158.47K

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Баллада "Светлана"

1.

Черты романтизма в лирике
В.А. Жуковского.
Баллада "Светлана"
«Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую
даль…»
А.С. Пушкин

2.

Биография писателя
Родился в селе Мишенском Тульской
губернии в семье помещика Афанасия
Ивановича Бунина. Матерью его была
пленная турчанка Сальха. Ребёнок считался
по тем временам незаконным. По желанию
Бунина мальчика усыновил бедный дворянин
Андрей Григорьевич Жуковский. Чтобы
упрочить будущее сына и смягчить его
печальную участь, Бунин записал его в
военную службу. Это давало право на
получение дворянского звания.

3.

После смерти Бунина Жуковский
почувствовал себя в доме особенно
неуютно. Неясное и неустойчивое место в
семье доставляло ему психологические
неудобства и было источником глубоких
переживаний. Жуковский не озлобился на
судьбу,
сохранил,
спокойствие,
доброжелательность. Он смиренно и
кротко, с неугасающей верой и молитвой
переносил выпавшие на его долю
нравственные испытания. Впоследствии
Пушкин назвал его душу «ангельской», а
воспоминания
современников
запечатлели сердечность, отзывчивость
поэта.

4.

Наибольшее воздействие в годы обучения на него оказал
Благородный университетский пансион в Москве, где он нашёл
и опытных наставников, и родственную по духу среду
сверстников, особенно в знаменитой семье Тургеневых.
Сыновья И. П. Тургенева — Александр, Николай и особенно
Андрей — навсегда останутся друзьями Жуковского
Сразу же после окончания пансиона вместе с А.
Тургеневым,
А.
Мерзляковым
он
создаёт
Дружеское
литературное общество. Участники его ставят перед собой
цель
познакомить
русскую
публику
с
новейшими
литературными течениями на Западе и произведениями
европейских авторов. Так они начинают приучать читателей к
романтизму и пересаживают западные романтические идеи
на русскую почву, учитывая, конечно, её своеобразие.

5.

Почти все произведения Жуковского
можно назвать и переводными, и
оригинальными. Чужое он превращал в
своё, творчески преобразовывал и
делал достоянием русской культуры.
Жуковский не ставил перед собой
задачи точно перевести подлинник. Он
творчески перерабатывал текст.
Первым произведением, которое
Жуковский считал началом своего
творчества, была элегия «Сельское
кладбище», перевод стихотворения
английского поэта Томаса Грея. С
этого времени Жуковский понял, что его
жизненное
призвание

художественная литература.

6.

В 1808 году он написал балладу «Людмила » на сюжет стихотворения
немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора». После неё в течение шести лет
появилось сразу 13 баллад (всего Жуковский написал 39), и среди них
такие, как «Кассандра», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Пустынник»,
«Адельстан», «Ивиковы журавли», а в следующие годы — «Варвик», «Алина и
Альсим», «Эльвина и Эдвин», «Ахилл», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург»,
«Жалобы Цереры», «Торжество победителей», «Баллада о старушке...»,
«Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Ночной смотр», «Лесной царь»,
«Кубок», «Элевзинский праздник» и др. Одни из этих баллад названы
«русскими», другие по тематике относятся к средневековым (английским и
немецким), третьи — к античным. Но есть и баллада на современный сюжет
(«Ночной смотр»).
Со времени создания баллад «Людмила» и «Светлана» Жуковского
стали называть «балладником». Баллада стала жанром, который принёс
победу романтизму в русской литературе. Сначала баллада считалась
произведением «легкого» жанра, незначительным по своему содержанию,
но искусство Жуковского выдвинуло её на первый план литературы того
времени.

7.

В лирике Жуковский стремится выразить зыбкое, ускользающее,
таинственное, погружается в область предчувствий и грёз. Одним из
самых устойчивых мотивов становится воспоминание, приобретающее
религиозно-романтический смысл. Поэт вспоминает о юности, друзьях и
вновь испытывает томление по небесному, божественному и очаровательно
прекрасному миру.
Отечественная война 1812 года всколыхнула патриотические чувства
Жуковского. В 1812 году он написал стихотворение «Певец во стане русских
воинов», которое сделало его известным всей России. Поэт совместил в
стихотворении признаки пламенной и торжественной батальной оды с
особенностями печальной любовной элегии. Жуковский славил русских
воинов от древних времён до 1812 года. Слово его было задушевным,
интонация — сердечной. Ода-элегия стала новаторским сочинением в
русской поэзии.

8.

В 1826 году Жуковскому предложили стать наставником наследникацесаревича, будущего императора Александра II. В этом качестве он
находился при дворе по 1841 год. Он сам составлял программы, конспекты
занятий и старался внушить великому князю любовь к добру, милосердие,
вселить в него мысль о необходимости государственных реформ.
Впоследствии Жуковский вместе со своим высокородным учеником
совершил путешествие по России. Россия была обязана не только
поэтическому, но и человеческому таланту Жуковского, воспитанник
которого в 1861 году освободил крестьян от крепостной зависимости.
Именно Жуковский побуждал Николая I простить декабристов, объявив им
амнистию, оказал помощь Баратынскому, Ф. Н. Глинке, Герцену, участвовал
в судьбах Кольцова, Шевченко, Лермонтова, А. Никитенко.

9.

В 1826 году Жуковский тяжело
пережил смерть Карамзина, в 1837 году
— Пушкина. После ранения поэта он
неотлучно находится в его квартире на
Мойке, по кончине Пушкина разбирает
его
бумаги,
готовит
к
изданию
сочинения и помогает семье.

10.

ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА:
1) Интерес к сильной, исключительной личности.
2) Взгляд на жизнь “сквозь призму сердца”.
3) Интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному.
4) Тяготение к фантастике, к смешению комического и трагического.
5) Мучительное переживание разлада с действительностью.
6) Стремление личности к абсолютной свободе, недостижимому
идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
7) Склонность отражать бессознательную форму движения души
(сон).

11.

В.А. ЖУКОВСКИЙ – РОМАНТИК
Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть
на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры,
баллада и элегия, характерны для него как для романтика.
Элегия – песня грустного содержания,
отражающая размышления о бренности всего
земного, быстротечности жизни, о несчастной
любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика,
неудовлетворенного реальностью.
А баллада отражает другую часть романтического
мышления – интерес к мистике, к фантастическому.

12.

Внутренние
переживания героя,
его сомнения,
страхи
Атмосфера
таинственности,
загадочности
Несчастная
любовь,
тёмные силы,
роковое
преступление
Как правило,
трагическая
развязка событий
БАЛЛАДА
Герои баллад благородные
рыцари, воины
Драматический
диалог

13.

Колорит – совокупность особенностей,
своеобразие чего-либо.
Национальный колорит – речь, пейзаж,
обычаи,
стиль
одежды,
особенности
характера человека, культура определённой
нации.
English     Русский Правила