Народная художественная культура Тема 6. Народная игрушка: от ремесла к искусству
План лекции
Проблемы научного изучения игрушки как формы народного творчества
Проблемы научного изучения игрушки как формы народного творчества
Современные авторы о народной игрушке:
Йохан Хейзинга, «Homo ludens» (1938) :
«Вепсская кукла» – «Капустка», «Рванка»
«Кубышка-травница»
«Кукла-утешница»
Кукла-бессонница
Игрушки-обереги
«Зольная кукла»
«Матушкина кукла»
«Кукла-безручка»
Кукла «Жалейка» или «Убоженька»
«Кукла-каша»
«Кукла на выхвалку»
«Кукла-Славутница»
Свадебная кукла «Неразлучники»
Карл Густав Юнг:
Архетипческие символы в русской игрушке
Полкан - мифологический образ получеловека - полуконя
«Кукла-мамка»
Фукурума, Кокэси – прототипы Матрешки?
Первые русские матрешки: 90-е гг. XIX века.
Народный художественный промысел -
Системный анализ народной игрушки как произведения искусства предполагает исследование:
Каргопольская глиняная игрушка
Каргопольская глиняная игрушка
Филимоновская глиняная игрушка
Дымковская глиняная игрушка
Богородские деревянные игрушки
Сергиев-Посадская матрешка
Городецкие деревянные игрушки
На рубеже XIX и XX вв. происходит усложнение процесса кустарного производства игрушки
12.46M
Категория: КультурологияКультурология

Народная художественная культура. Тема 6. Народная игрушка: от ремесла к искусству

1. Народная художественная культура Тема 6. Народная игрушка: от ремесла к искусству

Олейникова Елена Геннадьевна
д.и.н., профессор

2. План лекции

Вопрос 1. Проблемы научного изучения
игрушки как формы народного
творчества
Вопрос 2. Архетипические образы,
смысловое и духовно-нравственное
содержание народной игрушки
Вопрос 3. Русские народные промыслы
игрушек: зарождение и развитие

3. Проблемы научного изучения игрушки как формы народного творчества

Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931) ―
искусствовед, музейный деятель,
коллекционер.
«Игрушка. Ее история и
значение : Сборник статей
под редакцией Н. Д. Бартрам»
— Москва : Издание Т-ва
И. Д. Сытина, 1912.

4. Проблемы научного изучения игрушки как формы народного творчества

Л. Оршанский
«Исторический очерк
развития игрушек
и игрушечного производства
на западе и в России»
(1912, 1923 гг.):
«Слабость исполнения, беспомощность
рук забываются, потому что нас
подкупают чувство, искренность,
наблюдательность, заботливость, с
которой эти вещи делались; все это
отсутствует в прекрасно сделанных
фабричных игрушках».

5. Современные авторы о народной игрушке:

• Игрушка – одна из фундаментальных
универсалий человеческого бытия,
служащая для передачи ценностей
культуры и опыта поколений.
• Природа игрушки синкретична,
содержит комплекс социокультурных
функций.
• Невозможно отделить проявления
- гедонистической,
- воспитательной,
- информационной функций.
• Искусство игрушки имеет сходства со
скульптурой и с живописью.

6. Йохан Хейзинга, «Homo ludens» (1938) :

«Человеческая культура возникает и
разворачивается в игре».
«Игрушка необходима обществу в силу
заключенного в ней смысла,
в силу своего значения,
своей выразительной ценности,
в силу завязываемых ею
духовных и социальных
связей».

7. «Вепсская кукла» – «Капустка», «Рванка»

8. «Кубышка-травница»

9. «Кукла-утешница»

10. Кукла-бессонница

11. Игрушки-обереги

12. «Зольная кукла»

«Матушкина кукла».

13. «Матушкина кукла»

14. «Кукла-безручка»

15. Кукла «Жалейка» или «Убоженька»

16. «Кукла-каша»

17. «Кукла на выхвалку»

18. «Кукла-Славутница»

19. Свадебная кукла «Неразлучники»

20. Карл Густав Юнг:

кукла представляет собой не
просто символ, а целое
созвездие символов;
она – проводник в путешествии в
глубины собственного
подсознания, внутрь
собственной души.

21. Архетипческие символы в русской игрушке

22. Полкан - мифологический образ получеловека - полуконя

23. «Кукла-мамка»

24. Фукурума, Кокэси – прототипы Матрешки?

25. Первые русские матрешки: 90-е гг. XIX века.

26. Народный художественный промысел -

Это одна из форм народного
творчества, деятельность по
созданию художественных
изделий утилитарного и (или)
декоративного назначения,
осуществляемая на основе
коллективного освоения и
преемственного развития
традиций народного искусства в
определенной местности.

27. Системный анализ народной игрушки как произведения искусства предполагает исследование:

идейно-образного содержания,
меры условности и
конкретности,
характера материала и его
обработки,
взаимодействия силуэта
игрушки с цветом и орнаментом
на ее поверхности.

28. Каргопольская глиняная игрушка

29. Каргопольская глиняная игрушка

30. Филимоновская глиняная игрушка

31. Дымковская глиняная игрушка

32. Богородские деревянные игрушки

33. Сергиев-Посадская матрешка

34. Городецкие деревянные игрушки

35. На рубеже XIX и XX вв. происходит усложнение процесса кустарного производства игрушки

English     Русский Правила