго
Эдгар Аллан По
Фенимор Купер
Двоемирие романтизма на
эстетическом уровне реализуется в
особенностях сюжетосложения и
поведения героя. Главный персонаж
романтиков - всегда титаническая
личность. Титанизм романтического
героя может проявляться в различных
формах: он может быть наделен
могучими страстями, сильной волей и
смелым разумом, как Манфред Байрона,
несокрушимым вольнолюбием, как
Прометей Шелли, поистине
непостижимой наблюдательностью, как
Дюпен Э. По, или неисчерпаемыми
глубинами духа, как Генрих фон
Офтердинген Новалиса. Он может
отличаться и безграничной
самоотверженностью в любви, как
Квазимодо у Гюго. Все это явления
одного порядка, ибо романтизм
признает сознательное усиление при
отражении действительности.
21.
IБыл ослепительный июньский день.
Тревожить воду ветру было лень.
На горизонте громоздились кучи
Плавучих гор - серебряные тучи.
И небосклон сиял над головой
Бездонною, как вечность, синевой.
Все радовалось: лес, река и нивы.
Поблескивали в роще листья ивы.
И шелестела в тишине едва
Дубов столетних плотная листва...
Перси Шелли
II
Была зима - такая, что с ветвей
Комочком белым падал воробей.
Закованные в ледяные глыбы,
В речных глубинах задыхались рыбы.
И до сих пор не замерзавший ил
В озерах теплых, сморщившись, застыл.
В такую ночь в печах пылало пламя,
Хозяин с домочадцами, с друзьями
Сидел и слушал, как трещит мороз...
Но горе было тем, кто гол и бос!
22.
Представители русского романтизма• В.А.Жуковский (баллады)
• М.Ю.Лермонтов
(«Мцыри»,
«Герой нашего времени»)
• Н.В.Гоголь
(«Вечера на хуторе
близ Диканьки»)
23.
Личность в центрехудожественной системы.
Основной конфликт –
конфликт между личностью и
обществом. Романтическая
личность – страстная
личность.
Страсти романтики
делили на высокие
(любовь во всех ее
проявлениях) и низкие
(зависть, жадность,
честолюбие)
Романтический герой – сильный характер, на голову
выше окружающих. Часто в романтических
произведениях герой – художник. Романтический герой
несовместим с обыденным миром. Любимая
романтическая среда – история и экзотика
24.
Романтический герой• показан в развитии, т.е. изображается диалектика его
души;
• несет на себе печать своего времени;
• может разорвать исторические и социальные связи,
противопоставить себя обществу и тем самым оказать
решающее влияние на жизнь этого общества.
• противопоставлен обществу (в этом основа
романтического индивидуализма);
• как правило, одинок;
• часто находится в пути;
• это сильная личность, человек, одержимый какой-либо
страстью;
• показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях;
• может быть и положительным, и отрицательным.
25.
• Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. Учеловека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны,
она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден
вступать с ней в борьбу.
• Романтический символ – возведение от конкретного к
абстрактному.
26.
Черты романтизма:• Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и
совершенный идеальный мир фантазии героя, его духовный
мир;
• Недостижимость идеального мира;
• Идеализация мира природы (романтический пейзаж),
искусства;
• Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против
законов общества);
(Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное
благополучие смыслом существования)
• Отражение действительности в её типических проявлениях
(т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное);
• Ценность человеческой личности заключается в способности
разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа
является главным;
• Частое несоответствие внешней формы внутренней
сущности героя;
• Принцип исторического романтизма: обращение к
прошлому с целью понять настоящее.
27.
Изменение поэтикиОсновные жанры
• Новые жанры;
• Звукопись (ассонанс,
аллитерация);
• Цветопись;
• Символические образы
(море, буря, стихия и
т.д.)
• роман (эпический жанр)
• поэма (лиро-эпический
жанр)
• драма (драматический
жанр)
28.
Особенности русского романтизма:•особое внимание к понятию чести;
•уважение к предкам;
•ответственность человека перед
государством, страной;
•проблема влияния денег на жизнь
человека.
29.
Василий Андреевич Жуковский(1783-1852)
«Литературный Колумб Руси»
(В.Г. Белинский)
30.
В. А. Жуковский• Началом литературной деятельности В. А.
Жуковского стало «Сельское кладбище»
(1802), перевод в 1801 г. элегии английского
поэта Т. Грея. Элегия принесла В. А.
Жуковскому успех у читателей и широкую
известность.
•Участие поэта в журнале «Вестник Европы»,
основанном Карамзиным, способствовало
утверждению романтической эстетики в
русской литературе.
В августе 1912 г. поэт вступил в Московское народное ополчение. Отечественная
война 1812 г. нашла в его поэзии яркий отклик – «Певец во стане русских воинов».
Наполеоновская тема, имевшая своим истоком указанные события, впоследствии
также обрела глубокое отображение – «Ночной смотр» (1836), «Четыре сына
Франции» (1849). В мае 1817 г. Жуковский переселяется в Петербург, где активно
участвует в литературной и общественной жизни столицы. Жуковский в эти годы –
один из ведущих литераторов России, друг А. С. Пушкина
31.
• После трагической гибели А. С. Пушкина, которую он всячески старалсяпредотвратить, Жуковский оказался в разладе со своим придворным
окружением. Он уходит в почетную отставку в
1841 г., переезжает жить в
Германию, где женится на дочери своего друга художника Е. Рейтерна,
Елизавете.
• В 1852 г. Жуковский умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге.