17.53M
Категория: ИсторияИстория

Оформление белорусской школы иконы как самостоятельного явления

1.

Оформление белорусской школы
иконы как самостоятельного
явления.

2.

Особенности иконописи Беларуси
• на развитие белорусской иконописи оказало
влияние культура Запада и Византии, три
конфессии;
• на иконописных полотнах находит отражение
мировоззрение простого народа;
• в виду приближенности иконописи к народу
по ним можно изучать этнографические
приметы сельского и городского уклада
жизни.
• традиции византийского и древнерусского
искусства соединились со стилистическими
особенностями западноевропейского
искусства – Ренессанса и Барокко

3.

• Белорусские иконы отличаются
своеобразным переосмыслением
византийской иконографической
стилистики, древнерусских и
балканских, ренессансных и барочных
идей, широким проникновением
жанровых элементов светской
живописи, развитием
повествовательности сюжетов,
растительной орнаментацией резных
по левкасу фонов.

4.

Под воздействием идей стиля барокко в
белорусских иконах появились такие
черты, как:
• характерность типажа,
• передача естественных человеческих
настроений (плач, радость, печаль)
• передача остро схваченных житейских ситуаций
(рождение ребенка, похороны и др.),
• местные пейзажи, архитектура, интерьеры,
• мебель, посуда, одежда,
• типажи крестьян, дворян, князей.

5.

Отличительные особенности
белорусских икон:
• впервые проявились такие живописные жанры, как
натюрморт и даже шляхетский портрет, сельский типаж
при изображении ликов святых
• четкое и детальное вырисовывание лица святого.
• выразительная демократичность изобразительной
образности и фольклоризация сакрального содержания,
понятных разным социальным слоям общества.
• святые на них часто выглядят вполне живыми людьми, с
узнаваемыми местными особенностями внешности, а
второстепенные персонажи – даже в местной одежде
• нет трагичности, даже печальные библейские сюжеты
изображаются оптимистично, жизнеутверждающе

6.

«Богоматерь Умиление» первая половина 15 в
• 1644 г. Дерево,
темпера.
• Из церкви Рождества
Богородицы
д.Черняны,
Малоритский район
Брестской обл.
Реставрация —
А. Шпунт.

7.

Умиление. Икона. Молориты.
Брестская обл 14-15 век. Фрагмент

8.

• Жировицкая икона
Божией Матери.
Список 1751.
Западное Полесье.
Из Никольской
церкви
города Малорита
Брестской обл

9.

Основные черты живописи – 14-нач 16 века
• связь с традициями византии и
древнерусского искусства.
• глубокая проникновенность чувств,
характеров и полное отсутствие примет
соответствия,
• лиризм, интимность настроения,
платичность силуэта, моделирующих линий
и мягкость колорита.
• густой цвет с преобладанием
приглушенного красного

10.

Одигитрия Иерусалимская. 15 век. Пинск

11.

Иконопись Беларуси XV – XVIвв.
• отражала чаяния и вкусы народа,
• отражала любовь к традиционности и
усвоению новых стилистических норм,
• отражала любовь мажорному цвету,
декоративности и к узорочью, некоторой
наивности и в то же время трезвости
восприятия окружающей действительности

12.

«Одигитрия» кон. ХV века

13.

Одигитрия иерусалимская. икона д. Здитово
Жабинского р-на брестской обл. 15 век

14.

Параскева Пятница. Слуцк, кон 16 века

15.

одновременное употребление
разных приемов:
• западное и старорусское происхождение
композиционных схем,
• сочетание темперной и масляной техник,
• обращение к резному золоченому фону.

16.

Вседержитель 16 век

17.

Отличительной особенностью
белорусских образов 14-16 веков
является
• широкое использование в украшении
декоративно-пластичных средств и
приемов резьбы и даже лепки по грунту,
раскрашивание фона, покрытие
живописной поверхности защитным лаком
из яичного белка или смолы.

18.

• С 16 века, в белорусской иконописи в большей
степени получают распространение сдержанные
пластические трактовки образа. Мастера часто
обращаются к силуэтной трактовке изображаемых
персонажей, ограничивают лепку форм,
моделируют окружение, одеяние персонажей
локальными пятнами, покрывают фон резным
орнаментом. В цветовом построении образов
доминируют красно-коричневые, охристые и
контрастные им синие, зеленоватые краски,
сочетание которых придает им подчеркнутодекоративный характер.

19.

Начиная с 16 века
• в образно-пластическом решении белорусских икон
наблюдаются заметные перемены.
• на него оказывают новые веяния, связанные с
ренессансной эстетикой.
• на смену прежней утонченности и условности
изображений библейских персонажей приходит
конкретность, в некоторой степени житейская
достоверность.
• художников начинает волновать возможность
воплощения разнообразных человеческих чувств,
колоритных деталей реальной жизни. Этот процесс шел
постепенно.
• в отдельных образах можно заметить сочетание старых
традиционных приемов и нового пластического и
образного решения

20.

Николай. Икона из д. Ляховцы. Малоритского
р-на Брестской обл 16 век

21.

Лука и Сымон. Икона из д. Кажан-Городок
Лунинецкий р-н брестской обл.

22.

Рождество Богородицы. Икона из д. Ляховцы,
2я пол.16 века.

23.

Проникновении в белорусскую живопись 16
века настроений западноевропейского
ренессанса:
• подчеркнутая уравновешенность
композиции,
• светлый колорит,
• некоторая проникновенность в передаче
открытых частей тела,
• спокойная уверенность в поведениях
персонажей

24.

Сохраняются традиции иконописи:
• - преобладание графической подачи,
• -разномасштабность фигур
• - условность золотого орнаментального
фона
• - сопоставление разновременного действия
в одном сюжете

25.

• Поклонение
волхвов.
Дресвяты.
Витебская обл.
16 век

26.

Минская икона Божией Матери

27.

Портреты-иконы

28.

Белорусский портрет XII―XVIII
веков ―
• один из основных жанров
белорусской живописи и скульптуры.
Основа жанра ― мемориальное начало,
увековечивание облика конкретного
человека.

29.

В искусстве белорусские портреты
XII―XVIII вв. делятся на
• живописные и графические;
• парадные, камерные;
• в рост, по колени, поясной, голова, анфас,
профиль и др.

30.

Согласно количеству персонажей
подразделяются на
• индивидуальные,
• парные,
• групповые;
Специфический вид портрета ― автопортрет.
• С древности известны
портретная миниатюра, портреты на
медалях и монетах.

31.

В истории сохранилось несколько
имён белорусских живописцев:
• на Брестчине работали Томаш (начало XVI в.),
Навоша (1525),
• на Гродненщине ― Никифор (XVI в.), Опанас
Антонович (1539―1540),
• на Могилёвщине ― Дмитрий Иванович (1578),
Семенович (1570―1580), Исаак Иванович,
• в Минске ― Иероним (1591),
• в Вильно ― Антоний (40-е гг. XVI в.),
Франтишек (1562), Граховский (1578), Андрей
Руль, Ян Литвин

32.

портрет великого князя Александа
Ягеллончика, ок. 1493 г.

33.

портрет Барбары Радзивилл (1550),
неизвестный автор

34.

Портрет КатажиныТенчинскойСлуцкой. 1580, неизвестный автор

35.

Портрет Юрия (Ежи) Радзивилл,
1590 год, неизвестный автор

36.

Портрет Яна Станислава Сапеги,
неизвестный художник, 16 век

37.

Воевода Юрий Радзивил —
командующий кавалерией
Великого княжества
Литовского в Оршанской
битве. Портрет второй
половины XVI века

38.

Неизвестный автор. Портрет Михаила
Борисовича, кон 16-нач 17 века

39.

портрет бискупа Мельхиора
Гедройца, созданный в 1585 году.

40.

• На белорусском донаторском портрете
изображался донатор (лат. donator)
― фундатор храма, обычно с моделью
строения в руке перед Христом, Матерью
Божией или святым-покровителем.

41.

Портрет фундатора витебского
костёла иезуитов Александра
Корвин-Гонсевского

42.

Портрет-гравюра. Польская
королева Бона Сфорца

43.

Сарматский портрет.

44.

Сарматский портрет • барочная портретная живопись в Речи
Посполитой, вошедшая в моду при Стефане
Батории в 1576 году. Название портрета
связано с умонастроением сарматизма.
• - "Сарматский портрет" обслуживал идею
об исключительном происхождении
шляхты. Правда, в разных частях Речи
Посполитой по-своему понимали идеал
сармат

45.

• Сарматский портрет изображал знатного
шляхтича в богатом рыцарском убранстве.
Зачастую в картине присутствовало оружие
(меч, копьё), палица, распятие, родовой герб.
Портрет, как стиль изобразительного
натурализма, давал представление не только
об облике человека, но и его среде
проживания. В художественном плане
зарождалось стремление отражения
материальности и объёмности лица и фигуры,
хотя светотеневая моделировка оставалась
ещё плоскостной.
• Но это еще и средство самопрезентации.
Магнаты в своих дворцах имели специальные
залы: в одном были портреты королей, в
другом - гетманов и т.д.

46.

"труменные сарматские портреты"
• Их известно в Беларуси всего два, но в землях
бывшей Речи Посполитой сохранилось
больше. "Trumna" - это то же, что побелорусски "труна", то есть гроб. "Труменный
портрет" - посмертное изображение,
известное еще в Древнем Египте.
• Причина, по которой труменных портретов
мало сохранилось: рисовали их на серебряных
пластинах, и во время войн, когда грабились
усыпальницы, драгоценный металл шел на
переплавку...

47.

Труменный портрет Николая Фаустина
Радзивилла

48.

Как узнать "сарматский портрет"
• шляхтич на нем будет всегда одет в кунтуш и жупан и
обязательно при сабле.
• популярна у знати яркая обувь - особенно желтокрасного цвета.
• если перед вами гетман, то у него будет в руках или
подле, на столе, гетманская булава.
• канцлера изображали с канцлерской печатью.
• женщин писали зачастую на фоне часов - символа
скоротечного времени, на фоне занавеса - всех
умерших (если это была ушедшая из жизни женщина - с
платочком в руках).
• Шляхта на портретах носила короткую прическу
и усы (европейские парики или московские бороды
отсутствовали).
• в цвете доминировал красный

49.

Труменный портрет Андрея Пацея из
Слонима

50.

• слева – подканцлер ВКЛ Станислав Антоний
Щука, справа – предположительно, князь
Михаил Борисович

51.

Портрет Януша Радзивила.
Художник Даниэль Шульц

52.

Юрий Радзивил

53.

Парадоксы сарматизма:
• шляхта берегла Запад от мусульманского Востока и
обожала восточный колорит, при этом шляхта
охраняла свои «золотые вольности» и
общественно-политический строй, при котором они
стали возможны. Поэтому на портретах шляхта
часто изображена в восточных одеждах.
• наличие фольклорных мотивов в сарматских
портретах
• схожесть с иконой, так как художникам
приходилось перестраиваться с иконописи на
парадный портрет

54.

Криштоф Вишневецкий

55.

Черты сарматского портрета:
• строится на контрасте холодных и теплых тонов, потому он
получается столь торжественным. Цвета даже не играют,
они горят. Но не диссонируют.
• иконописное понимание перспективы. Художник
«распластывает» фигуру по плоскости – и вот человек
застыл, нет никакого движения. Мы узнаем в нём ту
строгость и значительность, которую уже видели в
религиозной живописи.
• поливариантность. При малой подвижности
иконографических мотивов и стойкости традиционных
форм, крестьянское искусство обладает исключительным
значительным обилием вариантов
• каноничность
• анонимность.
• полиэтничность.

56.

Возникновение книгопечатания.
Деятельность Ф. Скорины,
П. Мстиславца.

57.

• Распространенным был такой вид
живописи, как книжная миниатюра –
рисунок на страницах рукописей
небольшого размера и тонкой техникой
исполнения
• Орнаментика белорусских рукописей имеет
много общих черт с украинскими и
русскими памятниками

58.

Буквица. Мстижское Евангелие, 14 век

59.

Стилю буквенной миниатюры
характерны:
• комбинации диковинных животных форм и
ременного плетения.
• заглавные литеры доминировали, иногда и
совсем нарушалось написание букв, что
усложняло их читаемость.
• рядом с гротескными птицами встречаются
изображения человека, его головы и
фигуры.

60.

Основные черты:
• контурность,
• моделировка красным, желтым и зеленым
цветами.
• вырезной стиль
• жанровая заготовка отдельных заглавных
литер,
• сложное плетение,
• гротеск.

61.

Евангелист Лука. Шарашовское
Евангелие, 16 век.

62.

Евангелист Иван. Шарашовское
Евангелие, 16 век.

63.

Евангелист Матвей. Шарашовское
Евангелие, 16 век

64.

14-16 век
• уходе художников от византийской традиции
• усиление контактов художников с жизнью
обычного человека.
• эволюция показа образов евангелистов
• развитие жанровости: для образов евангелистов
теперь характерен простонародный типаж и
жанрово-бытовая трактовка антуража.
• пространство в композиции приобретает глубину,
а архитектурные мотивы второго плана (башни,
портики, купола) приобретают объемную
трактовку.

65.

Лавришовское Евангелие, начало 14 века

66.

• Возникновение графического портрета
датируется 1517
• Франциск Скорина, 1518

67.

Титульный лист библии Ф. Скорины

68.

рисунки в Библии можно разделить
на 3 группы:
• гравюра-портрет,
• сюжетно-тематическая титульная
ксилография
• иллюстрации прикладного характера.
И особенное место занимают
орнаментально-декоративные украшения:
заставки, концовки, инициалы.

69.

диспут. Библия Скорины

70.

Юдифь и Алаферн. Библия Скорины

71.

Печатный станок Гутенберга, на
котором печатал Скорина.

72.

Памятник Франциску Скорине перед
Национальной библиотекой
Беларуси

73.

Песнь Песней. Библия Скорины, 16 век.

74.

Василь Тяпинский. 1578

75.

76.

Пётр Тимофеевич (Тимофеев)
Мстиславец
• белорусский
книгопечатник,
ближайший
сподвижник Ивана
Фёдорова, вместе с
которым принадлежит к
числу первопечатников
Москвы, Заблудова и
Острога

77.

78.

Пётр Мстиславец. «Апостол», 1565 г.

79.

Пётр Мстиславец. «Апостол», 1565 г.

80.

81.

Пётр Мстиславец. Евангелие. 1575 год.

82.

П. Мстиславец. Часовник

83.

Пластическое искусство.

84.

«Распятие» (XIV в.) которое нашли в
д. Голубичи Витебской области.

85.

Скульптура девы Марии из деревни Рось
Гродненской области, начало 16 века

86.

Скульптуры Марии и Яна Богослова из
Мстибово. Первая половина XV ст

87.

Свято-Преображэнский
костёл (Новая Мышь).
Главный алтарь

88.

Скульптура Святой Георгий Богослов. кон. 15-нач.
16 века

89.

Иоким и Анна, Здитово. сер. 16 века

90.

Апостол. Скульптура г.п. Шарашово,
Брестская обл 16 век

91.

Святая Катерина Александрийская

92.

Святая Лізавета Венгерская

93.

Мария с младенцем из Несвижа.

94.

царские врата из д. Ворониловичы Гродненской
области (последняя четверть XVI в.

95.

• Крест-энкальпион,
Лукомль, 14 век
• Наперстный крест,
лукомль, 14 век

96.

Двухрядный образок, Туров, 16 век

97.

иконка Жировичской Матери
Божьей из яшмы, 15 век

98.

Двухсторонняя икона: Премудрость сотвори
себе храм. Прорисовка деревянного резного
образа, который находится в коллекции
Бланже в Париже

99.

Мастер поп Анания. Двухсторонняя икона:
Премудрость сотвори себе храм

100.

Обклад Лавришовского Евангелие, 14-15 век

101.

Кубок из Новогрудка, 16 век

102.

Колокол д. Молодово, Ивановский
р-н Брестская область

103.

Кафель. Брагин. Гомельская обл. 16 век

104.

Кафель из Кричева. Могилевская обл, 16 век

105.

Кафель из Мира, Гродненская обл, 16 век

106.

• К середине XVI века, с
развитием
надгробных
памятников,
появляются
скульптурные
портреты
• Надгробие Альбрехта
Гаштольда.
Фотография начала XX
век

107.

надгробный портрет Николая
Радзивилла Сиротки

108.

надгробный портрет подканцлера
литовского Павла Стефана Сапеги и
его трёх жён

109.

Надгробие Павла Гольшанского, созданное в
мастерской Падавана примерно около 1550 г.

110.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила