Похожие презентации:
Базовые теории и методы психотерапии. Гештальт-подход
1. БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД2. Основатель – Фредерик Перлз
3. Классические работы Ф. Перлза
4. Классические работы Ф. Перлза
5. Новые учебники Клаудио Наранхо
6. Новые учебники
7. Новые учебники
8. Новые учебники
9. Современные учебники
10. Распространенность гештальт-терапии
По распространенности гештальтподход занимает 2-е место послепсихоанализа
Преподавание гештальт-подхода
проводится в 40 странах (26 стран
Европы, 9 стран Америки, 5 странах
Азии)
11. Распространенность гештальт-терапии
В мире издается около 20 журналовпо гештальту
В России журнал «Российский
гештальт»
12. В Новосибирске обучение
Гештальт-тренер – к.м.н., доцент ГронскийАндрей Витальевич (последние 15 лет )
1 ступень – групповая Гештальт-терапия
2 ступень гештальт- терапевт (практиковать
можно)
3 ступень гештальт – тренер (может
обучать)
13. Базовые понятия гештальт-терапии
1. «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»2. «ОСОЗНАВАНИЕ»
3. «ФИГУРА И ФОН»
14. «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» концентрация на настоящем
По мнению Ф. Перлза нет смысла изучатьпрошлый опыт.
Необходимо посмотреть, как человек
контактирует В НАСТОЯЩЕМ, КАК ЧЕЛОВЕК
ПРЕРЫВАЕТ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ И ЧУВСТВА
Вопросы: «КАК?» «ЧТО?» «ЧТО ЭТО ЗА ОПЫТ?»
«ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ?»
15. «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» концентрация на настоящем
От пациента требуется, чтобы он вкаждый данный момент переживал
опыт самого себя (чувства, мысли,
ощущения в теле, потребности)
настолько хорошо, насколько он
может это сделать.
16. «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» концентрация на настоящем
Джендлин «… проживание настоящего –этообретение новой целостности… настоящее
придает прошлому новую функциональную
направленность, т.е. переживания,
происходящие в настоящем, ВСЕГДА
ИЗМЕНЯЮТ ПРОШЛОЕ
(если даже клиент этого не осознает)!!!
17. «ОСОЗНАВАНИЕ»
Осознавание – это способ находиться вконтакте с самим собой
Вопросы:
1. Что вы чувствуете?
2. Что с вами происходит?
3. Что вы делаете?
4. Что вы хотите?
18. «ОСОЗНАВАНИЕ»
Для того, чтобы ответить на эти вопросы,нужно выйти из ситуации межличностного
взаимодействия и сосредоточиться на
своем внутреннем состоянии
19. «ФИГУРА И ФОН»
ВНИМАНИЕОсновная функция?
Свойства внимания? (УКРОП)
20. «ФИГУРА И ФОН»
Концентрация внимания (2-3 секунды)Э то ФИГУРА, остальное- фон
Фон и фигура постоянно меняются
местами.
Фигуру формируют потребности,
актуальные в данный момент
21. «ФИГУРА И ФОН»
Фигуру формируют:1. Потребности, актуальные в данный
момент (если вы голодны, то в первую
очередь замечаете продуктовые точки)
2. Незаконченный опыт (чайник)
22. Формирование фона
Фон не так активен, но онформируется прошлым опытом
(группа на улице)
23. «КОНТАКТ»
Контакт уникален (сессии гешталтьа непохожи одна на другую)
Контакт зависит от того, кто контактирует
(преподаватель – первокурсник)
(преподаватель – выпускник)
(студент –пациент)
(доктор наук – пациент)
24. Здоровый человек
Среда – организм – среда – организм ит.д.
Пациент с неврозом – «это человек,
который сам себя прерывает» (с
помощью защитных механизмов или
механизмов прерывания контакта)
25. Механизмы прерывания контакта
РетрофлексияИнтроекция
Проекция
Слияние (конфлуэнция)
Дифлексия (забалтывание)
26. Важность диагностики
У каждого человека присутствуют ВСЕ5 защитных механизмов; один их
которых ведущий;
К каждому из 5 механизмов есть свой
подход, как с этим механизмом
работать
Способ работы (инструмент) – это ключ
к одному из механизмов
27. Ретрофлексия
Среда – человек (обратно человек-средаконтакта нет)
Действие, направленное на среду
заменяется на действие, направленное на
себя
28. Ретрофлексия в сессии
Неловкая, неудобная позаЗажатое дыхание
Повторяющиеся жесты делания что-либо
себе (кручение волос, сжимание пальцев,
постукивание ступнями об пол…)
Пропадание голоса
Приостановленные движения
29. Ретрофлексия
Избегание визуального контакта (клиент несмотрин на Вас)
Молчание
Появление психосоматических симптомов в
теле (головная боль, головокружение,
тошнота, ком в горле, «что-то давит на
плечи…», «трудно дышать…»)
30. Работа с ретрофлексией
1. Этап – обратить внимание клиента напроявления ретрофлексии
2. Амплификация (усиление феномена)
3. Развертывание действий, чувств в среду
4.Формулирование интроекта (что ты
говоришь себе сейчас?) «Сиди тихо!»
31. Интроекция
Интроекция – это защитный механизм, прикотором человек впускает в себя идеи,
убеждения, нормы, но не «переваривает»,
не «принимает» их.
Интроект – бессознательная часть СуперЭго (работа с интроектом –осознание его)
32. Диагностика интроекции
Долженствование в речи «я должен», «мнеследует»
Оценка в речи «плохо», «хорошо»,
«стыдно»
Запреты в речи «нельзя возражать
начальству», «нельзя говорить человеку
гадости…»
Чувство вины
33. Происхождение интроекции
Сначала – ребенка кормят пищей (молоко,подкормки, и пр.)
Через какое-то время – «правилами как надо
жить»
Положительное – правила помогают
социализироваться, осваивать социальноприемлемые образцы поведения
34. Отрицательное в интроектах
К интроектам отсутствует критическоеотношение
Интроекты противоречат друг другу
(«будь первым!», «не высовывайся!»)
Интроекты накапливаются в большом
количестве и человек не может
действовать
35. Работа с интроектом
1. Формулирование интроекта2. Возврат интроекта (терапевт
повторяет, копируя интонацию клиента)
3. Моделирование интроекта в
эксперименте (держание сумок)
4. Формулирование контр-интроекта
36. Проекция
Феномены, принадлежащие самомуиндивиду (чувства, мысли, действия,
планы, ценности) приписываются среде
Ребенок на определенном этапе
придумывает «антипода» (неловкого,
неумеху, который на знает что-то и пр.)
37. Виды проекции по Ж.М. Робину
Зеркальная проекция – человекприписывает другим какие-либо
чувства, качества, которыми бы хотел
обладать сам (либо потребности)
«Вы, конечно, хотите есть!»
38. Виды проекции по Ж.М. Робину
Проекция катарсиса – приписываетдругим неприемлемые чувства,
качества, и т.д., «очищая» себя самого
39. Диагностика проекции
Приписывание другим чувств, желаний,отношений «Вы, наверное, на меня злитесь…»
«Вы думаете обо мне то-то и то-то…»
«Почему вы ТАК на меня смотрите…»
40. Работа с проекцией
1. Классический подход – «пустой стул»(человеку предлагается побыть отвергаемой
частью как вариант работы с полярностями)
2. Работа на грани контакта «как вы узнаете, что
думают о вас люди?» «спросите, что на самом
деле я думаю?» - клиент учится тестировать
реальность и проверять ее
41. СЛИЯНИЕ (конфлуэнция)
Основная характеристика слияния –отсутствие границ со средой
При ведущем механизме слияния человек на
формулирует проблему, не разбирается в
переживаниях, не замечает очевидных
фигур (например, не слышит вопросов)
42. СЛИЯНИЕ
Положительный момент – избеганиеконфронтации, так как желания других
воспринимаются как свои
собственные
Отрицательный – свои потребности не
осознаются и не реализуются, нет
возможности развиваться
43. Диагностика слияния
Клиент не употребляет местоимения «Я» (Мы…у нас… в нашей семье…)
В жилище у конфлюэнтных сняты двери
Нет территории для детей
Садятся или подходят слишком близко
Трудно выходить из контакта
Предъявляется обида и чувство вины (есть
непроговоренные правила, которые
нарушаются)
44. Работа со слиянием
1. Различия я и они делаются более явными2. Дифференциация и проговаривание (клиент
должен осознать, что есть чувства и
потребности, принадлежащие только ему).
Применяются вопросы: «Что вы сейчас
чувствуете?» , «Что вы хотите сейчас?».