Похожие презентации:
Творчество Наумова Самойловича Грановского
1.
ТворчествоНаумова Самойловича Грано́вского
Выполнила: студентка группы 2251
Медведева А. А.
Проверил: преподаватель Питинова Марина
Юрьевна
2.
Биография
В Москву Грановский отправился в 16 лет. Благо к 1926
году там уже жила старшая сестра, Ирина, которая вышла
замуж за фотографа Соломона Тулеса. Приютить брата у
себя Ирина не могла. Зато Соломон Тулес, служивший в
Пресс-клише ТАС, созданном в феврале 1926 года, мог
помочь с работой. Именно Тулес приводит в октябре 1926го 16-летнего Наума в Пресс-клише ТАСС. Эта
организация обеспечивала снимками и клише практически
всю периодику страны… В лаборатории переснимали
снимки, присланные из-за рубежа. Фотокоры делали
репортажи дня. Тут же печатались тиражи снимков. Здесь
же сушили фотографии, около печки. Отсюда отправляли в
редакции оперативную съемку. Уполномоченные, две
женщины, отправлялись в газеты с огромными
портфелями, набитыми фотографиями и накладными на
них. Работы было много. А штат фото отдела Пресс-клише
был невелик: два фотокорреспондента, два фото
лаборанта, два ученика, выпускающие.. Грановского взяли
лаборантом. В его обязанности входило проявлять
пластинки, печатать и сушить снимки, делать
репродукции, ходить на оперативную съемку. Но зарплату
не платили. Юный провинциал только в декабре решился
спросить у управляющего Пресс-клише, почему ему не
платят деньги. Оказалось, для появления приказа о
зачислении человека в штат нужна была путевка с биржи
труда. На биржу стояло столько народу, что в
Рахмановский переулок, где она находилась, непросто было
войти. В стране была безработица. Грановский выстоял
очередь, но в итоге услышал от чиновника, что
очередников и без него много и с какой стати именно ему
давать направление на работу. Объяснения, что он уже
работает и им довольны, не помогли. Ему велели зайти
через месяц. Потом еще раз. И еще.
Наум Самойлович Грано́вский
(14 (27 февраля) 1910 год— 20 августа
1984)
3.
Только в мае удача улыбнулась ему. «Это была
миловидная, скромно одетая девушка с очень
красивыми большими глазами и с ямочкой на правой
щеке. Звали ее Зина», – будет вспоминать Грановский
уже на старости лет. Зина работала секретаршей на
бирже труда. К маю 1927 года она уже узнавала юного
лаборанта среди толпы безработных. «Что это ты все
ходишь?» – спросила она. Наум объяснил, что снимает
койку в комнате, работает уже полгода, а денег нет.
Подкармливают коллеги, которые жалеют его и ценят
преданность профессии. Дальше сюжет принял
неожиданный оборот. Но лучше о нем расскажут записи
Наума Самойловича. «Зина мне говорит: «Вот что. Ты
иди домой, а завтра в 8.45 приходи со двора. Постучишь,
как я тебе скажу». Я все запомнил и точно в 8.45
постучал. Через минуту дверь отворилась, и Зина меня
пропустила, заперев на щеколду дверь. Она меня
загнала в кладовую и велела сидеть тихо, сказав, что
зайдет за мной. Через полчаса я услышал громкие
голоса. Это был сам начальник.
Спустя несколько минут вбежала Зина, схватила меня за
руку и поволокла в кабинет. В ее руках было мое дело.
Она объяснила ситуацию и обратилась к начальнику: «Я
вас очень прошу подписать этому молодому человеку
путевку в ТАСС». Тот удивился: «Что ты так печешься о
нем? Кто он тебе?» Она, недолго думая, ответила: «А я
его люблю». Начальник изумился. А Зина продолжала:
«Разве запрещено любить такого приятного и красивого
парня?» И на вопрос: «Это у тебя серьезно?» – ответила
утвердительно. Начальник взял мою путевку и
размашистым почерком ее подписал. Мы выбежали из
кабинета. Я подождал еще часик и получил на руки
долгожданную путевку с печатями.
«Улица Горького», 1939
© Галерея им. братьев Люмьер
4.
Выберите время для съемкиГрановский приходил на съемки очень рано.
Это то, что называется наполненным и
«напоенным» светом, — ВДНХ рано-рано
утром. Я много снимал для ВДНХ, в том
числе целый альбом «Реконструкция
ВДНХ», и знаю, как лежит свет по всей
центральной оси ВДНХ. Она была
построена по принципу ренессансной
архитектуры, которая опиралась на
античность, ее ось ориентирована с востока
на запад, чтобы солнце проходило по ней.
Грановский, конечно, это знал, поэтому он
приходил в 6 утра, снимал и видел эффекты
света, когда он проходит через все портики
и колонны. Для архитектурного фотографа
это идеальное время для съемки — 6 утра в
июне–июле, такой мягкий и нежный свет
бывает только в первые месяцы лета.
«ВСХВ. Павильон «Северный Кавказ», 1950-е
© Галерея им. братьев Люмьер
5.
Снимайте с высоты• Он снимал с высоты и в гиперфокальной резкости,
когда видно все, в том числе эти скульптуры,
которых больше нет. Грановский показывал
масштаб строительства — это были первые здания
на Тверской, построенные по сталинскому плану
реконструкции Москвы 1935 года. В первую
очередь были построены дома на Тверской, где
находится Центральный телеграф. Я думаю, здесь
он снимал панораму с Центрального телеграфа или
с крыши гостиницы «Националь». Он возвращался
на одну и ту же точку с начала 1930-х и далее в 1950х и 1960-х.
• Когда мы смотрим на панорамные снимки, мы
видим работы высочайшего уровня. Обычно все
кадры Грановского построены линейно и прямо:
есть очень четкая система координат — четкая
вертикаль и горизонталь. Весь фокус в деталях,
которые мы видим, начиная разглядывать
фотографии. У него нет завалов и ракурсов,
которые были у советских конструктивистов в
1920-е годы. Он понимает, как работать с высоты и
делать снимки с высокой резкостью, что
получается не у всех. Видно, что Грановскому очень
нравилось, что он снимает. Когда человек не любит
то, что он делает, не получается такого результата.
«Спасская башня», 1970-е
© Галерея им. братьев Люмьер
6.
Всегда снимайте от чистого сердцаНаум Грановский — мой самый любимый из советских
фотографов. У него на фотографиях почти нет людей, в его
работах — чистые линии и чистый город. Конечно, он
показывает жизнь людей в этом городе, но минимально, в
отличие от остальных. Он не документалист, как Дмитрий
Бальтерманц, и не художественный фотограф, как Эзра
Столлер. Когда Грановский только начинал (в конце 1920-х
— 1930-е годы), работали его старшие коллеги — Александр
Родченко, Борис Игнатович, группа «Октябрь».
Группа «Октябрь» сильно получила по голове в 1928 году за
свои опыты с формализмом, когда они снимали ракурсные
съемки и уходили в искусство и художественную историю. В
1932 году вышло постановление о соцреализме и
переформатировании художественных организаций. С тех
пор фотографы не могли экспериментировать. Поэтому
Грановский снимал чистую архитектуру, чистый город, но
снимал его понятно. Он был фотографом государственного
агентства новостей (ТАСС) и не мог экспериментировать,
поскольку у него был заказ на то, как показывать
государство. У художественных фотографов госзаказа не
было.
Грановский был официальным государственным
фотографом, но когда он снимает, не чувствуется тяжести,
будто художник должен выполнить заказ. Он снимает от
чистого сердца, это видно зрителю. У него настолько легкие
фотографии, в них есть ощущение чистоты.
«Колос» фонтан на ВДНХ
7.
Выстраивайте воздушную перспективуНаум Грановский строит свои шедевры по законам воздушной перспективы, именно поэтому
изображение на нем выглядит многоплановым. Воздушная перспектива позволяет на
двумерной плоскости живописи или фотографии создать иллюзию глубины, третьего
измерения. По законам воздушной перспективы по мере удаления от глаза наблюдателя
теряется четкость и ясность очертаний предметов, одновременно уменьшается насыщенность
цветов, смягчаются контрасты светотени, глубина и дали кажутся более светлыми, чем
фигуры и предметы переднего плана. Эти законы позволяют фотографу усилить
художественную выразительность кадра.
Наиболее резким и четким на этом кадре Грановского выступает первый план, поскольку
Кремлевская стена находится в непосредственной близости к точке съемки. Второй план более
мягкий, здесь начинает понемногу теряться четкость очертаний деревьев и архитектурных
сооружений, уменьшается тональный контраст за счет воздушного слоя, закрывающего
объекты полупрозрачной пеленой. Наименее четким является третий план, где здания
практически не имеют видимых деталей, теряют свой объем и выглядят плоскими. Между
тремя зонами нет четких границ, они постепенно переходят друг в друга через множество
промежуточных планов, гармонично сливаясь в единый тональный рисунок, что и создает
иллюзию глубины и пространственности кадра.
Наум Грановский. «Вид на Московский
Кремль и Кремлевский холм», 1950-е
8.
Съемка архитектурыФотографирование внешнего вида отдельного здания или группы зданий (ансамбля), деталей фасадов, памятников,
внутреннего вида помещений (интерьеров).
Рекомендуемый объектив – со средней светосилой и нормальным углом зрения. В этом случае перспективное
отношение между элементами изображения, находящимися на разном удалении от фотоаппарата, получается
примерно таким, каким его наблюдает наш глаз. Для фотографирования узких улиц и внутри помещений
применяют широкоугольные объективы. Телеобъективы используются редко, преимущественно для съемки
архитектурных деталей в крупном масштабе.
При съемке светлого здания в яркий день нужны противоореольные фотоматериалы. Применение светофильтра
обязательно.
Положение солнца считается наилучшим под углом 25-30° к плоскости здания. Такое освещение бывает в утренние
и вечерние часы. Оно дает мягкие тени, хорошо подчеркивает рельеф. Съемка при положении солнца позади
фотоаппарата или в пасмурную погоду дает выразительное изображение. Фотографировать архитектуру против
света можно только в исключительных случаях, решая какие-то специальные технические или художественные
задачи.
Когда изображение здания не помещается в видоискателе, то, сохраняя вертикальное положение камеры, аппарат
устанавливают так, чтобы оптическая ось объектива была направлена под небольшим углом к верху.
Используя эти приемы, необходимо сильно диафрагмировать объектив, иначе, из-за смещения оптической оси
изображение на краях снимка будет недостаточно резким.
Точку съемки следует выбирать на расстоянии, не меньшем трехкратной высоты здания. Чем больше это
расстояние, тем правильнее будет передана перспектива.
Строительные площадки рекомендуется фотографировать с верхней точки: эффектнее выглядит панорама всей
стройки.
При съемке интерьера надо добиваться полной резкости всех планов. Освещение интерьера необходимо
ограничивать так, чтобы нигде не было глубоких теней, которые ухудшают изображение.