Крестово-купольный храм
Конструктивные особенности крестово-купольного храма
Фасад византийского крестово-купольного храма (вид с юга)
План крестово-купольного храма
Парус - сферический треугольник, нижний угол которого опирается на столб, а верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании к
Основные характеристики архитектурной композиции византийских крестово-купольных храмов:
Символика внутреннего пространства крестово-купольного храма
План византийского крестово-купольного храма (структура пространства)
План византийского крестово-купольного храма
Символика внутреннего пространства крестово-купольного храма
Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит тр
В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма. Неотм
Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.
2.27M
Категория: ИсторияИстория

Крестово-купольный храм. Особенности конструкции и символика

1. Крестово-купольный храм

Особенности конструкции и символика

2. Конструктивные особенности крестово-купольного храма

3. Фасад византийского крестово-купольного храма (вид с юга)

4.

5. План крестово-купольного храма

План крестовокупольного храма

6. Парус - сферический треугольник, нижний угол которого опирается на столб, а верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании к

Парус - сферический
треугольник, нижний
угол которого
опирается на столб, а
верхняя дуга вместе с
дугами других парусов
лежит в основании
купола. Паруса стали
применять в
позднеримскую эпоху,
их регулярное
использование
началось в
архитектуре
Византии с эпохи
Юстиниана.

7.

Работа арок и парусов
крестово-купольной
системы
а — схема сбора
нагрузок;
б - нагрузки и реакции
диагональной
полуарки паруса;
в - рабочая схема
системы;
г — устойчивое
положение барабана
при обрушенных арках;
д — изменение уровня
опорного кольца и
стрелы паруса

8.

9. Основные характеристики архитектурной композиции византийских крестово-купольных храмов:

Основные характеристики
архитектурной композиции
византийских крестовокупольных храмов:
Собор Святой Софии. Константинополь.
- осевая, симметричная, статичная
композиция и гармоничная
структура с иерархией
соподчинения частей;
- двух(трех)-частная структура
плана: алтарь - храм - (притвор);
- кубическая форма средней части
храма с купольным покрытием
центральной ячейки;
- прием контрастного перехода от
небольшого, затемненного
пространства притвора к высокому
и светлому объему храма с
кульминацией композиции в
куполе;
- тектоничная система с опорой
главы посредством «парусов» и
арок на четыре столба в центре
здания, откуда расходятся в
стороны четыре сводчатые рукава;

10.

- венчание храма одной или пятью главами полукруглого очертания;
- световая организация пространства храма с преобладанием освещения
сверху;
- лаконизм, строгая простота внешнего оформления и богатство внутреннего
убранства храма;
- соответствие наружных членений, декора внутренней структуре здания;
- округлые, арочные формы в интерьере и на фасадах;
- трехчастность в членениях стен и оконных проемов;
- декорация каменной кладки стен нишами, щелевидными окнами без
мелкой пластики;
- вертикальная направленность членений фасадов.

11. Символика внутреннего пространства крестово-купольного храма

12. План византийского крестово-купольного храма (структура пространства)

13. План византийского крестово-купольного храма

Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к
нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные
апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального
пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное
пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это
характерно для больших храмов.

14.

Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный
или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось
четыре свободно стоящих столпа. Столпы связаны между собой
и с наружными стенами храма арками, на которые опирались
своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей
креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в
виде сферического купола, поднятого на круглом световом
барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки,
переход от центрального подкупольного квадрата к круглому
барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов
(парусов).

15. Символика внутреннего пространства крестово-купольного храма

Символика внутреннего пространства крестовокупольного храма

16. Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит тр

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и,
соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа
исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с
использованием всех художественных средств, доступных той или иной
эпохе.
Храм - есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и
устройства. В Символе веры Церковь именуется «Единой, Святой,
Соборной и Апостольской». Эти черты Церкви могут быть отражены
в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви,
возглавляемой Христом, зримо воплощают кубические объемы
храмов, увенчанных одной главой. Святость Церкви может
образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых
куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и
апостольская преемственность выражаются как в иерархическом
устройстве самой Церкви, так и в центричности композиции,
иерархической упорядоченности частей храма, подчиненной
центральному подкупольному пространству.

17. В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма. Неотм

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу
Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная
структура храма. Неотмирность Бога и Церкви выражается в
формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений
земного назначения.
Непостижимый Бог являет Себя в мире в именах: Любовь,
Свет, Истина, Красота, Единство, Добро. В храмовой
архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном
соответствии целого и частей, симметричности, ясности
композиции, цельности, узнаваемости формы,
тектоничности сооружения.
Интерьер крестово-купольного храма представляет собой
целостную систему иерархически упорядоченных
пространств, развивающихся от боковых нефов, где
размещается основная часть молящихся, к центральному
подкупольному пространству и дальше вверх - к куполу, на
котором находится наполненное светом изображение Главы
Церкви - Христа Вседержителя. Такая гармоничная
пространственная система наглядно представляет
символическую сущность храма как начала будущего
Царства Божия.

18.

19. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

Средняя часть храма - чувственный мир. В ней стоят верные,
которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в
Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками
Царства Божия.
Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части
храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с
Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, «Неба
Небесе», где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя
часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое
небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части
входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит
второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный
грехом порядок Вселенной.
English     Русский Правила