657.14K

Социологический проект О. Конта

1.

Подготовила: Бойкова Дарья
Группа: ДОИИ(А)Я, 2 курс

2.

Огюст Конт (1798-1857) -- мыслитель, чей
вклад в науку отнюдь не ограничен
введением термина «социология» достаточно резко противопоставил
новую дисциплину философии. Огюст
Конт хотел создать науку об обществе
столь же точную, как науки
естественные, достигшие к его времени
значительных успехов. Однако
социология до сих пор не сумела
достичь этого идеала. Но современным
исследователям, в отличие от Конта,
уже очевидна невозможность создания
науки об обществе, построенной по
образцу Естественных наук: у
социологии слишком своеобразный
объект изучения.

3.

Его можно считать создателем
социологии в современном смысле
этого слова. Развивая свои
позитивистские взгляды, Конт
первоначально разработал так
называемую «социальную физику»,
полагая, что настоящая, подлинная
наука об обществе должна
заимствовать у физики и других
естественных наук их наглядный
убедительный характер,
объективность, проверяемость,
общепризнанность. Человек
огромного теоретического научного
дарования, Огюст Конт отличался
большой оригинальностью
жизненного стиля мышления.

4.

Не получив систематического
образования, он, вместе с тем, был
в течение долгих лет личным
секретарем Сен-Симона*. В полной
мере не признанный
академическими кругами Франции
того времени, несмотря на
фундаментальные многотомные
издания своих трудов, Конт
провозгласил своим руководящим
принципом принцип «умственной
гигиены», заставляющий его
полностью игнорировать все
научные публикации, кроме
собственных, дабы не засорять ум
бессмысленной лишней
информацией.
*французский философ, социолог, известный социальный реформатор,
основатель школы утопического социализма.

5.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук,
как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не
суждено было осуществиться. Конт считал, что социология должна
делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика должна была
изучать устройство общества, т.е.
устойчивый аспект бытия общества.
Социальная динамика должна была
изучать процесс социальных изменений.
В области социальной динамики Конт
сформулировал свой хрестоматийный
«закон трех стадий» развития
человеческого общества.
Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории
человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития
общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития
общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической,
метафизической и позитивной.

6.

На теологической стадии несовершенный человеческий
разум еще не в силах объяснить происходящие в мире
явления и прибегает к помощи фантастических образов.
На этой стадии над умами людей господствует религия.
На метафизической стадии человек объясняет мир,
создавая сложные абстрактные теоретические построения
(философия).
Позитивная стадия ознаменована переходом
человеческого разума к истинному типу познания мира научному. Человек не старается придумать
всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но
кропотливо собирает факты и устанавливает
закономерности, позволяющие познать реальную
природу явлений окружающего мира.

7.

Более важным в свете последующего развития
социологии было проведенное Контом разделение двух
типов общества: военного, более примитивного, и
промышленного, индустриального, которое
складывалось как раз в эпоху Конта.
Характерными чертами индустриального общества, по
Конту, является появление крупного промышленного
производства, научной организации этого производства,
формирование нового слоя общества - рабочих, занятых в
промышленности, возникновение противоречий между
рабочими и предпринимателями.
Конт считал, что в дальнейшем совершенствование организации производства
позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции
приведет к материальному благополучию населения.

8.

По мысли Конта, социология должна была противопоставить
радикальным теориям революции социологическую теорию,
позволявшую проводить изменения в обществе эволюционным
путем, сглаженно, учитывая все общественные факторы и
интересы всех социальных групп.
Таким образом, с самого начала своего развития социология
выступила теорией эволюционных изменений, лишенных
«изломов», социальных катаклизмов, «анархии умов».
Да и в целом позиция Конта в социальной теории была
обозначена им же самим как «позитивистская», то есть
делавшая упор не на радикальной революционности и
низвержении существующих структур, а на их «позитивной»
перестройке.
Позитивная стадия развития общечеловеческого интеллекта, по
мысли Конта, венчает эволюцию человечества в целом – это
есть стадия овладения наукой социального познания и
социального управления.

9.

Историческая и научная роль О. Конта состоит,
прежде всего, в том, что проблему изучения
общества и взаимосвязей внутри него он поставил в
рамки отдельной науки, которую назвал
социологией.
К сожалению, О. Конт не смог определить
достаточно четко предмет новой науки и найти
научный метод, позволяющий всесторонне изучать
закономерности общественного развития.
Проведение им полной аналогии социальных
явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике,
химии, медицине, ставилось под сомнение и
критиковалось уже при его жизни. Даже
первоначальное изучение общества показало, что
закономерности социальной жизни в значительной
степени отличаются от тех, с которыми имеют дело
естественные науки.

10.

• https://studfile.net/preview/2437850/
• https://libraryno.ru/2-2-sociologicheskiy-proekt-o-konta-sociolog_dolgova/
English     Русский Правила