6.19M
Категория: ЛитератураЛитература

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

1.

Русская литература 18 века
Денис Иванович Фонвизин
« НЕДОРОСЛЬ»

2.

На уроке вы познакомитесь:
С жизнью и творчеством русского драматурга
18 века Денисом Ивановичем Фонвизиным
С комедией « Недоросль»
(сатирическая направленность комедии; проблема
воспитания истинного гражданина; социальная и
нравственная проблематика комедии; «
говорящие» фамилии и имена)
С понятием классицизма и основными
правилами классицизма в драматическом
произведении

3.

Повторим термины и понятия
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus –
образцовый) – художественный стиль и
эстетическое направление в европейской
культуре XVII–XIX вв. как выражение идей
абсолютной монархии.
Основные признаки: приоритет
государственного долга перед личной
жизнью, строгие правила,
регламентирующие художественное
творчество.
Эталон: культура Античности.

4.

Повторим термины и понятия
Комедия – основной жанр драматургии,
соответствующий трем критериям:
1.персонажи – люди скромного положения;
2.счастливая развязка;
3.конечная цель: смех публики.

5.

6.

В 1755—1760 годах, когда ему было 10–15 лет, Фонвизин учился в дворянской
гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском
факультете университета.

7.

В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел были
отправлены в Петербург, где он познакомился со светилом науки и литературы –
Михаилом Васильевичем Ломоносовым и с первым руководителем русского театра
Александром Петровичем Сумароковым.
Михаил Васильевич Ломоносов
Александр Петрович Сумароков

8.

В 1762 году после коронации Екатерины II Фонвизина
устраивают переводчиком в Коллегию иностранных дел и он
переезжает в Петербург.

9.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной
карьере. Благодаря чтению своих комедий для императрицы и
придворных в 1769 году Фонвизин перешёл на службу к графу Панину,
сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и
доверенных лиц. Под началом Панина Фонвизин не раз выступал с
резкой критикой правления Екатерины II.
Никита Иванович Панин

10.

Фонвизин принадлежит эпохе Просвещения с ее
главной идеей – усовершенствование мира через
образование и воспитание людей, в первую
очередь – монарха. Просвещённый монарх, считали
просветители 18 века, сможет привести государство к
общему благу.

11.

Комедии Фонвизина – «Бригадир»,
«Недоросль» – высмеивают невежество дворян,
как старого так и нового поколения, а комедия
«Недоросль» содержит едкие сатирические
нападки на царский двор и высказывания против
крепостного права: «Угнетать рабством себе
подобных – беззаконно» (слова Стародума).
В результате смелых высказываний
Фонвизину был закрыт путь в печать.

12.

В 40 лет писатель тяжело заболел,
а через 7 лет – в декабре 1792 года – умер.
Денис Иванович Фонвизин похоронен в Санкт-Петербурге на
Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

13.

Что вы помните о
таком направлении
как Классицизм?

14.

15.

Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального
классицизма в России. Именно комедийный жанр
становится самым важным и распространенным в
сценическом и драматическом искусстве. Лучшие
комедии этого времени являются частью общественнолитературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют
политическую направленность.
«Недоросль» создавался в рамках
Правил классицизма:
деление персонажей на
положительных и
отрицательных, схематизм
в их изображении, правило
трех единств в композиции,
«говорящие имена».
Однако в комедии
просматриваются и
реалистические черты:
достоверность образов,
изображение дворянского
быта и социальных
отношений.

16.

Постановка «Недоросля» была связана со
многими трудностями. Получив отказ в
Петербурге, Фонвизин в мае 1782 года
выезжает в Москву, но и здесь
цензор,
испугавшись смелости многих реплик, не
пропускает
комедию
на
сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки
удалось постановить комедию в Петербурге
(Вольный Российский Театр, он же Театр Карла
Книпера).
Состоялась 24 сентября 1782 года.
«Недоросля» был огромен.
Успех

17.

Вы знаете, кого называли недорослем
в 18 веке?
Постарайтесь найти правильный ответ:
1) молодых людей в возрасте до 16 лет;
2) молодых дворян до 15 лет, которые
еще не получили свидетельства об
образовании и не поступили на
государственную службу;
3) глупых, необразованных,
невоспитанных молодых людей.

18.

Русский поэт, литературный критик, историк,
государственный
деятель
Петр
Андреевич
Вяземский так отозвался о комедии Фонвизина:
«Успех комедии «Недоросль» был решительный.
нравственное
действие
её
несомненно.
Некоторые из имен действующих лиц сделались
нарицательными и употребляются доныне в
народном обращении. <…> Если правда, что
князь Потемкин после первого представления
«Недоросля» сказал автору: «Умри, Денис, или
больше уже ничего не пиши!», то жаль, что эти
слова оказались пророческими и что Фонвизин не
писал уже более для театра».

19.

Тематика произведения
В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы,
которые волновали писателя.
проблема нравственного
разложения дворянства
проблема воспитания
Комедия представляет сложную по структуре,
продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый
персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского
замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов,
Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше,
к первопричине «злонравия», плоды которого известны и
автором строго осуждены.
Причиной же порочного воспитания дворянства в
крепостнической и самодержавной России является
установившийся государственный строй, порождающий
произвол и беззаконие.

20.

Проблема воспитания раскрывается при сравнении
педагогичных идей Стародума и Простаковой.
Простакова: Без наук люди
живут и жили. Покойник
батюшка воеводою был
пятнадцать лет, а с тем и
скончаться изволил, что не
умел грамоте, а умел
достаточек нажить
и
сохранить.
Стародум: Чем умом величаться,
друг мой! Ум, коль он только что
ум, самая безделица. С пребеглыми
умами видим мы худых мужей,
худых отцов, худых граждан.
Прямую цену ему дает благонравие.
Без него умный человек - чудовище.
Оно неизмеримо выше всей беглости
ума.

21.

Идея произведения
Защищая свою жестокость, преступления и
самодурство, героиня Простакова ведет следующий
диалог:
Простакова: «Разве я не
властна и в своих людях?»
Правдин: «Нет,
сударыня, тиранствовать
никто не волен».
Простакова : «Не волен! Дворянин,
когда захочет, и слугу высечь не
волен; да на что ж дан нам указ-то
о вольности дворянства?»

22.

Идея произведения
Впоследствии историк В.О. Ключевский верно
сказал: «Все дело в последних словах госпожи
Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в
них же… Она хотела сказать, что закон
оправдывает ее беззаконие».
В ее лице определенная часть дворян
отказывается исполнять законы своей страны, свой
долг и обязанности. О какой-то дворянской чести,
личном достоинстве, вере и верности, взаимном
уважении, служении государственным интересам
тут и говорить не приходится.

23.

Идея произведения
Осуждение
невежественных и
жестоких помещиков,
которые считают себя
полноправными хозяевами
жизни, не соблюдают
законов государственных и
нравственных,
утверждение идеалов
гуманности и
просвещения.

24.

Почему комедия «Недоросль» обрела
такую большую популярность?
Причин несколько:
1) на сцене русского театра, наконец,
появилась русская комедия по уровню
сравнимая с комедиями Мольера,
2) комедия изображает общественные
пороки и формулирует нравственные
ориентиры. Через образ Простаковой
Фонвизин поднимает вопрос крепостного
права, а через образ Митрофана – важный
для эпохи Просвещения вопрос воспитания
истинного гражданина.

25.

Имена героев – ещё одно средство
создания образа героя.
Читая любое произведение русской литературы, обращайте
внимание на имена героев – они ключ к образу, характеру героя.
В литературе классицизма имена не требуют особой расшифровки – они
«говорящие»: имя героя отмечает главную черту его характера.
Скотинин больше всего в жизни любит свиней, он собирается
женится на Софье, потому что в ее деревнях свиней много, еще эта
фамилия указывает на скотоподобность героя, его жестокость и
грубость.
Простаков носит такую фамилию в знак своей необразованности,
глупости – он простак. Г-жа Простакова (в девичестве Скотинина)
объединяет обе характеристики: она и груба, скотоподобна, и
невежественна.
Имена Стародум, Правдин, Милон сразу указывают на
положительных героев в комедии и отмечает их главную черту.
Греческое имя Софья (София) переводится как мудрость. И
действительно, Софья проявляет в разговоре с дядей, Стародумом,
прежде всего, не познания, а жизненную мудрость.

26.

Художественное своеобразие комедии
увлекательный, стремительно развивающийся сюжет,
острые реплики,
смелые комические положения,
индивидуализированная разговорная речь персонажей,
злая сатира на русское дворянство,
насмешки над плодами французского просвещения,
всё это было ново и привлекательно.

27.

Художественное своеобразие комедии
Фонвизин показал это темное
царство как оплот тяжелого
самодурства, повседневной
бытовой бестолковости,
безнравственности и
бескультурья. Отдельные
слова и фразы комедии стали
крылатыми. Так уже при
жизни драматурга имя
Митрофана стало
нарицательным и обозначало
лентяя и невежду.

28.

Основные выводы
1. Д.И. Фонвизин – создатель русской бытовой комедии –
с ранних лет имел склонность к сатире, переводил
басни и пьесы.
2. Как просветитель Фонвизин в своих произведениях
обличает недостатки современного ему общества. Его
комедии – «Бригадир», «Недоросль» – высмеивают
невежество дворян, как старого так и нового
поколения, а комедия «Недоросль» содержит едкие
сатирические нападки на царский двор и высказывания
против крепостного права.
3. В результате смелых высказываний Фонвизину был
закрыт путь в печать. В 47 лет – в декабре 1792 года –
писатель умер.

29.

Основные выводы
4. Господствующий художественный стиль в 18 веке классицизм. По образцам античной драмы идеологи
классицизма разработали законы драматургии, которые
можно обозначить как «единства».
5. "Недоросль" – классицистическая комедия, но с некоторыми
нарушениями законов драмы классицизма.
6. «Недоросль» обрела большую популярность, потому что
комедия изображает общественные пороки, формулирует
нравственные ориентиры, поднимает вопрос крепостного
права и актуальный для всего 18 века вопрос воспитания и
образования истинного гражданина.
7. Проблема воспитания раскрывается при сравнении
педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они
противопоставлены.

30.

Письменно ответьте на вопрос
Как вы понимаете высказывание историка,
заслуженного профессора Московского университета
Василия Осиповича Ключевского:
«Недоросль – комедия не лиц, а положений. – Писал
Василий Осипович Ключевский. – Её лица комичны, но не
смешны, комичны как роли, но вовсе не смешны как люди.
Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но
тревожат и огорчают, когда встретишь вне театра,
дома или в обществе. Фонвизин заставлил печальнодурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто
умные роли. Сила впечатления в том, что оно
составляется из двух противоположных элементов: смех в
театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из
него».
Ваши рассуждения нужно изложить в 3-5 предложениях в
тетради!

31.

Домашнее задание (письменно!)
Речевая характеристика – одна из главных черт
в драматических произведениях, ведь у автора нет
возможности
вводить
обширные
описания,
пояснения (кроме кратких ремарок).
Проанализируйте речь героев (Простаковой,
Скотинина, Митрофанушки, Стародума, Правдина,
Милона и Софьи): меняется ли их речь в
зависимости от того, к кому обращается герой, о
чём говорит, каково отношение героя к
науке/образованию,
к
крепостному
праву;
обязательно проиллюстрируйте это цитатами из
текста.
На основе речевой характеристики составьте
портрет героя.
English     Русский Правила