Похожие презентации:
Утопические и радикальные решения
1.
8Г2.
Как появился утопический социализмВ ходе промышленного переворота возникли новые социальные
проблемы. Значительно увеличилось число рабочих и сразу же
обозначились их особые интересы. Главные из них сводились к
улучшению своего материального положения и к реальному
участию в общественно-политической жизни страны.
Эти и другие проблемы рабочих (например, проблему их
отношений с предпринимателями) пытались решить не только
политики, экономисты, общественные деятели, но и философымыслители, в частности утопические социалисты.
Учения, в которых пропагандировались общественная собственность
на средства производства, а также общественные интересы в
целом, стали называть социалистическими . Утопией (в букв,
переводе с греческого – место, которого нет) именуют учение или
литературное произведение об идеальном обществе, которое
невозможно создать в реальной жизни.
3.
Роберт ОуэнКрупнейший представитель утопического социализма английский
философ Роберт О́уэн (1771–1858) искал пути решения общественных
проблем в рамках филантро́пии (т. е. благотворительности). Он
считал, что производство в принципе должно быть не личным (т. е.
основанным на собственности предпринимателя), а общественным.
Заводами и фабриками должны владеть все трудящиеся на них
рабочие, а прибыль следует распределять равномерно.
Став совладельцем текстильной фабрики, Оуэн попытался претворить
свои идеи в жизнь. Он сократил продолжительность рабочего дня,
повысил зарплату работникам, открыл общественные кухни, ввёл
пособия по болезни и старости и пр. Доходы, приносимые фабрикой,
возросли. Воодушевлённый успехом реализации своих идей, Оуэн в
1824 г. уехал в США. Там в штате Индиа́на он создал колонию «Новая
гармония», организовав в ней труд и быт по принципу трудовой
коммуны (общины).
Но вскоре все накопленные капиталы были растрачены, и коммуну
пришлось распустить. Безуспешными оказались и попытки Оуэна
создать подобные коммуны по возвращении в Англию.
4.
Анри Де Сен-Симон• В условиях промышленного переворота искали
возможность воплотить в жизнь утопические идеи и
облегчить жизнь рабочих и другие мыслители. Так,
французский социальный утопист граф Анри́ де СенСимо́н (1760–1825) видел идеал в «новой
промышленной системе», в которой интересы
предпринимателей и рабочих будут совпадать.
Добиться этого Сен-Симон предлагал проповедью
христианской морали: это смягчит сердца хозяев и
заставит их честно делиться прибылями с «младшими
братьями» (т. е. с рабочими). Призывая жить по
законам «нового христианства», Сен-Симон
категорически исключал насильственные пути его
введения.
5.
Шарль Фурье́• Другой знаменитый французский утопист,
Шарль Фурье́ (1772–1837), с детства
помогая в делах отцу-торговцу, прошёл, по
его словам, «школу обмана». Он считал, что
«дворянский феодализм» сменился
«промышленным феодализмом»,
ухудшившим положение народа. Дело в
том, что Фурье наблюдал лишь начало
промышленного переворота, к тому же
жил во Франции, где машинное
производство внедрялось медленно.
6.
Анархизм• Утописты отрицали сильную государственную власть. Однако они считали, что
сильная власть необходима, чтобы члены общества не нарушали законы,
чтобы их стремление улучшить свою жизнь не оборачивалось обманом и
ограблением «менее расторопных» сограждан.
• Росло число сторонников радикального течения анархизма . Анархисты (от
гр. anarchia – безвластие) призывали к уничтожению любой власти вообще.
Они считали, что на смену государству должен прийти всеобщий союз
(федерация) свободных самоуправляющихся общин. Основоположником
анархизма считается английский священник Уильям Го́двин (1756–1836),
который видел в постепенном уничтожении собственности и государства
«политическую справедливость». Он верил, что к этому можно прийти путём
постепенного «перевоспитания» общества. Годвин не призывал к насилию, но
его последователи всё чаще выдвигали лозунги насильственного разрушения
государства.