Похожие презентации:
Реформы Никона. Раскол
1.
Актуализация знанийКакое масштабное явление происходило
в России в начале XVII века?
Вспомните, кто стал патриархом России
после окончания Смутного времени?
2.
Актуализация знанийОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XVII ВЕКА
Разрушение системы
государственного
управления в результате
династического кризиса =>
СМУТА
Зарождение
капиталистических
отношений: мануфактуры,
рост торгового капитала,
формирование
Всероссийского рынка
•Окончательное
закрепощение крестьян
•обострение социальных
противоречий =>
«бунташный век»
Церковный раскол.
Реформа Никона 1653
Старообрядчество
3.
Русская православная церковь в XVIIв.Реформа патриарха Никона и Раскол
4. Домашнее задание:
1) П.242) Готовимся к контрольной
работе
5. План:
1.Церковь после Смуты.2.Реформа патриарха Никона.
3.Усиление разногласий между церковной
и светской властью.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
5.Протопоп Аввакум.
6. Протесты старообрядцев.
6.
1. Церковь после Смуты.7.
Церковь после СмутыСмута привела к противоречиям среди
священнослужителей:
патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I,
Гермоген-В.Шуйского, Филарет-Лжедмитрия II.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки
разграбили церковную утварь, осквернили мощи
святых, уничтожили при отступлении почти все
450 московских церквей.
Массовым явлением были убийства служителей
церкви, взятие их в заложники (в плен попал
митрополит Филарет, отец царя Михаила
Федоровича)
8. Церковь после Смуты
В 1619 г.Филаретвозвратился в Москву из
польского плена и
Церковный Собор избрал
его новым Патриархом
всея Руси.
Н.Тютрюмов. Портрет
патриарха Филарета.
Филарет стал фактически
вторым царем и смог
укрепить государственную
власть, но вопросы,
касавшиеся церкви,
решить не смог.
9. Церковь после Смуты
Власть:Царь
Церковь:
Патриарх
Михаил
Романов
1613 -1645
Филарет
Романов
1619 - 1633
10. Церковь после Смуты
Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? —шел из глубины веков. По образцу Византийской
империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись
светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на
свои посты великие князья, а позднее цари. Но со
временем Церковь в России получила огромную силу.
11.
Церковь после СмутыГосударство нуждалось в церкви во время борьбы с иноземными
захватчиками и в период централизации государства. Но чем
сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть
монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе.
Царская власть не желала мириться с существованием этого
государства в государстве.
12.
Церковь после СмутыДворянское сословие с вожделением поглядывало на
безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли. К
середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ:
специально созданный Монастырский приказ ведал всеми
населенными церковными землями, кроме патриарших;
судебные и налоговые льготы также остались лишь за
патриаршими владениями.
13.
Церковь после СмутыВ условиях упорядочения жизни государства необходимо было
также привести в соответствие с требованиями времени
церковные обряды и книги. За долгие столетия в церковном
богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных
книгах были искажены малограмотными переписчиками.
14.
Церковь после СмутыРусские иконописцы порой
отходили от канонических
правил изображения святых
ликов и религиозных сюжетов.
Даже крестное знамение на Руси
претерпело изменение — вместо
трех перстов, что
символизировало Бога Отца,
Бога Сына и Бога Духа Святого,
на Руси стали креститься двумя.
Широко праздновались святки,
исполнялись некоторые
языческие обряды,
подрывавшие церковные
догматы.
15.
Мнения верующих разделилисьЧасть верующих (в том числе
патриарх Иосиф) предлагали
исправить церковные книги и
обряды, вернувшись к
древнерусским образцам.
Патриарх Иосиф
Алексей Михайлович
Другие верующие (к числу
которых относился царь Алексей
Михайлович и его ближайшее
окружение) считали, что следует
обратиться к греческим
источникам, с которых они в своё
время переписывались.
16.
После смертипатриарха Иосифа
главой церкви (по
предложению Алексея
Михайловича) был
избран новгородский
митрополит Никон.
Патриарх Никон
17.
Церковь после СмутыСтал
В руководящих
священником.
кругах
Его
семейная
Церкви и жизнь
государства
оказалась
при
трагической.
активном Одного
участиизацаря
другим
они
Алексея
с женой
Михайловича
потеряли трех
малолетних
началасьдетей.
подготовка
После кэтого
он
очищению
ушел в скит
церковной
на Белом
службы
море,
от постригся
искажений.
в Проводником
монахи под
этих именем
новшеств
Никона,
стал Патриарх
стал
игуменом.
Никон (1605—1681),
Слух о его
подвижнической
возведенный в сан
жизни
в 1652
пошел
г.
Мордвин
по Руси. Никита
Никон был
рано
представлен
осиротел,
царю,
с детства
произвел
на него
пристрастился
большое впечатление
к чтению и
был
духовных
оставлен
книг,
в Москве.
был
послушником в знаменитом
Макарьевском монастыре.
18.
ПатриархНикон
(22 июля
1652 год)
19. Патриарх Никон (22 июля 1652 год)
Церковь после СмутыОколо царя сформировался кружок ревнителей истинного
благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан
Вонифатьев, выходец из священников протопоп Аввакум,
окольничий Федор Ртищев. В этом кружке появились идеи
упорядочения церковной службы по греческим образцам,
приведения церковных книг в соответствие с оригиналами,
введения проповедей в церковную службу.
20.
21.
ЗаданиеВ чем заключались причины церковной
реформы? Как вы думаете, почему ее
проведение пришлось именно на середину XVII
в.?
Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в
церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно
на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были
сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти
царя.
22. Задание
Реформа патриарха НиконаЦерковная реформа
• 1653 - 1655
• Крещение тремя
перстами
• Поясные поклоны
• Иконы и церковные
книги исправлены по
греческим образцам
23. Церковная реформа
Реформа патриарха НиконаКроме уже предпринятых
нововведений, при Никоне
стали внедряться поясные
поклоны в церквах (а не до
полу), трехперстное крещение.
Началось повсеместное
исправление книг, с которых
теперь делали печатные оттиски
в соответствии с нормами
современного языка.
Написанные не по древним
канонам иконы убирали из
храмов. По сути, все эти
нововведения были чисто
обрядовыми.
24.
Реформа патриарха НиконаНикон развернул кампанию за
усиление нравственности
церковнослужителей, боролся
против пьянства в церковной и
монастырской среде, требовал
истового исполнения служб и
обрядов. Большинство
церковников не приняло этих
нововведений. Малограмотные,
погрязшие в мирских делах
священники и монахи враждебно
отнеслись к дисциплинарным
мерам Никона, им было
привычно произносить давно
заученные священные тексты.
25.
Реформа патриарха НиконаЗемский собор 1654
• Одобрил церковную
реформу
• Предложил привести
обряды в соответствии
не только греческой, но
и русской традицией
26. Земский собор 1654
Реформа патриарха НиконаЦерковный Собор 1654 года(Патриарх Никон
представляет новые богослужебные книги
27.
Реформа патриарха НиконаОсновные различия в обрядах и правилах до
и после церковной реформы XVII в.
До реформы – «староверы»
(сторонники Аввакума)
Крещение двумя перстами
Земной поклон
Двукратное пение
«аллилуйя»
Движение верующих в
церкви вокруг алтаря по
солнцу
Написание имени Христа:
Исус
После реформы
(сторонники
Никона)
Крещение тремя перстами
Поясной поклон
Троекратное пение «аллилуйя»
Движение верующих в церкви
вокруг алтаря против солнца
Написание имени Христа:
Иисус
28.
Последствия реформ1. Централизация церкви
2. Установление единства РПЦ с остальным
православным миром
3. Установление контроля над священниками и
усиление дисциплины
4. Контроль над верующими
5. Развитие церковного образования
6. Усиление личной власти Никона
7. Церковный раскол
29. Последствия реформ
ЗаданиеКак повлияла реформа патриарха Никона на
развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла
негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить
по единым церковным обрядам.
30. Задание
3.Усиление разногласий между церковнойи светской властью.
31.
Усиление разногласий между церковной исветской властью
Усиление разногласий между светской властью и
церковью
Алексей
Михайлович
Патриарх
Никон
32. Усиление разногласий между светской властью и церковью
Усиление разногласий междуцерковной и светской властью
Никон выступил с идеей
первенства церковной власти и
предложил поделить ее по
примеру Михаила Федоровича
и Филарета.
Царь перестал посещать
патриарший Успенский Собор
Обиженный патриарх отказал
царю в благословении и, заявив
о сложении патриарших
полномочий, удалился в
Новоиерусалимский
монастырь.
Патриарх Никон.
33.
Усиление разногласий между церковнойи светской властью
Царь поначалу занимал
нейтральную позицию. Но,
пользуясь расположением к
нему царя, Никон
сосредоточил в своих руках
огромную власть. Никон
вмешивался в дела
управления страной, обличал
действия властей. В своих
проповедях в Успенском
соборе Московского Кремля
он не раз публично рассуждал
о преимуществе духовной
власти над светской,
священства над царством.
34.
Усиление разногласий междуцерковной и светской властью
В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном.
Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский
(Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе
вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был
лишен патриаршего сана. Никону определили жить
простым монахом в дальнем Ферапонтовой монастыре,
затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и
35.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.36.
Церковный собор 1666-1667 гг.Лишение Никона
на Соборе
Патриаршего сана.
Неизвестный художник.
(19 век).
В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных
патриархов и устроил суд над Никоном.
Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение
в монастырь.
Собор осудил противников реформы и передал их
лидеров в руки светских властей.
37.
Церковный собор 1666-1667 гг.Церковный собор 1666 -1667
• Поддержал
• Проклял ее
церковную
противников
реформу
(старообрядцев)
Обычай креститься двумя пальцами
Никон заменил троеперстием, имя
«Иисус» велел писать через две
буквы «и» и т. д. Все эти новшества
были поддержаны светской властью
и утверждены церковным собором
1656 г.
Жестокие преследования
старообрядчества не прекращались.
Тысячи противников реформ
вынуждены были бежать на окраины
страны. Крайней формой протеста
были самосожжения – «гари».
Раскол
38. Церковный собор 1666 -1667
Общие характеристики:Позиция патриарха
Никона
Позиция протопопа
Аввакума
1.Исправление книг
провести по греческим
образцу
2.Ввести единый обряд
богослужения по греческим
образцам
3.Исправление всех
церковных алтарей и
иконостасов в соответствии
с греческими образцами
1.Исправление книг по
древнерусским образцам
2.Унификация обряда
богослужения на основе
обряда, сложившегося в
Древней Руси после
принятия христианства
3.Следование образцам,
сложившимся в русской
иконописи
39.
ЗаданиеКак вы понимаете сущность и значение
церковного раскола?
Сущность церковного раскола: борьба старого и нового в жизни государства
и общества
Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость
перемен.
40. Задание
Раскол• Отделение от Русской Православной
церкви части верующих, не принявших
церковной реформы патриарха Никона
1653 – 1655 гг
• Противники официальной церкви получили
название раскольников, или старообрядцев
41. Раскол
Церковный собор 1666-1667 гг.Раскол
42. Раскол
Церковьи государство.
Раскол – отделение
(1654
г.) от Русской Православной
церкви части верующих (старообрядцев) не признавших
церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.
Против таких методов реформирования Церкви
выступили и сами ревнители истинного благочестия, в том
числе неистовый протопоп Аввакум .В своих страстных
проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве,
насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других
ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол
43.
В.О. Ключевский«Русским церковным расколом
называется отделение значительной
части русского православного
общества от господствующей
православной церкви»
44. В.О. Ключевский
Последствия раскола• Он – проявление самых различных черт
национального русского характера.
• Он – реакция общества на перемены в
духовной и политической жизни России.
• Он поколебал авторитет церкви.
• Он лишил духовенства политической власти в
пользу светского направления развития
России.
45. Последствия раскола
5. Протопоп Аввакум.46.
Протопоп АввакумЛидером раскола оказался
протопоп Аввакум, который
теперь обличал не только
никониан, но и царя. За свои
антиправительственные
проповеди он был сожжен.
Со временем старообрядцы
стали своеобразной частью
русского православного
населения со своими
обрядами и традициями,
старой церковной утварью
и древними книгами.
47.
Протопоп АввакумМилорадович С. Путешествие Аввакума по Сибири
48.
Житие протопопа Аввакума,им самим написанное
49. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Земляная тюрьма50.
Сожжение протопопа Аввакума.14 апреля 1682. (Пустозерск)
51. Сожжение протопопа Аввакума. 14 апреля 1682. (Пустозерск)
Исторические оценкипротопопа Аввакума
Д.С. Лихачев – пророк, борец, мученик и
страдалец.
В литературе – «неистовый», т.е.
необычайно сильный, буйный,
безудержный.
52. Исторические оценки протопопа Аввакума
6. Протесты старообрядцев53.
СтарообрядцыЦерковь(раскольники)последователи протопопа
и государство.
Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу
(1653-1656 гг.) патриарха Никона.
Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением
прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры.
И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же
заставляют креститься тремя перстами.
Несогласные объявили себя приверженцами старой веры —
староверами. Так начался раскол в Русской Православной
Церкви и обществе.
54.
Старообрядцы (раскольники)последователи протопопаАввакума, отказавшиеся принять
церковную реформу .
почему так непримирима была власть по
отношению к староверам на протяжении
нескольких столетий ?
55. Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу .
Протесты старообрядцевВ Москве был выбран новый Патриарх. Правительство
продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что
креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной
глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе
войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения
назывались гари.
56.
Как вы думаете, все ли верующие принялиреформы и стали им следовать?
Суриков. Боярыня Морозова
57.
Протесты старообрядцевСреди староверов оказались люди из разных социальных
слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне,
посадские люди. Людей потрясали жестокие методы борьбы
со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги
уничтожали. Запрещалось проведение языческих
праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к
церковным службам били батогами, сажали на цепь,
ссылали.
58.
Протесты старообрядцевПротивники Никона были уже рассеяны по просторам
России. Аввакум сидел на цепи в холодной яме. Отказался
принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи
заперлись в осаде.
59.
Почему раскол сталтрагическим явлением русской
истории?
60.
ЗаданиеКак повлияла реформа патриарха Никона на
развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла
негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить
по единым церковным обрядам.
61. Задание
Итоги церковной реформы НиконаОфициальная
Православная
церковь
Старообрядчество
62.
Вывод• Церковь, укрепившая свои позиции после смуты,
пыталась занять ведущее положение
господствующее положение в политической
системе. Реформы Никона привели к расколу
общества и противостоянию его значительной
части официальной власти .
• Поражение церкви в этом столкновении
подготовило почву для превращения ее в
придаток государственной власти
63. Вывод
Проект«Церковный раскол — трагедия российской истории».
*Почему реформы патриарха Никона привели к расколу
Русской православной церкви?
*Почему они казались столь важными для людей ХVII
в.?
*Каковы были последствия церковного раскола?
*Почему раскол считают трагическим событием
российской истории?
*Можно ли было, на ваш взгляд, избежать церковного
раскола?
*Какие уроки следует извлечь из этого события
российской истории?