Похожие презентации:
§21-22. Церковный раскол
1.
§21-22Церковный раскол
2.
1. Священство и царствоДуховное могущество, богатство и привилегии делали церковь своеобразным
государством в государстве. Столкновение светской власти с церковью становилось
неизбежным.
Соборное уложение 1649 г. ограничивало права священнослужителей.
1) Запрет отдавать вотчины монастырям.
2) Сокращение судебных и налоговых привилегий духовного сословия.
3) В городах конфисковали слободы, принадлежавшие духовенству.
4) Население монастырских, епископских сёл и деревень стало подсудно специально
созданному Монастырскому приказу — учреждению чисто светскому. В задачи
Монастырского приказа входил сбор налогов и перераспределение церковных доходов,
а также разбор мелких уголовных преступлений.
Все эти перемены вызвали недовольство высшего духовенства.
Церковь имела
хорошо
организованную
структуру со своими
органами
управления,
слугами, обладала
судебными и
податными
привилегиями.
3.
2. Патриарх Никон• Ревностным защитником интересов церкви
стал патриарх Никон. Особое внимание
Никон уделял роли патриарха в государстве,
его взаимоотношениям с царём. Никон в
миру - Никита Минов. В 1646 г. по делам
монастыря он приехал в Москву и
встретился с Алексеем Михайловичем. С
этого времени началось стремительное
возвышение Никона. За шесть лет со
скромной должности игумена заштатной
обители он поднялся до патриаршего сана. В
личной переписке царь Алексей Михайлович
стал называть Никона «собинным (особым,
избранным) другом». Когда в 1652 г.
освободился патриарший престол, то, по
желанию царя, на него был избран Никон.
Став патриархом, он задумал провести
церковную реформу.
• Реформа – переустройство чего-либо.
патриарх Никон
4.
3. Никониане и старообрядцыОдин из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным
ещё в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.
Планировалось провести русскую богослужебную реформу в соответствии с греческой.
По замыслу царя и его окружения Никон должен был провести церковно-обрядовую
реформу, призванную укрепить московскую церковь и сблизить её с греческой.
Причины Церковной реформы Никона:
1) В церковных книгах от руки содержалось много ошибок и искажений текста, по
сравнению с греческим.
2) Русские крестились двумя перстами, многие страны — тремя.
3) Искажение церковных обрядов. («Многоголосье» и др.).
Об обрядовых нововведениях Никон объявил в 1653 г. Реакция сторонников
«святорусской старины» была резко негативной.
• Произошёл церковный раскол.
В каждом несогласии Никон видел дерзостное непослушание церковным властям.
Протопоп Аввакум и его сподвижники, истово защищая старые традиции, ощущали
себя мучениками за веру. Столкновение приняло принципиальный и трагический для
страны характер. Протопоп – старое, вышедшее из употребления в начале XIX
столетия, название протоиерея в качестве настоятеля. Протопопы в уездах и губерниях
всегда занимали
должность председателя Духовных правлений. Сторонников старого обряда, не
принявших реформу Никона, стали называть старообрядцами.
5.
протопоп Аввакум6.
4. Строптивый патриарх• Никон постоянно вмешивался в светские дела,
считая это своим долгом. Во время отсутствия
царя Никон фактически управлял
государством. Никон окружил себя царской
пышностью. Желание Никона было поставить
«священство выше царства».
• Это совершенно не соответствовало
традициям страны.
7.
8.
5. Гонения на старообрядцев• Церковный раскол середины XVII в. сопровождался гонениями
на раскольников. Патриарх Никон жестоко преследовал своих
противников. Он лишал их сана, отправлял в ссылку, бросал в
монастырские тюрьмы. Особенно усилились гонения после
того, как Церковный собор подтвердил правильность реформ и
отлучил от церкви тех, кто их не принимает. Сами старообрядцы
с момента провозглашения реформы стали активно
сопротивляться действиям официальной церкви. Формы
протеста были различными — от бегства до голодной смерти;
от отказа принимать новопечатные книги до вооружённого
восстания. Когда раскольников пытались силой принудить
принять новый обряд, они прибегали к самосожжению —
«огненному вознесению в рай». Углублению раскола
способствовало восстание в Соловецком монастыре (1668—
1676), иноки которого не приняли «еретические» никонианские
книги. Царские войска с помощью предателя проникли в
мятежную обитель и расправились с её защитниками. В числе
сторонников старой веры были и представители
господствующего сословия. Самая известная из них — боярыня
Морозова.