Похожие презентации:
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия)
1.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ(КИТАЙ И ИНДИЯ)
Преподаватель Якушкин М.В.
2.
3.
Исторические условия возникновения философии в ДревнейИндии
Философия в древней Индии зародилась на основе древнейшей человеческой
цивилизации. Так, Хараппская цивилизация в Индии существовала 2500-1800 лет
до н.э.
В начале
20-х годов XX века в долине реки Инд во
время
археологических раскопок были открыты древнейшие индийские города:
Мохенджо - Даро и Хараппа, которые возникли в III тысячелетии до н.э. и были
разрушены 2000 лет назад.
Во II тысячелетии до н.э. в северные и средние области Индии проникли племена
древних ариев, принадлежавших к индо - европейской языковой группе, которые
оказали большое влияние на развитие индийской культуры. Санскрит, язык, на
котором писались древние гимны - веды, это язык ариев.
В I тысячелетии до н.э. на территории Индии возникли первые государства.
Население
Индии
занималось
земледелием,
скотоводством,
охотой,
собирательством, изготовлением орудия труда и оружия, различными ремеслами,
строительством, вели оживленную торговлю с соседями.
4.
5.
Общая характеристика философии Древней ИндииИндийская философия отличается
поразительной широтой кругозора, которая
свидетельствует о ее неуклонном стремлении к
отысканию истины.
Несмотря на наличие множества различных
школ, взгляды которых весьма значительно отличаются
друг от друга, каждая школа старалась изучить
взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или
иному заключению, тщательно взвешивала их
аргументы и возражения.
6.
ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОРАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Веды
Веды от слова "ведать", "знать". Древние сборники ритуальных материалов, гимны божествам.
Возникли примерно в XV-VI веках до н.э. Известны четыре основные веды по времени их
создания:
• Ригведа - самая древняя, состоящая из 10000 стихов, объединенных
в 1028 гимнов. Представляет собой жертвенные формулы,
напевы и заклинания.
• Самаведа - собрание мелодичных гимнов в честь богов.
• Яджурведа - присловия, произносимые при жертвоприношениях.
• Атхарваведа – веда, в которой собраны заклинания.
Замечательный индийский писатель ХIX-ХХ веков - Рабиндранат Тагор
назвал веды как "поэтическое свидетельство коллективного выражения
народного восторга и благоговейного ужаса перед жизнью".
7.
ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОРАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Упанишады
Упанишады - ведические тексты, религиозно - философские комментарии
к ведам. Слово "упанишады" дословно переводится как "сидеть около", т.е.
внимать учителю. Эти тексты, как завершение ведического комплекса
литературы возникли в VIII-VI веках до н.э. Сегодня в Индии известно
около 300 упанишад.
8.
9.
Основные категории ведизмаКарма – действие,
дело, акт, жребий, с
помощью которых
человек берет на
себя ответственность
за новое рождение
10.
Основные категории ведизмаСансара –
перерождение
души человека.
Колесо сансары
отображает 6 миров от
ада до богов.
11.
Основные категории ведизмаДхарма – безличный
порядок, закон,
положительный
образец, которому
нужно следовать
В индийской мифологии бог
справедливости, оценивающий
моральную добродетель.
12.
Основные категории ведизмаСатья – истина в ее
объективном бытии
13.
Основные категории ведизмаБрахман - абсолют,
безличное духовное
начало, которое
порождает мир и в
которое мир
возвращается.
14.
Основные категории ведизмаАтман – «душа» ,
субъективное
духовное начало.
Противопоставляется брахману
как высшей объективной
реальности и в то же время
совпадает с ним (осознав себя,
брахман становится атманом)
15.
Значение ведического периодаВся ведическая литература
- это сложный комплекс
религиозных и мифологических
представлений о мире, и хотя в
этом комплексе еще отсутствует
единая система взглядов на мир,
но есть попытка объяснить
существующее и определить место
человека в этом мире.
А это уже философия.
16.
БуддизмЦель познания — освобождение человека от
страданий. В основе этики буддизма лежит
убеждение в том, что избавление от страданий
достижимо не в загробной, а в настоящей жизни.
Такое прекращение страданий называется у
буддистов нирваной. Буквальное значение этого
слова «угашенный». Под нирваной буддисты
понимают состояние полной невозмутимости,
освобождение от всего, что приносит боль,
отвлечение от внешнего мира, а также от мира
мыслей.
17.
По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять «четыреблагородные истины» и жить в соответствии с ними.
◦ I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно
заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в
разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, что
связано с существованием.
◦ II. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстное
желание, которое приводит в новому рождению и сопровождается радостью и
восторгом, ликованием от удовольствий, отыскиваемых здесь и там. Это жажда
похоти, жажда существования и несуществования.
◦ III. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – это
прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти.
◦ IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к
прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно
правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие,
правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума, правильная
сосредоточенность. Продвижение по этому пути ведет к исчезновению желаний и
освобождению от страданий.
18.
19.
Благородный восьмеричныйпуть
- Культура мудрости
- Культура поведения
- Культура медитации
1. Правильное знание (есть знание
4-х благородных истин)
2. Правильное стремление (жизнь по
принципам учения)
------------------------------------------------------3. Правильная речь (воздержание от
лжи)
4. Правильное поведение ( не
причинение зла, вреда)
5. Правильный образ жизни(мирный,
честный, чистый)
------------------------------------------------------6. Правильное усилие (самовоспитание,
самообладание)
7. Правильное мышление (основано на
благородных целях)
8. Правильное сосредоточение (верные
методы медитации)
20.
ДжайнизмДжайнизм («победитель»)
— религиознофилософское учение,
возникшее в Индии
приблизительно в VI веке
до н. э. Основатель Вардхамана или Джина
Махавира. Насчитывает
примерно 8 млн
приверженцев, из
которых 4 млн в Индии.
21.
Неортодоксальные школы.Джайнизм
Цель философии джайнизма —
«святость», особый образ поведения, при
помощи которого достигается указанное
освобождение. Источником мудрости в
джайнизме считается не бог, а особые
святые, достигшие силы и счастья на
основе совершенного знания и
посредством поведения, вытекающего из
этого знания. Джайнизм как этическое
учение опирается на особое учение о
бытии. Согласно этому учению,
существует множество вещей,
наделенных реальностью и
обладающих, с одной стороны,
постоянными, или субстанциальными, с
другой — случайными, или преходящими
свойствами.
22.
Принципы джайнизмаАхисма – ненасилие и непротивление злу
насилием ,
Сатья – правдивость мысли и речи,
Астейя – запрет воровства (“не укради”)
Апариграха (аскетизм) – отвращение от
мирской суеты.
23.
Философия Древнего Китая24.
Воспитание – одно из главных направленийдревнекитайской философии!
Древнекитайская философия представлена в
трудах многих мыслителей (таких как
Конфуций, Лао-цзы и других), которые
рассматривали мир – человека, его общество и
природу – как единого универсума.
Труды философов (в основном Конфуция)
направляют нас совершать добро и учат
нравственности, бескорыстию, справедливости,
сдержанности, доброжелательности, любви по
отношению к людям.
25.
Особенности древнекитайскойфилософии
1.Синкретизм – единый комплекс религиозных, мифологических и философских
идей.
В Китае нет разделения философии и религии. Есть термин цзяо – «учение». Им
обозначали все духовные учения.
2. Особенности китайской религии. В религии Китая нет веры в сверхъестественное.
Идеалом религии является не что иное, как естественность, естественное. В
китайском языке отсутствует слово «Бог».
«Человек берет за образец Землю, Земля берет за
образец Небо, Небо берет за образец Дао
(первопринцип), Дао берет за образец
самоестественность».
(«Дао дэ цзин»)
26.
Особенности древнекитайскойфилософии
6. Подчиненность философии политической практике
На первом месте стояли проблемы политической этики:
- Выработка планов идеального общества;
- Управление государством;
- Формирование образа идеального правителя;
- Отношений между различными группами в обществе и т.д.
27.
Особенности древнекитайскойфилософии
7. Философия и естествознание в Китае существовали отгородившись друг от
друга непроходимой стеной.
Занятия естественнонаучными наблюдениями и прикладными знаниями
признавались уделом людей низших, лишенных возвышенных идей.
8. Комментаторский характер философии
Источником философствования был религиозный канонический текст.
Текст носил сакральный характер. Менять в нем ничего нельзя, его можно только
комментировать.
Китай не только не отошел от мифологического сознания, но и вообще не шел к
«логическому», развиваясь иным, более сложным путем.
28.
Конфуций (учитель Кун)(551 – 479 гг. до н.э.)
«Учитель сказал: «В пятнадцать
лет я обратил свои помыслы к
учебе. В тридцать лет встал на
ноги. В сорок освободился от
сомнений. В пятьдесят познал
волю Неба. В шестьдесят
научился отличать правду от
неправды. В семьдесят стал
следовать желаниям сердца и
не переступал меры».
29.
Учение Конфуция о человекеГлавная проблема –
это
проблема воспитания нового
человека.
«Благородный муж» (цзюнь-цзы)
- понятие, воплотившее черты
идеальной личности.
30.
Конфуций рассматривал человекав трех измерениях, подразделяя людей на
три категории:
1) Цзюнь-цзы – «благородный муж» –
идеальный человек, пример для подражания
2) Жэнь – обозначение человека вообще,
обычного «среднего» человека
3) Сяо-жэнь – «маленький человек. Эта
категория одновременно и социальная
(простолюдин) и этическая (лишенный
добродетели человек любого сословия).
31.
Как стать благородным мужем?Этические принципы «благородного мужа»:
Жэнь – человеколюбие, гуманность, верность,
справедливость
Сяо – сыновняя почтительность
Вэнь – знание духовной культуры предков
Хэ – самостоятельность мышления
Дэ – моральное совершенство
Ли – ритуал, этикет
И – социальный долг
32.
Благородный муж никогда не успокаиваетсяна достигнутом, он постоянно занимается
самосовершенствованием в надежде
постичь Дао-Путь.
33.
Жэнь – многозначное понятие, включающее в себявсе лучшие нравственные ценности и нормы
поведения человека
Графически состоит из двух частей:
левая – «человек»,
правая – «два».
Эти графемы, соединенные вместе,
обозначают буквально «два человека».
В самом начертании иероглифа заложена идея общения, связи
людей.
«Янь Юань спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Преодолеть
себя и вернуться в словах и поступках к Правилам – в этом
заключается человеколюбие. Если однажды преодолеешь себя и
возвратишься в словах и поступках к Правилам, то в
Поднебесной назовут тебя обладающим человеколюбием…»
Преодоление в себе всего эгоистического.
34.
Жэнь – принцип взаимностиЦзы-гун спросил: «Можно ли
всю жизнь руководствоваться
одним словом»?
Учитель ответил: «Это слово –
взаимность. Не делаю другим
того, чего не желаешь себе»
35.
Сяо – сыновняя почтительность к родителям иуважительность к старшим
Цзюнь-цзы сказал:
«Благородный муж
стремится к основе. Когда
он достигает основы, перед
ним открывается
правильный путь».
Сяо – основа
человеколюбия (жэнь).
36.
Пять видов СЯО:1. Управляющего и
подчиненного
2. Отца и сына
3. Мужа и жены
4. Старшего и младшего
брата
5. Друга и друга
Исполнение прижизненных желаний
отца, неукоснительное следование
его пути в течение длительного
времени – вплоть до смерти сына –
должно было установить прочную
связь между поколениями, связь с
традицией, уважение к традициям
своей семьи, а через нее – и к
культурным традициям всего
китайского этноса.
Сам принцип включал одинаково
почтительное отношение как к отцу,
так и к матери.
37.
Дэ - добродетель◦Мера внутреннего
этического совершенства
◦Моральное
совершенство
38.
Лозунг Конфуция:«Правление через добродетель, через соблюдение
норм поведения и образование народа»
Согласно учению Конфуция, идеальные
правила существовали только в древности,
поэтому именно тогда в Поднебесной царили
порядок и культура (вэнь).
Идеализация древности (гу) и использование
ее примера – главное в учении Конфуция.
39.
Ритуалы - ЛИ40.
ДаосизмЛао-цзы – 604 г. – VI в. до н.э.
(старый младенец).
Философ, которому
приписывается авторство
классического даосского
трактата «Дао дэ цзин»
41.
Центральное понятие даосизма –«Дао»
Дао – это всеобщая закономерность мира,
первооснова всего существующего.
Дао – космический и нравственный принцип.
Невидимый естественный закон сущего,
который управляет материальным миром.
Дао неисчерпаемо, вечно, пусто, порождает
вещи, бездействует.
«Дао рождает одно, одно рождает два, два
рождает три, а три рождает все существа».
42.
У-вэй (недеяние)Совершенно мудрый не обладает
человеколюбием и предоставляет
народу возможность жить
собственной жизнью.
У-вэй – безропотное подчинение
естественному пути.