Похожие презентации:
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
1. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
2.
Жанр, посвященныйизображению
человека или группы
людей, называется
портретом.
3. Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Портретист должен не только нарисовать его, но и передать качества человека.
Художникимеет право на собственный взгляд, даже
если портретируемый представляет себя
иначе.
4. В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на
портретах, называвшихсятогда «парсунами» (портрет, который по стилю ,
приёмам и материалам живописи напоминает иконы)
или «персонами», изображали самого царя и его
приближенных. Позднее, в первой половине 19 века,
главной моделью становится герой, романтическая
личность.
Парсуна Царя
Ивана Грозного
Парсуна князя М. В.Скопина–
Шуйского
5.
Жанр живописного портрета сложился в эпохуВозрождения. Тогда портрет стали разделять на
парадный
камерный
6. Парадный портрет
портрет, в котором подчеркивается величие идостоинство изображаемого человека,
которого обычно пишут во весь рост, в
красивых, тонко переданных одеяниях.
Полупарадный — обладает той же концепцией, что и
парадный портрет, но имеет обычно поясной или
поколенный срез и достаточно развитые аксессуары
Петр Первый
Павел I,в костюме гроссмейстера
Мальтийского ордена.
Парадный портрет
Жозефа как короля Испании.
7. Камерный портрет
Используется поясное, погрудное,оплечное изображение.
Фигура зачастую даётся на
нейтральном фоне. В них больше
передается не значимость человека,
а его внутренний мир и характер.
Портрет Марии Алексеевны Дьяковой
(1755-1807)
Боровиковский
портрет М.И. Лопухиной.
8. В XVIII веке работы русских художников отличаются мастерством и точностью в передачи внешности, хотя и не достигли полного
совершенства.Иван Вишняков
Портрет Сарры Элеоноры
Фермор. 1750 год.
9.
К концу XVIII века русскийпортрет по своему качеству
сравнялся с мировыми
образцами.
Считается, что портрет – самое
бесспорное достижение нашей
национальной школы, именно
благодаря ему русская живопись
достигла уровня европейской.
ХVIII в. в России называют веком
портрета.
В жанре портрета писали лучшие
русские художники: Ф. Рокотов, Д.
Левицкий, О. Кипренский,
К. Брюллов, И. Репин,
М. Врубель и др.
Владимир Боровиковский.
«Портрет М.И.Лопухиной (1797)»
10.
Благодаря «портретным гармониям»русского художника Федора
Степановича Рокотова (1735—1808)
образовался особый эмоциональный
словарь для выражения впечатлений
зрителя: «полумерцание,
полугорение красок», «зыбкость,
воздушность», «загадочность
и таинственность», «вибрация
света и цвета», «поэтическая
хрупкость чувств», «затаенность
душевных проявлений» и т. п.
Кроме технических живописных
новшеств, художник открывает
новые возможности камерного
портрета в выражении душевного
мира человека как главного
критерия его достоинства.
Нередко считают, что Рокотов
наделял модели своей собственной
одухотворенностью.
Ф.Рокотов. «Портрет
неизвестной в голубом
платье с желтой отделкой».
(1760-е годы.)
11.
Особое место в творчествехудожника занимает портрет
А. Струйской (1772).
Он является ярким примером
поэтизации образа средствами
живописи. Воздушная, прозрачная
манера письма создает ощущение
легкости тканей и бездонности
фона. С помощью света Рокотов
мастерски выделяет лицо и
одновременно объединяет всю
композицию портрета в единое
целое. Не случайно этот портрет
часто называют
«русской Джокондой».
Фёдор Рокотов - «Портрет Струйской"
12.
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Фёдор Рокотов - «Портрет Струйской"
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
13.
Стихотворение Николая ЗаболоцкогоПризнание
"Признание" и романс
Зацелована, околдована,
"Очарована,околдована..."
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется...
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
14.
Она давно прошла — и нет уже тех глаз.И той улыбки нет, что молча, выражали
Страданье — тень любви и мысли —
тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела.
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить,страдать,прощать, мечтать..
Боровиковский
портрет М.И. Лопухиной.
15. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит… А. С. Пушкин
О.А. КипренскийПортрет А.С. Пушкина
16. Домашнее задание
Найтистихотворение
в котором
описывается
внешность
человека.
Например:
Стихотворение Эдуарда Асадова
Девушка, вспыхнув, читает письмо.
Девушка смотрит пытливо в трюмо.
Хочет найти и увидеть сама
То, что увидел автор письма.
Тонкие хвостики выцветших кос,
Глаз небольших синева без огней.
Где же "червонное пламя волос"?
Где две "бездонные глуби морей"?
Где же "классический профиль", когда
Здесь лишь кокетливо вздернутый нос?
"Белая кожа"... но, гляньте сюда,
Если он прав, то куда же тогда
Спрятать веснушки? Вот в чем вопрос!