Похожие презентации:
Традиционные конфессии как основа духовности России
1.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа
духовности России
Цели и задачи
Культурное многообразие российского общества как основа духовнонравственного единства. Роль традиционных конфессий в формировании
этого единства. Наследие традиционного политеизма в современной России и
его культурные и аксиологические константы. Духовно-нравственные
основания монотеистических религий. Православная храмовая архитектура,
канонические нормы храмостроительства. Славянская письменность. Религия
в русском языке и русской литературе. Религия и изобразительное искусство.
Религия и музыкальная культура.
Специфика профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних
дел в контексте учета культурного многообразия традиционных конфессий.
2.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
С развитием истории к IV в. сложились объективные условия для расхождения
западной и восточной христианских культур, несмотря на то, что именно тогда
произошло окончательное формирование и официальное утверждение на вселенских
соборах христианской Церкви Никойско-Царьградского символа веры, но в
философско-мировоззренческом аспекте уже в трудах Отцов Церкви проявляется
разница культур. Не случайно в христианстве говорят о восточных (византийских) и
западных (римских) Отцах Церкви, чье творчество в совокупном результате положило
начало формированию западной и восточной картин мира.
3.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Каппадокийцы (вселенские Отцы восточной Церкви) «эллинскую мудрость» (по сути знание) и
христианскую веру считали средствами на пути человеческой души к Богу. Важно не только утверждение веры,
но и «гордость знаний». Следствием «гордости знаний» стала не уничижительная (как на западе), а достойная
по значимости оценка всего природного и человеческого. Смысловую периодизацию имеет история: сначала
эволюция смысла происходит в творении и в движении от природы до человека (Адама); второй смысловой
период блаженная жизнь человека с Богом в раю, концом ее стало грехопадение; третий смысловой период –
греховная земная жизнь человека без Бога, которая заканчивается первым пришествием Бога; далее короткая,
но значимая эпоха пришестви Спасителя, смыл ее в том, что человеку Бог показал путь его спасения и Христос
своей жертвой искупил прежние грехи человечества; в пятом смысловом периоде мы живем и сейчас –это путь
человечества к Богу, на нем возможно индивидуальное спасение души; последний этап – второе пришествие,
апокалипсис и через них возвращение человека в Царство Божие, но уже на земле.
Представитель западной патристики Августин Блаженный закладывает начало развитию догмата о
Божественном предопределении и благодати, согласно которому каждому человеку Богом предопределено
спасение и блаженство, если его жизнь соответствует Божественным нормам, а если человек грешен, то он
предопределен ко злу, погибели и мучениям. Причем судьба каждого уже предначертана, но Бог подарил
человеку Добрую волю (волю к спасению), грешник может использовать этот дар для своего спасения. Оно
возможно только в вере, на практике человек должен выполнять все предписания Церкви, чтобы не попасть в
число грешников.При таком подходе уничижается роль разума. Хотя также признается два пути к Богу – путь
знания и путь веры. Периодизация истории Августина имеет формальный характер. У него исторические вехи
полностью повторяют библейские:от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до
Вавилонского плена, от Вавилонского плена до первого прихода Христа, от первого до второго прихода и
страшного суда. Из этой периодизации полностью исключен период творения природы, так как он не относится
к человеческой истории.
4.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
В VI–IX вв. расхождение культур усугубилось.
Знаковыммоментом можно считать спор о филиокове (Сыне Божьем). Он возник вокруг интерпретации легенды
об исхождении Святого Духа.
На Западе считают, что он исходит не только от Отца, но и от Сына и через него. В реальной жизни это
оправдывало светскую власть папы римского и его священство, так как по легенде именно он остался
преемником главенства в Церкви после смерти Христа на кресте. В совокупности с представлениями о
Божественной иерархии все это обеспечило окончательную легитимацию верховной светской власти и
посреднической роли Церкви между Богом и людьми.
На Востоке считали, что Святой Дух исходит только от Отца, а он олицетворяет единство Бога, поэтому на
земле не нужен преемник Христа, Бог не покинул людей. Роль Церкви не посредническая, не пастырская, а
объединительная – для коллективного восхождения верующих к Богу. Здесь в полной мере осуществляется
общехристианский принцип соборности.
Сформировались славянская христианская культура (православие), а также германская и
англосакская христианская культура (католицизм).
5.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Этот процесс нашел свое закрепление в возникновении западного догматического и
философского учения Фомы Аквинского и восточного философско-религиозного учения
Григория Паламы в XIV в. Их доктрины были приняты в качестве официальных в католицизме и
православии соответственно.
Учение Григория Паламы является развитием философии исихазма, где путь к Богу лежит через
аскетизм, религиозно-мистическое созерцание и молитву, это называется «умным деланием».
Палама на этом основании утверждает существование трех миров: Божественного, земного и
мира Божественных энергий (деяния Бога). Третий мир соединяет первые два. В мире
Божественных энергий возможно постижение Бога не только в молитве, но и разумом, так как он
постигается по явлению божественной сущности. В этом мире человеческая
душа может «обожиться» (соединиться с божественной благодатью), двигаясь к совершенству,
поэтому первостепенное ценностное значение приобретает «дело», а не «слово» и красота.
Знание и вера имеют равную ценность, они соединяются в Божественном смысле, проявившемся
в деяниях Бога, так как третий мир «разлит» в земном.
Для томизма существует два мира, Бога постичь нельзя, он не познаваем, но признаются и
уравниваются два пути к нему – знание и вера. Оба они могут привести к истине, то есть к Богу,
поэтому Фома Аквинский предлагает разуму доказательства бытия Бога. Так началась
рационализация католической веры. Через сто лет это закончилось расколом и постепенным
изменением формы мировоззрения.
6.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Буддизм - довольно сложное учение. Это может продемонстрировать такой, например, факт. Свыше 35 лет в
Республике Шри-Ланка ведется работа по созданию «Энциклопедии буддизма», в которой принимают участие
ведущие буддологи и наиболее просвещенные монахи мира. Подготовлено уже 20 томов. Но в них вошел
материал лишь на первые три буквы алфавита.
Окружающая нас реальность имеет два мира: Первый - видимый, материальный мир, мир сансары. Все сущее,
все, что наблюдается и переживается нами, - это мир сансары или мир непрерывных становлений и
разрушений. Именно непостоянство этого чувственно-воспринимаемого мира является его основным
свойством. Изменение сансары является следствием бесконечного движения дхарм. Здесь дхарма имеет иную
смысловую нагрузку, чем та, о которой говорилось ранее. Дхармы - это первичные элементы бытия и сознания,
мельчайшие нематериальные бессмертные частицы. Различные комбинации этих дхарм создают
многознообразие явлений природы, в том числе и человека.
Второй - высший мир, или нирвана (санскр. – «угасание»). Нирвана - это сверхбытие, обитель духовного
начала, состояние вечного покоя. Если сансара - это мир изменений, то нирвана - успокоившееся бытие, в
глубине своей не знающее никаких различий и никакого движения. Нирвана - высшая цель, которая должна
манить к себе тех, кто принял учение Будды, и достичь ее может только тот, кто выполняет религиозные и
нравственные предписания.
7.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Ислам возник в VII в. в среде арабов, коренных жителей Западной Аравии. Его
возникновение было обусловлено социальными предпосылками, к которым можно
отнести следующие кризисные явления, возникшие в Аравии в начале VII в.
Экономический упадок, обострение внутренних противоречий, опасность внешних
вторжений делали жизнь большинства населения Аравии неустойчивой и
необеспеченной. В исторических условиях Средневековья выработать новые идеи,
которые могли бы объединить племена, создать централизованное государство,
смягчить социальные противоречия, было возможно лишь в рамках новой религиозной
идеологии. Ею и стал ислам.
На формирование ислама огромное влияние оказали такие религии, как иудаизм и
христианство. Из этих религий ислам заимствовал немало идей и установлений. Это,
прежде всего, идея единого Бога, идея посредника между Богом и людьми, идея
богодуховности Священного Писания, идея загробного воздаяния и др. Все эти идеи
трансформировались в духе самого ислама и лишь затем становились элементами
мусульманских религиозных, политических, культурных, правовых и других структур.
8.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Мировоззренческие особенности религиозного типа, господствующего в период Средних веков,
выступают основой традиционного миропонимания и, соответственно, духовной культуры
традиционного общества. Мы полагаем, что профессиональная культура государственного служащего
немыслима вне рамок традиционной культуры с ее принципами порядка, лада, гармонии, которые
конкретизируются в законах государства без обращения к имманентным культуре средствам,
обеспечивающим ее трансляцию в пространстве и времени. Среди таковых необходимо назвать
культурное наследие, культурную преемственность, ценности, традиции.
Эти явления представляют собой систему со своей структурой и иерархией. Культурное наследие – это
совокупность рациональных, эстетических, нравственных ценностей, в которых содержится
идентификационный код культурного организма, благодаря которому он позиционирует себя в
пространстве (здесь и сейчас) среди других культурных организмов и во времени (в истории) в прошлом
и будущем. С помощью традиции культурное наследие не только сохраняется, но предъявляется как на
социальном, так и индивидуальном уровнях. Традиция, по сути, является динамической стороной
культурного наследия. Она представляет собой процессы и способы трансляции культурных ценностей
на всех уровнях бытия человека и общества. Традиция обеспечивает коллективную память сообществ,
сохраняя их самотождественность и преемственность в развитии. В этом ее позитивное значение в
культурной динамике. Она предлагает набор средств усвоения ценностей той или иной культуры,
который можно назвать механизмом преемственности. На современном этапе мировоззренческая
ориентация на традицию оказывается затруднительной в силу влияния противостоящих ей культурных
парадигм.
9.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Примерно в XVII в. начинает формироваться новый культурный тип, называемый
Новым временем, или эпохой модерна. Он обусловлен развитием науки и техники,
географическими открытиями и капитализмом. Эти факторы способствовали
ликвидации мировоззренческой пропасти между природой и человеком, получило
развитие потребительское отношение к природе. Человек мыслит себя царем природы
ее хозяином, который с помощью разума раскрывает все тайны природы и ставит эти
знания себе на службу.
Средневековый человек мог быть каким угодно, но он оставался сосудом, формой, в
которую вливается какое-либо содержание. Судили не человека, а дьявола, который в
него вселился. Теперь впервые в массовом сознании человек поставил себя в центр
мироздания. Человек – венец и цель мироздания. Человек – цель, все остальное
средство. Системообразующей связью мировоззренческого поля этой эпохи стал
антропоцентризм. Человек – творец, он вернул себе отчужденное творческое начало.
10.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
В XVII в.в основе общества лежит самодостаточная свободная личность. Общество
является обременением для нее, приходится договариваться с другими личностями.
Общество отождествляется с государством, осуществляющим посреднические
функции между личностями с помощью общественного договора. Последний
базируется на признании врожденных прав человека (на жизнь, собственность,
свободу), а также потребностей и интересов личности. Без этого договора общество не
может существовать, так как отношения между таким образом понимающими себя
личностями могут быть только «войной всех против всех», где «человек человеку
волк».
Все эти идеи воплотились в теорию естественного права и общественного договора,
которые сочетались с рожденным в Средние века представлением о неизменной сути
человека. Так как до середины XIX в. не знали еще об эволюции человека, считали,
что человек создан в современном нам виде, человек – это механизм, поэтому
господствовала механическая картина мира. Теория общественного договора пришла
на смену теории божественности происхождения государства и королевской власти.
11.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Изменилось понимание Бога, он вытеснен из объяснения природы в духовнонравственную сферу общественного сознания, а в материализме – отброшен. Идет
процесс секуляризации общества, отделения Церкви от государства. Изменился и
характер монотеизма, средневековая вера утрачена, на ее место пришел пантеизм
(учение о взаимосвязи Бога и природы) и деизм (Бог имеет только функции творца или
перводвигателя, также используется регулятивная функция религии), а позднее
и атеизм (отрицание существования Бога). В настоящее время деизм является
формой компромисса между религией и естествознанием.
12.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Мировоззренческому
полю
модерна
присущ
рационализм
как
вторая
системообразующая связь. Ум и интеллект – инструменты господства человека в
мире. Безграничная вера в силу разума и науки привела к применению
рационалистической
методологии
ко
всем
сферам
бытия
человека,
рационализируются все сферы отношения людей. Социальная и личная жизнь
строится на разумных, естественных началах, что приводит к прагматизму как
крайнему проявлению процесса рационализации жизни. Рационализм сочетается с
гуманизмом, в понимании модерна – это учение о правах свободного индивида.
Наибольшую популярность получает идея предопределения, но она интерпретируется
теперь иначе. Ранее мир делился на праведников и грешников, теперь на людейцелей (те, кто успешен, следовательно, безгрешен и предопределен к райской жизни)
и людей-средства (те, кто не успешен и предопределен к мукам ада). В течение жизни
человек доказывает себе и окружающим, что он – человек-цель. Добро и зло стали
соотноситься с личностью: то, что хорошо для нее – добро, что плохо – зло.
13.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Сегодня мы живем в эпоху постмодерна. Она началась примерно со второй половины ХХ в. Это
переходная эпоха. Здесь осуществляется отход от прежнего новоевропейского мировоззрения. Идет
поиск новых основ и форм, поэтому современная эпоха характеризуется поляризацией,
неопределенностью, неустойчивостью, радикальностью изменений, альтернативностью процессов,
многофакторностью и двойственностью системы. Это те условия, при которых сегодня осуществляется
деятельность сотрудников органов внутренних дел. При рассмотрении объективной стороны духовнонравственной основы этой деятельности необходимо учитывать следующее. Происходит
взаимодействие различных культурных групп и укладов. Это взаимодействие, имея конкурентный
характер, приобретает разные оттенки конфликта, сотрудничества, нейтралитета и складывается в
альтернативность всего процесса в целом.
Противоречивость старого мировоззрения и потенции нового являются основой для другой
характеристики – двойственности (факторов и системы в целом). Двойственность включает в себя
этнические (национальные) традиции, развившиеся в предыдущие эпохи, и общечеловеческие
(глобальные) инновации, рождающиеся сегодня, что приводит к поляризации: ориентация факторов на
глобальный или локальный полюс. На сегодняшний момент подобная поляризация приобретает
крайнее значение. Крайняя поляризация ведет к крайнему противостоянию, выраженному в терроре,
вооруженном сопротивлении или в других формах протестных движений в защиту этнокультурной
идентичности.
14.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
В Российской Федерации, как и в любом крупном и многонациональном государстве, насчитывается
большое количество религиозных конфессий. Исторически сложилось так, что на достаточно большой
территории нашей страны активно функционировали, развивались и вели свою религиозную
деятельность различные группы народностей, которые представляли разнообразные религиозные
верования.
В преамбуле действующего в настоящее время Федерального закона от 26 сентября 1997 г. No 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях» законодатель указал, что принимает закон,
«подтверждая право каждого гражданина нашей страны на свободу совести и свободу
вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и
убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и
культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие
неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать
достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы
вероисповедания...».
15.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Религиозные системы можно разделить на «органические» и «неорганические» по отношению к
истории, культуре, менталитету того или иного народа, нации (группе народов, наций).
Органические религии оказывают определяющее влияние на национальный духовный уклад и
одновременно в той или иной степени зависят от «национального компонента», образуя тесную
взаимосвязанную систему.
Неорганическая религия часто стремится навязать систему ценностей, отличную от традиционных.
Утверждение их даже может сопровождаться разрушением базового духа, впервые развитого
органической религией, эрозией национальной идентичности. Они могут давать эффект дезинтеграции,
стимулируя противоречия между сторонниками органических и неорганических религиозных систем. Не
опираясь на национальные основы, они, к сожалению, не всегда спонсируются дружественной внешней
силой, стремящейся расширить свои организации в некоторых областях.
16.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Христианство
Оформление христианского вероучения происходило в ходе деятельности первых семи Вселенских
соборов. Они собирались с 325 г., в котором состоялся первый собор, по 787 г., в котором прошел
последний. В процессе дискуссий, которые велись авторитетными представителями христианской
церковной иерархии, был выработан комплекс догматических формулировок, известный как Символ
веры. Он состоит из 12 частей и утверждает принципиальные положения христианского вероучения.
Изначально источниками вероучения в христианстве признаются Священное Писание и Священное
(апостольское) предание. Священным Писанием является Библия. Библия делится две части: Ветхий
Завет, почитаемый иудаизмом и христианством, и Новый Завет, почитаемый только христианством.
Книги поделены на главы, а главы – на стихи.
17.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Христианство
Ветхий Завет (завет – договор, наказ, соглашение) – древнейшая часть Библии. Его 39 книг, дошедших
до нас на древнееврейском языке, составляют для иудаистов всю Библию (в еврейской транскрипции
«Танах»); христиане же именуют их каноническими книгами. Остальные 11 книг Ветхого Завета дошли
до нас на древнегреческом языке. Они игнорируются последователями иудаизма и протестантских
течений в христианстве. Католицизм приравнял их к каноническим книгам, а православие хотя и не
включило эти книги в канон, но считает их полезными для спасения души. Независимо от количества,
все христиане различают в Ветхом Завете следующие группы книг: «Пятикнижие Моисеево»; «Книги
исторические»; «Книги пророческие»; «Книги поучительные». В них речь идет о создании Богом мира и
человека, грехопадении Адама и Евы, Всемирном потопе, о Завете, который Бог дал людям,
регламентации жизнедеятельности человека, которая изложена в известных десяти заповедях.
Содержат книги также учения о мессии, об аде и рае. Как литературный памятник Ветхий Завет содержит религиозно-философские и этические принципы, юридические кодексы, исторические хроники,
мифы, легенды, притчи, сказания, народные песни, фрагменты героического эпоса и т. п.
18.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Христианство
Вторая часть Библии – Новый Завет. Она почитается в качестве священной только христианами.
Название «Новый Завет» связано с учением о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа.
Новый Завет включает в себя 27 канонических книг: 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Иоанна и Луки),
рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, смерти и воскрешении, о его
чудотворениях и поучениях; Деяния апостолов, повествующие о распространении христианства; 21
Послание апостолов (они включают поучения об организации и быте раннехристианских общин);
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), рисующее картины «конца мира» и «страшного суда».
Окончательное утверждение новозаветного канона состоялось в 364 г. на Лаодикейском соборе.
Священное предание – это совокупность вероучительных положений и предписаний, выработанных
устной и письменной небиблейской традицией христианской Церкви. Цель и назначение Священного
предания – поддержать и обосновать «богоустановленность» Священного Писания, а также его
важнейшие положения, выработанные задолго до окончательного утверждения Церкви применительно
к новым условиям церковной жизни. С точки зрения религиозного авторитета и догматической
значимости Церковь считает Священное предание равноценным Священному Писанию.
19.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Православие, Католицизм и Протестантизм – основные направления христианства
Под православием понимается группа автокефальных (самоуправляемых) церквей, которые
ориентируются на византийскую (восточной) традицию, в противовес римской (западной) традиции.
Исторически накапливающиеся противоречия между двумя линиями в христианстве вылились в
окончательный раскол в 1054 г.
49В области вероучения основным отличием православия от католицизма является то, что
православные отстаивают приверженность положениям первых семи Вселенских соборов и не идут по
пути их трансформации либо количественного увеличения. В православии (так же, как и в католичестве)
выделяют два источника вероучения: Священное Писание (Библия) и Священное Предание (труды
авторитетных богословов). Отдавая приоритет Священному Писанию, православная традиция считает
его составной частью Предания, которое позволяет правильно осмыслить священные тексты. Основной
корпус сочинений сформировался в период патристики – первого этапа развития средневековой христианской философии (II–III – IХ вв.). В более позднее время он был
дополнен богословскими трудами, включая работы современных авторов по вероучительным вопросам.
В православии признаются мнения западных богословов, которые не противоречат положениям
авторитетов восточной Церкви.
20.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Православие, Католицизм и Протестантизм – основные направления христианства
Следует знать, что православие обладает особенностями не только в сфере вероучения, но и в области
церковной организации, религиозной деятельности и культа, взаимоотношений с обществом и государством.
Единого центра управления в православии не существует. Православные Церкви представляют собой
конгломерат самостоятельных организаций, каждая из которых возглавляется патриархом. Патриарх
Константинопольский именуется Вселенским, и сама патриархия является одной из старейших в христианском
мире, но это не дает ей какого-либо права осуществлять руководство иными православными церквями. В
настоящее время насчитывается 15 автокефальных православных церквей. Крупнейшей по численности
является Русская Православная Церковь Московского патриархата. В православной церковной иерархии
священники подразделяются на белое (женатые) и черное (монашествующие) духовенство. В православии
высшим авторитетом в вопросах веры считается Церковный собор. Соборность рассматривается как один из
существенных признаков православия. Православный культ тесно связан с исторической народной традицией.
Богослужение ведется на национальном языке, обычные верующие (миряне) наравне с духовенством могут
участвовать в причастии хлебом (квасным, а не пресным), в ходе богослужения не используются музыкальные
инструменты, большую роль играют иконы и иконопочитание, скульптура используется ограниченно. Для
объяснения взаимосвязи светской и церковной властей в православной традиции формируется идеологическая
модель «симфонии властей», восходящей своими корнями к византийской традиции. В рамках данной модели
проектируются отношения гармоничного единства, при которых права управления страной принадлежат
персонификатору государственной власти, но он подчиняется в духовно-нравственном плане главе
Православной Церкви как носителю духовного авторитета.
21.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Православие, Католицизм и Протестантизм – основные направления христианства
Становление католической Церкви происходило на базе западной римской (латинской) традиции.
Особенностью ее институционализации выступает последовательная централизация власти римского
иерарха – папы, которому подчиняются все католические общины и их объединения. Власть папы
римского оказывается более значимой, нежели власть собора. Священническая иерархия включает в
себя только монашествующее духовенство, соблюдающее целибат (обет безбрачия). Все католические
священники принадлежат к тем или иным монашеским орденам. История католической Церкви связана
с крестовыми походами, драматичной борьбой римских пап с императорами в средневековой Европе,
инквизицией, междоусобными распрями представителей папского престола.
Католическая доктрина, разделяющая, конечно же, Святоотеческое учение, обладает определенными
особенностями. Католицизм пошел по пути трансформации и увеличения догматической конструкции. В
частности, католические богословы считают, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от
Бога-Сына (это догматическое расхождение называется вопросом о «филиокве»). Кроме того, в корпус
догматов были внесены формулы о чистилище, непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном
вознесении, непогрешимости папы в вопросах веры и нравственности. Источником вероучения
выступает, таким образом, не только Священное Писание и Священное предание, решения первых
семи Вселенских соборов, но и постановления соборов, которые проводились католической Церковью
(XXI собор) и решения папы римского.
22.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Православие, Католицизм и Протестантизм – основные направления христианства
Среди исследователей традиционно считается, что в католицизме господствуют рационалистические
тенденции. Рационализм и логицизм проявляется в интерпретации проблемы первородного греха и
спасения души, роли чистилища и посмертного воздаяния. Официальная доктрина католической
Церкви до настоящего времени восходит к учению великого представителя средневековой схоластики
Фомы Аквинского, опирающегося, как известно, на аристотелевскую систему (подробнее изучается в
курсе философии). В культовой практике католической Церкви имеютcя определенные особенности.
Особым образом совершаются таинства: причастие хлебом (пресным) и вином осуществляют носители
священства, миряне причащаются только хлебом; во время крещения практикуется обливание
младенца водой, 52а не погружение, как долгое время практиковалось в Православной Церкви;
миропомазание совершается через 7–8 лет после крещения. В богослужебной практике исторически
господствует латинский язык (на современном этапе католическая Церковь допускает богослужение на
национальных языках), большое место уделяется использованию органной музыки, в убранстве храмов
преобладает скульптура.
На современном этапе католическая Церковь стремится модернизировать свою социальную политику,
выступать за отказ от противостояния с иными религиозными объединениями. Можно обратить
внимание на события декабря 1965 г.: на II Ватиканском соборе был озвучен текст двустороннего
заявления римского папы и Константинопольского патриарха, в котором они провозглашали взаимный
отказ от анафемы 1054 г. При этом католическая Церковь стремится играть значимую роль на
международной арене, занимать приоритетное положение в христианском мире, энергично проводить
миссионерскую деятельность, в том числе и в России.
23.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Православие, Католицизм и Протестантизм – основные направления христианства
Протестантизм как направление христианства возник в Западной Европе в XVI в. в ходе
реформационных процессов, происходящих в католической Церкви, которые были поддержаны
высшей аристократией и приняли политический характер. Обучающимся следует обратиться к
истории реформации и составить представление о ее идеологах: М. Лютере, Т. Мюнцере, У.
Цвингли, Ж. Кальвине. Протестантские объединения не имеют единого центра и представляют
собой совокупность
самостоятельных деноминаций и организаций различного типа. Основными протестантскими
направлениями можно считать: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Особенностью
протестантизма является учение о спасении личной верой в искупительную жертву Христа,
провозглашается принцип священства всех верующих, отрицается необходимость масштабной
церковной организации. Основным источником вероучения провозглашается Священное Писание. Авторитет Священного
предания, так или иначе, отвергается. Протестантские общины ориентированы на упрощение
культовой практики и общее сокращение расходов на Церковь. Значение таинств зачастую
снижается. Они рассматриваются как обычные обряды. В качестве таинств чаще всего остаются
только крещение и причащение.
Протестантская этика ориентирована на активное преобразование действительности, жизненный
и профессиональный успех. Данная установка базируется на особом внимании к Божественному
предопределению.
24.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Православие, Католицизм и Протестантизм – основные направления христианства
Протестантизм. На территории России представлены некоторые самые известные и
многочисленные религиозные объединения протестантского толка: адвентисты, баптисты,
пятидесятники, свидетели Иеговы. Среди исследователей существует мнение, что активная
экспансия протестантизма в России, особенно широко развернувшаяся в 90-е гг. ХХ в., может
нести угрозу национальной духовной традиции.
25.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Ислам
С самого начала развития ислама действует принцип строгой регламентации жизни каждого
мусульманина. Ислам является монотеистической религией, и поэтому единый Бог ислама – Аллах. У
Аллаха 99 имен, он всевидящий и всеслышащий Бог, который в отличие от христианского Бога никогда
не рожал и не был рожден – он вечен. В исламе Аллах (Всевышний) требует от каждого мусульманина
беспрекословного подчинения и управляет миром. В исламе каждого верующего называют
«мусульманин», то есть покорный Аллаху.
В исламе принцип единобожия доведен до логического завершения, поэтому каждый мусульманин
соблюдает жесткую регламентацию трех священных писаний. Священной книгой и источником
вероучения для мусульманина является Коран, также важнейшим вероучительным документом
выступает Сунна (свод текстов, описывающих поступки пророка, его высказывания по различным
вопросам жизни). Слово «коран» означает то, что читают вслух, декламируют (то есть то, что было
сказано Мухаммеду, а он повторил). По мусульманской традиции Коран не сотворен, он существует
предвечно. Его оригинал хранится у Аллаха, который частями в виде откровений передал Коран
Мухаммеду через архангела Джебраила. Первое Божественное откровение пророк получил в месяце
рамадан, поэтому рамадан был определен месяцем поста.
Содержание Священной книги Мухаммед провозглашал в форме пророчеств в Мекке и Медине между
610 и 632 гг.
При жизни пророка содержание Корана передавалось главным образом по памяти. Первые
систематизированные записи полного текста Священной книги были сделаны ближайшими
сподвижниками Мухаммеда вскоре после его смерти. Затем по приказу халифа Османа группа
авторитетных соратников Пророка создала единый сводный текст Корана.
26.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Ислам
Коран – это книга, включающая более 500 страниц текста на арабском языке. Он состоит из 114 сур
(глав) – 90 «мекканских» и 24 «мединских». Суры, в свою очередь, включают определенное количество
стихов – айятов (араб. – знамение, чудо). Всего Коран имеет 6 236 айят (77 934 слова), которые
разделены для удобства пользования и в связи с потребностями культа на 30 частей – джузов и 60
разделов – хизбов. Мусульманская традиция запрещает перевод Корана на другие языки, поскольку
арабский язык считается божественным. Провозглашать суры или айяты Корана во время молитвы
также необходимо на арабском языке.
Второй источник – Сунна (араб. – обыкновение, образец действий, поведение). Это мусульманское
Священное предание, совокупность сказаний (хадисов) о жизни пророка. Различают поступки (фил)
Мухаммеда, его высказывания (каул) и молчаливое одобрение (такрир), с которыми он встречал
некоторые поступки и высказывания окружающих. По представлению мусульман, Сунна дополняет и
разъясняет Коран, уступая ему только своей религиозной значимостью.
Каждый мусульманин должен осмысленно и беспрекословно следовать основным столпам ислама, их
всего пять. Первый столп – шахада (Свидетельство каждого мусульманина о том, что нет божества,
кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его и раб). Второй столп – это намаз (обязательная,
ежедневная пятиразовая молитва каждого верующего). Третий столп – закят (уплата в пользу бедных
1/40 годового заработка мусульманина). Четвертый столп – ураза (строгий пост каждого верующего
мусульманина в священный месяц Рамадан). Пятый столп – хадж (паломничество в Мекку в мечеть альХарам к могиле пророка Мухаммеда) должен совершить хотя бы раз в жизни каждый верующий
мусульманин, поэтому культ в исламе получил большее распространение, нежели само вероучение.
27.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Ислам
В исламском мире не сформировалось единого организационного центра, объединяющего всех
мусульман. Верующие составляют общину – умму. Исторически в исламе сформировалось два
основных направления. Примерно 90 % мусульман относятся к суннитам. Они признают авторитет
Корана и Сунны, легитимируют передачу власти после смерти пророка Мухаммеда его ближайшим
сподвижникам, которые не являлись Посланнику Аллаха родственниками. Часть последователей
ислама (примерно 10 %) принадлежит к шиитам – сторонникам восхождения линии наследования
власти к имаму Али (родственник Мухаммеда) и его потомкам. Они признают только те части Сунны,
авторство которых принадлежит прямым потомкам Пророка.
Распространение ислама на территории России было связано в первую очередь с торговыми
отношениями. Для России торговые отношения с Востоком имели большое экономическое значение.
Первые мусульманские купцы из Арабского халифата появились на Руси в VIII–IX вв. В России в
настоящее время последователи ислама проживают практически во всех субъектах Российской
Федерации и принадлежат к 40 этносам России, а основными регионами распространения ислама на
территории Российской Федерации являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь,
Северный Кавказ, крупные города – Москва, Санкт-Петербург и ряд других. Большая часть мусульман
России проживают в девяти республиках: Адыгея, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, КабардиноБалкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня.
В настоящее время количество этнических мусульман в России 5714,5 миллиона – примерно 12 %
населения страны (5 миллионов нелегальных иммигрантов и сезонных рабочих исповедуют ислам), а к
2030 г. численность российских мусульман может приблизиться к 30 миллионам человек.
28.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Буддизм
Буддизм возник в VI в. до н. э. на территории Индии. Нет сомнения в том, что буддизм воспринял
многие положения и мифологические конструкции из распространенных тогда на территории
Индостана ведических учений и практик брахманизма, но при этом он им активно противостоит.
Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Достигнув высшей степени духовного и
физического совершенства, он стал Буддой (Просветленным).
Бог в буддизме понимается как некое безликое духовное начало, никак не связанное с какимилибо материальными объектами. Не следует смешивать Будду и Бога. Просветленный не
является Творцом мира. Он только указывает путь к спасению. В буддизме сложилось видение
двух основных путей спасения, соответствующие двум основным направлениям: хинаяна и
махаяна.
Хинаяна (санскр. – малая колесница, или узкий путь к спасению) – древнейшая форма буддизма.
В настоящее время она распространена в странах Южной и Юго-Восточной Азии, поэтому ее
называют южным буддизмом. Достигнуть состояния Будды (просветления) смогут лишь те, кто
обладает высокими моральными качествами, кто отказался от мирской жизни, от всякой
деятельности. Отсюда и название – малая (узкая) колесница, то есть на этой колеснице,
направляющейся к спасению, уготовлено место далеко не для всех. Для того чтобы попасть на
эту колесницу, необходимо вступить в монашескую общину (сангху).
29.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Буддизм
Махаяна (санскр. – большая колесница, или широкий путь спасения). Махаяну часто называют
северным буддизмом. Именно этот вариант буддийского учения распространился в Тибете,
Китае, Корее, Японии и других странах. Не изменяя основных догматов буддизма, содержащихся
в хинаяне, махаяна сформировала ряд особенностей. Махаяна предоставляет возможность
спасения не только монахам, но и всем верующим. Любой мирянин может достигнуть нирваны.
Самым важным отличием махаяны от хинаяны является учение о бодхисатвах (санскр. – тот, чья
сущность – знание). Бодхисатва – это тот, кто почти достиг нирваны, но из сострадания
добровольно отказался от своих достижений, чтобы помочь другим людям найти путь к
спасению.
Вероучение в буддизме развито слабее, нежели культ. Основные положения вероучения собраны
в письменный свод, который называется Трипитака (дословно – «три корзины») – канонические
собрания текстов школ классического буддизма, включавшие Виная-питаку («корзину
дисциплинарных правил»), Сутра-питаку («корзину наставлений») и Абхидхарма-питаку («корзину
доктрин»). Эту трехчастную структуру канонических собраний текстов можно считать линией
демаркации между классическим буддизмом (который принято называть хинаяной) и теми
реформаторскими течениями, которые обозначали себя как махаяна и создавали иные собрания
авторитетных текстов, в значительной мере имитировавшие текст Трипитаки.
Современный буддизм – комплекс религий, часто существенно отличающихся одна от другой
(«Дзэн-буддизм», «Ламаизм»), хотя исходные принципы вероучения одни и те же.
30.
Зубкевич Лада АльбертовнаТема № 2. Традиционные конфессии как основа духовности России
Буддизм
Распространен и на территории России, в частности в республиках Тыва, Бурятия и Калмыкия, на
региональном уровне в этих субъектах Российской Федерации буддизм является доминирующей
религией. Конечно, представительства буддистских общин есть и во многих других регионах,
например в Санкт-Петербурге и Москве, но здесь присутствуют лишь малые группы его
последователей. В России преобладают представители ламаизма, их духовным наставником
является далай-лама.