354.35K

А.С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

1.

А. С. Пушкин: личность, судьба,
этапы творческого пути
(с обобщением ранее изученного)
Подготовила Лаврухина Юлия
Николаевна
Учитель русского языка и
литературы

2.

Основные этапы развития русской литературы первой
половины XIX в.
Период
Описание
Конец 1790-х — 1800-е Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н. М. Карамзина.
гг.
Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение
многочисленных
литературных
обществ.
Развитие
поэзии
карамзинистов
(«поэтической
бессмыслицы»,
«галиматьи»,
фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)
1810-е гг.
Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В. А.
Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литературном
языке.
«Психологический
романтизм»
В.
А.
Жуковского,
«мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова
1820–1830-е гг.
Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С.
Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов.
Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь

3.

Портрет А. С. Пушкина
Орест Адамович Кипренский
1827, 64.8×56.3 см
«Художник верен особенностям
внешности поэта, однако
последовательно отказывается от всего
обыденного в образе.
Строгое равновесие и простота
композиции, сдержанность цветового
решения, спокойная сосредоточенность
поэта, подчёркнутая сложенными на
груди руками, задумчивый взгляд,
устремлённый чуть вверх, мимо
зрителя, наконец, плащ, скрывающий
прозаический покрой современного
костюма,— во всём этом ощущается
стремление дать собирательный образ
творческой личности».

4.

Портрет А. С. Пушкина
Василий Андреевич Тропинин
1827, 68×56 см
«Поэт изображён сидящим у стола в позе свободно
беседующего человека. Чуть приподнятые углы губ
придают лицу оттенок сдержанного оживления. Лиловатокоричневый халат драпируется широкими свободными
складками; ворот рубашки широко распахнут, синий
галстук повязан подчёркнуто небрежно. В колорите
сохраняется свежесть непосредственного наблюдения
натуры… Естественная непринуждённость облика поэта
воспринимается как свидетельство свободы внутренней,
духовной».

5.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин.
«Прощание Пушкина с морем».
1877. 228 × 157 см.

6.

«Детство и юность Пушкина (1799–1817)»,
«После Лицея (1817–1820)»,
«Южная ссылка (1820–1824)»,
«Михайловское (1824–1826)»,
«Годы странствий (1826–1830)»,
«Последние годы жизни (1831–1837)».

7.

Период
Лицей (1811–1817)
Петербург (1817–1820)
Южная ссылка (1820–1824)
Ссылка в Михайловское (1824–1826)
Возвращение из ссылки (1826–1830)
Болдинская осень (1830)
Петербург (1831–1833)
Последние годы жизни (1834–1837)
Произведения

8.

К Чаадаеву
Узник
Я вас любил: любовь
ещё, быть может…
«Но в нас горит еще
желанье,
Под гнетом власти
роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем
призыванье.
Мы ждем с томленьем
упованья
Минуты вольности
святой»...
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы,
Мой друг, отчизне
посвятим
Души прекрасные
порывы!»
Зовет меня взглядом и
криком своим
И вымолвить хочет:
«Давай улетим!
Мы вольные птицы;
пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет
гора,
Туда, где синеют морские
края,
Туда, где гуляем лишь
ветер... да я!...»
Я вас любил: любовь
ещё, быть может,
В душе моей угасла не
совсем;
Но пусть она вас больше
не тревожит;
Я не хочу печалить вас
ничем.
Я вас любил безмолвно,
безнадежно,
То робостью, то
ревностью томим;
Я вас любил так
искренно, так нежно,
Как дай вам Бог
любимой быть другим.

9.

Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина.
Тема свободы. Свобода рассматривается как социальный, политический и
нравственный идеал пушкинской поэзии.
• Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818),
«К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819).
• Мотив личной свободы звучит в
стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823).
• В стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829) мы
встречаемся с ещё одним проявлением мотива личной свободы — уважение
личности другого человека.
• Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко
видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).
• Свобода творческой личности — важнейший мотив темы проявляется в
стихотворениях «Поэту» (1830), «Из Пиндемонти» (1836).

10.

Тема гражданственности и патриотизма
Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине
отражён в произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» (1820),
«Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне?…» (1829), «Осень»
(1833), «…Вновь я посетил…» (1835).
Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской
позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал»
(1821), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).
В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Пушкин выражает свои
политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и
стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

11.

Тема дружбы
Представлена в лирических произведениях, обращённых к лицеистам.
«Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим.
Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к
товарищам-лицеистам — основа лирических стихотворений о дружбе: «19
октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей…» (1830).
Относятся к этой теме стихотворения, обращённые к декабристам, с многими
из которых Пушкин был в дружеских отношениях,— «Во глубине сибирских
руд…» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) — другу и
учителю, оказавшему серьёзное влияние на формирование взглядов
молодого Пушкина.
Отдельно стоят лирические произведения, обращённые к няне, добрые и
тёплые отношения с которой поэт пронёс через всю жизнь. К таким
стихотворениям относится «Зимний вечер» (1825).

12.

Тема любви
В стихотворениях «Я пережил
свои желанья…» (1821),
«Сожжённое письмо» (1825),
«Желание славы» (1825),
«Храни меня, мой талисман…»
(1825), «К…» (1825), «Под
небом голубым страны своей
родной…» (1826), «На холмах
Грузии лежит ночная мгла…»
(1829), «Я вас любил: любовь
ещё, быть может…» (1829), «Что
в имени тебе моём?..» (1830),
«Мадонна» (1830), «Для
берегов отчизны дальней…»
(1830).
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

13.

Тема назначения поэта и поэзии
• Эта тема главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого
предназначения поэзии, её особой роли в обществе слышен в
стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826),
«Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» (1836). Место поэта в современном мире
определено Пушкиным в стихотворении «Разговор
книгопродавца с поэтом» (1824). Пушкин рассуждает о свободе
поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с
властью, с народом, с чернью. Эти мысли отражены и в
стихотворениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Поэт и
толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…» (1836).

14.

Пророк
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

15.

Философская лирика
Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого
существования: размышления о жизни и смерти, о
взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких
произведениях, как «Я пережил свои желанья…» (1821), «Бывало в
сладком ослепленье…» (1823), «Дар напрасный, дар случайный…»
(1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),
«Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочинённые ночью во
время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1833),
«…Вновь я посетил…» (1835).

16.

Домашняя работа
Анализ стихотворения.
1-я группа работает над стихотворением «Погасло дневное
светило…»,
2-я группа — «К морю»;

17.

Так называемая «южная ссылка» Пушкина стала следствием его
слишком вольных стихов, распространявшихся в Петербурге в
1817–1819 гг. (например, ода «Вольность»). Новое направление в
поэзии Пушкина проявилось уже с первого стихотворения,
написанного на юге,— элегии «Погасло дневное светило…» (1820).
Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юностью,
прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его
душа не хочет забыть милые сердцу времена.

18.

Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан
Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому
посланию поэт уже в «новой» ссылке — в Михайловском, в 1824 г.
Это был переломный период для Пушкина — время перехода от
романтизма к реализму. Стихотворение завершает романтический
период пушкинского творчества. Поэт прощается не только со
«свободной стихией», но и романтическим мироощущением.
Поэтическое изображение моря сочетается здесь с философскими
размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах
«властителей дум» современников Пушкина — Наполеона и
Байрона.

19.

• Михайловский период составляет одну из самых блистательных
страниц творческой биографии Пушкина. То, что было создано за
это время поэтом, по количеству, разнообразию, художественной
полноценности превосходит решительно все предыдущие
периоды его творчества. Пушкин дописывает здесь большую
часть «Цыган», усиленно работает над «Евгением
Онегиным» (главы 3–6), создаёт «Бориса Годунова», «Сцену из
Фауста», «Графа Нулина», пишет большое количество
стихотворений, несколько критических статей и набросков. В
Михайловской ссылке Пушкин философски обобщил смысл
жизни и творчества.

20.

Домашнее задание
Подготовить сообщения (5 учащихся) об истории создания
стихотворений «Разговор книгопродавца с
поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Памятник».
English     Русский Правила