Похожие презентации:
Денис Иванович Фонвизин
1. Денис Иванович Фонвизин
2.
«Сатиры смелый властелин…»Денис Иванович Фонвизин
и его время.
«Недоросль» - «комедия
противоборства
добра и зла, искренности и
лицемерия.»
3.
4.
Бич — многозначное понятие:Бич — длинный кнут или плеть.
5.
Русская комедия начиналасьеще задолго
до Фонвизина, но началась она только
с Фонвизина.
Его «Недоросль» и «Бригадир»
наделали страшного
шума при своем появлении и
навсегда останутся
в истории русской литературы, если
не искусства,
как одно из примечательных явлений.
В самом деле, эти комедии ума
сильного,
человека даровитого.
В.Г. Белинский.
Горе от ума . 1840
6.
Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль»Д.И. Фонвизин писал комедию
«Недоросль» примерно три года.
В 1779 году выдающийся русский актер
И.Д. Дмитриевский сообщал, что
«Денис Иванович пишет комедию с
великим успехом».
Комедия считается вершиной
творчества Фонвизина и всей
отечественной драматургии ХVIII века.
Это первая социальнополитическая комедия на русской сцене.
7. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Пьеса написана во 2-й половине XVIIIв., в самуюмрачную пору царствования Екатерины II. Это 1-я
русская социально-политическая комедия, в
которой автор изобразил хозяев, господствующих
не по праву, дворян, недостойных быть дворянами,
самозваных учителей. Первая постановка пьесы
состоялась в 1782 г. и имела огромный успех:
«публика аплодировала пьесе метанием
кошельков».
8.
Замысел складывается у Фонвизина вконце 1778 г. после возвращения из
Франции, где он провел около полутора
лет, знакомясь с юриспруденцией,
философией и социальной жизнью
страны, давшей миру передовые
просветительские доктрины. Работа над
"недорослем" займет у писателя около
трёх лет и будет окончена в 1782 г.
9.
Комедия была насыщена новыми идеями. Д. И. Фонвизин понимал, чтопоставить такую комедию в театре будет очень трудно, но он вел
упорную борьбу с правительством за ее постановку. Писатель принял
самое непосредственное участие в подготовке спектакля. Фактически он
стал режиссером первого спектакля в столице. Не без его влияния шло
распределение ролей — он стремился обеспечить исполнение
положительных ролей прежде всего сильными, талантливейшими
актерами. Поэтому Стародума играл крупнейший и прославленный
русский актер Иван Дмитриевский, Правдина — талантливый актер
Плавильщиков.
Двор Екатерины II демонстрировал свою неприязнь к «Недорослю», что
выразилось, между прочим, и в стремлении не допускать его появления
на сцене придворного театра. Премьеру всячески затягивали, и вместо
мая, как вначале было намечено, она с трудом наконец состоялась 24
сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу силами
приглашенных актеров как придворного, так и частного театров.
Премьера комедии явилась триумфом идей русского Просвещения.
Публика шумно приветствовала спектакль.
В 1783 году комедия была впервые опубликована.
10.
Афиша пьесы«НЕДОРОСЛЬ»
Д.И.ФОНВИЗИНА
1782 год.
Сама
афиша объясняет
характер героев.
П.А.Вяземский
11.
1. К какому роду относится «Недоросль»?драма
2. Определите жанр произведения.
комедия
12.
Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один изтрёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой,
принадлежит одновременно двум видам
искусства: литературе и театру.
Показана частная жизнь человека и его
социальные конфликты. При этом акцент
часто делается на общечеловеческих
противоречиях, воплощённых в поведении и
поступках конкретных персонажей.
13.
Комедия – драматическое произведение,средствами сатиры и юмора
высмеивающее пороки общества и
человека.
14.
Мягкий, добродушныйсмех, обличающий
человеческие
недостатки.
Злой, обличительный
Смех, с помощью
которого писатель
борется с
общественными
пороками.
Юмор
Сатира
15.
Отношение власти.Двор Екатерины II демонстрировал свою
неприязнь к «Недорослю», что выразилось,
между прочим, и в стремлении не допускать его
появления на сцене придворного театра.
Премьеру всячески затягивали, и вместо мая, как
вначале было намечено, она с трудом наконец
состоялась 24 сентября 1782 года в деревянном
театре на Царицыном лугу силами приглашенных
актеров как придворного, так и частного театров.
Премьера комедии явилась триумфом идей
русского Просвещения. Публика шумно
приветствовала спектакль.
В 1783 году комедия была впервые
опубликована.
16. Отзывы о комедии «Недоросль»
Фонвизин казнил в своих комедиях дикоеневежество старого поколения и грубый
лоск поверхностного и внешнего
европейского полуобразования новых
поколений. (В.Г.Белинский)
Умри, Денис, лучше не напишешь!
(Г.Потемкин)
«Недоросль» -народная комедия и
единственный памятник народной
сатиры. (А.С.Пушкин)
17. Отзывы о комедии «Недоросль»
«Недоросль» стал… общей победою; иусловия победы –
тоже общие: интерес к человеку, желание
сперва понять, а уж после выговориться,
гуманность, проникшая даже
в комедию и коснувшаяся даже
недостойных.
Истинное искусство начинается только с
этого. С этого начался Фонвизин, тот,
который останется навсегда,
сочинитель «Недоросля».
Ст. Рассадин
18.
Тема –то, очем говорится
в
произведении;
что
изображается.
Идея –
главная
мысль,
лежащая в
основе
произведения.
Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина
является тема воспитания нового дворянства. Автор
раскрывает ее путем противопоставления
персонажей-носителей идей просвещения
(Правдин, Стародум, Софья, Милон) и
представителей устаревших, отживших себя устоев
феодального общества (Простаковы, Митрофан,
Скотинин).
Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее
темой – это осуждение безнравственности,
жестокости, глупости, жадности помещиков и
воспевание идеалов просвещения и гуманизма.
Фонвизин сам был личностью Просвещения.
Изображая в комедии ужасы невежества «старых»
дворян, автор обнажал недостатки
существовавшего в России общественного строя.
Победу над ними Фонвизин видел в главенстве
справедливого, гуманного закона, как это и
19.
ПРОБЛЕМЫ В КОМЕДИИ:-воспитания;
-крепостного права;
-формы государственной власти
20.
Название комедии как бы говорит о том, что основнаяв ней проблема – вопрос о ложном и истинном
воспитании. Но когда зритель слышит
заключительный вывод Стародума
(«Вот злонравия достойные плоды!»),
он начинает понимать, что дело здесь не только в дурном
воспитании, а значительно глубже. Растлевающее
влияние крепостного права распространяется и на народ
и на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и
развращенное именно рабством крестьянства.
21.
1.Герои делятся на положительныхи отрицательных.
2.Почти все герои имеют
говорящие фамилии.
3.Положительные герои
воплощают одну черту, качество
характера.
22.
В чем традиционность комедии «Недоросль»?В чем Д.И. Фонвизин отступает от традиций
классицизма в драматургии, в чем его новаторство?
Традиции:
-герои делятся на положительных и отрицательных;
-все герои наделены говорящими фамилиями;
-положительные герои являются воплощением одной черты;
-героем-резонером является Стародум;
-в основном соблюдается правило трех единств.
Новаторство драматурга:
-в комедии есть отступления от единства трех действий
( две сюжетные линии);
-отрицательные герои интересны и неоднозначны,
вызывают разную читательскую реакцию;
-речевая характеристика героев;
-отход от правил классицизма в сторону
реалистических тенденции.
23. Новаторство Фонвизина – драматурга Отступив тем самым от традиций классицизма, Д.И.Фонвизин проложил путь к драматургии
последующих веков,положил начало русскому национальному
театру, пошел в направлении развития
реалистических тенденций.
24.
Персонажи комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»25.
1. Назовите положительных и отрицательныхгероев.
2. Что означают имена и фамилии?
От греч.
«мудрость»
Софья
Милый, любимый
Милон
Стародум
мудрец
Простакова Простодушная до глупости
Скотинин Подобный скоту
Правдин
Любящий правду
3. Есть ли герои, которые не обладают ни
Кутейкин,
Цыфиркин,
положительными, ни отрицательными
качествами?
Вральман, Еремеевна
26.
«Странное дело, братец, как родня на роднюпоходить может…»
О чем говорит нам список действующих лиц
комедии?
Случайно ли сыну госпожи Простаковой
дано имя Митрофан, а крепостному портному –
Тришка?
Можете ли вы по имени и фамилии сразу же
определить, кто из персонажей отрицательный
герой, а кто – положительный?
27. Секрет бессмертия комедии
Постановка вечно актуальных проблем:Проблемы отцов и детей.
Проблемы воспитания и образования.
Проблемы любви и уважения в семье.
Проблемы гражданского долга.
28. В чем же состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами
В.Г.Белинского, который считал, чтоФонвизин сделал огромный шаг к
сближению с действительностью?
В чем именно?
Чем сегодня нам интересен
«Недоросль»?
29. Домашнее задание:
Как в комедии отразились мыслиФонвизина о воспитании и образовании
дворян, гражданском долге?
Основные проблемы комедии.