Похожие презентации:
Уроки творительного падежа
1.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА, РЕЗУЛЬТАТ
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
Танаева Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшая категория
2.
ТЕМА:МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
Уроки Творительного падежа
«Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории,
с участием его самого, его индивидуальных усилий. То есть Человек есть такое
существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым
индивидуумом и в каждом индивидууме.»
(М. К. Мамардашвили «Как я понимаю философию».- М., 1992)
Значит, развитие личности человека – это развитие системы
«человек – мир», или «человек – культура».
В этом процессе человек, личность, выступает как активное
творческое начало.
Взаимодействуя с миром, с культурой, он строит себя. Активно
действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе
жизненных
отношений,
происходит
его
саморазвитие
и
самоактуализация его личности.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится
самим собой.
3.
КОМПОЗИЦИЯОсновные педагогические идеи
театральной технологии:
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
1. Что такое «литературная провокация?»
Чтобы получился урок литературы, на нем должно произойти
«переключение» с обычного, простого, из повседневности в ту область,
где возникают сравнения, образы, фантазии, замыслы, интуитивные
понимания.
Нужно такое переключение создать, разыграть, сделать так, чтобы
ребенку захотелось думать вслух, уточнять, записывать свои мысли,
всерьез понимать, играть в литературу и создавать литературу.
4.
КОМПОЗИЦИЯОсновные педагогические идеи
театральной технологии:
2. Как в тренинге спрятать событие урока?
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
Есть в уроках по развитию речи благодатные темы. Они для меня
связаны с временами года. Мы с удовольствием пишем на доске
«Снежная работа» вместо «классная». И начинаем
словообразовательную, словотворческую работу:
СНЕГ – снежный – снеговать (даем лексическое значение: снеговать –
остаться в снегу) – приснежиться (присоединиться к куче снега во дворе)
– отснежиться (пора возвращаться домой)
СНЕГ – СНЕЖНОСТЬ (человек испытывает удивительную нежность к
первому снегу)
Когда веет, кружит – снеговей на улице. Тихо – снеготишье. Плывешь в
снегу – снегоплавание, если смотришь, как снег идет – снегодумье,
снегосон какой-то…
Потом у кого-то из детей может возникнуть неожиданная работа на
снежном языке!
5.
КОМПОЗИЦИЯОсновные педагогические идеи
театральной технологии:
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
3. «Начало» как методический прием
Мы читали по учебнику отрывок – начало повести с непонятным
названием «В дебрях Карабумбы». Длинное, подробное начало: двое
мальчишек уезжают на два дня из города, встречают на реке странного
человека, который живет в стогу сена, называя его дворцом…
Но в конце чтения дети разочарованы и остаются с множеством
вопросов: «А что такое Карабумба? Что значит дебри? Что было дальше?
Почему герои книги не смогли вернуться в Москву через два дня? И где
же приключения? Они не могут отделаться от этих вопросов, задают их
мне, друг другу и… Вдруг срабатывает «переключение» - дети начинают
предлагать свои версии сюжета, придумывать продолжение, как бы берут
на себя роль автора текста и садятся писать следующую главу.
Они остались как бы в вакууме информации с вопросами-зацепками
для фантазии. Был дан зазор между тем, что известно и тем, что хочется
узнать. И дальше они продвигаются по этому пути, активно включая в
работу мысль, логику, память, фантазию.
6.
КОМПОЗИЦИЯОсновные педагогические идеи
театральной технологии:
4. Событийный ряд построения урока
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
Исходное событие – первопричина как данность, то, что за рамками урока, то о
чем урок, сверхзадача, которая всегда за кадром, но которая всегда остается на
протяжении одного урока или всего курса. Исходное событие всегда удерживается
педагогом. Это тот «текст», та «методология», с которой всегда идет
педагогический диалог.
Предшествующее событие - находится за «кулисами», более индивидуальное, это
эмоции, мысли, состояние ученика и учителя.
Основное событие – заявка на конфликт, выявление проблемы. Разрешению
конфликта-проблемы
помогает
исходное
событие,
сверхзадача,
всегда удерживаемая педагогом.
Центральное событие – лобовое столкновение, обнародование конфликта,
выявление его причин.
Главное событие - разрешение конфликта, через прояснение, через появление
нового ведущего обстоятельства, которое становится на следующем уроке
предшествующим событием. Всегда открытый финал, открытый вопрос.
7.
РЕЗУЛЬТАТИнтегрированный проект:
Художественная мастерская (педагог Суслова О.А.)
Литература (педагог Танаева Е.Н.)
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
8.
Проектная деятельность педагогаПраздник как удовольствие затраченных усилий, или
технология создания события в школе
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
«Дни
должны
надуваться,
как
парус
корабля,
плывущего
в
неизведанное», - писал А. де Сент-Экзюпери.
Школьное
время,
раздробленное
уроками,
занятое
учебной
деятельностью, насыщенное огромным количеством информации
легко сделать ровной и однотонной повседневностью, подчиненной
календарному учебному ритму – начала и конца четверти, полугодия,
года. Но, ежедневно работая в этом налаженном ритме, важно
создавать и поддерживать иной ритм – событийный, тот, что управляет
театральным действием, и является основой человеческой жизни.
9.
Проектная деятельность педагогаПраздник как удовольствие затраченных усилий, или
технология создания события в школе.
Школа оставляет с человеком не только запас знаний, сколько опыт и
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
эмоциональный след, память о произошедших событиях. Что будет
пережито вашими учениками, что станет для них событием в общении
друг с другом, со взрослыми, какое творческое событие позволит им
утвердить себя и радоваться успеху других, встретиться с искусством,
наукой, профессией?
Какой ход событий научит ваших
учеников и коллег творить праздник,
играть, получая удовлетворение
от творчества?
10.
Проектная деятельность педагогаПраздник как удовольствие затраченных усилий, или
технология создания события в школе.
Ответы на эти вопросы зависят, безусловно, от энергии и инициативности
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
взрослых
в школе, от того, насколько каждый из учителей способен
слышать и впускать в свою работу «ветер событий», насколько
расположены педагоги к тому, чтобы искать и творить события уроков и
внеурочной жизни, откликаться, поддерживать и доводить до результата
то, что предлагают дети.
Событийность школьной жизни обеспечивается способом ее управления,
технологией создания события, то есть теми конкретными шагами,
действиями, которые совершают педагоги, чтобы «закрутить» и развить
интересную и детям, и взрослым творческую деятельность, а также найти
форму для представления ее результатов.
11.
Проект «Эврика – Хогвартс»Проект «Эврика – Хогвартс»
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
Толчком для возникновения данного проекта послужил
осенний эвриканский семинар и собственно пик
популярности книг о Гарри Поттере в школе.
Цель проекта:
Осуществление возможности событийного подхода в
образовательном процессе
Превращение детских желаний,
фантазий в проектную деятельность
по обновлению содержания
образования в школе
12.
Проект «Эврика – Хогвартс»Задачи проекта:
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
1. Забросить идею (вычислить процент детей, родителей,
учителей, прочитавших книгу).
2. Создать детскую проектную группу.
3. Начать работу в родительской группе волшебников.
4. Проработать содержание проекта: названия факультетов,
символику, названия предметов, изучаемые в другой школе,
законы и правила, розыгрыши, чудеса и превращения на
переменах.
5. Превратить содержание проекта в программу.
6. Создать новую предметную среду в школе.
7. Сдать «экзамен» на зачисление в школу Хогвартс (написать
исследование по книге).
13.
Проект «Эврика – Хогвартс»МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
14.
Проект «Эврика – Хогвартс»МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
Результаты мониторинга:
- Самым запомнившимся событием 6-го класса назван праздник «Хогвартс» (95%);
- Награждение «Волшебной грамотой» родителей и учеников за яркое участие в
празднике;
- Идея распределения учеников не по классам, а по факультетам (один факультет
представлен третью учеников каждого класса) сняла агрессивную
соревновательность и позволила сдружиться ученикам всей параллели;
- Был написан гимн школе Хогвартс (автор - Смагин П.);
- Это был день самоуправления: придуманные детьми законы и правила не
нарушались, каждый сам управлял своим поведением;
-
Повышение самооценки родителей, выступивших в роли преподавателей
волшебных дисциплин: травология, хиромантия, судья по квидичу, волшебмедиа.
15.
Проект «Эврика – Хогвартс»МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
16.
Проект «Эврика – Хогвартс»Понятие «педагогическая технология» имеет двойное значение: это
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
и процесс реализации образовательной программы и система
способов воздействия и взаимодействия с учеником. Роль педагога
сегодня значительно возрастает. Ребенок, как и взрослый, нуждается
в живом, чувствующем, удивляющемся, размышляющем, контактном
собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, должен
предъявлять свою позицию, свою личное отношение к явлениям и
событиям, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле
диалогичен.
Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и
способов» строить образовательный процесс и характер
взаимодействия с ребенком всегда будут актуальны для учительской
практики.
17.
Проект «Эврика – Хогвартс»МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
18.
РЕЗУЛЬТАТПроект «Эврика – Хогвартс»
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
19.
РЕФЛЕКСИЯ«Я – инструмент свой!» - сказал М. Чехов
МАОУ
Гимназия
№ 205
«Театр»
Я, педагог, есть инструмент свой. Мой голос, интонация, мой дух,
мои пристрастия, мои убеждения, мои силы, моя вера – все то, что
составляет мировоззрение, воспитывает, изменяет, развивает
ребенка.
И я – педагог должен настраивать, тренировать, готовить себя – свой
инструмент, чтобы не фальшивить, играть глубоко и красиво.
И технология, выбранная мной для обучения и развития ребенка,
должна быть в гармонии с моим мировоззрением.
20.
Вопросы, задания, предложения!Уважаемые коллеги!
МАОУ
Думаю и знаю, что в вашей методической копилке есть разные
Гимназия
№ 205
«Театр»
идеи и формы проведения интересных событий. Очень важно об этом
написать и рассказать, потому что всегда интересно, как возникают
замыслы урока, праздника. Запись помогает осмыслить сделанное.
Когда расскажешь другим, получишь эмоциональный «гонорар»,
обогатишься обратными идеями.
Предлагаю провести игру в такую новую волшебную школу, где есть
факультеты, правила, волшебные палочки и мантии, особые комнатыклассы,
в
которых
осуществляется
содержание
образования,
придуманное детьми. Был опыт: три класса – 100 человек (одного не
пустили родители по религиозным убеждениям!) Технологию создания
одного дня в волшебной школе можно обсуждать!
21.
МАОУГимназия
№ 205
«Театр»
Спасибо за внимание!