Похожие презентации:
Первобытная (архаическая) культура. Традиционная культура (Культура Древнего Востока и Античности)
1. Кафедра: “Общественные науки” Первобытная (архаическая) культура Выполнили: А.Мадаминов, Н.Холмирзаев, Ж,Холмирзаева Фергана
20192.
Первобытная (архаическая) культура.Традиционная культура (Культура Древнего
Востока и Античности).
План:
1. Возникновение культуры: Понятие «культурных
эпох». Формирование первобытного общества и его
социальная структура.
2. Особенности первобытной культуры.
3. Особенности мировоззрения и культуры Древнего
Востока.
4. Культура Древней Месопотамии и Древнего
Египта.
5. Культура Древней Индии и Древнего Китая.
6. Культура Античной Греции и Рима.
3.
Подпервобытной
культурой
принято понимать архаичную
культуру, которая характеризует
верования, традиции и искусство
народов, живших более 30 тыс. лет
тому назад и давно умерших, либо
тех народов, которые существуют
сегодня, сохранив в нетронутом
виде первобытный образ жизни.
4. Периодизация истории культуры
Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н.
э.), в которой выделяют культуру Древнего
Востока и культуру Античности;
Культура Средних веков (V—XIV вв.);
Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—
XVI вв.);
Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);
Культура XX века.
5. Периодизация истории первобытного общества (по К.Ю Томсену)
Каменный век2 млн. лет до н.э. –
6-2 тыс. лет до н.э.
Палеолит
(древний камень)
2 млн. лет до н.э. –
10 тыс лет до н.э.
Бронзовый век
конец 4 тыс.лет до н.э. –
начало 1 тыс. лет до н.э.
Мезолит
(средний камень)
10 тыс. лет до н.э. –
8 тыс. лет до н.э.
Железный век
Конец
первобытнообщинного
строя
Неолит
(новый камень)
7 тыс. лет до н.э.
2 тыс. лет до н.э.
6. Искусство позднего (верхнего) палеолита
Пещерная живописьСкульптура малых форм
Украшение мелких
предметов
7.
Первобытное искусство - искусство эпохипервобытного общества. Оно возникло в
позднем палеолите около 33 тыс. лет до
н.э., отражало воззрения, условия и образ
жизни
первобытных
охотников
(примитивные
жилища,
пещерные
изображения
животных,
женские
статуэтки). У земледельцев и скотоводов
неолита и энеолита появились общинные
поселения, мегалиты, свайные постройки;
изображения стали передавать отвлеченные
понятия, развилось искусство орнамента.
8. Особенности первобытной культуры
9. Гомогенность (однородность)
В современной культурологии выделяют три типасоциально-культурных систем: гетерогенные
(неоднородные), гомогенные и гомеостатические.
Первым присуще: аксиологичный (ценностный)
плюрализм и существование многочисленных
социальных групп с дифференцированными, часто
антагонистичными, интересами. Эти системы, типовые
для европейского круга культур, являются
гетерогенными в двойном понимании: культурном и
социальном. Более того, эти гетерогенные структуры
взаимно усиливают друг друга, динамизируя целостную
социально-культурную систему, способствуют
распространению новых культурных ценностей и
стимулируют эволюцию групповых интересов
10. Конкретизационный характер
Воплотился в тотемизме. Настоящаяфундаментальная черта этой культуры
заключается в том, что она идентифицирует
общину и ее членов с животными, которые
нужны для питания, с тотемными животными.
Фундаментальное положение
тотемистического мировоззрения по своей
сути грубо натуралистическое ("человек
является тем, что он съедает"), являет собой
закон тотемизма, который оказывается и в
классовом обществе.
11. Культурная табу (запрет).
Обычай табу возник одновременно с тотемизмом и являлсобой важный механизм контроля и регуляции
социальных отношений. Половина вековое табу
регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу
определяло характер еды, назначенной вождю, воину,
женщине, детям. Другие табу были связаны с
неприкосновенностью жилья, источника огня, с правами и
обязанностями отдельных категорий членов племени.
Определенные вещи, в том числе и еда, что принадлежали
вождю, также были подданными табу. В литературе
приводятся примеры, как воспринимались нарушения
табу в некоторых племенах.
12.
АРХАИЧЕСКАЯ (ПЕРВОБЫТНАЯ) КУЛЬТУРАКУЛЬТУРА ЗАМАНБАБА
ЧУСТКАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА САПАЛЛИТЕПА
КАЛЬТАМИНАРСКАЯ КУЛЬТУРА
13.
ЮГО-ЗАПАДНЫЙИСТОРИКО КУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН
ТЕШИКТА
Ш
(БАЙСУН)
АРХАИЧЕСКАЯ
(ПЕРВОБЫТНАЯ)
КУЛЬТУРА
ПАМЯТНИК
НАМАЗГАТЕПЕ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ
ИСТОРИКО –
КУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН
14.
ЗАРАУТСАЙ(КУХИТОНГ)
ТАЗАБАГАБ
(АМУДАРЬЯ)
АРХАИЧЕСКАЯ
(ПЕРВОБЫТНАЯ)
КУЛЬТУРА
ШАШТЕПА
(ТАШКЕНТ)
САРАЗМ
(ЗАРАВШАН
)
15.
АБШИР(СОХ)
БУРГУЛИК
(ТАШКЕНТ)
АРХАИЧЕСКАЯ
(ПЕРВОБЫТНАЯ)
КУЛЬТУРА
АМИРОБОД
(ХОРЕЗМ)
УЧ-ТУТ
(НАВОИ)
16. Айртамский рельеф, обнаруженный советскими пограничниками на дне Аму-Дарьи в 1932. Фрагмент. Стихотворение А. А. Ахматовой,
написанное вэвакуации "Это рысьи глаза твои, Азия..."
17.
Буддийский монастырь,поименованный археологами Фаязтепе, располагался к северо-западу
от городской стены кушанского
Термеза. Эта наземная постройка
была возведена в I — II веках и
спешно покинута и разрушена в III
вене, в V столетии, уже в оплыве,
использована для эфталитских
захоронений.
18. Одна из буддийских ступ на Фаяз-тепе в Старом Термезе.
19.
Памятник принадлежит эпохе ВеликихКушан
и
является
прекрасным
воплощением зрелого стиля кушанобактрийского зодчества, скульптуры и
живописи. Создавая буддийский культовый
комплекс, зодчие возвели здесь монастырь
того
архитектурного
типа,
который
именуется сангарамой, ступу для хранения
священных
реликвий,
различные
хозяйственные и подсобные сооружения,
обеспечивающие
всем
необходимым
монашескую общину.
20. Одна из буддийских ступ на Фаяз-тепе в Старом Термезе.
21.
Монастырь имеет почти квадратныйплан с внутренним двориком,
который с двух сторон был обведен
террасой с деревянными колоннами
и охвачен по периметру большими и
малыми помещениями. В состав
последних входят святилища, зал
для трапез и собраний общины.
Стены всех построек были сложены
из сырца и пахсы, перекрытия были
балочные.
22.
Первобытная община строилась на принципах кровного родства.Считается, что первой формой фиксации родственных связей было
родство по материнской линии. Соответственно женщина играла
ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный
строй называется, как известно, матриархатом. Обычаи матриархата
оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства,
призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в
частности,
являются
многочисленные
скульптуры
т.наз.
палеолитических Венер – женских статуэток с выраженными
признаками пола).
Одним из важнейших принципов организации рода, который
сохранялся во все последующие эпохи, была экзогамия – запрет на
половые отношения с представителями своего рода. Этот обычай
предписывал выбирать брачного партнера непременно вне рода.
Таким образом удавалось избежать губительных для общины
последствий кровосмешения, хотя реальная причина, по которой
древние люди пришли к выводу о недопущении кровосмешения,
неясна, поскольку современные исследования показывают, что
существующие сейчас примитивные общества строго соблюдают
принцип экзогамии, но нередко даже не осознают связи между
половым актом и рождением ребенка
23. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Переход от родоплеменной культуры к первымцивилизациям проходил в
первую очередь там, где были благоприятные
природные условия. Именно
благоприятные природные условия субтропической
зоны Ближнего Востока
стали причиной того, что именно в долинах рек
Тигру, Евфрату и Нилу
сформировались раннеклассовые цивилизации и их
первые государства. Со
временем они возникали в долинах рек Хуанхе, та
Янцзы в Китае, Инду и
Гангу в Индии.
24.
Цивилизация Древнего Египтанасчитывает более 3000 лет. В конце
ІУ тыс до н э в Юго-Восточной
Африке, в низовьях реки Нил,
сформировалось
раннерабовладельческое государство
Египет, которое стало одним с самых
великих (больших) центров мировой
культуры.
25.
Почти 2000-летнюю историюДревнего Египта принято делить на
три периода:
первый - Древний (2800 - 2250 лет до н
э), второй - Среднее Царство
(2050 - 17—л до н э ), третий - Новое
Царство (1580 - 1070 л до н э ).
Соответственно выделяют и три
периода в развитии его культуры.
26.
27.
Уже в древнем и Среднем царствах были созданыуникальные памятки культуры - гробницы
фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы
фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета
ІІІ и множество художественны достижений
(скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида
Хеопса по размерам не имеет себе равных среди
каменных сооружений целого мира (высота 146 м,
длина основы каждой грани 230 м.). Это
действительно необыкновенный памятник
неограниченной власти фараона и каторжной
роботы рабов.
28.
29.
Древние египтяне обожествляли природу иземную власть. Звери считались
священными, их держали при храмах,
отдавали им шану, а после смерти
бальзамировали и хоронили у саркофагах.
Сохранялись целые кладбища
баранов, кошек, быков, крокодилов. На
тотемизме базируется и звероликость
египетских богов, верховным среди которых
считался бог Солнца Ра, которого часто
изображали соколом или же тельцом.
30.
Фараон считался "сыном солнца" с этимсвязанные и почести, которые ему
отдавались, и соответственное отображение
в культуре: фараон изображался
величавым, освобожденным от влады
времени и земной реальности. В
скульптурах он изображался спокойнохолодным, неземным, как за поставой
(физически), так и за выражением лица и
взглядом глаз, отходил в вечность.
31.
В Новом Царстве расцвелаархитектура храмов. В то же время
широко проводилось сооружение
святилищ (храмов). Самыми
известными есть храмы
Амона-Ра в Луксоре и Карнаке
недалеко от Фив
32.
Месопотамская цивилизациявозникла на Ближнем Востоке на
территории современного Ирака,
между реками Тигр и Евфрат, в ІУ
тыс. до н э. На юге Месопотамии,
где широко проводилось с/х,
развились древние городагосударства Ур, Урук, Киш, Эриду,
Ларса, Ниппур и др.
33.
Расцвет этих городов называютзолотым веком древнего
государства шумеров. Это
справедливо и в прямом и в
переносно значении этого слова:
здесь изготовлялись из золота
предметы самого разнообразного
бытового назначения и оружие.
34.
Культура шумеров произвела большоевпечатление наспоследующий
прогресс на только в Месопотамии, а
ай всего человечества.сШумерам
принадлежит важные открытия: они
первыми научились изготовлять
цветное стекло и бронзу, изобрели
колесо и клинописное письмо.
35.
Китайская культура восходит кочень глубокой древности.
Древнейшие китайские надписи
дают возможность проследить
процесс возникновения и
первоначального развития
гиероглифической письменности.
36.
Китайская религия, так же как ирелигиозные воззрения всех
народов древности, восходит к
фетишизму, к древним формам
культа природы, культа предков и
тотемизма, тесно связанного с
магией.
37.
Широко был распространён в древнемКитае исконный культ природы, в
особенности культ земли и гор. Этот
древний культ гор в Китае был связан
с рельефом самой местности и с
хозяйственным бытом того времени,
когда древнейшие предки китайцев
кочевали от гор к рекам, проводя лето
в горах, а зиму — в степи.
38.
39.
Культура Древней Индиисуществовала примерно с середины
III тыс. до н. э. и до VI в. н. э.
Современное название "Индия"
появилось лишь в XIX веке. В
прошлом она была известна как
"страна ариев", "страна брахманов",
"страна мудрецов".
40.
Особенности Индийской культуры:богатство и многообразие религиознофилософских учений;
обращенность к Вселенной (в тайны
мироздания) и внутрь человеческого мира (
философия и йоги);
удивительная музыкальность и
танцевальность;
особое почитание любви — чувственной и
физической.
41. Периоды истории Древней Индии:
Хараппская цивилизация в долине
реки Инд (III тыс. -XVII в. до н. э)
арийско—ведическая (приход и
расселение арийских племен в долинах
рек Инд и Ганг XIII—VI вв. до н. э.)
династия Маурьв (V—III вв. до н. э.)
и Гуптов (II в. до н. э.-IV в.)
42.
Важную роль в жизни индийцев играют касты,насчитываемых более двух тысяч. Касты
сложились на основе четырех варн:
брахманы (жрецы);
кшатрии (воины);
вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);
шудры (рабы и военнопленные).
Первая религия Индии - ведизм — религия Вед.
Для него характерно многобожие и наделение
человеческими качествами животных, предметов
(антропоморфность)
43.
Религия Брахманизм формируется I тыс. до н. э. Этоболее стройное учение о мире, множество богов сведено к
троице. Постепенно брахманизм переходит в индуизм,
которая является самой распространенной в Индии религей, охватывая более 80% верующих. Индуизм
существует в виде направлений: вишнуизма, шиваизма,
кришнаизма. В индуизм включены многие культы через
концепцию аватары (воплощений) Вишны. То есть Вишна
нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы
(принимает облики Рамы, Кришны и Будды).
"Бхагаватгита" - священное писание индуизма. Основу
индуизма составляет учение о вечном переселении душ
(сансара), происходящем в соответствии с законом
воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.
44.
В Индии появляется буддизм в VI веке до н. э. Егосоздатель- Сидцхартха Гаутама, который в 40 лет достиг
состояния просветления (нирваны) и получил имя Будда
(просветленный). В III в. до н. э. буддизм достиг
наибольшего распространения, вытеснив брахманизм, но
в начале II тыс. н. э. он растворяется в индуизме. Сегодня
буддизм распространен в Китае, Японии и других странах.
Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных
истинах». Путь к спасению лежит через отказ от мирских
соблазнов, через самосовершенствование.
Высшее состояние нирвана- это пограничное состояние
между жизнью и смертью, означающее полную
отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких
желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее
просветление.
45.
В Древней Индии успешно развиваласьнаука. Математикам было известно
значение числа "пи", они создали
десятичную систему исчисления с
использованием нуля, термины "цифра",
"синус", "корень«. Астрономы высказали
догадку о вращении Земли вокруг своей
оси. Медики создали науку о долголетии
(аюрведу). Индийские хирурги делали 300
видов операций, используя около 120
хирургических инструментов.
46.
Высокого уровня достиглахудожественная культура, где особое
место занимает литература. Самым
знаменитые произведения: Веды (II тыс. до
н. э.), «Махабхарата» ( рассказ споре за
власть между братьями) и «Рамаяна»
(описание подвигов и приключений царя
Рамы в поисках похищенной любимой —
Ситы.) (I тыс. до н. э.).
47. Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Памятники существовавшие до III века до н. э., не сохранились
до наших дней, таккак строительным материалом служило дерево. С III
веке до н. э. в строительстве используют камень.
Большая ступа №1, где
хранятся реликвии Будды
Пещерный храм в
Аджанте (империя
Гуптов)
48. Древнеиндийское искусство
Храм ШивыЗолотая стамбха – башня
со священным животным
(500 кг золота)
49. Древнеиндийское искусство
Статуя БуддыДревняя фреска из Храма
Аджанты ( при Гуптах)
50. Открытие пещерной живописи
В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс деСаутуола вместе с 9-летней дочерью Марией
случайно открыли пещеру с рисунками.
В 2001 году в музейном комплексе
Альтамира, расположенном рядом с
пещерой, были открыты копии
знаменитого живописного панно
Большого плафона, а также некоторых
других изображений пещеры. Другие
копии рисунков Альтамиры находятся в
Национальном археологическом музее
Испании в Мадриде, Немецком музее в
Мюнхене, в Японии.
51. Пещера Альтамира (Испания)
52. Пещера Альтамира (Испания)
53. Пещера Альтамира (Испания)
54. Пещера Ласко (Франция) «Сикстинская капелла первобытной живописи»
Пещера была случайно открыта12 сентября 1940 года четырьмя
подростками
Специалист по истории первобытного
общества Анри Брейль, скрывавшийся в
регионе во время немецкой оккупации,
стал первым исследователем,
посетившим пещеру Ласко 21 сентября
1940 года вместе с Жаном Буиссонни,
Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и
Анри Бегуэном.
55. Пещера Ласко (Франция)
56. Пещера Ласко (Франция)
На поверхности площадью120м² Брейль обнаружил
1 433 изображения (сегодня
в описи числится 1 900
наименований)
57. Скульптура малых форм
Палеолитические Венеры«Венера Виллендорфская»
Нижняя Австрия.
Верхний палеолит.
30 тыс.-20 тыс. лет до н.э.
Известняк.
Исторический музей, Вена.
58. Мегалиты бронзового века
Мегалиты (от лат. Litos – камень) –древнейшие каменные сооружения,
собранные из огромных каменных глыб.
Менгиры
Дольмены
Кромлехи
59. Менгиры – вертикально стоящие камни, высотой более 2 м
Аллея менгиров.Бретань. Франция
60. Дольмены – несколько врытых в землю вертикальных камней, покрытых одной или несколькими плитами сверху
61. Кромлех – сложная постройка в виде круговой ограды диаметром до 100 м из огромных каменных глыб
Стоунхендж.2 тыс лет до н.э.
Солсбери, Англия.
120 каменных
глыб, весом до 7 т
каждая, расположенных по
кругу, диаметр
которого
равен 30 м