Storia, istituzioni e politiche dell’Unione europea
Похищение Европы (древнегреческая мифология) картины Рембрандта и В. Серова
План лекции
Европейская идея и европейские проекты до 1945 гг.
Европейские идеи
Как изучать эту тему?
1. Европейская идея и европейские проекты до Нового времени
Европейская идея и европейские проекты до Нового времени
Проект Иржи Подебрада
Иржи Подебрад
Христианская идея
2. Европейская идея и европейские проекты Нового времени.
Данте Алигьери
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский
Влияние 30-летней войны (1618 – 1648 гг.)
2. Смена интеллектуальной парадигмы: становление политических теорий
2000 г. На приеме у Папы Иоанна Павла II. 2000 г., сентябрь. Отказавшись от притязаний на верховную власть, католическая церковь оставила за собой
Смена интеллектуальной парадигмы: политический прагматизм. Становление политических теорий
Политическая наука
Il sorriso di Machiavelli (1469-1527)
Макиавелли: два диалектических полюса политического мышления
Герцог де Сюлли
Герцог де Сюлли
Jean Bodin (1529-96) Жан Боден
Jean Bodin (1529-96) Жан Боден
Томас Гоббс
Thomas Hobbes (1588-1679) Томас Гоббс
Гоббс
Теории государства. Первые - абсолютизм
Какие проблемы являются актуальными?
Теоретические работы о государстве: Hobbes, Locke, Montesquieu, Kant, Fichte, Altusio, Hegel, Spinoza
Рождение международного права
Франсиско де Виттория (1492 – 1546)
John Locke
Локк и естественное право
Политическая теория Локка
Косвенная важность европейских идей Локка
La tolleranza
Формирование конституционализма под влиянием трех буржуазных революций
Il dibattito politico durante la seconda guerra civile inglese
Европа буржуазных государств против Европы средневековых империй, представленных Габсбургами
Карта военных действий в период 30-летней войны
Вестфальский договор 1648 завершение 30-летней войны
Charles Secondat de Montesquieu (1689-1755) Lettres persanes 1721, Esprit des Lois, 1748
Due significati del termine di costituzione
La teoria politica di Montesquieu: tra due poli
Монтескье и идея естественного права
Le « leggi positive »
Montesquieu e la teoria dello stato secondo un approfondimento del « modello inglese »
Lo stato costituzionale
Montesquieu e le relazioni internazionali: contributo indiretto all’idea d’Europa
I costituzionalisti americani
Montesquieu e le relazioni internazionali: contributo indiretto all’idea d’Europa
Европейские идеи
I costituzionalisti americani
Implicazioni vastissime per l’idea d’Europa
J.-J.Rousseau
Il concetto di potere sovrano di Rousseau: implicazioni per le relazioni internazionali
Dallo stato di natura allo stato di diritto
I rapporti internazionali possono essere pacifici?
Le tre condizioni
La seconda condizione
La terza condizione
La dimensione giuridica delle tre condizioni
Dalla teoria alla storia
Европейские идеи
Итак, подведем некоторые итоги
L’idea d’Europa e il contesto storico
Типы современных государств
L’idea d’Europa e la sua marginalità tra il 1800 e il 1945
L’idea d’Europa e l’evoluzione/crisi del sistema europeo degli stati
L’idea d’Europa e il contesto storico
3. Идеи объединенной Европы после 1 мировой войны
Рихард Николаус Куденхове-Калерги
Идеи Куденхове-Каллерги
Проект Куденхове-Каллерги
Фашистский вариант европейского единства
Фашистский проект европейского единства
Фашистский проект европейского единства
Нацистско-фашистский новый порядок
Гитлеровский (нацистский) европейский порядок
Буханов В.А. - Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах (1933–1945). Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2013
Нацистский порядок на Украине
Нацистский порядок на Украине
L’idea d’Europa a partire dal periodo tra le due guerre sino al secondo dopoguerra
4. Антифашистские европейские идеи
Европейские идеи после 2МВ
Спасибо за внимание!
3.84M
Категория: ИсторияИстория

Европейская идея и европейские проекты до 1945 гг

1.

Европейская идея и европейские
проекты до 1945 гг.
Докладчик
Михайленко Валерий Иванович
Доктор исторических наук
Профессор
Екатеринбург - 2017

2. Storia, istituzioni e politiche dell’Unione europea

Titolare: Prof. Mario Telò
Assistenti: Irene Caratelli e Edoardo Berionni
[email protected]
2

3. Похищение Европы (древнегреческая мифология) картины Рембрандта и В. Серова

4. План лекции

1. Европейская христианская идея (сл. 3-18).
2. Смена интеллектуальной парадигмы в
новое время: становление политических
теорий (сл. 19 – 60)
3. Идеи объединенной Европы между двумя
мировыми войнами (сл. 61 – 73)
4. Антифашистские европейские идеи (сл. 74
- -

5. Европейская идея и европейские проекты до 1945 гг.

• Под европейской идеей следует понимать
представление
о
Европе
как
о
территориальном и цивилизационном
единстве,
объединенном
общностью
исторической судьбы и нуждающемся в
институциональном оформлении.
Неизменными оставались вопросы:
1. Что такое Европа и где ее границы;
2. На какой системе ценностей должна
основываться европейская общность?

6. Европейские идеи

• Основной составляющей европейской
идеологии, иначе называемой
панъевропейской, явилась совокупность
концепций добровольного объединения
народов Европы в единую политическую
организацию.
• Она имеет длительную историю. Ее
разрабатывали и пытались пропагандировать
лишь отдельные ученые или политики

7. Как изучать эту тему?

Prof. Mario Telò: как историю идей. Повод,
чтобы изучить великие работы классиков
политических теорий.

8. 1. Европейская идея и европейские проекты до Нового времени

1.1. Римская идея как первая фаза существования
европейской идеи.
В рамках Римской империи (с 27 г. до н.э. начинается
политическое единство европейского региона. На смену
разрозненному множеству городов-государств, царств и
варварских племен приходит единообразная
административно-правовая система, охватившая в годы
своего расцвета большую часть европейского
субконтинента.
На римской почве формируется политический проект,
включающий специфическую политико-правовую
традицию, так и особую имперскую идею, ключевыми
компонентами которой являются претензии на
универсализм и мессианство.

9. Европейская идея и европейские проекты до Нового времени

• Первые ростки европейской идеи появляются на
обломках Западной Римской империи в IX-X вв. н.э.
Именно этим временем датируется попытка создания
некоего подобия общеевропейского государства в виде
империи Карла Великого и его наследников. В него
вошли территории ранее входившие в Западную
Римскую империю – значительная часть Италии, Галлия
(Франция), населенные германскими племенами земли
к западу от Эльбы и Дуная. В 843 г. империя Карла
распалась. Карла Великого, основателя империи
Каролингов - именовали – творец «Новой Европы». В
империи Каролингов впервые христианство становится
критерием идентичности. Европейская идея
приобретает конфессиональный характер.

10.

1.2.
Христианская Европа Х-ХУ вв. Религиозная
гомогенность Западной Европы (роль католицизма,
Ватикана), окруженной с севера язычниками, с востока –
исламский мир, конкурирующий Константинопольский
патриархат – формирует идентичность Европы и
европейской идеи. Крестовые походы как собиратель
европейских земель. Претензии римского папы на
главенство во всем христианском мире.
В начале в. – французский королевский прокурор Пьер дю
Буа в трактате «О возвращении Святой Земли» (1305-1307)
Размышляет о создании христианской республики
(федерации европейских монархий под главенством
французского короля).

11. Проект Иржи Подебрада

Проект чешского короля Иржи Подебрада (1420-1471).
Написал «Договор о союзе и конфедерации между
Францией, Чехией и Венецией для противодействия
Турции». К этому времени Византия рухнула под натиском
турок. Иржи Подебрад предлагал создать некое подобие
общеевропейской
конфедерации
с
четко
регламентированными институтами и нормами. В частности
сформировать Общее союзное собрание (французское,
германское, испанское , итальянское представительства).
Даже пост Президента совета. «Мы хотим, чтобы все войны,
которые повсюду распространились в христианском мире, …
были заменены похвальным союзом любви и братства».
(Иржи Подебрад)

12. Иржи Подебрад

13. Христианская идея

Римский папа Пий II в 1458 г. обращается к
христианским монархам с призывом
собраться на конгресс для обсуждения
борьбы с турками. Впервые звучат слова об
«общем доме», «общем очаге» всех
населяющих Европу христиан. Неуспешная
инициатива (даже не удалось преодолеть
раскол в христианстве).

14. 2. Европейская идея и европейские проекты Нового времени.

На рубеже Средневековья и Нового времени появляются
светские европейские проекты (XVI-XVII вв.). Они отразили
тенденцию к секуляризации европейского общества. Связано
с расколом христианства на католический и протестантский
ареалы и с формированием первых национальных
государств. Заложенный в христианстве нравственный
универсализм трансформируется в гуманизм и пацифизм.
Идея мира как высшей ценности европейского общества
впервые нашла отражение у Данте Алигьери (начало ХIУ в.).
В трактате «Монархия» Данте ратует за сильную империю,
которая являлась бы гарантом мира в Европе. Христианские
добродетели должны были стать основой
внутриевропейского примирения. Призыв к братству всех
европейцев во Христе.
Становление европейского гуманизма.

15. Данте Алигьери

16. Эразм Роттердамский

Антивоенный пафос подкреплял ссылками на
религиозную общность европейских народов.
В 1515 г. Эразм пишет трактат «Война сладка тем, кто ее
не испытал», а еще через два года - трактат «Жалоба
мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного».
Автор обращается к европейцам: «... река Рейн
разделила француза и германца, но она не может
отделить христианина от христианина. Пиренейские
горы разделили испанца от француза, но они не в
состоянии разорвать невидимые связи, которые
соединяют того и другого в церковной общине.
Небольшой кусок моря разделяет англичанина и
француза, но ...он не может разъединить их как людей,
обоюдно приверженных христианской религии...»

17. Эразм Роттердамский

18. Влияние 30-летней войны (1618 – 1648 гг.)

Вызвали новую волну пацифизма. Чешский мыслитель-богослов Ян Амос
Коменский (1592-1670). Его воззрения на Европу и способы достижения
европейского единства. Он отмечал важность культурного
(коммуникационного) фактора общественного примирения. Был
сторонником введения единого европейского языка. Собственно идея
эсперанто идет от Яна Коменского.
Парижский монах и педагог
Эмерик Крюсе (15890-1648) одним из первых заговорил об
экономической основе единства. Не только европейские государства,
плюс Московию, Китай, Персию и др. За свободную торговлю между
странами. Также у него прозвучала мысль о создании международной
универсальной организации по поддержанию мира.

19. 2. Смена интеллектуальной парадигмы: становление политических теорий

В предшествующий период практически вся интеллектуальная
динамика идей проходила в рамках христианской религии (в виде
ереси, христианского гуманизма и т.п.) Не надо считать, что
христианский мотив в проектах единой Европы исчезает.
католицизм надолго взял на себя миссию главного
интерпретатора и интегратора европейского единства. В течение
многих столетий католическая церковь не признавала сходную
роль за православием.
И лишь в 1980 г. в апостолическом послании «Эгреге виртутис»
папа Иоанн Павел II провозгласил болгарских миссионеров святых
Кирилла и Мефодия «патронами Европы», провозвестниками ее
интеграции.В 1985 г., выступив по случаю 1100-летия со дня
рождения Мефодия с энцикликой «Славорум апостоли» («О
славянских апостолах»), папа вновь подтвердил, что Кирилл и
Мефодий внесли «выдающийся вклад в формирование общих
христианских корней Европы»2. По сути, Ватикан официально
сформулировал принципиально новую позицию, согласно которой
духовное, религиозное родство двух ветвей христианства было, в
конечном счете, интегрирующим фактором в Европе

20. 2000 г. На приеме у Папы Иоанна Павла II. 2000 г., сентябрь. Отказавшись от притязаний на верховную власть, католическая церковь оставила за собой

2000 г. На приеме у Папы Иоанна Павла II. 2000 г., сентябрь.
Отказавшись от притязаний на верховную власть, католическая церковь
оставила за собой миссию духовного пастыря «единой Европы» как
объединения христианских государств.

21. Смена интеллектуальной парадигмы: политический прагматизм. Становление политических теорий

Возник как реакция на возросшее соперничество
европейских государств в XVI и первой половине XVII в.
Незавершенные этнические и национальные процессы,
неустоявшиеся государственные границы, господство
монархической формы правления с присущей ей
персонализацией внешней политики (династические
права и амбиции) - все эти конкретно-исторические
условия способствовали обострению борьбы за
территории и сферы влияния.
В проектах XV-XVI вв. возникают светские идеи, навеянные
политическим прагматизмом, - концепции «баланса сил»,
«европейского равновесия». Отказа от каких-либо
моральных категорий в государственных отношениях.
Классики политических теорий и доктрин,
европейских идей: Machiavelli, Hobbes, Bodin
(XV,XVI,XVII)
Locke,Montesquieu, Rousseau (XVII-XVIII)
Американские конституционалисты, Kant, Hegel (XVIII,XIX)

22. Политическая наука

• Задача политической науки – изучать отношения между
завоеванием власти и средствами, чтобы сохранить ее
любой ценой. Политическая наука – не морализует и не
является теологией.
• Традиционная идея: «Мир через создание целостной
конструкции хорошего городского правительства»
(Ambrogio Lorenzetti, (Siena, 1338-1340). Фрагмент фрески
«Аллегория хорошего управления».

23.

23

24. Il sorriso di Machiavelli (1469-1527)

24

25. Макиавелли: два диалектических полюса политического мышления

• Республиканский подход и строительство государства в
Италии
• Формулирование объективных законов политики
(«Государь»)
• Использование рациональных подходов, изучение
отношений силы, условия успеха;
• циклическое видение политики: демократия может
дегенерировать в сторону анархии, открыть дорогу
абсолютной монархии, которая в свою очередь
дегенерирует в сторону тирании, открывает пространство
аристократии, которая дегенерирует в олигархию и
подталкивает к демократии…

26. Герцог де Сюлли

• Первым проектом, основанным на идее «европейского
равновесия», был «Великий план» герцога де Сюлли
(1559-1641), суперинтенданта (министра финансов)
французского короля Генриха IV. Датируется «Великий
план» по-разному: это либо 1617 г., когда была закончена
рукопись, содержавшая его первый вариант, либо 1638 .

27. Герцог де Сюлли

• войны показали, насколько взаимосвязаны
судьбы европейских народов и государств:
их история реально становится частью
общеевропейской истории. Осознанием
этого факта и обусловлен новый, политикопрагматический подход к обеспечению
мира в Европе на основе «баланса сил»
либо «баланса интересов».

28. Jean Bodin (1529-96) Жан Боден

• Как реакция на религиозные войны. Впервые
сформулировал концепцию государственного
суверенитета.
Суверенитет.
Внутренний: идея суверенного, светского,
абсолютистского государства.
Внешний суверенитет: против средневековых
империй.
• Суверенитет неделим, против любой системы
разделения властей, неограниченный
суверенитет. Монархия лучше всего
обеспечивает единство государства.
• Теоретическое обоснование Вестфальского
порядка, который возник уже после его
смерти (1648 г.)

29. Jean Bodin (1529-96) Жан Боден

30. Томас Гоббс

Концептуальным обоснованием подобного имморализма стали
идеи английского философа Томаса Гоббса (1588-1689), который
рассматривал общественные отношения, государство как
«войну всех против всех». Разумное устройство государства.
Подражая природе люди создали
искусственного человека . Государство или
Левиафана (библейское чудовище).
Политика как наука. Работы: «О теле», «О
человеке», «Левиафан».

31. Thomas Hobbes (1588-1679) Томас Гоббс

32. Гоббс

Причиной возникновения государства Гоббс считал
заключение между людьми общественного договора об
установлении верховной власти с целью обеспечения мира и
безопасности.
Чтобы
государство
было
сильным,
государственная власть должна быть абсолютной. Только
такая власть сможет обеспечить справедливость в обществе,
которая заключается в соблюдении законов. Следование
законам ведет к сохранению мира, а их незнание – к
гражданской войне.

33. Теории государства. Первые - абсолютизм

• L’assolutismo:
Machiavelli
Bodin
Hobbes
• Il costituzionalismo europeo
e americano
Locke
Montesquieu
Hamilton e Madison
• Nazionalismo e pacifismo
tra 800 e 900
33

34. Какие проблемы являются актуальными?

• Это отношения между Союзом и государствами. Они
сформулированы как ЕС – государства-члены.
• С другой стороны – может ли ЕС рассматриваться как
государство? В истории политической мысли ЕС ближе к
концепту федерального государства. В данном случае
можно говорить об идее «многосторонности»
(multilateralismo).
• В чем сопоставимо с федеральным государством: единая
монета, исключительные компетенции,
наднациональные институты (парламент, гражданство,
законодательство, юридические права)
• Смешанная наднациональная система, котоая
комбинирует наднациональность и национальный
суверенитет 27 государств (без Великобритании).

35. Теоретические работы о государстве: Hobbes, Locke, Montesquieu, Kant, Fichte, Altusio, Hegel, Spinoza

• Рациональность государства, теории социального
контракта, социальность человека и т.д.
• Рациональный и иррациональный эгоизм
• Воля индивидуума прибегнуть к использованию
силы, чтобы достичь социального контракта
• Обоснование международных отношений между
государствами; важность международных
договоров…
• Взаимозависимость между государствами: волю
одного государства может сдержать воля другого.
• Machiavelli, Hobbes e Bodin своими работами
подготовили Вестфальский мир

36. Рождение международного права

• Francisco De Vitoria (1492-1546) e la scuola di Salamanca.
Opere: De indiis del 1539 e De jure belli. Ispirato dalla
denuncia dei massacri dei popoli coloniali da parte di
Bartolomeo de la Casas che aveva contestato la tesi
dell’inferiorità dei non europei ( tesi che giustificava « la
correctio fraterna »)
• Hugo Grotius di Leiden (1583-1645)
Opera: De jure belli ac pacis del 1625: « Pacta sunt servanda »,
cioè un principio normativo applicato all’ordine
internazionale
Cercano di conciliare la sovranità statale con un ordine giuridico
internazionale inclusivo dei periodi di pace e di guerra, un
diritto per la fase delle guerre (jus in bello), i diritti dei popoli
coloniali ( in base allo jus gentium), teorie moderne della
« guerra giusta » (la guerra difensiva), la libertà dei mari
36

37. Франсиско де Виттория (1492 – 1546)

В лекции «О гражданской власти»
сформулированы основы политико-правовой
мысли основателя Саламанкской школы. В
работах De indiis del 1539 e De jure belli
выступал против массовых убийств
коренных народов в период колонизации.

38. John Locke

• La vita impegnata (16321704) di Locke: contro
l’assolutismo di Filmer nella
Inghilterra della seconda
metà del XVII secolo.
Dall’esilio (1683-89)alla
rentrée in Inghilterra a
fianco di Guglielmo
d’Orange nel 1689
38

39. Локк и естественное право

• Visione positiva dello stato di natura, della socialità dell’uomo
• Quali sono i diritti naturali?
La proprietà privata e la sopravvivenza (« individualismo possessivo » secondo
linterpretazione di Macpherson).Legame alle future teorie di Adam Smith
come padre del liberalismo
• Il contratto sociale? Un patto d’associazione tra gli individui: deve
garantire i diritti naturali, niente più.
• Lo stato come « civil society »
39

40. Политическая теория Локка

• Доктрина разделения законодательной и
исполнительной власти против абсолютизма.
Конституционная монархия как символ
«английской модели».
• Доктрина выборов законодательного органа,
власти, которые соблюдают закон.
• Мажоритарная система в парламенте
• В дебатах выступал как против абсолютистов, так
и против левеллеров и диггеров (радикалы
периода английской революции)
40

41. Косвенная важность европейских идей Локка

• Quali sono le implicazioni istituzionali esterne del
costituzionalismo interno?
• - le relazioni esterne restano prerogativa del
monarca(« potere federativo »= di stringere alleanze resta in
mano allo esecutivo)
• le relazioni esterne ( accordi e conflitti) hanno base
economica
• - oppure matura un rifiuto della ragione di stato, una prima
idea di soft power economico ( e un’idea protestante di
« guerra giusta »)? Ambiguità di Locke
• Questioni aperte e dibattute per l’oscurità delle posizioni di
Locke (Cox, Gough…)
41

42. La tolleranza

• La tolleranza in Bodin
Concetto politico: lo stato laico tollera le differenze religiose nel
suo seno e garantisce che ciascuna religione possa essere
professata senza identificarsi ad alcuna
• La tolleranza in Locke ( « Lettere sulla tolleranza », pubblicate
dal 1689 al 1704)
- Difesa della tolleranza contro l’autoritarismo
- Il concetto di « intollerabile »
42

43. Формирование конституционализма под влиянием трех буржуазных революций

Tre Rivoluzioni liberali:
• Rivoluzione inglese: 1688/89.J.Locke
• Rivoluzione, indipendenza e costituzione americane:
1776, 1776-81 e 1787:Jefferson, Franklin, Madison
• Rivoluzione francese e le sue fasi: 1789, 1791,1793,
preparazione teorica in Montesquieu, Rousseau,
Siéyès….
43

44. Il dibattito politico durante la seconda guerra civile inglese

• Reazionari in nome della monarchia assoluta per diritto
divino (R. Filmer)
• Assolutisti razionalisti in nome della teoria di Hobbes (molto
marginale)
• Antiassolutismo e costituzionalismo liberale di Locke ( primato
del parlamento)
• Antiassolutismo repubblicano aristocratico di J. Milton,
J.Harrington, Lord Halifax
• Costituzionalismo democratico dei Levellers ( suffragio
universale)
• Costituzionalismo radicale per eguaglianza sociale ed
economica ( I Diggers e Winstanley)
44

45. Европа буржуазных государств против Европы средневековых империй, представленных Габсбургами

46. Карта военных действий в период 30-летней войны

47. Вестфальский договор 1648 завершение 30-летней войны

47

48. Charles Secondat de Montesquieu (1689-1755) Lettres persanes 1721, Esprit des Lois, 1748

48

49. Due significati del termine di costituzione

1)Locke e Montesquieu: Limitazione del potere centrale
in nome dei diritti degli individui ( lo stato minimo) e
gli equilibri tra i poteri
2)Hegel: Costituzione come organizzazione del tutto ( lo
stato partecipato)
• Rousseau: manifestazione della domanda di
partecipazione democratica, soprattutto attraverso il
legislativo, espressione della sovranità popolare
49

50. La teoria politica di Montesquieu: tra due poli

1) scienza politica
- contro il provvidenzialimo divino (determinismo
storico, condannato dalla Chiesa)
- Per l’analisi comparativa deu regimli politici e la
spiegazione scientifica delle loro diversità
(relativismo sociologico)
2)Ideale anti-assolutista e preferenza per la monarchia
costituzionale ( « modello inglese »)
Rapporto di tensione tra questi due poli
50

51. Монтескье и идея естественного права

• Ambiguità dello stato di natura
a) Da un lato, le leggi naturali (libertà, sopravvivenza,
giustizia,socialibilità, idea deista) spingono gli
uomini verso la libertà e contro il dispotismo
b) Dall’altro, le passioni spingono l’uomo verso la
violenza
DUNQUE: NECESSITA DEL CONTRATTO E COME
RISULTATO, DELLE LEGGI POSITIVE ( per evitare la
violenza)
51

52. Le « leggi positive »

Le « leggi positive »
• Da un lato corrispondono alle leggi naturali,
• Dall’altro, corrispondono a variabili che cambiano da
un paese all’altro: i costumi, il diritto abitudinario, le
tradizioni, le ‘costituzioni’(come espressione della
volontà umana)
LA COMBINAZIONE DI QUESTI FATTORI dà luogo allo
« spirito generale dei popoli » che è all’origine dei
diffferenti regimi politici esistenti
Conoscere e rispettare la diversità!
52

53. Montesquieu e la teoria dello stato secondo un approfondimento del « modello inglese »

Montesquieu e la teoria dello stato secondo un
approfondimento del « modello inglese »
1. Divisione dei poteri e
2. Equilibrio dei poteri: le pouvoir arrête le
pouvoir
Sola garanzia contro il dispotismo di uno dei tre
poteri
53

54. Lo stato costituzionale

• 1) Potere legislativo
Composto di
parlamento e
camera alla
• 2) Potere esecutivo
(monarca)
• 3) Potere giudiziario indipendente
54

55. Montesquieu e le relazioni internazionali: contributo indiretto all’idea d’Europa

• Influenza sui costituzionalisti americani
• L’idea di « federazione » come soluzione al dilemma
tra potenza e rappresentanza
• L’idea di « governo misto »
• Liberalismo: « le doux commerce » e le relazioni
internazionali
55

56. I costituzionalisti americani

• La dichiarazione d’indipendenza del 1776: G.Washington e
T.Jefferson. L’interscambio tra le due rive dell’Atlantico:
Montesquieu e T.Paine.
• Le differenze tra le costituzioni delle 13 Repubbliche: la
costituzione della Virginia
• La costituzione americana del 1787 (Convenzione di
Filadelfia) e i Federalist papers, J.Madison e A.Hamilton e J.Jay
• Il dilemma repubblicano tra democrazia e forza esterna in
seno al sistema vestfaliano
56

57.

• Слайд 63

58. Montesquieu e le relazioni internazionali: contributo indiretto all’idea d’Europa

• Influenza sui costituzionalisti americani
• L’idea di « federazione » come soluzione al dilemma
tra potenza e rappresentanza
• L’idea di « governo misto »
• Liberalismo: « le doux commerce » e le relazioni
internazionali
58

59. Европейские идеи

• Предложения создать общеевропейские органы
власти: 1693 г. англичанин У. Пени призвал
покончить с «мозаикой государств в Европе» и
выдвинул идею созыва европейского парламента.
• В XVIII веке к ним обращался один из виднейших
поборников «Европейская идея» в 30-е годы XX
века: итальянский вариант идеи вечного мира аббат
Сен-Пьер.
• В 1761 году французский писатель и мыслитель Жан
Жак Руссо предлагал организовать конференцию
европейских государств.
• В девятнадцатом столетии великий Виктор Гюго
вдохновенно призывал к созданию «Соединенных
Штатов Европы».

60. I costituzionalisti americani

• La dichiarazione d’indipendenza del 1776: G.Washington e
T.Jefferson. L’interscambio tra le due rive dell’Atlantico:
Montesquieu e T.Paine.
• Le differenze tra le costituzioni delle 13 Repubbliche: la
costituzione della Virginia
• La costituzione americana del 1787 (Convenzione di
Filadelfia) e i Federalist papers, J.Madison e A.Hamilton e J.Jay
• Il dilemma repubblicano tra democrazia e forza esterna in
seno al sistema vestfaliano
60

61. Implicazioni vastissime per l’idea d’Europa

• Una costituzione liberale scritta
• Il concetto di federazione, da Altusius a
Montesquieu agli americani
• Modello federale USA? Hamilton o Madison?
61

62. J.-J.Rousseau

• La critica del « modello inglese »
• A) nozione diversa dello stato di natura e dei diritti
naturali
• B) nozione diversa del contratto sociale: due contratti
sociali?(tre livelli, o fasi?)
• C)il potere sovrano (la volonté générale): diretto,
unito, delega agli altri poteri intesi come funzioni
subalterne (esecutivo e giudiziario)
62

63. Il concetto di potere sovrano di Rousseau: implicazioni per le relazioni internazionali

• Non solo non c’è pace senza contratto sociale
interno giusto, ovescia la priorità: il contratto sociale
interno va difeso dallo stato di guerra di tutti contro
tutti che prevale a livello internazionale ( poichè gli
stati non giungono tutti contemporaneamente al
contratto sociale interno).
Quindi? Protezionismo economico e politico.
Influenza su Fichte, Lassalle, Litzt, …… fino alla
« teoria de la dependencia » (anni 1960-70)
63

64.

Immanuel Kant :
1724-1804
Il decennio 1790 delle tre « Critiche »
Critica della ragion pura
Critica della ragion pratica
Critica del giudizio
« Per la pace perpetua »(1795)
Metafisca dei costumi
64

65. Dallo stato di natura allo stato di diritto

• La corrispondenza tra morale soggettiva e diritto
• Perche’ uscire dallo stato di natura?
• - i due imperativi categorici
Lo stato di diritto attraverso il contratto sociale
- indipendenza civile
- autonomia
-eguaglianza giuridica

66. I rapporti internazionali possono essere pacifici?

• Punto di partenza HOBBES, ma con una
risposta alternativa
• La pace internazionale è possibile a tre
condizioni: una teoria razionale della pace

67. Le tre condizioni

• 1.Repubblicanesimo ( che cosa significa in
Kant)
• Il pericolo da evitare:le conseguenze
internazionali del despotismo
• La sua attualità: la tematica della
condizionalità democratica

68. La seconda condizione

• 2.La federazione tra stati
• Il significato di federazione in Kant ( diverso da
Montesquieu
• Il pericolo principale: « la monarchia universale »
• Attualità: la tematica delle gerarchie,
dell’imperialismo e del multilateralismo
internazionale

69. La terza condizione

• 3. Il cosmopolitismo
• Diritto di visita e dovere di ospitalità
• Commercio e oltre
• Il pericolo: il colonialismo e l’imperialismo
economico
• Attualità: i networks transnazionali

70. La dimensione giuridica delle tre condizioni


1. « diritto pubblico interno »
2. « diritto internazionale »
3. « Cosmopolitismo »=
diritto cosmopolitico che sorregge e alimenta
le altre due condizioni

71. Dalla teoria alla storia

• sfavorevole Marginalità delle idee kantiane nell’800:
• La critica di Fichte, dal cosmopolitismo al
nazionalismo (1806 - 1807)
• La critica di HEGEL: Costituzione della Germania
(1803) e Filosofia del diritto (1821)
• Il contesto storico alle idee di pace internazionale e
di ’Europa unita’
• Perchè?

72. Европейские идеи

• Через столетие эта идея дополняется и вновь выдвигается
английским философом и правоведом И. Бентамом (1748 –
1832), который предложил создать не только единый
парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую
армию.
• Идеи объединения на религиозной (христианской) основе - в
1815 г. в документах Священного Союза, созданного по
инициативе российского императора Александра I, народы
стран-участниц рассматривались как «члены единого народа
христианского».
• Еще более разработанный проект в 1814 выдвинут
выдающимся французским социалистом-утопистом Анри СенСимоном: создание поста Евромонарха, образование
европейского правительства, армии.
• К. Блунтшли (Швейцария): в 1878 г. статья «Организация ЕС
государств» предлагал учредить данный союз под управлением
Федерального совета и Сената, избираемого
непосредственным голосованием.

73. Итак, подведем некоторые итоги

74. L’idea d’Europa e il contesto storico

1. Nel medio evo: res publica christiana (unità del
continente e esclusione dei non cristiani: ebrei e
arabi). T.Pagden, The idea of Europe
2. L’Europa del medioevo (K.Pomian)
3. L’Europa dell’equilibrio delle potenze (Vestfalia:
XVII-XX)
4. L’Europa dell’Illuminismo (XVIII)
5. XIX: la parola d’ordine « Stati uniti d’Europa »
(1848) e le ragioni storiche del suo fallimento:
l’idea di nazione e il Concerto europeo
74

75. Типы современных государств


-
Lo Stato moderno domina la politica da cinque secoli almeno
Il potere politico ha storicamente preso varie forme:
La polis greca
Il regno e la repubblica di Roma
L’impero romano classico
Il sacro somano impero medievale
Lo stato moderno, monarchico o repubblicano; costituzionale
o assolutista; federale o centralizzato

76. L’idea d’Europa e la sua marginalità tra il 1800 e il 1945

1) Movimenti nazionalistici per l’autodeterminazione dei popoli e
loro parabola( B. Croce : Storia d’Europa nel secolo XIX)
- Fase liberal e democratica
- Fase aggressiva del nazionalismo
2) Fragilità dei movimenti pacifisti ed europeisti
- Pacifismo economico: Cobden e le sue conferenze
- Pacifismo religioso: le Chiese
- Pacifismo sociale: Marx e la I e II internazionale
- Pacifismo politico/istituzionale: Kant e la tradizione kantiana
76

77. L’idea d’Europa e l’evoluzione/crisi del sistema europeo degli stati

• EVOLUZIONE:
1648: nascita del sistema europeo degli stati, regole e cambiamento
1815: Trattato di Vienna dopo la fase critica seguita a RF e Napoleone (17891815)
Concerto europeo a egemonia inglese
1914-18: I guerra mondiale
1919: Trattato di Versailles e trattato di Washington
1929-30 IL MEMORANDUM BRIAND e il dialogo fallito tra Francia e Germania
(1926-29). Le cause del fallimento
1929, crisi economica mondiale
1931: fine del Gold standard basato sul Pound.Caos e nazionalismo
1939-45:Seconda guerra mondiale
77

78. L’idea d’Europa e il contesto storico

Идеи «Серединной Европы» и немецкая геополитика
См. http://cyberleninka.ru/article/n/nemetskie-proektymittelievropy-kontsa-xix-nachala-xx-vv
С.С. Троян. Немецкие проекты «Миттельевропы» конца XIX –
начала XX вв.
78

79. 3. Идеи объединенной Европы после 1 мировой войны

• Особую актуальность «европейская идея» приобрела после
окончания Первой мировой войны.
• В период между двумя мировыми войнами эти идеи были
представлены сразу в нескольких вариантах.
Панъевропейское движение во главе с Р. КуденховеКалерги и А. Брианом.
• Калерги призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к
созданию Соединенных Штатов Европы.
• Аристид Бриан предлагал создать организацию «ЕС» с высшим
политическим органом «Европейская конференция» в составе
представителей государств-членов и исполнительным органом под
названием «Европейский комитет». Речь шла, скорее, о
конфедерации, без ограничения их суверенитета. Созданная Лигой
Наций специальная комиссия после смерти А. Бриана в 1932 г.
прекратила свою деятельность, не достигнув результата.
• Радикальные планы объединения Европы от идей мировой
революции до расширения «жизненного пространства». Идея
Коммунистического Интернационала.

80. Рихард Николаус Куденхове-Калерги

81. Идеи Куденхове-Каллерги

Назревшие проблемы в связи с Первой мировой войной,
по его мнению, мог бы разрешить проект объединения
Европы в единое пространство. Объединения
необходимо было достичь не военным путем, а за счет
межъевропейского культурного, экономического и
социального притяжения. Собственный план такого
объединения Куденхове-Калерги изложил в своей книгеманифесте «Панъевропа», изданной в 1923 г. В ней автор
раскрывает определение понятия Европы. Работа 28летнего австрийца получила всемирную известность и
оказалась востребована миром западных политиков,
однако по-русски долго не издавалась.

82. Проект Куденхове-Каллерги

«Географически никакого Европейского континента не
существует. Это всего лишь Европейский полуостров Евразии.
<...> Сегодня географической границей Европы считается море:
от Атлантического океана к Средиземному и Черному морям с
одной стороны и к Северному с другой. Только на востоке, где
она переходит в Азию, у Европы нет естественной границы. Ни
горный массив, ни река не отделяют Европейский полуостров
от Азии. <...> Урал был признан границей Европы еще и потому,
что в течение последних двухсот лет является политической
границей исконных русских земель».
«Европейская культура — это культура белой расы, возникшая
на основе античного мира и христианства. <...>
Эллинистический индивидуализм и христианский социализм
представляют два полюса европейской культуры».
В число врагов европейского проекта К.-К. включил
Великобританию и США.

83. Фашистский вариант европейского единства

• Родной брат и ближайший советник Арнальдо Муссолини
уже в октябре 1930 года говорил:
• «Фашистский дух — в качестве сущности новой
цивилизации — универсален. Он основывается на
трилогии: власть (авторитет), порядок и справедливость.
Нестабильная и неспокойная Европа, раздираемая
внутренними разногласиями,, не может найти спасение,
кроме как в новом порядке. И по этой причине во всех
странах мы сейчас видим прямые аналогии фашистскому
движении».
В это же время один из главных популяризаторов
фашистской идеологии П. Орано писал:
• «Италия Муссолини подобна Риму времен Цезарей и
может быть преемницей в Европе и во всем мире».

84. Фашистский проект европейского единства

85.

Вдохновителями и создателями Фашистского интернационала
стали министр корпораций Италии Дж. Боттаи и публицист,
основатель ряда фашистских журналов А. Гравелли.
• В своих работах Гравелли неоднократно призывал к созданию
«Единой Европы» — «католическо-романской», «латинской и
фашистской», «Европы, руководимой Римом».
Характерно, что основные идеологические враги фашизма в
мировом масштабе — «плутократические еврейские демократии»
и большевизм, ассоциировавшиеся, соответственно, с
Великобританией, США и Советским Союзом, — располагались на
окраинах или вовсе за пределами Старого Света, что придавало
«европейской» теме в рамках этого дискурса особый смысл.
• Рим возлагал на международный фашизм миссию по созданию
«новой цивилизации» «людей нового типа».
В июне 1933 года по личной инициативе Муссолини были созданы
«Комитеты действия за универсализацию опыта Рима» (КАУР) —
организационное «тело» для реализации идей «универсального
фашизма».

86. Фашистский проект европейского единства

• В начале 1934 года Муссолини открыто заявил:
«Начиная с 1929 года. фашизм стал универсальным
феноменом. Основные политические силы XIX века
— демократия, социализм, либерализм —
исчерпали себя. Новой политической и
экономической формацией XX века есть фашизм.
Фашизм есть идея и способ решения проблем не
только в итальянском, но и в мировом масштабе».
• В декабре 1934 года в швейцарском городе Монтрё
итальянские власти организовали Всеевропейский
фашистский конгресс. Европейский фашизм в
Монтрё представляли партийные лидеры из 13
стран (Франции, Бельгии, Нидерландов, Австрии,
Португалии, Испании, Ирландии, Норвегии и др.).
Главной задачей конгресса было создание
Фашистского интернационала

87. Нацистско-фашистский новый порядок

88. Гитлеровский (нацистский) европейский порядок

«Коричневый интернационал» Третьего
рейха. Именно национал-социалистическая
Германия сумела изобразить свою борьбу
против большевизма как транснациональную
задачу.

89. Буханов В.А. - Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах (1933–1945). Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2013


В книге национал-социалистический феномен рассматривается в
контексте европейского и мирового цивилизационных процессов, как
специфически германская реакция на массовизацию общества и
политики.. С приходом Гитлера к власти в 1933 г. установление полного
господства Германии над европейским континентом составляло основу
внешнеполитической программы германского нацизма. Идеей «нового
порядка» была пропитана вся теория и практика нацизма, она проникла
во все поры общественной жизни рейха, создав уникальный
психологический климат, позволявший диктатуре манипулировать
сознанием и поступками большей части населения страны. На основе
архивных материалов и анализа теоретических работ нацистских
идеологов и деятельности отдельных служб, которые занимались
разработкой концепций «нового порядка», прежде всего, «службы
Розенберга», автор восстанавливает особенности европейской стратегии
нацистов, обращает внимание на различие концептов европейского
строительства, устанавливает связь между идеологией, экономикой и
политикой в гитлеровской Германии. В исследовании впервые
рассматривается ход и результаты противоборства «службы Розенберга»
с «империями» И. Риббентропа, Г. Геринга, Й. Геббельса. Автор
убедителен в выводе, что победа антифашистской коалиции спасла
мировую цивилизацию от ужасов гитлеровского «нового порядка» и
мрачных перспектив биологического угасания европейских народов в
случае, если бы нацистские представления о «новой Европе» воплотились
в жизнь.

90. Нацистский порядок на Украине


Нацистский
порядок
на
Украине
Расчленение территории Украины. Захватив Украину, нацисты,
прежде всего, уничтожили ее целостность. Территория Украины
была расчленена нацистами на четыре части, подчиненные
разным государствам и административным органам.
- Черновицкая и Измаильская области были включены в состав
союзника Германии - Румынии. Одесская область, южные
районы Винницкой, западные районы Николаевской области,
левобережные районы Молдавии нацисты объединили в
губернаторство «Транснистрия» и также включили в состав
Румынии.
- Западные земли - Дрогобычская, Львовская, Тернопольская,
Станиславская области - на правах отдельного дистрикта
(округа) по названию «Галичина» вошли в состав отдельного
губернаторства , включавшее также польские земли с центром
в г. Кракове.
- Черниговская, Сумская, Харьковская области и Донбасс как
прифронтовые зоны непосредственно подчинялись немецкому
военному командованию.
- Другие украинские земли входили в состав рейхскомиссариата
«Украина» с центром в городе Ровно. Он делился на шесть
округов. Рейхскомиссаром Украины был назначен Э. Кох.
Закарпатская Украина с 1939 г. была оккупирована Венгрией.

91. Нацистский порядок на Украине

• Нацисты превратили Украину в немецкую колонию,
входившую в «немецкое жизненное пространство» и
ставшую источником сырья, продовольствия, рабочей
силы для «третьего рейха». 85% всех продуктов,
вывезенных в годы войны с СССР в Германию, были из
Украины.
• Нацистами была создана целая система грабительских
заготовительных органов. Крупнейшим среди них было
«Центральное общество Востока», которое имело 30
коммерческих отделов с 200 филиалами в городах.
• Гитлеровский план «Ост» предусматривал
превращение Украины в аграрно-сырьевой придаток
рейха, жизненное пространство для колонизации
представителей «высшей расы». В течение 30 лет
планировалось выселить 65% населения Украины, на
«земли, освободившиеся», переселить немцев, а тех
местных жителей, которые останутся живыми,
постепенно «онемечить».

92. L’idea d’Europa a partire dal periodo tra le due guerre sino al secondo dopoguerra

1)Paneuropa di Coudenove Kalergi (1923)
2) Il funzionalismo: D. Mitrany ( e J.Monnet)
3) Il movimento federalista:
- In Inghilterra: Lord Lothian, L.Robbins, B. Wootton,
Beveridge
- In Italia: G. Agnelli, L.Einaudi
- A Spinelli ( con Colorni e Rossi): Il « Manifesto di
Ventotene » (1941)
- Schuman e i cattolici francesi
4) L’Europa degli Stati o delle patrie: W. Churcill (1947),
De Gaulle ( 1958-69)
92

93. 4. Антифашистские европейские идеи

• 1939 — 1945 гг. европейская идея получила импульс — сначала
на почве объединения против фашизма, затем — при
разработке планов будущего переустройства Европы.
В этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц
и сначала опиралась в основном на представителей элиты
(политической, экономической, культурной), пропагандируется
интеллигенцией, постепенно проникая в широкие массы
населения.
A Spinelli ( con Colorni e Rossi): Il « Manifesto di Ventotene » (1941)
• На основе предложенного в Декларации европейских
движений Сопротивления в 1944 г. «федеративного союза»
предлагалось создать единое правительство, ответственное
перед народами (через Европейский парламент), единую
армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд,
«который будет рассматривать любые вопросы толкования
федеральной конституции и разрешать возможные споры
между государствами-членами или между государствами и
федерацией».

94. Европейские идеи после 2МВ

• В 1946 г. британский премьер-министр У. Черчилль поддержал идею
Соединенных Штатов Европы.
• В 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы. 3 основных проблемы:
восстановление разрушенного войной европейского хозяйства,
организация системы безопасности, позволяющей предотвращать
новые войны, и защита прав человека.
• Восстановления экономики Европы с использованием американской
помощи по плану Маршалла (1947 г.) - призвана решить созданная в
1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества
(ОЕЭС), включила 16 стран Западной Европы и Турцию.
• С 1 января 1948 г. начал действовать таможенный союз Бельгии,
Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс). В марте того же года
Великобритания, Франция и страны Бенилюкс подписали Договор об
экономическом, социальном и культурном сотрудничестве, а также
коллективной самообороне.

95. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила