6.87M
Категория: ИскусствоИскусство

Композиция. Учет основных правил композиции

1.

5. Композиция
Композиция — важнейший организующий компонент
художественной формы, придающий произведению единство
и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и
всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов
и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов,
света и тени, пятен цвета и т. п.

2.

Учет основных правил композиции придает снимку выразительность и упорядоченность.
Комфортное расположение
листа на плоскости снимка, использование темных диагоналей, образованных ветвями на
заднем плане и хорошо решенная экспозиция создают атмосферу этого снимка.

3.

Матрица эмоций
Любой человек без труда покажет,
где находятся верх и низ.
Практически все согласятся с тем, что направление вперед смотрит направо, а назад — налево. Это подкрепляется и направлением письма в западной культуре,
и ходом часовой стрелки (изобретением
северного полушария), и ощущением пути
движения жизни у многих людей.

4.

Совместим эти четыре основных направления, а заодно изобразим суммы векторов, что в
результате даст восемь сторон.
На схеме видно, что сумма векторов вверх и вперед представляет собой направление в сторону
правого верхнего угла. Это самый
«позитивный» угол направления движения в двумерном пространстве. В противоположной стороне располагается, соответственно, самый «негативный» угол. Стремление в левый верхний угол может рассматриваться как движение наверх, но «не
туда», а в правый нижний — как стремление «вперед к провалу». Объект, расположенный в середине, как правило спокоен
и поддерживает симметричность композиции.

5.

И сразу же предостережем читателя от желания буквально применять ее по любому поводу —
существует огромное количество
исключений и частных случаев. Скажем, если на листе бумаги разместить логотип компании
в правом нижнем углу (где стоят логотипы на восьми рекламах
матрица эмоций в сборе
из десяти), то это совершенно не
обязательно будет передавать что-либо негативное. Во-первых,
композиций на одном листе может быть несколько. Во-вторых,
не все объекты являются частью композиции. В-третьих, к статичным объектам данная матрица неприменима.

6.

Формы композиции
Остановимся на принципах композиции. Как известно, тут не
может быть «законов» композиции, которых следовало бы непреложно придерживаться. Есть только базовые основы, о которых надо помнить.
По построению композиция может быть
«открытая», «закрытая», «cтатичная» и «динамическая»...

7.

В «открытой» композиции преобладают центробежно направленные оси, в «закрытой»
- центростремительные силы
притягивают внимание зрителя
к центру, или к другой точке, в
«статичной» - наличествуют пересекающиеся горизонтальные и
вертикальные композиционные
оси и, наконец, в «динамической»
превалируют композиционные
оси, пересекающиеся под острыми углами, образуя диагонали,
так же иногда встречаются круги
и овалы.
Открытая композиция

8.

Каждый тип композиции несёт определённый «настрой».
Открытая и статичная композиции вызывают ощущение простора, широты, незавершённости картины,
позволяя зрителю самому
представить то, что осталось
за кадром. Она очень хорошо
передаёт ощущение «вечности и незыблемости».
Открытая композиция

9.

Статичная композиция

10.

Закрытая композиция самодостаточна, завершена, и акцентирует внимание на том, что изображено в кадре. Художники
классического направления в основном используют этот тип
построения.
Закрытая композиция

11.

Закрытая композиция

12.

а) замкнутая композиция
б) открытая композиция

13.

Динамичная композиция исключительно полезна для вовлечения участия зрителя в
конкретной фотографии, добавляя эффект притяжения
или отталкивания (зависит от
направления сегментов окружностей), и придавая эмоциональный настрой работе.

14.

Динамичная композиция

15.

Осями композиции служат деревья, тени, люди, дороги, берега, линия горизонта, полоски леса, улицы, дома, мосты и даже
некоторые виды облаков. Рекомендуется (по-возможности) не
снимать сюжеты с наличием линий, одновременно входящих
в кадр и выходящих из него.

16.

Это так же относится к линии горизонта. В таких случаях хорошо ограничить её деревом с края или ещё чем нибудь. Такие
линии просто «разрезают» кадр.

17.

При наличии осей композиции, очень
важно, что бы они не пересекались
ровно в середине кадра. Такие работы, как правило, скучны. Хорошей
практикой является расположение
осей на треть от границ снимка, как
в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

18.

Вес
Однако следует следить за тем, что бы композиция оставалась
сбалансированной, то есть ни одна сторона не «перевешивала».
Проведите мысленный эксперимент, положите свой снимок
серединой нижнего среза на
остриё карандаша, и определите, какая сторона «тяжелее». Несбалансированные снимки, как
правило, раздражают людей.
Приведён пример несбалансированной композиции.

19.

Клише
Замечено, что некоторые предметы вызывают устойчивые ассоциации. К таким предметам относятся мосты, велосипеды и их
тени, одинокие скамейки, старые автомобили, поезда, лодки и
другие. Вызывая в зрителе приятные воспоминания из личного
опыта, они помогают сформировать нужное настроение.

20.

Сюда же можно, условно, отнести туман и дымку.

21.

Ритм и хаос
Порядок (ритм) часто является объектом изображения на фотографии.
Колонны, шпалы, столбы, шагающие
вдаль.

22.

23.

Работы, с хаотичным содержанием,
как например изображение рисунка
опавших листьев или ковёр садовых
цветов вызывают в зрителе другое
чувство - чувство расстерянности.
Поэтому один лишь только порядок
или один супрематический хаос являются не целью, а средством изображения. Хаос требует включения
элементов порядка, чего-то упорядоченного, в то время как порядок полезно «разбавлять» чем-то хаотическим, создавая контраст ритмики.
Акцент

24.

25.

Полезно ЗАДУМЫВАТЬ Ваш кадр перед съёмкой, смотреть,
что именно Вы хотите снять, всё ли играет на смысл или эстетику данной идеи, и только тогда снимать. То есть провести как
минимум минут пять (а то и больше) перед сценой съёмки, в
анализе картины и самое главное, ваших чувств (раз у Вас возникло желание достать камеру, значит Вас что-то затронуло).
Придумайте так же название Вашей карточки перед тем, как
снимать, а не после.
Фотография - это материальное выражение философии, наших
чувств, стремлений, мыслей и желаний, и поэтому самоанализ
и размышление несомненно приведут Вас к созданию работ,
понятных любому зрителю и вызывающих в нём именно те
чувства, которые Вы хотели передать.

26.

Линии

27.

Золотое сечение
Правило трети
Деление непрерывной величины на две части в таком
отношении, при котором меньшая часть так относится
к большей, как большая ко всей величине.

28.

Правило третей
Золотое сечение

29.

30.

Диагонали
Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения
должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением
от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

31.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

32.

Диагональное золотое сечение
Еще одно применение правила «золотого сечения». Наложим
диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения
должны быть расположены в полученных секциях.

33.

Диагонали.
Восходящая Нисходящая

34.

Окружающий мир переполнен горизонтально - вертикальными осями, поэтому часто полезно нарушить этот порядок.
Диагонали делят на «восходящие» и «нисходящие».
Восходящие диагонали направлены из левого нижнего угла в
правый верхний, и несут оптимистический смысл, надежду.
Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в
правый нижний угол, несут некий «упаднический» настрой,
ощущение завершённости.
Альпинист, карабкающийся по восходящей диагонали будет
восприниматься как стремящийся к цели, в то время как движущийся вверх по нисходящей диагонали будет вызывать
тревожное ощущение того, что сейчас свалится вниз. См. фото

35.

Горизонт завален!

36.

37.

Горизонт и
фигура

38.

Голландский
наклон
Голландский угол (также немецкий угол) — приёма фотографии или кино. Используется для того, чтобы показать душевные волнения или напряжённое состояние героя. Голландский угол получается, когда камера смотрит на героя снизу
вверх, при этом горизонт должен быть завален набок. Большинство кадров, снятые с голландского угла, статичные. Часто линия горизонта выходит из угла кадра под 45о

39.

40.

Перспектива
Передача глубины. трехмерного пространства на плоскости
Правильное изменение размеров предметов с изменением
расстояния до них

41.

Сферическая перспектива
Воздушная перспектива
Тональная перспектива

42.

Пятна
Массы
Соотношения

43.

Контраст и Нюанс
Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у
двух или нескольких форм, при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие.
Контраст – резкое количественное различие объективного
свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. Контраст как противопоставление, борьба разных начал в композиции – всегда был одним из наиболее
широко используемых средств в живописи, архитектуре,
моделировании.

44.

Контраст

45.

Контраст

46.

Нюанс

47.

Контраст и Нюанс

48.

49.

Тождество
Тождество (философия) — полное
совпадение свойств предметов.
Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у
различных форм.

50.

51.

Симметрия видео
Весы как аналитическая композиция.
Сочетание симметрии и асимметрии в композиции

52.

Негативное
пространство

53.

Планы в композиции
Задний план
Средний план
Передний план

54.

Framing & Croping
Роль кадрирования
• польза штатива

55.

Ракурс
• Левый
• Правый
•Верхний
•Уровень глаз
•Уровень пояса
•Нижний

56.

Формат кадра
• 3:2
• 4:3
• Квадрат
• Панорама
• Свободный

57.

следить за фоном
и визуальным
мусором в кадре

58.

Управление композицией
с помощью объективов
с различным фокусным
расстоянием

59.

Техника композиции при использовании
широкоугольного объектива
• Будьте ближе к снимаемому
предмету. тогда он будет привычного размера а не мелким
• Использование направляющих линий и акцентов переднего плана
• Добавить ощущение масштаба. Напр. привычными предметами

60.

61.

Техника композиции при использовании
стандартного объектива
• Высота точки съемки
(дети фигура)
• Правило третей
• Диагонали

62.

63.

Техника композиции при
использовании
телеобъектива
• Сжатая перспектива
• Воздушная перспектива
• Расположение в кадре
• Заполнение кадра
• Обрезка

64.

65.

66.

Правила композиции
1. Направлены на организацию предметов изображения
• правило третей
2. Наделение фотографии глубиной
• направляющие линии
• акценты переднего плана

67.

68.

Передний план. Участок находящийся к нам ближе всех. Вызы-
вает наибольшее внимание так как взаимодействие зрителя с
ним идёт в первую очередь
Точка фокуса. Основной объект на снимке. Может быть выде-
лен на снимке или выборочной фокусировкой. или например
малой глубиной резкости.
Горизонт. Линия перехода неба к земле или воде. Расположение линии горизонта один из важнейших факторов которые
следует учитывать при построении снимка.

69.

Точка съемки. Место с которого делается снимок. Необходимо
подавить соблазн делать все снимки с уровня глаз стоя. Правильно подобранная точка съемки - залог успешной композиции
Перспектива. Создание ощущения глубины в двумерном про-
странстве. Правильное изменение размеров предметов с удалением от них. Самый распространенный способ подчеркнуть
перспективу - диагональные линии, которые тянутся с переднего плана на задний и предметов которые с удалением в пространстве уменьшаются в размере. Пример линейной перспективы: рельсы и шпалы.

70.

Точка схода. Воображаема точка, в которой сходятся парал-
лельные линии реального пространства при изображении его
в перспективе. Т.с. одна из основополагающих компонентов построения визуальной перспективы в изображении.
Воздушная перспектива. Передача зрительного эффекта вос-
приятия предметов в воздушной среде. Чем дальше от нас в
пространстве расположены предметы, тем менее яркими они
кажутся. В.п. наиболее заметна в пейзажах особенно во время
тумана или дымки. Делает предметы на заднем плане менее
различимыми чем на переднем плане.

71.

72.

Советы по композиции
•Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз,
иначе у вас получатся искаженные пропорции.
• Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь
выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать
зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы
объект занимал подавляющее большинство площади самого
кадра.
•Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо
делать рамку главным смысловым элементом).

73.

•Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он
только зашёл на фотографию, а не покидает её.
• Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади
вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен
в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.
• Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела «тяжелее», чем
нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

74.

•Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов.
Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.
•Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором
видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее , чем просто фасад.
•Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

75.

Рамка в кадре

76.

Простые формы композиции
Веками художники искали наиболее выразительные
композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы
изображения размещаются не хаотично, а образуют
простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.)

77.

И. ВИШНЯКОВ.
Портрет Ксении
Тишининой
П. РУБЕНС.
Снятие с креста
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Мадонна в гроте

78.

Н. ПУССЕН.
Аркадские пастухи
К. ЛОРРЕН.
Пейзаж с мельницей

79.

Отношения в композиции
Одинаковый размер. Схожесть\Несхожесть.

80.

Близость. Слияние

81.

Различный размер.
Близкий\Далекий

82.

Различный размер. Большой\Маленький.

83.

Ранжирование.

84.

Сближение
Расставание
и тд. и тп до бесконечности:
• кофликт, • гармония, •равновесие
можно попрактиковать на паре людей :)

85.

Композиция: не только как разместить
предметы в кадре, но и себя относительно объекта съемки
Не следует все снимки делать с высоты человеческого роста.
Снимая ниже уровня глаз можно получить более интимные
снимки.Так же как снимая свехру можно получить интересные
снимки. А снимки снизу вверх придают драматизма.
Высота съемки не единственный параметр который можно менять. Эксперементируя
с расстояние съемки можно
так же управлять окружением объекта съемки. Или наоборот снимать объект плотно
скадрированным, изолируя
отвлекающие внимание задний план.

86.

Еще один путь композиции изображения - двигаться вокруг
снимаемого объекта
Снимая портрет очевидно проще начать с ракураса в фас, затем
прейти к профилю, или даже снимать сзади - это может дать интересные результаты.
Часто фотографы ленятся и
используют зум объектива
для формирования композиции – искажая задумку по
перспетиве. Но если снимать
подвижно и разнопланово,
управляя перспективой, это
даст очень много финальному снимку.

87.

5 условий комфортности в
композиции
1. Первое условие комфортности - неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того чтобы ясно читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то чего больше. А если
количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения.

88.

2. Второе условие комфортности - присутствие в пространстве
композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и
маленькие. Однако, это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем
как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как
предмет среднего размера. Стул поставленный в шкаф - большой предмет.

89.

Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие, средние и малые элементы - делает это пространство комфортным. Если в композиции отсутствуют малые пятна, она
воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или,
иначе говоря, фрагментарная. Если в композиции отсутствуют
большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная или
монотонная. Фрагментарность и монотонность - две крайности
в композиции, которых мы будем стараться избегать.

90.

3. Третье условие комфортности - композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром.
Композиционный центр это специально выделенное место в
композиции, которое обладает качествами, присущими только
ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа.

91.

а).Выделение пятна в качестве композиционного центра по
признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра достаточно будет оставить его единственным
в своем разряде.

92.

б). Выделение пятна в качестве композиционного
центра на нюансе (инверсия).

93.

в). Выделение части фона в качестве композиционного центра.
Композиционный центр может находиться не на пятне, а на
выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру.

94.

г). Сложные способы выделения композиционного центра.

95.

4. Четвертое условие комфортности - пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Даже если только промежутки или только
пятна будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт. Кроме понятий движения и
ритма мы введем понятие пластики. Пластика в этом случае это
способ сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании целого.
Движение, ритм и пластика являются средствами организации
композиции. Например, используя движение мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции.
При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то
конкретное настроение.

96.

5. Пятое условие комфортности - сбалансированность выходов
пятен в края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление
что наш лист обрезан справа и является левой частью большего
листа. То же произойдет если одно пятно находится вплотную к
левому краю - композиция будет восприниматься как фрагмент
большего изображения. Это создает дискомфорт.

97.

Если же пятна граничат и с левым и с правым краями, композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали
выходы пятен в края композиции должны компенсироваться.
А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в компенсации. По вертикали композиция устойчива.
Геометрическим центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия. Поэтому композицию в горизонтальном формате труднее собрать - она имеет тенденцию «разламываться» надвое по этой вертикали.

98.

Подведем итог
Композиция состоит из элементов:
1. плоскость
2. пятна
Композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:
1. неравное количество черного и белого
2. присутствие пятен трех размеров - больших, среднихи малых
3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
4. немонотонный ритм
5. сбалансированность композиции

99.

Средства организации композиции:
1. движение
2. ритм
3. пластика
Способы выделения композиционного центра:
а). выделение пятна по признаку размера
б). выделение пятна на нюансе (инверсия)
в). выделение части фона окружением
г). Сложные способы выделения
English     Русский Правила