Похожие презентации:
Массовое сознание. Ключевые характеристики
1.
Массовое сознание.Ключевые характеристики
2.
Подходы к изучению массового сознания• Социологический (выявляющий место социальномассовых явлений в структуре общества и системе
социальных взаимодействий и анализирующий массу как
социальную общность)
• Политологический (выявляющий роль массы и массового
сознания как компонентов политической жизни общества,
сопоставляющий массы с политической элитой и
политическими институтами, а массовое сознание и его
эволюцию с идеологиями и политической динамикой)
• Социально-психологический (концентрирующийся на
исследовании общности массовых психических процессов
и возникающего на этой основе специфического массового
поведения)
3.
Подходы к изучению массового сознания• Культурологический (выявляющий место и роль
социально-массовых явлений в процессах культурного
воспроизводства и сосредотачивающий внимание на
проблеме «массовой культуры»)
• Социально-философский (интегрирующий, синтетический,
системно осмысливающий место и роль массовых реалий
и встраивающий полученные выводы в философскую
картину мира)
4.
Различные определения термина «массовоесознание» в российских исследованиях
«“Массовое сознание” – особый синтетический элемент общественного
сознания, отчужденная превра- щенная форма сознания, отражающая
социальную реальность на обыденном уровне, включающая в себя элементы
теоретического знания, усвоенного в форме стереотипов, функционирующая в
обществе как разрушительная, деструктивная сила»
Бестаева М.Р. Специфика «массового сознания» в современных условиях : дис.
... канд. филос. на- ук. Пермь, 2006. С. 8.
«Массовое сознание – это особый, специфический вид общественного
сознания, свойственный “массам”, определяемый как совпадение в какой-то
момент (со- вмещение и пересечение) основных и наиболее значимых
компонентов сознания большого числа разно- образных “классических групп”
общества (больших и малых), однако несводимый к ним»
Горовая С.В. Социально-философский анализ массового сознания и массовой
культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2004. С. 13.
5.
Различные определения термина «массовоесознание» в российских исследованиях
Массовое сознание является «специфическим родом
общественного сознания, получившим широкое
распространение и весьма важное значение в
обществах современного типа»; оно обнимает собой
«широкую совокупность идей, суждений,
представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или
ином виде отражающих все без исключения стороны
жизни общества». Из этого определения следует, что
отдельным видом такого сознания является массовое
историческое сознание, подразумевающее
представления о прошлом «особой совокупности
индивидов, именуемых “массой“»
Новая философская энциклопедия (2010)
6.
Существенные особенности всякой массы1) статистический характер данной общности; она
совпадает со множеством дискретных «единиц», не
представляя собой какого-либо самостоятельного,
целостного образования
2) стохастическую (вероятностную) природу данной
общности, «вхождение» в нее индивидов носит
неупорядоченный, случайный характер,
3) ситуативность существования данной общности, она
образуется и функционирует исключительно на базе
и в границах той или иной конкретной деятельности,
невозможна вне ее
4) явно выраженную гетерогенность (разнородность,
«смешанность»), в массе «разрушаются» границы
между всеми существующими в обществе
социальными, демографическими, политическими,
региональными и иными группами.
7.
Серж Московичи(1925 - 2014)
Французский психолог, автор работ в
области социальной психологии;
- глава лаборатории социальнопсихологических исследований в
Высшей школе социальных
исследований при Парижском
университете.
- с 1963 года президент Европейской
ассоциации экспериментальной
психологии,
- с 1979 года директор Европейской
лаборатории социальной
психологии, которую он основал в
1975 году.
Отдельные издания на русском языке
Психология масс. 1998.
Машина, творящая богов. — 1998.
Век толп. Исторический трактат по
психологии масс. — 2011.
8.
Специфические черты толпы/массы впредставлении Московичи
• 1. Психологически толпа — это не скопление людей̆ в одном месте, а
человеческая совокупность, обладающая психической̆ общностью.
• 2. Психология индивида и психология толпы не подобны друг другу.
Мышление индивида — критическое, логическое, использующее
идеи-понятия и абстракции. Мышление толпы (человека в толпе) —
автоматическое, в нем господствуют стереотипные ассоциации,
клише, конкретные образы. «Существуют только два типа мышления:
первое нацелено на идею-понятие, второе — на идею-образ. Первое
действует по законам разума и доказательства, второе взывает к
памяти и внушению. Первое присуще индивиду, второе — массе».
• 3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ
действий̆. Они всегда кончают восстановлением того, что низвергали,
т. к. для них прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
• 4. Толпы нуждаются в поддержке вождя. Причина могущества вождя,
с одной̆ стороны, — личная и, с другой̆, — коллективная. Толпа
подчиняется индивиду, превозносимому ею, и идеям, которые он
высказывает.
9.
Специфические черты толпы/массы впредставлении Московичи
• 5. Особую значимость в толпе имеют иррациональные элементы
психики. Пропаганда, воздействие на толпы должны иметь
иррациональную основу, использовать язык аллегорий, энергичный̆ и
образный̆, с простыми и повелительными формулировками. У толпы
нет ни времени, ни необходимых условий, чтобы изучать и
взвешивать все аргументы, уточнять все факты. Толпе необходимы
лозунги, сведенные к формуле. Они захватывают воображение. Часто
и долго повторяемые, они воздействуют на глубинные пласты нашей̆
психики, автоматически запускают поведение человека.
• 6. Способ управлять толпой̆ — это внушение. Потому политика, целью
которой̆ является управление массами (партией̆, классом, нацией̆),
должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины),
которую внедряют в сознание каждого человека посредством
внушения.
10.
Постулат Московичи:все, что является коллективным, — бессознательно.
Все, что бессознательно, является коллективным. Толпа,
являясь коллективной̆ формой̆ поведения, пробуждает
в человеке бессознательное, прорыв бессознательного
в сознание побуждает человека к коллективным
формам поведения
11.
«Восстание масс» (1923)Использует понятие «масса»,
принадлежность к которой – чисто
психологическое явление. Массе
противопоставляется избранное
меньшинство.
Это деление не на социальные классы, а на
типы людей̆.
Данное явление имеет два аспекта:
Хосе Ортега-и-Гассет
(1883 - 1955)
1) массы выполняют сейчас те самые
общественные функции, которые раньше
были предоставлены исключительно
избранным меньшинствам;
2) и в то же время массы перестали быть
послушными этим самым меньшинствам:
они не повинуются им, не следуют за
ними, не уважают их, а, наоборот,
отстраняют и вытесняют их.
12.
Герберт Блумер(1900 - 1987)
Американский
социолог и
социальный писхолог
…масса схожа с толпой, но представлена
людьми... которые возбуждены каким-либо
событием национального масштаба, или
участвуют в какой-то крупномасштабной
миграции. У нее нет никакой социальной
организации, никакого корпуса обычаев и
традиций, никакого устоявшегося набора
правил или ритуалов, никакой
организованной группы установок, никакой
структуры статусных ролей и никакого
упрочившегося умения. Она просто состоит
из некоего конгломерата индивидов, которые
обособленны, изолированы, анонимны и, т.
о., однородны в той мере, в какой имеется в
виду массовое поведение. Можно заметить
далее, что поведение массы, именно потому,
что оно не определяется никаким
предустановленным правилом или
экспектацией, является спонтанным,
самобытным и элементарным .
Из книги «Социальное поведение»
13.
Массовое сознание с позиции теории «сетевогообщества» существует в двух формах:
- сетевой (изначальной) «общественная
психология»
Бессистемное распространение знаний,
опыта, слухов, сплетен, общественных
настроений
-
Мануэль Кастельс
(род. 1942 г.)
Испанский социолог,
специализируется на
теории
постиндустриального
обществе
централизованной (с момента образования
государства) «общественная идеология»
Формируется властными структурами и
доводится до сознания людей
специальными средствами
14.
Изменения в «общественной психологии» (массовомсознании)
• Снижение уровня критичности из-за вытеснения книжной культуры
экранной
• «Опосредование» информации, а, следовательно, необходимость
искать наиболее доходчивые способы донесения информации до
людей
• Системное использование симулякров
• Переход от стереотипного мышления к клиповому (в первом случае
осмысления информации не происходит, поскольку есть традиция
использования стереотипов, во втором, - поскольку «нет времени»)
• Изменение визуального, вербального и эмоционального содержания
значимых взаимодействий при переходе от книжной культуры к
экранной
15.
Глобализация и массовое сознаниеРитм жизни ускоряется, возрастают количество и темпы
передачи информации.
Беспрерывная миграция населения разрушает человеческие
сообщества в их традиционном понимании, что приводит, с
одной стороны, к беспрецедентно легким разрывам
социальных связей в их социокультурном значении, с
другой стороны – глобальные информационные ресурсы, в
том числе Интернет, способствуют устойчивому стремлению
человека стать членом какого-либо виртуального
сообщества.
Такие сообщества асоциальны по своей природе и
асоциальным способом формируются в виде непостоянных
и быстро разрастающихся информационных толп.
16.
Массовая культура и Интернет1. Система ценностей, превалирующих в обществе.
2. Сознательная деятельность государственной
пропагандой, реализующей свои цели путем самых
разнообразных средств.
3. Влияние исторического и политического контекста и
идеологической и политической конъюнктуры.
4. Стереотипов преподавания истории, а, значит,
опосредованно из стереотипов самой исторической
науки
5. Влияние тех или иных комплексов и фобий,
свойственных массовому сознанию вообще,
коллективной исторической памяти.
17.
Стереотип как основа массового историческогосознания. Источники формирования
Потребность в общении была одной из основ
социальной деятельности, а информация –
необходимым условием производства
Сегодня основой общественной человеческой
деятельности все больше становится производство
самих коммуникаций и бесконечное тиражирование
информации, которая теперь представляет абсолютную
ценность.
18.
Массовая культура и ИнтернетСеть Интернет – это и продукт современной массовой
культуры, и в то же время семантическое поле для
масштабных и частных культурологических исследований.
Культурологическое содержание сети Интернет близко по
содержанию концепции постмодерна, переплетающейся с
тем обстоятельством, что в жизни современного общества
возрастает доля образов и форм реальности, замещающих
саму реальность.
Структура современного постмодернистского общества
схожа со структурой Интернета не только по своим
информационным параметрам, по виртуальной форме, но и
по принципам нелинейных связей и взаимодействий,
фрагментарности и мозаичности.
19.
Массовая культура и ИнтернетИнтернет сегодня – это не просто способ хранения и
трансляции культурного опыта, это новая форма
организации культурного содержания, которая
изменяет строение самой культуры, превращая ее из
социальной в массовую.
Это проявляется в двух направлениях:
1) Размыванием национальных границ культур,
преодолением языковых барьеров, разрушением
перегородок между такими формами культуры, как
наука, искусство, образование, досуг и т.д.
2) предоставление возможности не только пассивно
воспринимать содержание культуры, но и влиять на
нее.
20.
Массовая культура и ИнтернетВ виртуальной сетевой коммуникации реальный
социальный статус и положение человека отходят на
второй план.
Формируется параллельный пласт виртуального
массового сознания, основанный на анонимности
массовых межличностных отношений, в пространстве
которого индивидуальность, лидерство, специализация,
авторитеты изменчивы, так как никем не нормированы,
а горизонтальные, «уравнивающие» людей по рангу
связи, благоприятствуют общению, то есть
распространению информации вне и поверх
официально устанавливаемых каналов
21.
Массовая культура и ИнтернетПотребность в общении была одной из основ
социальной деятельности, а информация –
необходимым условием производства
Сегодня основой общественной человеческой
деятельности все больше становится производство
самих коммуникаций и бесконечное тиражирование
информации, которая теперь представляет абсолютную
ценность.
22.
Возможности постановки проблем в контексте:Массовое историческое сознание в эпоху Интернет
- Проблема влияния Интернет на формирование
массового исторического сознания
- Проблема отражения Интернет массового
исторического сознания
- Проблема акторов, стремящихся влиять на
формирование массового исторического сознания
через Интернет
- Проблема методов, которые используются в Интернет
для влияния на формирование массового
исторического сознания
23.
Диссертационные исследования по проблемаммассового исторического сознания
• Линченко, А. А. Целостность исторического сознания (социальнофилософский аспект) : автореф. дисс. ... к.филос.н.- СПб., 2006 .- 22 с.
• Лыскова, М. И. Мировоззренческие истоки современного массового
исторического сознания (социально-философский аспект) : автореф. дисс. ...
к.филос.н.- Красноярск, 2006 .- 24 с.
• Дмитриева, М. Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в
массовом сознании российского общества : автореф. дисс. ... к.соц.н.- М.,
2005 .- 30 с.
• Хмырова, С. Р. Историческое сознание русского населения Сибири во второй
четверти XVII - конце XIX вв. : автореф. дисс. ... к.и.н.- Барнаул, 2006 .- 24 с.
• Буганов, А. В. Выдающиеся личности и события в массовом сознании русских
крестьян XIX – XX в. : автореф. дисс. ... д.и.н.- М., 2011 .- 66 с.
• Лончинская, Л. Я. Массовое сознание населения уральских областей в годы
Великой отечественной войны: исторический аспект : дисс. ... к.и.н.Челябинск, 2002 .- 337 с.
• Ханджонко, Р. И. Массовое историческое сознание в контексте социальнополитической трансформации 1985-1991 гг. (региональный аспект) : автореф.
дисс. ... к.и.н.- Ростов-на-Дону, 2010 .- 24 с.
24.
Некоторые аспекты массового историческогосознания, отраженные в сети Интернет.
По статье:
Гольцов, В. И. Интернет и отражение стереотипов
массового исторического сознания // Люди и тексты.
Исторический альманах .- 2014 .- No 5 .- С. 147-172.
- маркированное сознание: массовое историческое сознание
наполнено так называемыми понятиями-маркерами,
понятиями-знаками, которые интерпретируются с точки
зрения аксиологической составляющей
- четкая маркировка тех или иных событий и персоналий при
отсутствие стремления разобраться в фактах (длинные
комментарии не воспринимаются), особенно резки
противоречия относительно «горячей истории»
25.
Некоторые аспекты массового историческогосознания, отраженные в сети Интернет.
- Источниковедческий фетишизм при отсутствие
источниковой критики
- Абсолютизация собственного жизненного опыта и
«опрокидывание» его на весь исторический процесс
- Склонность к конспирологическим теориям
- Склонность стереотипов массового исторического
сознания меняться на диаметрально противоположные