9.09M
Категория: Русский языкРусский язык

Звуковые особенности поэтического текста (10 класс)

1.

Звуковые особенности
поэтического текста
Урок русского языка в 10 классе
Учитель Матвеенко О.П.

2.

Уровни языка
Фонетический
Лексический
Синтаксический
Текстологический

3.

Поэзия есть внутренняя
Музыка, внешне выраженная
размерною речью. Слово есть
чудо, стих - волшебство.
Музыка, правящая Миром и
нашей душой, есть Стих.
(К.Д. Бальмонт)

4.

Гипотеза: Одними из
основных средств создания
образности в поэтическом
тексте являются звуковые
средства художественной
выразительности и средства
звуковой организации текста.

5.

Звукопись
• прием усиления изобразительности
текста путем такого звукового
построения фраз, стихотворных
строк, которое соответствовало бы
воспроизводимой сцене, картине
выражаемому настроению.

6.

Благозвучие (эвфония)
Подбор, организация звуков в
поэтической речи, создающих
определенный художественный
эффект; построение
художественного произведения
с точки зрения его звучания

7.

Аллитерация
Повторение одинаковых согласных
звуков или звукосочетаний как
стилистический приём.
Шипенье пенистых бокалов и
пунша пламень голубой (А.С.
Пушкин).

8.

Ассонанс
Созвучие гласных звуков в рифме
или повторение одинаковых гласных
как стилистический приём.
Забил заряд я в пушку туго и
думал: угощу я друга!..
(М.Ю.Лермонтов).

9.

Анафора
Стилистическая фигура,
заключающаяся в повторении одних и
тех же элементов в начале каждого
параллельного ряда (стиха, строфы,
прозаического отрывка).
Анафора звуковая. Повторение одних и тех
же сочетаний звуков.
Грозой снесённые мосты,
Гроба с разбитого кладбища.

10.

Эпифора
Стилистическая фигура противоположная
анафоре, заключающаяся в повторении
одних и тех же элементов в конце каждого
параллельного ряда (стиха, строфы,
предложения и т.д.).
Мне бы хотелось знать, отчего я
титулярный советник? Почему именно
титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

11.

Звуковой символизм
Условная связь между звуковым
оформлением слова и его
эмоциональной окраской.
Используется в поэтической речи.
"С лодки скользнуло весло...". (К. Бальмонт)

12.

Ритм
В стихе – общая упорядоченность
звукового строения стихотворной
речи; частным случаем ритма в этом
значении является метр

13.

Интонация
Ритмико-мелодическая сторона
речи, служащая в предложении
средством выражения
синтаксических значений и
эмоционально-экспрессивной
окраски.

14.

Рифма
повтор звуков или звуковых
комплексов, связывающих
окончания двух или более
стихотворных строк

15.

Ассоциации
[а], [у], [ж],
[р], [ш]

16.

В российском языке, как кажется,
частое
повторение
на
письме
А
способствовать может к изображению
великолепия,
великого
пространства,
глубины и вышины;
учащение на письме И, Е, Ю – к
изображению нежности, ласкательности,
плачевных или малых вещей;
через Я можно показать приятность,
увеселение, нежность и склонность;
через О, У, Ы – страшные и сильные вещи:
гнев, зависть, боль и печаль…
(М. В. Ломоносов, “Риторика”.)

17.

“О – звук восторга, торжествующее
пространство есть О: -Поле, Море,
Простор. Все огромное проявляется
через О, хотя бы и темное: стон, горе,
гроб, похороны, сон, полночь. Большое,
как долы и горы, остров, озеро, облако.
Долгое, как скорбная доля. Огромное,
как Солнце, как Море. Грозное, как
осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет,
как колокол…Высокий свод
вознесенного собора. Бездонное О”.
(К. Бальмонт.)

18.

“Р ясно говорит мне о чем-то громком,
ярком, красном, горячем, быстром.
Л – о чем-то бледном, голубом,
холодном, плавном, легком.
Звук Н – о чем-то нежном, о снеге,
небе, ночи…
Звуки Д и Т – о чем-то душном,
тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…”
(Е. Замятин.)

19.

20.

Лексико – терминологическая работа
Пример
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
(А. Прокофьев)
По небу голубому
Проехал грохот грома.
(С. Маршак)
Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
(А. Пушкин)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт)
Приём
Образный ряд

21.

Лексико – терминологическая работа
Пример
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
(А. Прокофьев)
Приём
Ассонанс
Образный ряд
Легкая грусть,
нежность
По небу голубому
Проехал грохот грома.
(С. Маршак)
Аллитерация
Активный шум, гром,
грохот, раскат,
торжественный звон.
Пирует Петр. И горд, и
ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его
прекрасен.
(А. Пушкин)
Вечер. Взморье. Вздохи
ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег
бьется
Чуждый чарам черный
челн.
(К. Бальмонт)
Аллитерация
Благозвучие
Волнение,
торжественность

22.

Определите фонетические средства
художественной выразительности в
тексте. Какая картинка рисуется с
помощью этих средств?
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
(Ф.И. Тютчев)

23.

Федор Тютчев
«Полдень»
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река —
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет —
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Дата написания:
не позднее 1820-ых годов

24.

Гипотеза: Одними из
основных средств создания
образности в поэтическом
тексте являются звуковые
средства художественной
выразительности и средства
звуковой организации текста

25.

«Что важного скрыто в
поэзии?»
Тезис
Аргументы, примеры
Вывод

26.

Рефлексия
Мне показалось трудным…
Наиболее интересным было…
Мне нужно поработать над…
Я бы хотел, чтобы…
Полученные сегодня знания мне
пригодятся…
Где вам могут пригодиться эти
знания?
English     Русский Правила