План
Социокультурный кризис рубежа XIX - XX вв. ознаменовал собой конец великой эпохи Нового времени и переход к иному этапу существования не толь
Эпоха МОДЕРНА коротка – ею принято называть рубеж XIX-XX вв. – fin de siecle («конец века») уходящего и первые десять-пятнадцать лет несущего новые
Влияние на становление теории и практики символизма оказали:
Густав Климт (1862-1918)
Эдвард Мунк (1863-1944)
Обри Бёрдсли
Муха Альфонс
Архитектура рубежа веков
Архитектура рубежа веков
Франция
Австрия –Венгрия
Германия
Великобритания
Голландия
Финляндия
Русская культура рубежа веков
Основные имена и постройки русского модерна
Ф.Шехтель
Культурная жизнь на рубеже веков
Рубеж XIX - XX веков характеризуется наличием следующих кризисных форм:
Кружки и объединения, в которых обсуждались вопросы, связанные с кризисом классической культуры:
Художественные объединения и артистические колонии:
Разовые выставки:
Штраус (1864-1949)
Г. Малер (1860-1911)
К. Дебюсси (1862-1918)
М. Равель (1875-1937)
Дж. Пуччини (1858-1924)
С.В.Рахманинов (1873-1943)
С.В.Рахманинов (1873-1943)
А.Н. Скрябин (1872-1915)
Кинематограф
4.77M
Категория: ИсторияИстория

Русская и западноевропейская культура рубежа XIX-XX вв

1.

2.

РУССКАЯ
И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ
КУЛЬТУРА РУБЕЖА XIX-XX вв.

3. План


1. Западноевропейская культура рубежа
веков. Общая характеристика
2. Эпоха модерна.
3. Русская культура рубежа веков.
4. Театральное искусство рубежа веков
5. Начало кинематографа в Европе и
России

4. Социокультурный кризис рубежа XIX - XX вв. ознаменовал собой конец великой эпохи Нового времени и переход к иному этапу существования не толь

Социокультурный кризис рубежа XIX - XX вв.
ознаменовал собой конец великой эпохи
Нового времени и переход к иному этапу
существования не только
западноевропейского, но и всего
современного человечества
Кризисные явления в европейской
художественной культуре: эскапизм,
пессимизм, скептицизм, эстетизм

5.

Декаданс, декадентство - (от
франц. Decadence- упадок) буквально упадничество; термин,
употребляемый для
характеристики социальных и
эстетических установок ряда
художественных школ, в
творчестве которых
превалировали пессимистические
умонастроения, акцент на
смысложизненных проблемах,
яркий индивидуализм и эстетизм.
Понятие ввели французские
поэты-символисты (Ш.Бодлер,
П.Верлен, А.Рембо и др.) как
самоназвание своего объединения,
выпуская журнал «Декадент»
(1886-1889).

6. Эпоха МОДЕРНА коротка – ею принято называть рубеж XIX-XX вв. – fin de siecle («конец века») уходящего и первые десять-пятнадцать лет несущего новые

Эпоха МОДЕРНА коротка – ею принято
называть рубеж XIX-XX вв. – fin de siecle («конец
века») уходящего и первые десять-пятнадцать
лет несущего новые надежды ХХ века.
Модерн задался целью обобщить весь
художественный опыт человечества, вобрать в
себя все, подвести итог. Новый стиль выражал
давние идеи немецких романтиков: стремление к
синтезу искусств, веру в возможность искусства
воздействовать на жизнь своими средствами –
утопическую мечту красотой повлиять на мир,
переделать его.

7.

Модерн - (франц. modern от лат. Modernus - новейший,
современный) –
1) период развития европейского искусства второй пол.
ХIХ- нач. ХХ вв. Главным для него было стремление
художников противопоставить свое творчество
эклектизму и историзму, свойственному искусству
второй половины XIX в. Искусство модерна
включает в себя множество разнообразных
направлений и стилей, опиравшихся на опыт всего
предшествовавшего художественного развития;
2) 2) В более узком смысле модерн - стиль в искусстве
Европы и Америки второй пол. XIX - нач. XX веков.

8.

Символизм - (франц. Simbolisme, от греч.
simbolon от syn - с и bolos -метание, бросание; а
также sema - знак) — свойство искусства, его
главная задача - установить связь конкретных,
видимых явлений с идеальными
представлениями, с незримой реальностью.
Символом может стать вещественный знак,
предмет, изображение, имеющее значение для
определенной группы лиц, мелодическая фраза,
пластическая форма. Изобразительный символ
всегда условен, его значение гораздо шире того
предмета, который он изображает.

9.


Символизм присутствует с давних времен в
живописи, особенно символично искусство готики, где
основное место занимают христианские символы.
С исторической точки зрения символизм идеалистическое направление в искусстве второй
половины XIX века, возникшее в противовес
буржуазному натурализму и научному позитивизму.
Как художественное направление имел четкое
выражение только в литературе.
Источником символизма в изобразительном
искусстве стал литературный и живописный
романтизм с его необычными темами.
Оказал большое влияние на мировое искусство.

10. Влияние на становление теории и практики символизма оказали:

– философские и эстетические идеи Гете
– философия искусства Шеллинга и Шопенгауэра
Гартмана, Ницше;
– теоретические работы Р. Вагнера
– мистические учения Беме, Сведенборга
Гете
Ницше
Вагнер

11.

Философско-эстетические и творчески-стилевые
основы символизма начали складываться
почти одновременно в различных
западноевропейских культурах:
– во Франции (Малларме, Лотреамон,
Рембо, Верлен, Клодель, Валери, Редон);
Валери
Верлен
Малларме
Рембо

12.

– в Бельгии (Роденбах, Верхарн, Метерлинк)
– в Германии (Георге, Гауптман)
– в Австрии (Рильке, Гофмансталь, Климт)
Климт
Метерлинк
Рильке
– в Англии (Уайльд, Бердсли)
Бердсли
Уайльд

13. Густав Климт (1862-1918)

Утонченный и загадочный портретист, тонко чувствующий
пейзажист. Талантливо сочетал природные мотивы и
абстракцию, иллюзорность и орнаментальность.
«Грушевое дерево», 1903
«Поцелуй», 1907-1908

14. Эдвард Мунк (1863-1944)

Норвежский живописец, график.
Творчество Мунка с начала
1890-х гг. развивалось в русле
складывавшегося стиля
модерн, но обнаруживало и ряд
новых черт (жёсткий,
вихреобразный контурный
рисунок, повышенная динамика
композиции, диссонирующий
цвет), которые усиливают
трагическое звучание образов и
предвосхищают возникновение
экспрессионизма.
«Поцелуй»
«Крик», 1893

15.

– в Норвегии (поздний Ибсен, Гамсун, Григ, Мунк);
– в Чехии: феномен А.Мухи и др.
Ибсен
Григ
А.Муха

16. Обри Бёрдсли

Разработал свой
собственный
индивидуальный стиль,
основанный на
подчеркнутой
искусственности
изображения человеческих
фигур, но тем не менее очень
отчетливых, благодаря
изяществу проработки и
совершенству линий.
Иллюстрация к «Саломее»
О. Уальда

17. Муха Альфонс

Успех Мухи был связан с Сарой
Бернар, для которой он создавал
театральные афиши и сценические
украшения. Разработал
получившую широкое
распространение композиционную
схему: изображение женщины с
распущенными волосами, в
ниспадающих одеждах, на
декоративном фоне с цветочными
мотивами.
Афиша к спектаклю С. Бернар

18.

Стиль «модерн» сформировался в архитектуре,
изобразительном и декоративно-прикладном искусстве
под влиянием эстетики символизма на рубеже ХIХ-ХХ вв.
В Англии он носил название - «модерн», во Франции –
«ар нуво» (по названию магазина "Мэзон де ляр нуво",
открытого в Париже английским антикваром Сэмюэлом
Бингом);
в Германии - «югендстиль», чье именование произошло от
названия мюнхенского журнала «Югенд» - молодой,
пропагандировавшего новое искусство;
в Австро-Венгриии - «Сецессион» (от нем. сецессион и лат.
Сецессио -уход) – творческое объединение венских
художников, архитекторов, дизайнеров);
в Польше -«сецессия»;
в Италии - «либерти»;
в Испании - «модернисмо».

19. Архитектура рубежа веков

• Своеобразие архитектуры модерна - в окончательном
преодолении влияния античного ордера, в виртуозном
владении разнообразными средствами декоративного
оформления фасадов и интерьеров зданий.
• Архитекторы модерна смело шли на применение
асимметричных решений в группировке объемов и в
расположении окон и дверей при формировании планов и
композиций зданий. Отдельным частям домов и
декоративным элементам придавались обтекаемые
формы. Применялись манерные, абстрактные и
растительные мотивы, среди которых отдавалось
предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям,
водорослям, раковинам, чешуе рыб, игре потоков воды,
прядям женских волос. Нередко формы утрировались.

20. Архитектура рубежа веков

Бельгия
• Виктор Орта
– дом Тасселя
– Народный дом
– Дом Сольве,
собственный дом
(Брюссель)
Интерьер
собственного дома
В. Орта
• Анри ван де Вельде
– школа искусств и
ремесел (Веймар)
– Вилла Хохенхоф
Анри ван де Велде - Дом
«Блюменверф»

21. Франция

• Эктор Гимар - дом Кастель
Беранже, дом Гимара,
павильон метрополитена
(Париж)
• Огюст Перре - театр на
Елисейских полях
• Тони Гарнье - собственный
дом и виллы на Французской
Ривьере
Эктор Гимар.
Дом Кастель Беранже.
1893-95 гг.
Castel Beranger (1893-95) Guimard's first Art Nouveau building
Эктор Гимар. Вход в метрополитен. 1900 гг.

22. Австрия –Венгрия

• Отто Вагнер Майоликхауз,
Австрийская почтовая
касса, мастерская
Й.Хоффмана
• Йозеф Мария Ольбрих Постройки колонии в
Дармштадте, здание
Сецессиона
• Адольф Лоос - Вилла
Беера, интерьеры кафе в
музее Вены, дом
Штейнера
• Йозеф Хофман Дворец
Стокле (Брюссель)
Йозеф Мария Ольбрих. Здание Сецессиона

23. Германия

• Август Эндель Разноцветный театр,
жилые дома (Берлин),
фотоателье «Эльвира»
(Мюнхен)
• Генрих Тессен - Институт
ритмической гимнастики
(Хеллерау), Сельская
школа Клотше (Дрезден),
комплекс городской
Август Эндель. Фотоателье "Эльвира".
1897-1898. Мюнхен.
школы в Касселе

24. Великобритания

• Чарльз Ренни
Макинтош - Здание
редакции "Глазго
геральд", церковь
Королевского
Креста,
Художественная
школа (Глазго)
Ч.Р. Макинтош. Художественная
школа в Глазго

25. Голландия

• Хенрик Петрюс Белаге Здания страховых
компаний в Амстердаме
и Гааге, Дом для
синдиката огранщиков
бриллиантов в
Амстердаме, здание
биржи в Амстердаме
Х.П.Берлаге. Здание биржи в Амстердаме

26. Финляндия

• Элиель Сааринен
Вокзал в
Гельсингфорсе,
Эстонский банк в
Ревеле, Ратуша в
Лахте
Э.Г. Сааринен.Вокзал в
Гельсингфорсе (Хельсинки)

27.

Испания
• Луис Генри
Салливен
– Небоскреб
Гарантибилдинг
– Транспортейшн
билдинг для
Чикагской
Международной
выставки
• Антонио Гауди
– Усадьба Гуэль
– Дом Мила
– Дом Батло
– Церковь Саграда
Фамилия
Дом Батло
Саграда Фамилия
США

28. Русская культура рубежа веков

Россия: Основные имена и постройки
неоклассицизма

29.

И.Фомин
Дом Половцева на Каменном острове
(Петербург); Особняк АбамелекЛазарева на наб.Мойки (Петербург)
В. Щуко
Дома № 63, 65 по Кировскому пр.
(Петербург)
А.Таманян
Дом Щербатова (Москва)
Р.Клейн
Музей изящных искусств
(Государственный музей
изобразительных искусств имени
А.С.Пушкина)
Ф.Лидваль Здания Второго общества взаимного
кредита и Азовско-Донского банка
(Петербург)

30. Основные имена и постройки русского модерна

31. Ф.Шехтель

Особняк Рябушинского
(Москва)
ОсобнякМорозовой
(Москва)
Ярославский вокзал
(Москва)
Российские павильоны на
Международной
выставке в Глазго
(Шотландия)
Перестроил здание
Московского
Художественного театра
особняк Рябушинского

32.

В.Валькотт Гостиница «Метрополь» (Москва)
Р.Клейн
Универсальный магазин «Мюр и
Мерилиз» (ЦУМ) (Москва)
Л.Кекушев Дом Кекушевой (Москва)

33.

• А.Гоген
– Особняк Ксешинской
(Петербург)
• Ф.Лидваль
– Доходный дом И.Лидваль
(Петербург)
– Доходный дом А.Циммермана
(Петербург)
– Евангелистско-лютеранская
церковь Святой Екатерины
(Петербург)
– Гостиница «Астория»
(Петербург)
– Гостиница «Европейская»
(Петербург)
– Особняк Нобеля (Петербург)
Особняк Ксешинской
Гостиница «Астория»

34.

Р.Мельцер
Ортопедический институт
(Петербург);
А.Бубырь
Дом на ул.Стремянной (Петербург);
М.Перетяткович – Зал заседаний Государственного
совета в Мариинском дворце
(Петербург)
– Церковь Нотр-Дам де Франс
(Петербург)
– Дом городских учреждений
(Петербург).

35. Культурная жизнь на рубеже веков

1881 г. - открытие частной картинной галереи П.М.
Третьякова для широкой публики в Москве;
1898 г. - открылся Русский музей императора
Александра III в Петербурге;
1912 г. - начал работу Музей изящных искусств
(ныне Государственный Музей
изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина) в Москве.

36. Рубеж XIX - XX веков характеризуется наличием следующих кризисных форм:

- конец «литературоцентризма»;
- развитие в литературе и искусстве различных видов
декаданса, конфликт между гуманитарным и
естественнонаучным знанием и др.;
- оправдание радикальной общественно-политической
мыслью насилия и террора в качестве нравственно
оправданных факторов исторического процесса;
- обретение относительной самостоятельности
различными отраслями культуры и, как следствие,
своего языка, что требовало выработки форм нового
синтеза, основанного на этом разнообразии.

37.

Понятие творчества стало узловым понятием культурноисторической эпохи.
На первый план культуры выдвинулись задачи
творческого переосмысления русской
демократической общественной мысли, религиозных
канонов православия, устоявшихся форм в искусстве.
Так возникла почва для нового культурного синтеза.
Творческое понимание искусства не только означало
расширение предметной области искусства, но и
перенос деятельности художника в сферы, лежащие
вне искусства .

38. Кружки и объединения, в которых обсуждались вопросы, связанные с кризисом классической культуры:

- приемы у С.П. Дягилева;
- кружок П.И. Астрова;
- собрания в доме М.К. Морозовой и др.

39. Художественные объединения и артистические колонии:

"Мир искусства";
"Союз русских художников";
"Московское товарищество";
"Союз молодежи";
Талашкино;
Абрамцевский художественный кружок" и др.

40. Разовые выставки:

«Алая роза»;
«Голубая роза»;
«Стефанос»;
«Венок» и др.
Объединение «Мир искусства»:
Петербургская группа: К.А.Сомов, Л.С. Бакст,
А.Н.Бенуа Лансере.
Москвичи: М.А. Врубель, Левитан, В.А. Серов,
К.А. Коровин, М.Н.Нестеров и др.

41. Штраус (1864-1949)

Поздний романтик,
экспрессионист,
неоклассицист.
Оперы :
– «Саломея»,
– «Электра»,
– «Кавалер розы»,
– «Ариадна на Наксосе»,
– «Молчаливая
женщина»,
– «Дафна»;
Программные симфонические поэмы:
– «Дон Жуан»,
– «Дон Кихот»,
– «Жизнь героя».

42. Г. Малер (1860-1911)

Представитель романтизма в
музыке.
Цикл симфоний о трагедии
человека-мыслителя, о
жизни, полной борьбы с
враждебным миром, циклы
песен для голоса и
симфонического оркестра.
В 1897-1907 гг. - дирижер и режиссер Венской
придворной оперы.

43. К. Дебюсси (1862-1918)

Основоположник
музыкального
импрессионизма.
Прелюдии:
– "Послеполуденный
отдых фавна",
– "Ноктюрны",
– "Море".
Опера "Пелеас и Мелизанда"

44. М. Равель (1875-1937)

Импрессионист.
Фортепианные произведения:
– "Игра воды",
циклы
– "Отражения",
– "Ночной Гаспар",
– "Гробница Куперена".
Симфонические сочинения:
– "Испанская рапсодия",
– "Болеро",
– два концерта для фортепиано с
оркестром.
Балет "Дафнис и Хлоя"

45. Дж. Пуччини (1858-1924)

Верист.
Оперы:
– "Манон Леско",
– "Богема",
– "Тоска",
– "Мадам Баттерфляй"
("Чио-Чио-Сан"),
– "Турандот"
(незакончена)

46. С.В.Рахманинов (1873-1943)

С.В.Рахманинов (18731943)
Композитор и пианиствиртуоз.
Оперы, симфонии, камерновокальная и хоровая
духовная музыка,
фортепианная музыка.
Стремился уподобить
фортепиано по богатству
красок симфоническому
оркестру.
Фортепианные произведения:
– циклы прелюдий,
– фортепианные концерты, концерты для
фортепиано с оркестром).

47. С.В.Рахманинов (1873-1943)

"Рапсодия на тему Паганини". Вокальная
музыка, в т.ч. романсы.
Кантаты "Весна" и "Колокола", опера
"Алеко".
Духовная музыка: Литургия Иоанна Златоуста
и Всенощное бдение.
Балет "Дафнис и Хлоя"

48. А.Н. Скрябин (1872-1915)

Поздний романтизм.
Фортепианная и симфоническая
музыка.
19 фортепианных поэм.
Обладал т.н. цветовым слухом.
Создал «световую клавиатуру».
Симфонические произведения:
– «Поэма экстаза»,
– «Прометей» («Поэма огня»).

49.

Театр
Основные направления; натурализм , символизм;
рождение аванграда: футуризм, экспрессионизм,
дадаизм. Появляется профессия режиссера.
Австрия
Венский серебряный век. После эпохи оперетты
наступает эпоха культуры "на отмели времен"
(А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь).
Англия
На смену яркой зрелищности викторианской
эпохи приходит реалистический театр
Дж.Б. Шоу и Х.Г. Баркера.

50.

Германия
Время расцвета сценического
искусства Германии. Г. Гауптман
Италия
Норвегия
Веризм (70-е годы). Драматургия
Г. Д'Ануцио. Диалектный театр.
Драматургия Л. Пиранделло.
Драматургия Г. Ибсена
Швеция
Драматургия А. Стриндберга
США
Новая форма организации
театрального дела -бродвейская.

51.

Франция
Россия
Возникновение студийных
театров
22 июня 1897 г. - встреча В.И.
Немировича-Данченко и
К.С. Алексеева
(Станиславского).
Создание Художественного
общедоступного театра (МХАТ).
Новые художественные
принципы.
Камерный театр Таирова. Театр
Мейерхольда.

52. Кинематограф

Франция
1895 г. – представление "Кинематографа Люмьер".
Основоположники кинодокументалистики – Л.Ж. и О.
Люмьер
Основоположник игрового кино – Ж. Мельес
Фирмы "Гомон" и "Пате".
Германия
1897 г. – компания "Местер-фильм".
США
Создание Голливуда. Д.У. Гриффит
Россия
1908 г. – премьера первой российской игровой ленты
"Понизовская вольница" ("Стенька Разин") – 7мин. 30
сек.
1911 г. – полнометражная российская картина "Оборона
Севастополя" – 1 час 40 мин.
Реж. В.М. Гончаров и А.А. Ханжонков.
Реж. Я.А. Протазанов
English     Русский Правила