Похожие презентации:
Архаическая культура. Понятие архаика
1.
Архаическая культура2.
3.
1. Понятие архаика2. Особенности архаической культуры
3. Культура древнего Египта
4. Культура Месопотамии
4.
АРХАИКА — (от греч. archaios — древний) — искусствораннего, начального этапа развития того или иного
исторического типа, направления, стиля, школы. Чаще этот
термин применяют в отношении египетского искусства
начала Древнего Царства (3200-2800 гг. до н. э), искусства
Месопотамии, либо самого раннего периода развития
античного искусства.
5.
• Большая часть истории человечества приходится на периодпервобытности. Первобытную эпоху иногда называют
доисторической. От нее осталось то, что может сохраняться
тысячелетиями: камни, кости, изображения на скалах и т.п.
По материалам, из которых люди изготавливали орудия
труда, археологи делят историю первобытного мира на три
века: ·
• 1. каменный (от 2,5 млн. до н.э. до 4 тыс. до н.э.)
• Каменный век делится на древний (палеолит), средний
(мезолит) и новый (неолит);
• 2. бронзовый (4-1 тыс. до н.э.);
• 3. железный (с середины 1 тыс. до н.э.)
6.
Особенности первобытного искусстваПервобытное искусство отразило первые представления
человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и
передавались знания и навыки, происходило общение людей
друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной
культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело
место на всех континентах, кроме Антарктиды.
Характерной особенностью первобытного искусства на самом
раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение,
неорганическое слияние разнородных элементов,
характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение,
поэзия, танец не были отделены друг от друга.
7.
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьегонеолитического искусства (росписи и гравюры на скалах,
скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах)
показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на
изображении
зверей
(сцены
охоты).
Широко
были
распространены женские фигурки из камня и кости с
гипертрофированными формами тела и схематизированными
головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. И наскальные
рисунки, и фигурки помогают нам понять самое существенное
в первобытном мышлении. Духовные силы охотника
направлены на то, чтобы постичь законы природы. Сам
человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир,
поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи.
8.
9.
10.
Главной художественной особенностьюпервобытного искусства была символическая
форма, условный характер изображения. Символами
являются как реалистические изображения, так и
условные.
Первобытные художники стали зачинателями всех
видов изобразительного искусства: графики
(рисунки и силуэты), живописи (изображения в
цвете, выполненные минеральными красками),
скульптуры (фигуры, высеченные из камня или
вылепленные из глины), декоративное искусство
(резьба по камню и кости, рельефах). Особая
область первобытного искусства — орнамент.
Геометрическим узором покрыты каменные и
костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки,
вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент
состоит в основном из множества зигзагообразных
линий. В основе геометрического орнамента
оказался узор, нарисованный самой природой.
Начиная с бронзового века, яркие изображения
зверей почти исчезают. Всюду распространяются
сухие геометрические схемы.
11.
В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохипоявляются новые виды поселений и погребений. Поселения
делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные
(городища и крепости), а погребения различают с
надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и
гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались
каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов,
женщин), которые показывали, что образ человека в
искусстве занимает все большее и большее место, а, значит,
свидетельствовали о начале периода господства человека
над природой. Наиболее сложными сооружениями были
мегалиты, т.е. гробницы из больших камней - дольмены,
менгиры и кромлехи.
12.
13.
Мегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) —сооружения из огромных каменных глыб, характерные в
основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс.
до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке).
Термин был предложен в 1849 году английским
исследователем А. Хербертом, а в 1867 году официально
принят на конгрессе в Париже. Термин не является
исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и
мегалитических сооружений подпадает достаточно
расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами
называют обтёсанные камни больших размеров, в том числе
и не используемые для сооружения погребений и
памятников
14.
Все мегалиты можно разделить на две категории.В первую входят древнейшие архитектурные сооружения доисторических (дописьменных)
обществ (храмы острова Мальта, менгиры, кромлехи, дольмены). Для них использовались или
совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти
памятники, так и называют — мегалитические. Часто к мегалитам относят и сооружения из
довольно мелких камней (лабиринты), и отдельные камни с петроглифами (следовики).
Подобную же архитектурную эстетику несут и некоторые сооружения более продвинутых
обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).
15.
Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры, взначительной степени состоящие из очень крупных камней, которым, обычно, придана
геометрически правильная форма. Они характерны для ранних государств, но сооружались и в
более поздние времена. В Средиземноморье, например, это пирамиды Египта, сооружения
микенской культуры, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке — некоторые
сооружения в Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.
16.
Общей характерной особенностью мегалитов являются каменные глыбы, плиты или блоки весом порой более сотнитонн, часто доставленные из карьеров, расположенных за десятки километров, иногда с большим перепадом высот
относительно места стройки. При этом камни в некоторых типах сооружений имели идеально плотную подгонку по
швам (Дольмены Западного Кавказа, погребальные покои и облицовка пирамид Египта, лучшие строения инков).
Как правило, мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней не
дошло записей (или они скудны) о приёмах строительства и назначении строений.
17.
Во Франции находятся самые первыемегалиты
18.
ДольменыДольмены —
погребальные и
культовые сооружения
эпохи ранней бронзы —
считаются самыми
загадочными
памятниками археологии.
Слово "дольмен" имеет
кельтское происхождение
и переводится как
"каменный стол".
19.
Менгирыогромные, вертикально врытые в землю каменные столбы высотой
от 3 до 20 метров (самый крупный весит 300 тонн). Менгиры
устанавливались как одиночно, так и группами: овальными,
прямоугольными многокилометровыми линиями и аллеями (от
нескольких десятков до тысячи камней). На некоторых менгирах –
орнаменты и барельефы.
20.
21.
КромлехиКРОМЛЕХ (от бретонского crom - круг и lech - камень) - один из видов
мегалитических построек. Обычно состоит из огромных (до 6-7 м высоты),
отдельно стоящих камней, образующих один или несколько
концентрических кругов (до 100 м в диаметре), опоясывающих площадку,
в середине которой иногда находится дольмен или менгир.
22.
Ранние формы верований1.Анимизм - одушевление мира, наделение природных
явлений человеческими качествами. Анимизм основывается
на вере в способность «души», «духа» отделяться от тела.
2.Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам,
которым приписываются сверхъестественные свойства.
Объектами поклонения — фетишами — могут быть камни,
палки, деревья, любые предметы естественного
происхождения, так и созданные человеком.
3.Тотемизм - это вера в кровнородственные связи между
родом и определенным растением или животным. От тотема
зависела жизнь всего рода и каждого в отдельности.
4. Магия –ряд символических действий и ритуалов с
заклинаниями и обрядами, связаны с человеческой практикой
23.
Культура древнего ЕгиптаНачинается в 5 тыс. до н.э. Существенным фактором,
оказавшим влияние на развитие древнеегипетской
цивилизации, были природные условия.
Пирамиды и оросительная система являются своеобразной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации.
Египетское общество было обществом закрытого типа. Это
была рабовладельческая деспотия, своим социальным устройством напоминавшая пирамиду: внизу - рабы, затем крестьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и
на вершине - фараон, власть которого была неограниченной и
абсолютной.
24.
25.
26.
Письменность27.
Развитие письменности и получение технологииобработки папируса привели к зарождению
художественной культуры Древнего Египта.
Классикой древнеегипетской литературы
являются повести, басни, сказки, лирические
произведения. Наиболее известные труды – это
«Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Речения».
Египтяне были искусными рисовальщиками,
умеющими очень точно передать вид предметов
или животных. Возможно, поэтому они и создали
иероглифическое письмо, где информация
передается с помощью рисунков и знаков.
28.
Письменность была такимже делом жрецов, как и
религиозная служба.
Разгадать тайну письма
египтян смог Жан Франсуа
Шампольон. Для этого он
использовал Розеттский
камень – огромную плиту,
покрытую надписями на
двух языках. Сравнивая
отдельные слова и знаки,
Жан Франсуа смог
восстановить знания о
древнеегипетском языке и
дешифровать многие
папирусы.
29.
• Мифологию, религию и культуру древних египтянпомогают представить найденные археологами «Тексты
пирамид» — сложная система молитв, гимнов,
заклинаний, которыми сопровождались похоронные
царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся
и «Тексты саркофагов», которые сохранялись на
саркофагах эпохи Среднего царства (XXI — XVIII ст. до
н.э.), а также «Книга мертвых».
30.
31.
Скульптура египтян соответствовала религиозному итрадиционному характеру. Художники выступали как
хранители священных знаков. Их главными
творениями были сфинксы, заупокойные портреты
или гигантские скульптуры, высеченные в скалах.
Развитая система канонов отражалась и в живописи.
Людей изображали либо в фас, либо в профиль,
фиксируя статичность положения тела.
Художественная культура Древнего Египта на всем
своем протяжении было типичным примером
восточной культуры, подчиненной идеям
божественности и подавления человеческого «Я».
32.
Египтяне обладалиобширными познаниями
в математике и астрономии.
Они вычислили площадь
круга, дали миру календарь,
разделили сутки на 24 часа,
письменность (24
иероглифа), папирус, кирпич,
дрожжевой хлеб и многое
другое. Особенно большой
вклад они внесли
в медицину. В изобразитель
ном искусстве древние
египтяне оставили нам
образцы портрета,
скульптуры, архитектуры.
33.
34.
Духовный мир древних египтян был тесно связанс их верой в потустороннюю жизнь. Основным
условием загробной жизни считали сохранение
телесной оболочки умершего. Поэтому такое
огромное значение придавалось бальзамированию
и обеспечению покойника необходимыми на том
свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия,
неуничтожимость человеческой сущности нашел
отражение не только в традиции бальзамирования,
но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II,
золотая маска Тутанхамона), в живописи (росписи
гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).
35.
Символами египетской культуры являются не только фараоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), ибоги Ра, и Осирис, и анкх — египетский крест с петлей —
«ключ Нила» — атрибут богов и власти.
36.
37.
Культура ДвуречьяКультура Двуречья (Месопотамии) существовала с IV
тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. в долинах рек
Тигр и Евфрат. Она формировалась в процессе
многократных взаимопроникновений нескольких
этносов и народов и была многослойной. Главными
обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы,
вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хурриты, арабы.
Наибольшего развития и значения достигли
культуры Шумера, Вавилонии, и Ассирии.
38.
Шумер39.
Шумерская цивилизация – самая древняя нанашей планете. Она возникла во второй половине
4-го тысячелетия до н.э. Шумерская культура
подарила человечеству письменность,
возможность обработки металлов, колесо и
гончарный круг. Непостижимым образом люди эти
обладали знаниями, которые относительно
недавно только стали известны науке. Они
оставили после себя огромное количество
загадок. Древняя Месопотамия была страной
архивов. Самые ранние архивы относятся еще к
первой четверти III тысячелетия до н. э.
40.
Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образомготовила писцов для государственного и храмового управления. Школа
стала центром образования и культуры. Программа обучения была до
такой степени светской, что религиозное образование вообще не
входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения
являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в
зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой
специализации получали грамматические, математические и
астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь
науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину
и математику.
41.
Шумерское древнейшее письмо было вначалепиктографическим, когда отдельные предметы изображались
в виде рисунков; лишь позже рисуночное письмо заменила
клинопись. Клинописное письмо просуществовало свыше
трех тысячелетий у различных народов Ближнего Востока,
постепенно совершенствуясь. Клинообразные знаки
выцарапывались на влажной глине острым предметом. В
шумерской письменности насчитывалось более 600
клинописных знаков, представлявших собой разные
сочетания клинышков. А поскольку почти каждый знак имел
довольно много значений, хорошо знали клинопись лишь
немногие писцы. Зарождение письменности с первой
клинописной графической системой знаков означало начало
вступления в историческую эпоху.
42.
Сохранившиеся на десятках тысяч глиняныхтабличек священные тексты, молитвы,
заклинания, пророчества, административные
распоряжения и бухгалтерские счета,
отражавшие хозяйственную деятельность
храмов, соседствовали с литературными
произведениями, из которых наиболее
известными стали повесть о сотворении мира,
«Поэма о Гильгамеше», а также миф о
всемирном потопе. Восстановив записи, ученые
выяснили, что на этой земле сменяли друг друга
несколько великих цивилизаций.
43.
Среди письменных памятников той эпохи выделяетсязнаменитая библиотека ассирийского царя
Ашшурбанипала, состоящая из нескольких десятков
тысяч глиняных табличек. По приказу этого царя по
всей Месопотамии писцы снимали копии с книг для
царского книгохранилища и размещали их в
определенном порядке.
44.
Наследницей шумеро-аккадской цивилизациибыла Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при
царе Хаммурапи (правил в 1792 - 1750 гг. до н.э.) город
Вавилон объединил под своим главенством все области
Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился
знаменитый Свод законов, записанный клинописью на
двухметровом каменном столбе. В городе Вавилон имелось
24 больших проспекта. Достопримечательностью была
Вавилонская башня - одно из семи "чудес света". Это был
грандиозный семиярусный зиккурат высотой 90 м.
Озелененные террасы Вавилонской башни известны как
"висячие сады" Семирамиды - ассирийской царицы, жившей
в IX в. до н.э.
45.
46.
47.
48.
49.
Вывод:Все древнеегипетское или древнеамериканское искусство,
многие проявления народного, наивного, примитивного
творчества в целом можно охарактеризовать как архаичные в
сравнении с художественными стилями европейского искусства
XVII-XIX вв.
В истории искусства, таким образом, просматривается
многомерное развитие художественных форм от архаики к
классике, а затем вырождению и упадку, повторяющееся
периодически, но не буквально, а по принципу “эволюционной
спирали”.
Следовательно, архаическая культура– это истоки зарождения
народа, самый ранний этап его развития.