Литература
Писатели - романисты
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
Изобразительное искусство
Василий Григорьевич Перов (1834 – 1882) – мастер жанровой живописи
«Сельский крестный ход на Пасху» (1861)
«Проводы покойника» (1865)
«Тройка. Ученики мастеровые везут воду» 1866
Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
Благодаря чуткому проникновению во внутренний мир человека, Крамскому удалось создать великолепную галерею портретов своих
Перед нами городская модница. Девушка безупречно одета. Надменное выражение лица выдает натуру избалованную, капризную.
В центре картины художник изобразил Иисуса Христа из Назарета. Христос сидит среди окаменевших песочных руин. Взгляд Иисуса
Николай Николаевич Ге (1831-1894)
В небольшой комнате с высокими потолками и каменными стенами, в одном из домов города Иерусалима расположена обыкновенная
Даже в евангельских сюжетах художника волновало современное звучание «вечных» тем и образов. Картина пробуждает чувство
Василий Максимович Максимов (1844-1911)
Константин Аполлонович Савицкий (1844 – 1905), автор «хоровых» картин
На картине изображен момент встречи иконы. Наглядно показаны преклонение перед святыней и прочие религиозные чувства. Бедно
1.93M

Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

1.

Художественная культура
России пореформенной эпохи:
вера в высокую миссию русского
народа
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Н.А.Некрасов

2.

Точкой отсчёта пореформенного периода
стала отмена крепостного права в 1861
году. Для этого периода характерно
общественное течение – «народничество».
Это
своего
рода
идеология,
распространённая в среде художественной
интеллигенции.
Идеализация
крестьянства,
сочувствие
нищим
и
бесправным слоям населения, неприятие
западноевропейского буржуазного пути
развития, вера в «особенную стать России
– всё это было общим для народнического
движения.

3. Литература

Николай Алексеевич Некрасов
(1821 – 1877)
Вошел в историю как
«печальник горя народного»,
как признанный лидер
народнической поэзии. Он видел
свое предназначение в том, чтобы
разбудить крестьянина, дать ему
надежду на возможность светлой
и безбедной жизни.
Произведения:
«Крестьянские дети»,
«Мороз, Красный нос»,
«Кому на Руси жить хорошо»
Иван Сергеевич Тургенев
(1818 – 1883)
Первоначально был увлечен
народническими доктринами. Но
ход революционных событий во
Франции 1848 г. изменил его
позиции. Писатель обратился к
теме «поколеблющего быта»
России, когда «новое
принималось плохо, старое
всякую силу потеряло».
Произведения:
«Записки охотника»,
«Отцы и дети», «Дым»,
«Новь»

4. Писатели - романисты

Писатели романисты
Федор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)
Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
Пройдя муки каторги, писатель был
убежден, что его сочинения должны
служить пониманию философии
человека. Писатель раскрыл
характеры своих персонажей как
особые психологические миры.
Писатель-реалист видел свое
предназначение в критике и
пересмотре общественноисторического и религиозноэстетического опыта людей.
Произведения:
«Преступление и наказание»,
«Идиот», «Бесы»,
«Братья Карамазовы»
Произведения:
трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»,
«Война и мир»,
«Анна Каренина»,
«Воскресение»

5. Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

- Считается подлинным «исследователем души»
своих современников
- Открыл новые пути в развитии мировой
драматургии
Пьесы –
театральные постановки
• «Чайка»
• «Три сестры»
• «Вишневый сад»
• «Дядя Ваня»

6. Изобразительное искусство

Функция живописи – реалистическое изображение правды жизни;
- учительская миссия искусства – воспитательная.
Живописные жанры
Жанровобытовая сцена
Портрет
Историческая
живопись
«Хоровая»
картина
Пейзаж
Темы:
человек; природа, мифология, история, христианский,
религиозный сюжет, фольклор.

7. Василий Григорьевич Перов (1834 – 1882) – мастер жанровой живописи

Родился в Тобольске 23 декабря
1833 года. Окончил курс в
арзамасском уездном училище,
был отдан в художественную
школу А. В. Ступина в Арзамасе.
В
1853
году
поступил
в
Московское училище живописи,
ваяния
и
зодчества.
Успех
пришёл с созданием картины
«Сельский крестный ход на
Пасху».

8. «Сельский крестный ход на Пасху» (1861)

Мы
видим
вечерние
сумерки
после
празднования
Воскрешения
Христова.
Картина, предстающая перед нашими глазами,
не оставляет приятного впечатления. Все
герои полотна, мягко говоря, не совсем
трезвые. Священник, который захмелел и
уморился, опустил глаза вниз, лицо его
раскраснелось, накидка небрежно заброшена
поверх одежды. Он нетвердым шагом
спускается по ступеням деревянной русской
избы. На первой плане крестьянка в ярком
платке, которая тянет слова молитвы. Рядом с
ней старичок, в руках он держит икону, которую
даже не удосужился перевернуть головой
вверх. Вся эта забавная, хмельная процессия
держит путь в церковь.
Видеть в полотне насмешку над религией не
совсем верно. Автор старался передать не
глумление над верой, а лишь «мертвую» веру
современного
духовенства
и
народа.
Официальные представители духовенства не
ищут благословения Господа. Они нацелены
на личную выгоду, которую получают за счет
авторитета среди народа. Их ризы становятся
своеобразным прикрытием от грехов паления
нравственности.

9.

За дипломную работу «Проповедь на селе»
(1861) он получил большую золотую медаль. На
полотне художник изобразил священника,
который читает проповедь и одновременно
одной рукой показывает наверх, а второй
указывает на упитанного помещика. Перов
вложил
в
картину
смысл
будничных
взаимоотношений в обществе между простыми
крестьянами и богатыми людьми. События
развиваются в сельской церкви. Художник
показывает как в одних и тех же обстоятельствах
ведут себя разные слои населения.
Тем временем помещик не обращая внимания на
происходящее вокруг, спокойно дремлет. Возле
него изображена молоденькая девушка, которой
тоже не интересны слова проповедника. У неё
есть более увлекательное занятие. Барышня
прикрывается молитвенником, думая, что это
поможет скрыть её беседу с господином позади
неё, который что-то говорит ей прямо на ухо.
На полотне в левой части стоит группка
крестьян. Сразу заметно, что им абсолютно все
равно, что говорит священник.
С неподдельным равнодушием бородатый мужик
взирает на проповедника, а рядом стоящий с ним
скучно почесывает затылок. Его красноречивый
жест намекает на бессмысленность речей попа.
Только дети пытаются внимательно слушать,
однако смысл сказанного им вряд ли понятен.

10. «Проводы покойника» (1865)

Живя в Париже, художник создал свои
лучшие
полотна,
пронизанные
состраданием
к
обездоленным
соотечественникам («Проводы покойника»
(1865), «Тройка» (1866), «Утопленница»
(1867), «Последний кабак у заставы»)
нарисовав на полотне простую русскую
семью, прощающуюся с одним из её
членов. Все персонажи опустили головы,
всем видом показывая скорбь о потере
дорого члена семьи. Пожилая женщина, от
бессилия просто лежит рядом с гробом, она
настолько убита горем, что не может даже
обнять гроб, как это делает молодая
женщина, возможно, жена усопшего. Эта
трогательная сцена семейной любви
вызывает у зрителя глубокое чувство
сожаления к чужой потере.
Изображенные на картине скорбящие люди
не вызывали бы столько жалости, если бы
не угрюмый пейзаж на втором плане.
Чёрные и серые тучи оказывают заметное
психологическое давление на зрителя, они
ещё
больше
нагнетают
обстановку.
Похожие чувства вызывает и скудный
пейзаж, состоящий из серого снега и
нескольких
кустиков,
отчаянно
хватающихся за жизнь.
На картине даже конь чувствует всю
тягость своей ноши, не говоря уже о
поникшем главе семьи, опустившего
голову. Создаётся такое впечатление, что он
вожжи не держит и конь не спеша бредёт,
куда ему вздумается. Верный слуга дома –
собака отчаянно лает, испуская протяжный
и тоскливый вой.

11. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» 1866

На
картине
изображены
трое
ребятишек, тянущих бочку с водой по
обледенелой дороге. Их поза, усталый
изможденный вид – все напоминает
тройку лошадей, тянущих груз.
Холодный пронизывающий ветер дует
прямо в лицо детям, ветхая одежонка
не спасает от холода. Одинокий
прохожий, такой же несчастный и
изможденный,
пытается
помочь
ребятам, подталкивая бочку сзади.
Лица детей совсем недетские, их глаза
устремлены к единственной цели –
дому, куда требуется доставить воду.
Сосредоточенность,
подчинение
собственной доле лежит на их лицах.
Ребята
словно
идут
навстречу
зрителю,
что
позволяет
лучше
разглядеть их. Средний мальчик
целеустремлен, шагает увереннее, в
то время как его товарищ совсем
выбился из сил. Нежные черты лица
девчушки также исказило напряжение,
ее взгляд опущен вниз, подавлен.
Безысходность и мрачность картины
подчеркивает сплошная городская
стена, расположенная на заднем
плане. Композиция выполнена в серобелых,
грязных
оттенках,
что
усиливает ощущение бездомности,
безысходности и отчаяния.

12.

/
В 70-е годы в творчестве Перова обличительные, социально значимые образы уступают место бытоописанию
(«Птицеловы», «Рыболов», «Охотники на привале») Картина «Охотники на привале» одна из самых знаменитых
вариаций художника на тему охоты На полотне размером в 119х183 см расположились трое охотников. Судя по
трофеям, нарисованным в левом нижнем углу картины, охота героев удалась, и они решили устроить привал.
Задний фон печален и немного мрачен — блеклая трава и темное небо со свинцовыми тучами. Явственно
угадывается поздняя осень. Основной акцент на картине — это яркий свет, который сконцентрирован на лицах и
руках охотников. Старый и опытный охотникчто-то увлеченно и эмоционально рассказывает двум своим
сотоварищам, скорее всего, о своих прошлых охотничьих приключениях. Молодой человек справа внимательно и с
явным интересом вслушивается в каждое слово более опытного товарища, мужчина средних лет, что рядом с
пожилым охотником слушает вполуха и с показным скептицизмом. Картина изображает обычную житейскую
сценку из жизни каждого среднестатистического мужчины того времени. Но не все так просто как кажется на
первый взгляд. За обычной жизненной ситуацией с картины Перова скрыт глубокий философский смысл.
Столкновение на одной плоскости холста старости, молодости и зрелости.

13.

Огромную роль в развитии реалистического изобразительного
искусства той эпохи сыграло объединение «Товарищество
передвижных выставок», представители которого вошли в
историю русской культуры под именем художниковпередвижников. История этого объединения начинается с 1857
года, с так называемого «бунта 14-ти». Группа выпускников
петербургской Академии художеств во главе с И. Н. Крамским
отказалась выполнить дипломную работу на мифологическую
тему, далёкую от российских проблем. Студентам пришлось
покинуть Академию и создать независимую Артель
художников, из которой позднее и выросло «Товарищество». В
него в разное время входили Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И.
Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И.
Левитан, В. Г. Перов и другие художники.

14. Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Одарённый живописец,
рисовальщик и
художественный критик.
Отличался широтой
взглядов,
инициативностью и
чутьём ко всему новому.
Наиболее ярко
индивидуальность
мастера проявилась в
жанре портрета.

15. Благодаря чуткому проникновению во внутренний мир человека, Крамскому удалось создать великолепную галерею портретов своих

современников.
Портрет Л. Н. Толстого. 1873

16. Перед нами городская модница. Девушка безупречно одета. Надменное выражение лица выдает натуру избалованную, капризную.

«Неизвестная»
(1883)
Перед нами городская модница. Девушка
безупречно одета. Надменное выражение лица
выдает
натуру
избалованную,
капризную.
Художник в качестве модели выбрал, несомненно,
красивую девушку. Большие черные глаза в
окружении пышных ресниц, полные губы, густые
брови, мягкий овал лица, восточный нос. Гордо
взирает восточная красавица на зрителя, сидя в
открытой коляске. Фоном портрета служит зимний
городской пейзаж. Но фон очень деликатен,
ненавязчив и вторичен. Он никоим образом не
должен отвлекать внимание зрителя от модели:
дома словно в дымке, небо - нейтрально белого
цвета. Героиня одета дорого и со вкусом. Темносиняя шуба, отороченная серым мехом, украшенная
шелковыми лентами в тон шубы. Кокетливая муфта
не скрывает тонкие перчатки и тяжелые золотые
браслеты на изящной ручке. Венчает наряд берет,
украшенный белым пером и жемчужинами. Некогда
смуглое лицо красавицы выбелено русскими
морозами. Восточный темперамент сохранили глаза
героини, но полуопущенные веки приглушают
южную пылкость. Работа полна неясностей и
загадок. Кто был моделью не узнает никто и
никогда. Сам автор в своих дневниках не оставил об
этом
сведений.
Есть
предположение,
что
изображенная девушка не что иное, как фантазия
художника. Искусная выдумка, видение, мираж. Что
никоим образом не принижает художественной
ценности
талантливой
работы.

17. В центре картины художник изобразил Иисуса Христа из Назарета. Христос сидит среди окаменевших песочных руин. Взгляд Иисуса

«Христос в пустыне»
(1872)
В центре картины художник
изобразил Иисуса Христа из
Назарета. Христос сидит среди
окаменевших
песочных
руин.
Взгляд Иисуса направлен внутрь
себя, Он в задумчивости… Христос
облачён в просторные одежды:
ближе к телу – свободный матовопурпурный балахон, покрытый
чёрной накидкой. За спиной Христа
над пустыней опускается тень. И
только вдоль горизонта мы видим
две
линии
сине-фиолетовых
полупрозрачных тучевых полос,
имеющих оттенок цвета морской
волны и простирающихся на
розоватом фоне, преимущественно
в левой части картины. Помимо
чисто внешней изобразительности
полотна, картина несёт за собой и
внутренний
импульс,
который
заставляет нас задуматься о чём-то
очень важном и, быть может,
главном в нашей жизни…

18. Николай Николаевич Ге (1831-1894)

Стал членом
сообщества
передвижников
после
возвращения из
Италии, куда был
послан по
окончании
Академии
художеств.

19. В небольшой комнате с высокими потолками и каменными стенами, в одном из домов города Иерусалима расположена обыкновенная

Тайная вечеря. 1863
В небольшой комнате с высокими
потолками и каменными стенами, в
одном из домов города Иерусалима
расположена обыкновенная кушетка, на
которой
облокотился
Иисус
со
склоненной головой. Молодой Иоанн в
ногах у него, а сзади стоят плечами –
другие апостолы. Седоглавый Петр во
главе стола. За ним видны еще
несколько нечетких темных фигур.
Справа, у стены, расположен очень
мощный
светильник,
очень
ярко
освещающий всю фигуру Петра (больше
всего лицо), скатерть белую на столе,
наклоненную
голову
Христа
и
переполненные тревогой и смятением
глаза апостолов. Самого светильника не
видно: его закрывает темный силуэт
Иуды (мужчины высокого роста, с
бородой). Он лицом повернут к нам, а
фигура на нас тень бросает. Этим
светом
освещается
Христос,
растерянные
взгляды
апостолов,
устремленные на Иуду, он попадает и на
Петра, охраняющего райские врата. Все
они в негодовании и замешательстве от
поступка Иуды, заслонившего им свет
разума. И лишь Иисус спокойный и
грустный. Его огорчило, прежде всего,
то, что тень ненасытной жадности нас
так легко может накрыть. На картине
Иуда
является
художественным
воплощением "в человеке образной
бесчеловечности,
заслоняющей
все
светлое и прекрасное в человеческой
душе.

20. Даже в евангельских сюжетах художника волновало современное звучание «вечных» тем и образов. Картина пробуждает чувство

сострадания к Иисусу
Христу – невинной
жертве, – принявшему
смерть
во
имя
торжества
высокой
идеи.
«Что есть истина?
Христос и Пилат»
(1890).

21.

«Петр I допрашивает
царевича Алексея
Петровича в Петергофе»
(1871)
Царевич Алексей воспитывался матерью
Евдокией Лопухиной, которая была
противницей преобразований Петра I.
Воспитываясь в такой среде, Алексей и
сам стал противником своего отца. Ещё
большую обиду он затаил, когда Петр
сослал его мать в Суздальский
монастырь. Как враг и заговорщик своего
собственного отца, он бежал из России, а
когда был возвращён, то был объявлен
преступником, осуждён и предстал перед
Петром I именно в таком обличье. Этот
сюжет и изобразил на своей картине
Николай Ге. Во всей картине чувствуется
взаимное несогласие двух царских особ.
В семейной драме преобладает отец Петр
I, который всей своей позой вызывает
особые ощущения упрёка и отторжения.
Петр смотрит на своего сына строго и с
большим осуждением. Его фигура,
которая повернута чуть в сторону от
Алексея, говорит о том, что он даже
слышать не желает доводы своего сына,
которые
побудили
его
на
противодействие отцу. Фигура царевича
выглядит растерянно. Алексей поник и
полностью ушёл в себя. Петр I потерял в
лице сына своего наследника и полон
негодования от того, как с ним поступил
царевич Алексей.

22.

Устремлённость
русского
классического
искусства к воплощению жизненной правды
способствовала расцвету жанровой живописи.
Поразительна широта, с которой художники
охватили
и
запечатлели
тогдашнюю
действительность. Не ограничиваясь ролью
сторонних
наблюдателей,
художники
стремились выразить думы и чаяния народа,
его надежды на лучшее будущее. В начале 60-х
годов жанровая живопись становится небывало
напряжённой
и
драматичной.
В
ней
преобладают мотивы разоблачения мрачных
сторон жизни, вызывающих гнев и возмущение
зрителя.

23.

Владимир Егорович
Маковский (1846-1887)
Маковский Владимир Егорович родился в семье,
очень близкой к искусству, 26 января 1846 г. в
городе Москве. Как известно Маковский рано
приобщился
к
рисованию,
первые
уроки
живописной грамоты мальчик получил от
художника В.А. Тропинина и уже в 15 лет молодым
художником было создано первое жанровое полотно
«Мальчик, продающий квас». Будущий художник
постоянно пребывал в творческой атмосфере, в
отцовском доме регулярно бывали люди близкие к
искусству. Это писатель Н. Гоголь, актер М.
Щепкин, а также композитор М. Глинка. Нередко
проводились литературные, и даже рисовальные
вечера. Также у Маковских постоянно играла
музыка.
Более
того,
будущий
живописец
унаследовал прекрасный голос, благодаря чему он
много пел. Помимо этого он научился игре на
скрипке и гитаре. Подобная культурная атмосфера
очень положительно отразилась на развитии
будущего живописца. После окончания учебы
Маковский получил серебряную медаль. В 1873 году
Владимир получил звание академика за полотно
«Любители
соловьев».
Авторские
работы
Маковского демонстрировали обычную жизнь всех
слоев общества. В своих картинах он отображал
купцов и богачей, кутил и конечно бедняков.

24.

«Свидание»
На картине изображена встреча матери – крестьянки
с сыном, отданному в подмастерья в город. Мать с
печалью смотрит на своего сына, её поза и грустный
облик выдаёт тяжелое чувство, испытываемое при
их редких встречах. Она не обнимает сына и не
разговаривает с ним, наверно по причине усталости.
Можно понять, что отдала она своего сына для
обучения ремеслу по причине глубокой нужды.
Одета она по деревенски: на ней тулуп чёрного
цвета, из под которого видна красная юбка, а поверх
головы повязан чёрный платок. Судя по одеянию
матери, она из деревни, пришла пешком, а время их
встречи – зима. Мальчик жадно ест калач,
принесённый ему матерью, он буквально в него
вцепился жадно жуя. Его лицо бледно и очень, не по
годам серьёзное. Он очень плохо одет для работы в
цехе. На нём нет обуви, хотя на улице зима, сверху
рубаха поблекшего красного цвета, грубые штаны,
поверх которых надет грязный фартук с под
которого торчит грязная тряпка для вытирания
рук. Их встреча произошла в какой-то грязной
комнате с деревянными стенами и потемневшим от
времени земляным полом. Возможно, в ней рабочие
отдыхают. На бочке стоит кувшин, чтобы можно
было пить, а из окна слева тускло струится
солнечный
свет.
В
картине
использованы
преимущественно тёмный цвета, которые передают
всю трагичность ситуации, так как последующее
свидание матери и сына может не состояться. Ко
всему, бедная женщина слишком устаёт от дальней
дороги, чтобы часто видеться со своим сыном.
Картина передаёт типичный вариант случая из
жизни простых людей, что заставляет зрителя
сочувствовать и сопереживать их страдания и горе.

25.

«На бульваре»
(1886)
Главная проблема картины – это отъезд крестьян
в городе на заработки. Кормилец был вынужден
покидать семью: родителей, жену, детей, жизнь
без них нарушалась, родственная связь
ослабевала и даже пропадала, а привычные
устои деревенского мира рушились, как и
патриархальный
мир.
Главные
герои
произведения «На бульваре» – это жена,
приехавшая к своему молодому мужу в Москву и
сам муж, который, как и многие другие,
отправился в город на заработки и поменялся до
неузнаваемости. Такие перемены в поведении
благоверного удивили и опечалили девушку,
приехавшую с надеждой поделиться всем
накопившимся с мужем. Но, придя на бульвар и
сев на скамейку, он будто не замечает своей
любимой. Городская жизнь завладела им: вот он,
фатоватый
и
подвыпивший,
вальяжно
развалившись, играет на гармошке, при этом не
думая ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего
внешнего вида. Он румянен и доволен собой, что
нельзя сказать о его жене: опечалившись
непоправимыми переменами, она сгорбилась и в
безысходности смотрит вдаль. Возможно, ей
стыдно за любимого, быть может, она сожалеет
об утрате родной души, и, конечно же, ей очень
тяжело осознавать свою ненужность этому
человеку. Вся картина разворачивается на фоне
осеннего городского пейзажа: деревья с
опавшими листьями, серое небо и крыши домов с
небольшими
снежными
участками;
что
добавляет ей еще больше драматизма.

26. Василий Максимович Максимов (1844-1911)

Сын крестьянина. В 1855-1862 годах учился в
Петербурге в иконописных мастерских. В 1863
году
поступил
вольнослушателем
в
Императорскую Академию художеств. Пройдя
весь академический курс за три года,
художник в 1866 году отказался от конкурса на
большую золотую медаль, как тремя годами
ранее отказалась группа «четырнадцати» во
главе с Иваном Крамским. Художник всё свое
творчество посвятил изображению народа,
крестьянского быта и уклада, был нацелен на
показ положительных начал деревенской
жизни и, в целом, крестьянства как
воплощение лучших качеств русского народа.
Последние годы жизни Максимова оказались
полны
горькой
нужды
и
лишений:
актуальность
искусства
передвижников
прошла, на смену ему пришли новые
направления. Нужда и болезни свели
художника в могилу.

27.

«Приход колдуна на
деревенскую свадьбу»
(1875)
В картине художник представил
избу как сцену, обозреваемую из
зрительного зала, на которой в
многофигурной
композиции
показан ритуал свадебного обряда.
Подобные картины стали называть
«хоровыми
картинами».
В
крестьянской избе играют свадьбу.
В красном углу под образами стоят
молодые.
За
столами
расположились
родственники,
соседи. Начался веселый пир.
Вдруг дверь отворилась, и в избу
вошел старик в закиданном снегом
тулупе, с суковатой палкой в руке.
Это был деревенский колдун. Все
испуганно обернулись к двери.
Смолкли
разговоры,
шутки.
Хозяева
спешат
задобрить
незваного гостя - подносят ему
хлеб-соль. Рассердится колдун сглазит, нагонит болезнь, изведет
красоту...

28. Константин Аполлонович Савицкий (1844 – 1905), автор «хоровых» картин

Родился в Таганроге в семье военного
врача. Рано потеряв родителей, был
отдан родственниками на воспитание в
частный пансион, по окончании
которого в 1862 году поступил в
Императорскую Академию художеств в
класс исторической живописи. За
время учёбы в Академии награждён
семью медалями. Длительное время
жил за границей. После трагической
гибели жены в феврале 1875 года,
вернулся в Россию, поселившись в
Динабурге,
где
художник
создал
несколько своих самых значительных
произведений: «Встреча иконы», «На
войну».

29. На картине изображен момент встречи иконы. Наглядно показаны преклонение перед святыней и прочие религиозные чувства. Бедно

«Встреча иконы» (1878)
На картине изображен момент встречи иконы. Наглядно показаны преклонение перед святыней и прочие религиозные
чувства. Бедно одетые люди, по большей части крестьяне, не смеют даже взглянуть, как следует на икону, они становятся
перед ней на колени и молятся. Несколько человек бегут к чудотворному образу из деревни, ощущается
центростремительное движение к желанной цели. Достоверность крестьянской жизни и правда переживания – вот что
отличает созданные художником образы. Отдельные обособленные группы вызывают живейший интерес. Протопоп,
который с трудом, опираясь на дьячка, вылезает из кибитки, скорее отталкивает, нежели привлекает. Его бесцветное лицо с
тусклыми глазами не выражает должного религиозного чувства или хотя бы проблеска мысли. Еще один дьяк отошел в
сторону и занят отнюдь не религиозным, а сугубо практическим удовольствием – нюхает табак.
Обличение представителей духовенства наравне с сочувствием к крестьянам в нищенской одежде и смиренных позах
сделало картину актуальной и востребованной, соответствующей реалистическим принципам художников-передвижников.
English     Русский Правила