1.19M
Категория: ЛитератураЛитература

Печорин в отношениях с другими персонажами романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1.

2.

Главная проблема этого
романа —судьба мыслящего,
талантливого человека,
который не смог найти себе
применение в условиях
общественного застоя.
Белинский назвал его “умной
ненужностью”, “нравственным
калекой”. Лермонтов показал
Печорина как бы через
историю “души человеческой”
через его судьбу. Где образ
Печорина “как героя своего
времени” раскрывается во
взаимоотношениях с другими
персонажами, которые не
похожи ни по характеру, ни по
положению на Печорина.

3.

Поселившись в хате, где «нечисто»,
Печорин и не думает страшиться,
можно даже сказать, ведет себя
бездумно. В первую же ночь он
«встал, накинул бешмет… тихо вышел
из хаты, увидев, как мимо окна
промелькнула тень». Зачем ему нужна
эта чужая жизнь? Ответ очень прост.
Ему все интересно, важно, нужно все
«потрогать», наверное, этим
привлекает характер Печорина. Он
молод, ищет любви. Но таинственная
девушка заманила его в лодку, он
«почувствовал на лице ее пламенное
дыхание» - и в ту же минуту
«русалка» бросила в воду его
пистолет. Уже нет «ундины», есть
противник, с которым надо бороться.

4.

В довершение ко всему слепой мальчик
обобрал Печорина с ведома девушки, и
это окончательно разрушает те грезы, в
которых находился наш герой. Да, во
многом виноват Печорин: в неопытности,
неумении разбираться в людях. А какими
последствиями обернулась фраза: «А если
бы я, например, вздумал донести
коменданту?» И старуха, и слепой
мальчик, и девушка не могли объяснить
поступков Печорина иначе, чем
стремлением «донести коменданту». Ведь
он ходит, высматривает, угрожает. Им не
понять, что ему просто интересны эти
люди, их жизнь. А это любопытство
обернулось тем, что Печорин разрушил
жизнь контрабандистов и, мало того, сам
едва не погиб. И когда заплакал слепой
мальчик, когда девушка навсегда уехала с
Янко, тут Печорин ужаснулся от
содеянного: «И зачем было судьбе кинуть
меня в мирный круг честных
контрабандистов? Как камень, брошенный
в гладкий источник, я встревожил их
спокойствие, и, как камень, едва сам же
не пошел ко дну».

5.

Отношения с ундиной
были для Печорина
просто экзотическим
приключением. Она –
ундина, русалка,
девушка из забытой
сказки. Этим она и
привлекает Печорина.
Несомненно, на его
заинтересованность
повлияла таинственная
обстановка. Для него –
это один из витков
судьбы; для нее – это
жизнь, где каждый
борется за свой место, за
свое дело.

6.

Когда Печорин в первый раз увидел
прекрасную черкешенку Бэлу, он
подумал, что любовь к ней
принесет ему исцеление от тоски и
разочарования. Бэла была наделена
не только красотою. Это была
пылкая и нежная девушка,
способная на глубокое чувство.
Гордая и стыдливая Бэла не лишена
сознания своего достоинства. Когда
Печорин к ней охладел, Бэла в
порыве негодования говорит
Максиму Максимычу: «Если он меня
не любит, кто ему мешает отослать
меня домой?.. Если это так будет
продолжаться, то я сама уйду: я не
раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала
Печорину, что в женской любви он
напрасно искал счастья.»Я опять
ошибся, - говорит Печорин, любовь дикарки немногим лучше
любви знатной барыни; невежество
и простосердечие одной так же
надоедает, как и кокетство
другой».

7.

Княжна Мери, так же как и Бэла,
- жертва мятущегося Печорина.
Эта гордая и сдержанная
аристократка глубоко увлеклась
«армейским прапорщиком» и
решила не считаться с
предрассудками своей знатной
родни. Она первая призналась
Печорину в своем чувстве. Но в
минуту решительного
объяснения с княжной Печорин
почувствовал себя неспособным
отдать кому-либо свою
свободу. Женитьба была бы
«тихой пристанью». И он сам
отвергает любовь Мери.
Оскорбленная в своем чувстве,
искренняя и благородная Мери
замыкается в себе и страдает.

8.

Любовь к Вере была наиболее
глубокой и длительной
привязанностью Печорина.
Среди своих скитаний и
приключений он оставлял веру,
но снова к ней возвращался.
Печорин причинил ей много
страданий. «С тех пор, как мы
знаем друг друга, - говорила
Вера, - ты ничего мне не дал,
кроме страданий». И тем не
менее она любила его. Готовая
принести в жертву любимому
человеку и чувство собственного
достоинства, и мнение света,
Вера делается рабой своего
чувства, мученицей любви

9.

Расставаясь с ней Печорин
понял, что вера была
единственной женщиной,
которая его поняла и
продолжала любить,
несмотря на его недостатки.
Окончательную разлуку с
Верой Печорин переживает,
как катастрофу: он предается
отчаянию и слезам. Нигде так
ясно не обнаруживается
безысходное одиночество
Печорина и порождаемые им
страдания, которые он
скрывал от других под своей
обычной твердостью и
хладнокровием.

10.

Встреча Печорина с Грушницким является завязкой повести. С этого
знакомства начинается очередной эксперимент Печорина, вся жизнь
которого представляет собой цепь экспериментов над собой и
другими людьми.
Грушницкий не является злодеем, с которым стоило бы бороться, но
он сразу же вызывает презрение Печорина. Почему молодой юнкер
так неприятен Печорину? Ведь это самый обыкновенный юноша,
мечтающий о любви и славе. Он посредственность, но ему присуща
одна вполне простительная в его возрасте слабость —
“драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”.
Он стремится играть модную среди юношей роль в некоторой
степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные
страдания. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на
Печорина. Может быть поэтому Грушницкий так ненавистен главному
герою?

11.

Григорий Печорин действительно
переживает чувство глубокого
разочарования в жизни, которое для
юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь
фальшивка фальши, неискренности
Печорин не выносит. Раздраженный,
Печорин желает досадить бывшему
сослуживцу.
16 мая молодой человек делает в своем
журнале следующую запись: “В
продолжение двух дней мои дела ужасно
продвинулись”. Он занят тем, что
влюбляет в себя княжну Мери, предмет
нежной страсти Грушницкого. Он делает
это исключительно из желания развеять
скуку и досадить Грушницкому. Главный
герой верен своим принципам: ради
развлечения он вторгается в жизнь
другого человека. “Из чего же я хлопочу?
— спрашивает он себя и отвечает: — Есть
необъятное наслаждение в обладании
молодой, едва распустившейся душой!”

12.

Комедия, задуманная
Печориным, превращается в
трагедию. Защищая честь
оклеветанной Мери, он вызывает
Грушницкого на дуэль. И здесь,
на дуэли, он проводит такой
эксперимент над юнкером, на
который решится далеко не
каждый. Он стоит под дулом
пистолета, желая проверить,
насколько Грушницкий подчинен
злу, хватит ли у него сил и
подлости убить безоружного (мы
ведь знаем, что пистолет не был
заряжен). Тот, кто совсем
недавно рядился в благородство,
сегодня способен выстрелить в
безоружного человека.
Эксперимент Печорина удался! В
этом эпизоде с полной силой
проявились демонические
свойства его натуры: сеять зло с
величайшим искусством. Чудом
он остается в живых. Однако
вынужден убить юнкера.
Грушницкий погибает.

13.

Он был такой тоненький,
беленький, на нем мундир
был такой новенький", —
так рассказывает Максим
Максимыч о своей первой
встрече автору, который
обстоятельно, слово в
слово, записывает
повествование капитана. В
этих словах — вся душа,
вся доброта старого
человека, готового
подарить Печорину всю
свою нерастраченную
нежность.
Да, пожалуйста, зовите меня
просто Максим
Максимыч...", — сразу же,
без всяких церемоний,
предлагает он Печорину. А
Печорин? Только
официальность звучит в его
ответе на все расспросы:
"Так точно, господин
штабс-капитан". Да и сам
Максим Максимыч замечает
неординарность Печорина,
его непохожесть на других
и относит его к разряду
людей, у которых "на роду
написано, что с ними
должны случаться разные
необыкновенные вещи".

14.

15.

Что изменилось? Максим
Максимыч все тот же. Но
ради встречи с
Печориным бросает "в
первый раз от роду...
дела службы", позабыв о
своих годах, бежит к
нему. И вдруг... "Как я
рад, дорогой Максим
Максимыч! Ну, как вы
поживаете?" — слышит он.
Вежливая фраза. И только.
Это сразу сердцем
почувствовал Максим
Максимыч, а ведь "он
хотел на шею кинуться
Печорину".
Но стоит ли укорять? Были ли
они приятелями? Максим
Максимыч принял желаемое
за действительное. Не может
быть ему другом Печорин, на
разных полюсах стоят эти
люди. Пожалуй, понастоящему несчастлив
именно Печорин. Полный
сил, ума, энергии, мечется он
по свету. Куда деть ему "силы
необъятные"? Что ждет его?
Тоска, смерть. "Бедный
старик"... Но гораздо
"беднее" его сам Печорин.

16.

Вернер и Печорин встретились в
Пятигорске случайно. «Вернер человек
замечательный по многим
причинам…Мы скоро сделались
приятелями"., —пишет Печорин в своем
дневнике. Печорин и Вернер сошлись,
как сходятся люди умные и
равнодушные друг к другу, которым
пошлое общество претит, а брать на
себя ответственность за жизнь другого
человека (что и предполагает
настоящая дружба) они не хотят, это
им не нужно, так как ни Печорин, ни
Вернер своей жизнью не дорожат. Это
обстоятельство и определяет характер
их взаимоотношений. Вернер и
Печорин не нужны друг другу.
Встречаются они скуки ради, с целью
развлечься.

17.

Терзаясь нравственными
сомнениями перед дуэлью, доктор
Вернер быстро успокаивается от
простой шутки Печорина о
бессмысленности и пустоте
человеческой жизни. Но когда дело
уже сделано—Грушницкий убит, а
чувствам княжны Мери нанесена
тяжелая рана, Вернер начинает
осознавать всю глубину
печоринского эгоизма, он упрекает
своего приятеля в холодной
расчетливости, послав ему записку:
"Доказательств против вас нет
никаких, и вы можете спать
спокойно, если можете". Но сам
Вернер проявил в этой ситуации не
меньше равнодушия и жестокости,
чем главный герой, будучи
соучастником дуэли и всех интриг.
Поэтому Печорин не испытывает
разочарования в этом человеке. Он
надменно спокоен, он предполагал
такой исход их взаимоотношений.
Настоящая дружба—это
бескорыстная
заинтересованность в судьбе
близкого тебе человека, это
самопожертвование. Ни
Печорин, ни Вернер не
способны на столь глубокие
чувства. Их удел—
одиночество, безотрадное и
бессмысленное проживание
жизни. Приятельские
отношения этих людей
распались, не превратившись в
дружбу, распались от первого
же серьезного жизненного
испытания.
English     Русский Правила