157.93K
Категории: ЛитератураЛитература ИсторияИстория

История литературы. Введение. Античность

1.

Дисциплина
«История литературы»
• Преподаватель: Кудрявцева Мария Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
«Связи с общественностью»
• Контроль: 1 семестр – экзамен
• Режим занятий: лекция каждую неделю; семинар раз в две недели
• Контрольные точки:
- эссе
- выступление с докладом и слайдовой презентацией по
мифологическим и библейским сюжетам
- проверочная работа
• Темы для эссе, докладов, вопросы к проверочной работе выдаются заранее
• Приветствуется индивидуальная исследовательская работа по согласованию с преподавателем, в
случае её успешного написания и защиты снимается один экзаменационный вопрос.

2.

Учебные пособия
• Кудрявцева М. Е. Учебное пособие: История мировой литературы и искусства: учебное пособие.
СПбГЭУ, 2019. – 116 с.
• Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учебник для
бакалавров / Б. А. Гиленсон. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 904 с. — Серия: Бакалавр.
Базовый курс
• Назарова, Л. А. История западноевропейской литературы Средних веков : [учеб. пособие] / Л. А.
Назарова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/44106/1/978-5-7996-1892-6_2016.pdf
• Тронский И.М.: История античной литературы. http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tronskiy-im/index.htm; http://www.durov.com/study.htm
• Кун Николай - Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. Эпос, издательство АСТ, 2016.
http://www.sno.pro1.ru/lib/kun/
• Ступников И. В. История зарубежной литературы 17 века. https://www.rulit.me/books/istoriyazarubezhnoj-literatury-xvii-veka-read-232871-1.html
• Сидорченко Л. В. История зарубежной литературы 18 века http://lit-prosv.niv.ru/litprosv/sidorchenko-literatura-xviii-veka

3.

Критерии оценки индивидуальной презентации
(мифологические и библейские сюжеты,)
• Выбор надёжного источника (можно ориентироваться на книгу
Зенона Косидовского «Библейские сказания», издания
Московской Патриархии и книгу Куна «Легенды и мифы древней
Греции и древнего Рима»)
• Связность и ясность передачи содержания сюжета
• Качество оформления сюжета иллюстрациями (желательно
использовать произведения мировой живописи и скульптуры)
• Интерпретация символического смысла сюжета, связанных с ним
прецедентных текстов
• Соблюдение регламента (8-10 минут)

4.

Библейские сюжеты
• мирового искусства)
• Сотворение мира, Адам и Ева, грехопадение,
изгнание из рая, Каин и Авель
• Ноев ковчег, Вавилонская башня, Содом и
Гоморра
• Авраам, Сара, Агарь, рождение Исаака,
Жертвоприношение Авраама
• Иаков, Лия, Рахиль, Иосиф и его братья
• Моисей, 10 казней Египетских, золотой телец,
заповеди Моисея
• Самсон и Далила, пир Валтасара,
многострадальный Иов
• Давид, Голиаф, Соломон. Притчи царя Соломона
• Иоанн Креститель, Благовещение, рождение
Иисуса. Вифлеемская звезда, Волхвы, пастухи,
Ирод, избиение младенцев, бегство в Египет
• Иисус в пустыне, искушения дьявола
• Призвание апостолов, нагорная проповедь,
Преображение на горе Фавор
• Иисус в доме Марфы и Марии, воскрешение
Лазаря
• Предательство Иуды, Тайная вечеря, ночь в
Гефсиманском саду, арест Иисуса
• Суд Понтия Пилата, бичевание Иисуса,
распятие и положение во гроб. Воскресение
Иисуса, жёны-мироносицы, вознесение
• Апостолы Петр и Павел, Мария Магдалина
• Притчи Христовы: о блудном сыне, об
игольном ушке, о заблудившейся овце
• Притчи Христовы: о сеятеле, о талантах, о
хозяине и работниках
• Апокалипсис

5.

Античные сюжеты
• Греческий пантеон. Боги
Олимпа, иерархия отношений,
сфера ответственности
• Прометей. Геракл
• Персей, Тесей
• Дедал и Икар
• Сизиф, Тантал
• Орфей и Эвридка
• Древнегреческий эпос.
Аргонавты
• Троя. Одиссея
• Фиванский цикл
• Римский пантеон богов. Миф
об Энее. Ромул и Рэм

6.

Литература как вид искусства
• Литература эстетически осваивает мир в художественном слове.
• В сферу литературы входят общественные и природные явления,
социальные катаклизмы, духовная жизнь личности.
• Строительным материалом художественного образа в литературе
является слово.
• Образность заложена в самой системе языка, который
развивается в процессе метафоризации и метонимизации.
• Эти процессы обогатили язык ассоциативным видением мира и
подготовили к художественному осмыслению действительности.

7.

Задачи художественной литературы
• Отражение мира и человека во всей их целостности
• Развитие способности озадачиваться бытийными вопросами
• Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы
• Формирование определённой картины мира
• Развитие способности эстетического восприятия окружающего
мира

8.

Возможности художественной литературы
• Благодаря гибкости и безграничным возможностям слова литература способна
вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства.
• На язык литературы можно перевести образы других видов искусства, а также
философию.
• Если отдельные науки изучают и представляют какую-либо одну, отдельную сторону
реальности, то литература отражает реальность в её целостности, в переплетении и
взаимодействии её различных свойств и особенностей.
• Поэтому в отличие от научного текста, в художественном тексте каждая фраза
является единственно возможной, в ней ничего нельзя изменить без ущерба для
выразительности и смысла.
• Литературный образ отражает явления в их нерасчленённой цельности, большое
значение приобретают тончайшие оттенки художественной речи.
• Этой особенностью литературы обусловлена трудность художественного перевода
литературного произведения на другие языки.

9.

Экранизации литературных произведений
• Принципиальное эстетическое различие существует между
художественным восприятием литературного произведения
через чтение и через экранизацию.
• В случае экранизации (даже очень близкой к тексту)
художественная мысль оказывается не только выраженной
другими художественными средствами, на другом языке.
• Художественная литература и искусство кинематографии поразному воздействуют на личность.

10.

Задание на первый семинар
Написать Эссе: «Мой взгляд на экранизацию романа, повести, рассказа и пр.»
Сравните экранизацию известного вам произведения русской классики с текстом самого произведения.
Если у вас затруднения со структурой эссе, ориентируйтесь на Примерный список вопросов:
Насколько близко к тексту литературного произведения создавался фильм? Насколько, по вашему мнению,
это оказалось удачным?
Какие сюжетные линии режиссёр отразил в своём фильме, что осталось за кадром. Может быть стоило
отразить ещё какие-нибудь сюжетные линии или отдельные эпизоды?
Насколько понравился вам актёрский состав? Выбор актёров, их игра? Если бы вы были режиссёром, какой
актёрский состав утвердили бы вы?
Как вы думаете, удалось ли режиссёру создать самостоятельное произведение искусства или это была
честная (а может быть и нечестная) иллюстрация к роману (повести, рассказу)
Как вы думаете, какой была главная режиссёрская идея, насколько она близка идее самого литературного
произведения?
Какую роль в донесении главное режиссёрской идеи сыграли операторская работа и музыкальное
оформление. Насколько они удачны, по вашему мнению?
Какое у вас сложилось в целом впечатление от фильма? Как вы считаете, может ли его просмотр заменить
прочтение самого литературного произведения хотя бы в плане восприятия его основной идеи?

11.

Спорная точка зрения Маклюэна
• Канадский социолог Маклюэн утверждает, что история человека –
это прежде всего история коммуникаций, она определяет тип
жизни и тип культуры.
• Человечество прошло в этом смысле через стадии устной,
письменной, затем печатной коммуникации, а теперь вступило в
стадию визуальной коммуникации, в восприятие культуры не
через печатный знак, а через движение на телеэкране, через
картинку.
• Отсюда Маклюэн делает вывод, что цивилизация, основанная на
чтении, заканчивает свой век, чтение становится ненужным.

12.

Опровержение точки зрения Маклюэна
• Эстетический статус чтения объясняется опорой на естественный язык,
которым все пользуются ежедневно и в котором сконцентрирован
огромный опыт предшествующих поколений и современности.
• Чтение предполагает обязательную ориентацию на сотворческое
восприятие, на работу воображения, что является важнейшим
фактором развития человеческой личности.
• Чтение является историческим культурным фундаментом ряда других
видов художественной коммуникации.
• Чтение литературных произведений заключает в себе ценную
возможность обратного влияния на наш естественный язык, развивает
чувство языка, обогащает его, способствует языкотворчеству.
• Классическая и качественная современная литература не
манипулируют личностью, а развивают её.

13.

Периодизация художественной литературы
• Поколение – минимальный этап художественного развития, определяемый
творческой деятельностью группы авторов – ровесников и современников
(например, поколение «шестидесятников»).
• Век – более крупный этап художественного развития, крупный отрезок
исторического времени, достаточных для существенных изменений в
социальной жизни и для проявления этих влияний на тип и содержание
художественного мышления (например, век классицизма).
• Художественный период – в ряде литературоведческих концепций
рассматривается как время господства в литературе определённого
«психологического типа» (например господство психологического типа
героя-бунтаря в период романтизма).
• Художественная эпоха – наиболее крупная периодизация по целым
историческим этапам, характер которых определяет принципы развития
культуры, искусства и литературы (например эпоха Возрождения).

14.

Понятие литературно-художественного
направления
• Направление – система концептуальных идей о мире и человеке
и стилистических особенностей, устойчивых для целого
исторического периода и целой группы художников.
• Направление межнационально типологично. Но имеет свои
национальные вершины. Так, например, эталонным образцом
литературы и искусства Эпохи Возрождения является Италия,
классицизма – Франция, романтизма – Германия.
• Направление характеризуется общими мировоззренческими и
эстетическими особенностями художественного процесса.

15.

Литературно-художественные эпохи
(в них реализуются соответствующие
направления)
• Античность
• Средневековье
• Возрождение
• Классицизм
• Просвещение
• Романтизм
• Реализм
• Натурализм
• Декаданс (Эстетизм)
• Экзистенциализм
• Интеллектуальный роман
• Постмодернизм

16.

Художественная концепция
• Художественную концепцию определяют элементы,
составляющие структуру запечатлеваемого искусством мира.
Таких основных элементов три:
• Личность – в единстве её сознания и подсознания, её интуиции,
влечений, страстей, мыслей, чувств, целей, устремлений, воли,
ролевых масок и т. д.
• Общество – как социальная группа и среда, нация и народ,
общество и государство, всё человечество.
• Природа – природная среда, «вторая природа», т. е. созданная
человеком, космос.

17.

Содержательная структура литературнохудожественного произведения
• Каждый из указанных выше элементов мира искусство и литература отражают в его взаимодействии с
личностью, что создаёт ряд пластов в структуре художественного произведения. Это могут быть
пласты:
• Я–Я
• Я – Ты
• Я – Мы (общество, государство)
• Я – Все мы (человечество)
• Я – Природа
• Я – Материальная культура
• Я – Духовная культура
• Я – Космос.
Художественная концепция мира реализуется через типологическую художественную модель мира, суть
которой зависит от иерархического расположения пластов: от того, какой пласт является
доминирующим, в какой последовательности они располагаются, какие отсутствуют, как трактуется
каждый из них.

18.

Смена художественного направления
• Смена художественного направления есть процесс изменения
художественной концепции мира, проявляющийся через
изменение типа структуры художественного произведения.

19.

Античная культура. Периодизация
Античность - это культура древней Греции и Рима с рубежа III-II тыс. до н.
э. и до IV-V вв. н.э. Этапы развития античной культуры:
Развитие древнегреческой культуры:
• Крито-микенский период ( II тыс. до н.э.)
• Так назыввемый «Гомеровский период» ( X-VIII вв. до н.э.)
• Период архаики или архаический период ( VII-VI вв. до н.э.)
• Классический период или период классики ( V-IV вв. до н.э.)
• Эллинистический период или период эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.)
Развитие древнеримской культуры:
• Период Республики - конец V - конец I вв. до н.э.
• Период Империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э.

20.

Античная литература
Философско-эстетические основания
античной художественной культуры
• Античное искусство осмысляло и трагические противоречия перехода
от матриархата к патриархату и от родового строя к
рабовладельческому («Орестея» Эсхила, «Антигона» Софокла).
• Античное общество было обществом одной из первых в истории
человечества государственности. И уже здесь возник первый
трагический конфликт человека и государства. Так например, в
«Антигоне» Софокла впервые глубоко и остро осмысляется это
трагическое противоречие.
• Античное искусство (Древнегреческое в первую очередь) утверждает
героическую концепцию человека (что повторилось потом и в
древнегерманском эпосе). Античный герой активнее, однако он
подчинён необходимости и року и порой даже не в силах
предотвратить свою гибель. Характер античного героя, как правило,
мало индивидуализирован.

21.

Мифологическая основа античного
искусства и литературы
• Хтоническая мифология (chtën – "земля" как всесильная и
беспорядочная мощь, все собою порождающая):природа для
человека полна всяких чудовищ и страшилищ, способных наводить на
него только ужас. ), это мифология доолимпийская.
• Олимпийская мифология: в связи с развитием цивилизации и культуры
растет и чисто человеческая, уже более упорядоченная
мифологическая картина. Человек становится героем, который
способен бороться с чудовищами и даже их уничтожать. Такая
мифология, расцветавшая в связи с развитием культуры вокруг горы
Олимп, называется героической; такая мифология свидетельствовала о
торжестве уже разумного порядка и об отходе хтонических чудовищ в
далекое прошлое.

22.

Основные характеристики мифа
• Миф – это такое осмысление действительности, которое не ставит, а снимает
проблемы. Если наука и философия проблематизируют действительность, то
мифология, наоборот, изначально содержит такие смыслы, которые заранее
дают ответ на любые вопросы. При этом нельзя говорить, что один тип
мышления лучше или «истиннее», чем другой, – это два равноправных пути
познания мира.
• Миф – это осмысление действительности в конкретно-чувственных образах.
Мифологический смысл всегда воспринимается не сам по себе, но
воплощенным в конкретных чувственных образах и воспроизводится не на
понятийном, а на эмоционально-образном языке.
• Миф – это смысловое обобщение жизни. Миф наделяет жизнь новым
смыслом, сообщая ей единство более высокого уровня. В мифе происходит
отрешение от частного смысла предмета и воплощение в нем более
широкого мифологического смысла, изменяющего свойства данного
предмета.

23.

Аристотель
• Эстетические принципы античного искусства нашли своё отражение в эстетике знаменитого
древнегреческого философа Аристотеля, которая явилась обобщением её опыта. В своём
труде «Поэтика» Аристотель впервые ввёл важный нормативный принцип художественного
произведения – единство действия. Создание этого единства – акт фантазии художника,
который выбирает из всего многообразия окружающей его действительности только то, что
отвечает его замыслу. В качестве примера он приводит творчество Гомера – тот сложил и
Одиссею, и Илиаду вокруг единого действия, отбросив прочие события. Впоследствии этот
принцип был канонизирован в эстетике классицизма.
• Рассмотрев составные элементы художественной формы, Аристотель вводит понятие
перипетии и узнавания. Перипетия – это перемена событий к противоположным,
происходящая под знаком вероятности или необходимости. Узнавание – переход от
незнания к знанию, который ведёт или к дружбе, или к вражде. Перипетия и узнавание –
две составные части фабулы, третья её часть – страдание – особенно важна она для
трагедии. Страдание – есть действие, причиняющее гибель или боль. Фабула – событийная
канва – может быть простой или запутанной.
• В драматических произведениях Аристотель выделяет в качестве существенных элементов
формы завязку и развязку, а также кульминацию.

24.

Роды и жанры в художественной
литературе
• Аристотелю также принадлежат принципы деления искусства на
роды как различные способы подражания действительности.
• Роды литературы:
• Эпос (объективное авторское повествование)
• Лирика (субъективное выражение духовного мира)
• Драма (объективное отражение событий в словах и действиях
действующих лиц). Каждый род литературы обладает своей
системой жанров.

25.

Гомер
• Древнейшими греческими литературными памятниками
являются 2 поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Авторство,
впрочем, не является до конца выясненным, существует так
называемый «гомеровский вопрос». Время создания этих поэм
приблизительно 9-7 век до нашей эры.

26.

Поэма «Илиада»
• Мифологическая предыстория «Илиады» следующая. На свадьбу Царя
Пелея и морской богини Фетиды не пригласили богиню раздора
Эриду. Она подбросила на стол яблоко с надписью «Прекраснейшей»,
за обладание им разгорелся спор между Герой, Афиной и Афродитой.
Спор решил сын троянского царя Приама Парис, он отдал яблоко
Афродите, за что она обещала ему любовь прекраснейшей из женщин
– Елены. Однако Елена была женой спартанского царя Менелая, Парис
по наущению Афродиты похитил Елену (и ряд других сокровищ) у
гостеприимно принявшего его Менелая. Оскорблённый Менелай
вместе со своим братом Агамемноном собрали со всех греческих
областей войско для похода на Трою под предводительством
Агамемнона. 10 лет греки безуспешно осаждали Трою и только
хитростью Одиссея (знаменитый троянский конь) удалось грекам
проникнуть в город и сжечь его. Троя сгорела, а Елена была
возвращена Менелаю.

27.

Сюжет «Илиады»
• Действие «Илиады» (т. е. поэмы об Илионе) отнесено к 10-му
году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме
не излагаются. Сказание в целом и основные действующие
фигуры предполагаются уже известными слушателю;
содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах
которого сконцентрирован огромный материал сказаний и
выведено большое количество греческих и троянских героев.
• Этот эпизод – поединок греческого воина Ахилла и сына
Троянского царя Гектора

28.

Ахилл
• Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской
богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является
центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена
великая слава и скорая смерть. Ахилл изображен настолько
могучим героем, что троянцы не смеют выйти из стен города,
пока он участвует в войне; стоит ему появиться, как все прочие
герои становятся ненужными. «Гнев» Ахилла, его отказ
участвовать в военных действиях, служит, таким образом,
организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как
лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и
показать весь блеск греческих и троянских витязей.

29.

Гнев Ахилла
Знаменитое начало поэмы: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». В чём же суть его гнева?
Верховный вождь ахейцев Агамемнон грубо отказал жрецу Аполлона Хрису, явившемуся в ахейский лагерь с выкупом за дочь,
взятую в плен при разорении соседних местностей и отданную в качестве добычи Агамемнону. Огорченный жрец обратился к
своему богу с молитвой.
...и внял Аполлон сребролукий:
Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
Лук за плечами неся и колчан со стрелами закрытый;
Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.
Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет.
На войсковом собрании надменная властность Агамемнона сталкивается со вспыльчивостью Ахилла. Агамемнон соглашается
вернуть дочь Хриса отцу, но взамен отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отказывается от участия в
сражениях:
Не был уже ни в советах, мужей украшающих славой.
Не был ни в грозных боях; сокрушающий сердце печалью,
Праздный сидел; но душою алкал он и брани и боя.
Ахилл вступает в бой лишь после гибели своего любимого друга Патрокла.

30.

Человеческий и божественный план в
«Илиаде»
• Действие поэмы протекает в двух параллельных планах,
человеческом — под Троей и божественном — на Олимпе.
Троянская война разделила также и богов на два враждебных
лагеря, между которыми постоянно происходят грубые
пререкания, изображенные не без значительной примеси
комического элемента.
• Судьбу поединка Ахилла и Гектора решает жребий, брошенный
богами на весы – перетягивает жребий Ахилла

31.

Судьба Гектора (сына Троянского царя
Приама)
Судьба Гектора решается в олимпийском плане поэмы:
Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он
Бросил два жребия смерти, в сон погружающий долгий.
Жребий один Ахиллеса, другой Приамова сына.
Взял посредине и поднял: поникнул Гектора жребий,
Тяжкий к Аиду упал.

32.

Гибель Гектора
• По коварному наущению Афины, явившейся в образе брата
Гектора, будто бы ему на помощь, Гектор принимает бой, но
богиня помогает Ахиллу, и Гектор гибнет.
• Ахейцы поют победный гимн, а с троянской стены раздаются
причитания Приама, Гекубы (матери Гектора), Андромахи.

33.

Победа Ахилла и финал поэмы
• Ахилл убивает Гектора продолжает ежедневно привязывать тело
Гектора к колеснице и волочить его вокруг могилы Патрокла. Но
однажды ночью к нему является Приам с выкупом:
В ноги упав, обымает колена и руки целует, —
Страшные руки, детей у него погубившие многих.
• Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, — оба плачут
о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается
принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора
заканчивается «Илиада».

34.

Гомер «Одиссея» (тема)
• Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного»
Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода; в это время к
его верной жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын
Одиссея Телемах отправляется на поиски отца.
• Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в
мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа»: муж после
долгих и чудесных странствий возвращается домой к моменту, когда его
жена уже готова выйти замуж за другого, и — мирным или насильственным
путем — расстраивает новую свадьбу.
• Дополнительный сюжет, не менее широко распространенный у разных
народов, — о «сыне, отправляющемся на поиски отца»; сын, родившийся в
отсутствие отца, отправляется искать его, отец и сын встречаются и, не зная
друг друга, вступают в бой, заканчивающийся в одних вариантах трагически
— гибелью отца или сына, в других — примирением сражающихся.

35.

Гомер «Одиссея» (событийная канва)
• Одиссей пытается по морю добраться после троянского похода
домой, где его ждёт верная жена Пенелопа.
• Боги не подают ему помощи из-за того, что на него разгневан
Посейдон, сын которого, циклоп Полифем, был в свое время
ослеплен Одиссеем.
• На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе,
ежедневно пируют в доме Одиссея и расточают его богатства.
Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под
Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к
отмщению женихам.

36.

Одиссея (начало поэмы)
Все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно
вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними,
насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности
вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем
совете: Одиссей находится на далеком острове, и прельстительница
Калипсо желает его оставить при себе, надеясь, что он забудет о родной
Итаке,
...но, напрасно желая
Видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий,
Смерти единой он молит.
Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к
Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама
отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху.

37.

Одиссея (продолжение поэмы)
• Калипсо нехотя отпускает Одиссея, и он отправляется по морю на
плоту. Спасшись, благодаря чудесному вмешательству богини
Левкофеи, от бури, поднятой Посейдоном, Одиссей выплывает на
берег о. Схерии, где живет счастливый народ — феаки,
• Одиссей встречается с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алкиноя,
пришедшей к морю стирать белье и играть в мяч с прислужницами,
• Алкиной принимает Одиссея и устраивает в его честь игры и пир, где
слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим
слезы на глазах гостя.
• Одиссей наконец открывает феакам свое имя и рассказывает о своих
злосчастных приключениях по дороге из Трои.

38.

Злоключения Одиссея
• Одиссей со своими спутниками грабит город киконов (во Фракии), но затем буря в течение многих дней носит его корабли
по волнам, и он попадает в отдаленные, чудесные страны.
• Страна мирных лотофагов, «пожирателей лотоса», чудесного сладкого цветка; вкусив его, человек забывает о родине и
навсегда остается собирателем лотоса.
• Земля киклопов (циклопов), одноглазых чудовищ, где великан-людоед Полифем пожирает в своей пещере нескольких
спутников Одиссея. Одиссей спасается тем, что опаивает и ослепляет Полифема, а затем выходит из пещеры, вместе с
прочими товарищами, повиснув под брюхом длинношерстых овец. Ослепление Полифема становится источником
многочисленных злоключений Одиссея, так как отныне его преследует гнев Посейдона, отца Полифема.
• Бог ветров Эол дружелюбно вручил Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от
родных берегов спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их в море.
• Стране великанов-людоедов Лестригонов
• Остров волшебницы Кирки (Цирцеи). Кирка, как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, в доме, из которого
над лесом подымается дым; она превращает спутников Одиссея в свиней, но Одиссей с помощью чудесного растения,
указанного ему Гермесом, преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Кирки
• Царство мертвых, там Одиссей выспрашивает душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия. Получив предсказание
Тиресия, Одиссей беседует со своей матерью, с боевыми товарищами, Агамемноном, Ахиллом, видит различных героев и
героинь прошлого.
• Возвращаясь из царства мертвых. Одиссей снова посещает Кирку, плывет со своим кораблем мимо смертоносных Сирен,
которые завлекают мореплавателей волшебным пением, а затем губят их, проезжает около утесов, вблизи которых
обитают пожирающая людей Сцилла и всепоглощающая Харибда.

39.

Возвращение Одиссея
• Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку, и разгневанный
Посидон обращает за это их корабль в утес.
• Спасшийся Одиссей, превращенный Афиной в нищего старика,
отправляется к верному свинопасу Эвмею.
• У Эвмея Одиссей встречается со своим сыном Телемахом,
благополучно избежавшим засады женихов на обратном пути из
Спарты; сыну Одиссей открывается. В виде нищего бродяги является
Одиссей в свой дом и, подвергаясь всевозможным оскорблениям со
стороны женихов и слуг, готовится к мщению. «Узнавание» Одиссея
неоднократно подготовляется и вновь отодвигается. Лишь старая няня
Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге, но он принуждает ее к
молчанию.

40.

Завершение поэмы
• Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея,
пропустит стрелу через двенадцать колец. Женихи оказываются
бессильными выполнить это задание, но нищий пришелец легко
справляется с ним, открывается женихам и с помощью Телемаха и
богини Афины убивает их.
• Лишь после этого происходит «узнавание» Одиссея Пенелопой.
Завершает поэму сцена прибытия душ женихов в преисподнюю,
свидание Одиссея с его отцом Лаэртом и заключение мира
между Одиссеем и родственниками убитых.

41.

Хронологический сдвиг в поэме
• По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады»
подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта
последовательность сдвинута: повествование начинается со
средины действия, а о предшествующих событиях слушатель
узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях.

42.

Гомеровское творчество
• Гомеровские поэмы написаны гекзаметром, размером, состоящим из 6 стоп (стопа – сочетание определённого количества
ударных и безударных слогов).
• Поэмы являются классическими образцами эпопеи – больших эпических поэм, созданных на основе фольклорного
песенного творчества.
• Поэмы развёртывают целую галерею индивидуальных характеров, которые не повторяют друг друга. Однако герои
статичны, им недоступно внутреннее развитие, анализа внутренних переживаний в греческом эпосе тоже нет.
• Гомеровский эпос характеризуется широким охватом действительности и при этом тщательной проработкой деталей.
• Большую роль в развитии действия играет божественное вмешательство, однако боги в Гомеровском эпосе гораздо более
очеловечены, чем это имело место в греческой религии.
• Гомеровский эпос отличает торжественность стиля, использование постоянных эпитетов: Зевс – тучегонитель, Гера –
волоокая, Ахилл – быстроногий, Гектор – шлемоблещущий и др. В поэмах много повторений, что также работает на общую
торжественность стиля.
• Главное достоинство поэм Гомера – это их жизнеутверждающее гуманное начало. С равной любовью в «Илиаде»
обрисованы враждующие стороны, равным образом осуждаются варварские обычаи, прославляется героизм, доблесть,
сила ума, человечность, стойкость. Встречаются скорбные ноты о краткости человеческой жизни, неизбежности смерти.
• Гомеровские поэмы – народные поэмы и потому, что уходят корнями в греческий фольклор, и потому что воплощают
черты греческого народа, определившие его исключительную роль в истории культуры.

43.

Классический период Древнегреческой
цивилизации. Расцвет Афин
• Греческое рабовладельческое общество, создавшееся в революциях VII — VI вв.,
переживает в V веке период своего наивысшего расцвета — экономического,
политического, художественного. Расцвет этот неразрывно связан с последовавшим за
греко-персидскими войнами возвышением Афин и развитием афинской демократии.
• Афины становятся художественным, а впоследствии и философским центром Греции; под
знаком их культурной гегемонии проходят V и IV вв., т. е. вся дальнейшая история Греции до
ее завоевания македонцами.
• В сфере литературы преобладание Афин настолько значительно, что V и IV вв. могут быть
названы аттическим периодом греческой литературы (Аттика — область, центром которой
являлись Афины).
• Афинская демократия — классический пример общества, основанного на «совместной
частной собственности активных граждан государства».
• Время наибольшего могущества афинской державы и вместе с тем завершения
демократизации государственного строя Афин падает на 50-30 гг. V в; это — так называемый
«век Перикла».

44.

Аттическая драма
• Центральное место в литературе 5 века занимала драма, которая наряду с
гомеровским эпосом явилась важнейшим вкладом греков в мировую
литературу.
• Аттическая драма в её трёх ответвлениях – трагедии, комедии и драме
сатиров – развивалась в рамках культа бога Диониса, как одна из составных
частей празднеств в его честь.
• Наличие обрядовых игр, представляющих собой сложное массовое действо,
установлено почти у всех народов земного шара.
• Характерной чертой обрядовых игр является ряженье – облачение в маски
какого-либо бога, демона, зверя, при этом человек, надевающий маску,
получает свойства того существа, которое изображает.
• Дионис – бог творческих сил природы, его воплощения – дерево,
виноградная лоза, бык, конь, козёл, символы его фаллические.

45.

Козлиная песнь
• Ранняя аттическая трагедия представляла собой обмен
репликами хора и актёра. У хора был предводитель – корифей.
Сюжеты, как правило, брались из мифологии, основным
содержанием трагедии было изображение какого-либо
страдания. Дословный перевод слова «трагедия» означает
«козлиная песнь», дело в том, что демоны плодородия часто
представлялись козлообразными. Со временем эти «козлиные
хоры» получают литературную обработку, становятся
произведением на тему страданий героя греческого мифа, и хор
рядится уже не в маски козлов и сатиров, а в маски лиц, сюжетно
связанных с этими героями.

46.

Афинский театр
• Великие Дионисии – праздник начала весны. Последние три дня праздника –
драматические игры.
• Состязались обычно по 3 автора, которые представляли по 3 трагедии и одну драму
сатиров. Поэт составлял текст, продумывал балетную и музыкальную часть
действия, иногда сам был и актёром.
• Расходы брал на себя хорег – руководитель хора. Допускались только победы – 1, 2
и 3 место.
• Для граждан полагалась субсидия в размере платы за вход.
• Игра шла под открытым небом, площадка, где стоял хор – орхестра, помещение
для переодевания – скена, колоннада перед скеной – проскений.
• Участники выступали в масках, носили обувь с высокими подошвами – котурны.
Под костюмы подкладывались подушки. Все роли исполняли мужчины.
• Партия актёров до прихода хора называется пролог, приход хора – парод, новые
приходы актёров – эписодии

47.

Эсхил (525 – 456)
• Судьбу героя или героического рода Эсхил чаще всего изображает в трёх
последовательных трагедиях, составляющих сюжетно и идейно целостную
трилогию.
• Единственная целиком дошедшая до нас трилогия – «Орестея» - посвящена
судьбе целого рода, над которыми тяготеет проклятье за ужасное
преступление их предка.
• Атрей, враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и накормил
Атрея их мясом. В роду Атрея не прекращаются поэтому тяжёлые
преступления.
• Сын Атрея Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, сам он
погибает от рук жены и её любовника – Эгисфа оставшегося в живых сына
Фиеста.
• Сын Агамемнона Орест убивает мать и Эгисфа, в порядке мести за отца.

48.

«Орестея» (Агамемнон - 1 часть)
• Действие начинается, когда огни, зажжённые на вершинах в Греции возвещают о
падении Трои.
• Однако настроение создаётся тяжёлое, предвещающее надвигающуюся катастрофу,
неотвратимую беду. Каждая новая весть о возвращении Агамемнона вызывает
нарастание тревоги, звучат тёмные намёки Клитемнестры, жены Агамемнона.
• Победное ликование хора переходит в скорбное и гневное изображение ужасов
троянской войны из-за чужой жены.
• Приезжает Агамемнон. Зловещая атмосфера достигает наибольшей напряжённости
в сцене видения пленной троянской пророчицы Кассандры: перед её глазами
проходят злодеяния Атрея, убийство Агамемнона и ей собственная гибель.
• Далее – предсмертный крик Агамемнона за сценой, он убит собственной женой и
её любовником, отныне они будут царить в Аргосе.
• Однако хор отказывает им в признании, угрожая грядущим мстителем Орестом.

49.

«Орестея» (Хоэфоры – 2 часть)
(хоэфоры – приносительницы возлияний)
• Выросший на чужбине Орест возвращается в Аргос, чтобы, по
повелению оракула, отомстить за смерть отца. У него возникает
моральный конфликт – чтобы отомстить за убийство отца, надо убить
мать.
• На могиле отца Орест встречает свою сестру Электру с хором рабынь,
которых послала испуганная мрачными сновидениями Клитемнестра
совершить возлияния у могилы.
• Электра признаёт в чужеземце брата, Орест укрепляется в своём
намерении отомстить.
• Проникнув во дворец под видом странника, сообщающего о смерти
Ореста, он убивает сначала Эгисфа, потом мать.
• Но после убийства Ореста охватывает безумие и он убегает,
преследуемый Эринниями – богинями кровной мести.

50.

«Орестея» (Эвмениды – 3 часть)
• Третья часть – «Эвмениды» повествует о борьбе богов вокруг Ореста.
Эриннии, старые богини, воплощают родовой принцип кровной мести,
поэтому они требуют наказание Ореста за убийство матери. Убийство же
человека, в котором не состоишь в кровном родстве, может быть искуплено.
• Эринниям возражает Аполлон, который подчёркивает значение родства по
отцовской линии и святость брачных уз.
• Голоса богов разделились, но Афина отдала свой голос за оправдание
Ореста. Орест Оправдан. Афина превращает установленную ею судебную
коллегию (ареопаг) в постоянное судилище по делам о пролитой крови.
Древние богини Эриннии будут отныне почитаться под именем Эвменид.
• С учреждением ареопага отменяется кровная месть, таким образом
торжествует прогрессивное начало, Эсхил по сути провозглашает
незыблемость закона справедливого возмездия.
• Трагедия и вся трилогия заканчиваются прославлением Афин.

51.

Трагедия «Прикованный Прометей»
• Эта трагедия - о расправе Зевса над титаном Прометеем,
принёсшим людям огонь, различные знания (письменность,
исчисления, науки) и пробудившим их к сознательной жизни.
• Зевс изображён здесь безжалостным и кровожадным, жестоким
и мстительным деспотом, воля его выражается в трагедии через
две аллегорические фигуры – власть и насилие.
• Вся природа сочувствует обречённому на страдание Прометею.
• Миф о Прометее разрабатывался в мировой литературе
неоднократно.

52.

Значение творчества Эсхила
• Судьба и страдания индивида интересуют Эсхила лишь как звено
большой исторической цепи, судьбы целого рода.
• У Эсхила не бывает сколько-нибудь углублённой индивидуальной
характеристики, центральные образы его героев несложны, но
отличаются огромной мощью.
• Трагедия концентрируется вокруг одной ситуации.
• Характерным приёмом является «немая скорбь» - длительное
молчание действующих лиц.
• Искусство ведения драматического диалога находится ещё в
стадии становления.

53.

Софокл (496 – 406)
• Поэт расцвета Афин, «века Перикла». Софокл завершил начатое
Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму.
• Центр тяжести трагедии окончательно переместился на изображение
людей, их решений, поступков, борьбы. Герои Софокла по большей
части действуют вполне самостоятельно и сами определяют своё
поведение по отношению к другим людям.
• Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятье» не
играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила.
• Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не
судьбой рода.

54.

Трагедия «Антигона»
• Один из двух братьев, Полиник пошёл войной на Фивы. Поединок
его с братом Этеоклом закончился гибелью обоих братьев.
Правитель Фив Креонт похоронил Этеокла с почестями, а тело
Полиника под страхом смерти запретил предавать земле. Сестра
погибших Антигона нарушила запрет и похоронила Полиника
вопреки приказаниям властей.

55.

Цитата
А Полиника труп несчастный в поле
Поруганный лежит. Никто не волен
Его ни перстью, ни слезой почтить
Без похорон, без дани плача должно
Его оставить, чтобы алчным птицам
Роскошной снедью стала плоть его.

56.

Трагический исход
• Тщетно Гемон, сын Креонта и жених Антигоны убеждает отца, что
правда на стороне Антигоны. Её помещают в каменный склеп, где она
ждёт смерти.
• Слепой прорицатель Тиресий сообщает, что боги недовольны,
предсказывает ужасные бедствия. Креонт обеспокоен, собирается
освободить Антигону. Но она уже повесилась в склепе.
• Гемон на глазах отца пронзает себя мечом, кончает с собой и жена
Креонта, проклиная его как детоубийцу.
• Симпатии автора в трагедии на стороне Антигоны, которая
сознательно выбирает путь гибели во имя исполнения морального
долга.

57.

Трагедия «Царь Эдип»
• Трагедия имеет следующую предысторию. Фиванский царь Лай, устрашённый
предсказаниями, сулившими ему смерть от руки сына, приказал проколоть
новорожденному сыну ноги и бросить его на горе Кифероне. Ребёнка усыновил
коринфский царь Полиб и назвал Эдипом. Оракул напророчил Эдипу, что тот убьёт
своего отца и женится на матери, и тогда Эдип уходит из дома и идёт в Фивы.
• Поссорившись по дороге в каким-то стариком, Эдип убивает его, не догадываясь о
том, что это его отец, царь Фив Лай. Далее Эдип освобождает Фивы от крылатого
чудовища Сфинкса и в награду получает фиванский престол и вдову Лая Иокасту в
жёны. Эдип правил много лет и имел детей от Иокасты.
• Трагедия открывается процессией – фиванцы молят Эдипа спасти город от моровой
язвы. Причина этой скверны – пребывание в городе убийцы Лая. Прорицатель
Тиресий сообщает Эдипу, что он и является убийцей.
• Наконец и Эдип узнаёт, что он убийца отца и муж матери. В заключительной части
трагедии после сообщения о самоубийстве Иокасты и самоослеплении Эдипа ещё
раз появляется Эдип, проклинающий свою жизнь и требующий для себя изгнания.
Он прощается с дочерьми и уходит, дальнейшая судьба его неизвестна.

58.

Значение творчества Софокла
• В целом трагедии Софокла отчасти уступают Эсхилу в глубине мысли и
остроте проблематики.
• Если для Эсхила благость божественного мира всегда составляла
проблему, то Софокл, как правило, удовлетворяется убеждением, что
боги справедливы, какими бы непонятными ни были их действия.
Изображая судьбу Эдипа, он избегает постановки вопросов, которые
могли бы смутить веру а правоту богов.
• Одно из основных достоинств Софокла – искусство характеристики.
Душевная жизнь его героев гораздо богаче, чем у героев Эсхила.
Софокл часто прибегает к контрастному противопоставлению своих
героев.
• Большое внимание Софокл уделяет также женским образам.

59.

Еврипид (480 – 404)
Трагедия «Медея»
• Медея – внучка Гелиоса, она способна на самые страшные преступления.
Медея пожертвовала всем для мужа Ясона: предав родных, она спасла ему
жизнь и помогла добыть золотое руно, ради него убила брата и дядю Ясона.
После этого Медея, Ясон и двое их детей живут изгнанниками в Коринфе.
• Ясон собирается бросить Медею и жениться на дочери коринфского царя.
Пролог знакомит зрителя с исходной ситуацией. Медея в ярости и отчаянии,
её поведение предвещает страшную развязку. Коринфский царь на всякий
случай хочет удалить Медею, но она добивается отсрочки на один день. От
денежного обеспечения, которое предлагает её Ясон, она отказывается.
• Медея шлёт дочери царя роскошный убор, пропитанный ядом, после
внутренней борьбы она убивает также и своих детей, чтобы отомстить Ясону.
• Заключительный эффект – дед Медеи Гелиос посылает за ней колесницу,
запряжённую крылатыми драконами, на которой Медея уносится вместе с
трупами детей. Ясон подавлен и уничтожен.

60.

Другие трагедии Еврипида
• «Ипполит» - сюжет о коварной жене афинского царя Фесея Федре, которая
клевещет мужу на целомудренного юношу Ипполита, не пожелавшего
разделить его любовь. Ипполит в трагедии почитатель культа Артемиды –
богини девственницы, и потому он избегает женщин. Ипполит и Федра в
итоге гибнут.
• «Электра» - на основе тех же событий, что и «Орестея» Эсхила. Но Еврипид
снимает с матереубийства Ореста героический ореол. Клитемнестра
изображена без отталкивающих черт. Она не лишена доброты и
материнских черт, но встревожена своей нечистой совестью. Её убийцы –
озлобленная, издёрганная Электра и слабовольный Орест, закрывающий
себе во время убийства глаза плащом. Еврипид словно поставил своей
задачей показать, каковы должны быть в действительности дети, убивающие
мать во имя мщения за отца, и представил их не свершителями славного
подвига, а несчастными людьми.

61.

Значение творчества Еврипида
• Еврипида называли философом на сцене. Он критически относился к
рабству, к религии, мифологии, ставил вопросы семьи. В творчестве
Еврипида отражён характерный для периода кризиса полиса интерес к
отдельной личности с её субъективными устремлениями.
• Изображение борьбы чувств и внутренний разлад – вот то новое, что внёс
Еврипид в аттическую трагедию. У него много рассуждений о семье, о браке,
о гибельности страстей. Еврипид снижает героические фигуры
соответствующей трактовкой их характеров.
• Инсценируя мифологический сюжет, Еврипид одновременно критикует его
безнравственность и бессмысленность. Меняется и сам характер
трагического – Еврипид потрясает зрителя изображением страдания,
которое не может быть оправдано никаким высшим нравственным
смыслом.
• В плане композиции Еврипид любит изображать зигзаги судьбы, вторжение
случайностей в ход драмы.

62.

Древнегреческая комедия
• Получила признание в Афинах значительно позже, чем трагедия. Комедия –
это дословно «песнь комоса», «комос» – «ватага гуляк», совершающих после
пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого, хвалебного
или любовного содержания.
• Хор и актёры комедии восходят к песням и играм празднеств плодородия.
Обрядовые действия такого типа неизменно сопровождаются обжорством и
разгулом телесного начала как фантастическим средством «закрепления»
растительного и животного плодородия сытого года.
• Сюжеты чаще всего строятся таким образом, что герой, одержав победу в
каком-либо состязании с противником, устанавливает какой-то новый
порядок, переворачивающий всё вверх дном, и тогда наступает блаженное
царство изобилия и широким простором для еды и любовных радостей.
Заканчивается такая пьеса свадебной или любовной сценой и шествием
комоса.

63.

Аристофан - (427 – 388)
• Поэт, жил и писал преимущественно в бурное время Пелопоннесской войны, был
сторонником мира.
• Аристофан остроумно раскрывал все дурные и слабые стороны государственной,
нравственной, научной, художественной жизни Афин того времени. Он подвергал
осмеянию все проявления болезненности, изнеженности нравов.
• Его комедии, помимо своего художественного значения, явились ценнейшим
источником, отображающим политическую и культурную жизнь Афин конца 5 века.
Его комедии – «Всадники», «Осы», «Птицы».
• Воображение Аристофана охватывает и небо и землю, греческие страны и страны
варваров. Оно строит фантастический мир, отражающий в себе мир
действительности; и вымышленные существа, и лягушки, птицы, осы, облака
фигурируют в его комедиях: повсюду находит он черты для обрисовки
человеческих характеров и дел. Выставляя афинянам их недостатки в карикатурном
преувеличении, Аристофан прославляет энергию, гражданские доблести и простоту
нравов.

64.

Вопросы для семинаров
• Почему художественную литературу можно назвать видом искусства? Каковы её социально-психологические
задачи (её значение для общества и человека)?
• Почему художественную литературу можно назвать формой познания? Что она познаёт?
• В чём разница между восприятием литературного произведения через чтение и через экранизацию? Приведите
примеры удачных и неудачных экранизаций и обоснуйте своё мнение
• Какие вы знаете понятия, используемые для периодизации литературно-художественного процесса? Что
означает понятие литературно-художественного направления? Назовите основные, принятые в современном
литературоведении литературно-художественные направления.
• Что такое понятие литературно-художественной концепции? Раскройте его содержание.
• Философско-эстетические основания античной литературы и античного искусства. Вклад Аристотеля
• Мифологические основы античной литературы и античного искусства. Основные характеристики мифа
• Гомер, поэма «Илиада»
• Гомер, поэма «Одиссея»
• Классический период древнегреческого искусства, расцвет Афин. Обрядовые игры и становление аттической
драмы
• Творчество Эсхила. Трагедия «Орестея», «Прикованный Прометей»
• Творчество Софокла». Трагедии «Антигона», «Царь Эдип»
• Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»
English     Русский Правила