Христиантсво в Казахстане
Католицизм
Христианство — мировая религия
Христиантсво в Казахстане
Священные книги
Столпы ислама
Исламское право
Алавиты
Ваххабизм
Друзы
Сунниты
Суфизм
Хариджиты
Шииты
Страны, где ислам признан официальной религией.
6.22M
Категория: РелигияРелигия

Взаимодействие с религиозными конфессиями по профилактике проникновения деструктивных религиозных течений в армейскую среду

1.

Военная кафедра
АО «Университет КАЗГЮУ»
«Организация специальной пропаганды»
Тема №7. «Конфессиональное пространство в Республике Казахстан.
Методика организации взаимодействия с религиозными конфессиями
по профилактике проникновения идеологий деструктивных
религиозных течений в армейскую среду».
(6 часов, 4 часа – лекции, 2 часа - семинар)
Астана – 2016

2.

Занятие №1
Метод: лекция
Место занятия: аудитория
Учебные вопросы:
1. Положение буддизма в современном мире. Исторические
условия возникновения буддизма. Буддизм в Казахстане.
2. Иудаизм, как национальная и мировая религия.
{
Цель занятия:
способствовать пониманию предпосылок возникновения религий,
сути данного религиозного мировоззрения;
показать особенность религиозной картины мира, течения и
направления современных религий;
способствовать формированию представления о положении
религиозных конфессий в Казахстане.

3.

Литература:
1) Конституция Республики Казахстан, 1995 г.
2) Закон РК от 11.10.2011 г. «О религиозной деятельности и
религиозных объединениях».
3) Закон РК от 18.02.2005 г. «О противодействии экстремизму» (с
изменениями и дополнениями).
4) Указ Президента Республики Казахстан от 24.09.2013 г. №648 «О
государственной программе по противодействию религиозному
экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017
годы».
5) Приказ МО РК от 30.09.2011 г. №400 «Об утверждении методики
организации органов военного управления по противодействию
идеологии деструктивных религиозных организаций и
радикальных религиозных течений в армейской среде».
6) Приказ МО РК от 20.12.2012 г. № 984 «Об организации
идеологической работы в сфере противодействия религиозному
экстремизму в ВС РК».
7) Приказ МО РК от 21.02.2013 г. №73 «Об утверждении Стратегии
развития
идеологической работы в ВС РК».
3

4.

Такфириты никогда не признают, что они являются террористами. На
самом же деле сущность такфиризма – это подрыв государственного
строя, его политической системы, захват власти и т.д. Конечная цель
такфиритов – это изменения существующего государственного строя,
создание исламского государства на основе шариата.

5.

Общество в Республике Казахстан исторически и
культурно ориентировано в основном на две
традиционные религии: суннитский ислам (ханафитский
мазхаб) и православное христианство.
Самым многочисленным религиозным объединением является Духовное
управление мусульман Казахстана, имеющее 15 филиалов а также
наибольшее количество культовых сооружений – мечетей (2381).
Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Русская
Православная Церковь (РПЦ), которая располагает 289 религиозными
объектами.
Следующим для Казахстана религиозным направлением является
Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 84 религиозных
сооружений.
Протестантские религиозные объединения имеют в стране свыше 500
церквей и храмов.
Действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединения буддизма, а
также 18 нетрадиционных для Казахстана религий («Мормоны»,
«Кришнаиты», «Бахаи», «Муниты» и другие)

6.

ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
БУДДИЗМ
возник в VI в. до н.э.
В Индии
Хинаяма
Махаяма
Ламаизм
ХРИСТИАНСТВО
Православие
XI в.
Возникло в I в. н.э.
В восточной части
Римской империи
Католицизм
XI в.
ИСЛАМ
Возник в VII в. н.э.
в Западной Аравии
ИУДАИЗМ
Возник в XI в. до н.э.
В Палестине
Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа,
Лаос, Индия, Бирма
Китай, Корея, Япония
Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия
В православии существуют 15 автокефальных
церквей. На территории бывшего СССР
существуют 2 православные церкви:
русская и грузинская
Протестантизм
XVI в.
Существует в Европе и Америке.
На территории бывшего СССР
распространен в Литве, на Украине,
Белоруссии
Шиизм
Исповедуется азербайджанцами, персами
и курдами из Туркмении и Бухары
Суннизм
Исповедуют коренные национальности
Средней Азии. Казахстан.
Некоторые народности РФ
Мюридизм
Исповедуют чеченцы, ингуши, аварцы,
даргинцы, лезгины и др.

7.

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТА МИРА
{

8.

По данным Форума Исследовательского центра PEW по религии и
общественной жизни в настоящее время по всему миру более чем 80%
людей идентифицируют себя с определенной религиозной группой.
Исследование состояния более чем 230 стран и территорий свидетельствует о
том, что по всему миру существует 5,8 млрд. религиозно аффилированных
взрослых и детей, представляющих 84% из 6,9 млрд. населения планеты.
Демографические исследования на основе анализа более чем 2500 переписей,
обзоров и регистров населения обнаруживают по всему миру наличие:
– 2,1 млрд. христиан (32% населения мира),
– 1,3 млрд. мусульман (23%),
– индуистов (15%),
– около 700 млн. буддистов (7%),
– 14 млн. иудаистов (0,2%),
– более 400 млн. человек (6%) практикуют различные народные или
традиционные религии, в том числе африканские традиционные религии,
китайские народные религии, коренные американские религии и религии
австралийских аборигенов.

9.

Религия в современном мире.
Мировые религии
Буддизм
VI – V вв. до н.э. в Индии
Христианство
I в. в Палестине
Ислам (мусульманство)
С VII в. в Аравии

10.

Первый вопрос:
{
Положение буддизма в
современно мире. Исторические
условия возникновения
буддизма. Буддизм в Казахстане.

11.

Буддизм – одна из
трех мировых
религий.
Возник буддизм в
древней Индии в 5-6
веке до нашей эры.
Основателем
считается

12.

13.

14.

В мире насчитывается около 700
миллионов буддистов. В Китае и
Японии буддисты составляют 10%
населения, в Монголии, Таиланде,
Мьянме- почти 100% населения, в
Лаосе, Непале, Камбожде, Корее,
Тайване - от 70 до 90%, в Индии-1%.

15.

Исследователи буддизма отмечают, что религиозные сочинения,
приписываемые буддизму, начали создаваться во 2-1 веках до н.э.
Древние книги раннего буддизма называются Трипитака («Три
корзины») и написаны на языке пали (или Типитака – на санскрите).
Основные идеи
буддизма. Его
представления о
картине мира.
Винаяпитака (сборник правил буддийских
общин),
Суттапитака (беседы и изречения Будды),
Абхидхаммапитака (объяснение учения).
Типитака- сборник
религиозной
буддийской
литературы состоит
из из трех частей:

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Основные направления и
течения современного
буддизма.
а) учение Хинаяна - «малая
повозка», которое проповедовало
«узкий путь спасения» для
монахов;
б) учение Махаяна - «большая
повозка», которое проповедовало
«широкий путь спасения» для
монахов и мирян через Нирвану.
Основоположником Махаяны
считается Нагарджуна (1 век).

23.

Буддизм в Казахстане.
На территорию Казахстана буддизм пришел в V-VI вв.
Уже во времена существования Тюркского каганата была попытка
сделать его государственной религией. Были построены храмы,
имелись сторонники, особенно среди уйгуров, в дальнейшем
буддизм распространялся калмыками.
В 1999 году в Казахстане зарегистрирована община буддистов,
которая существовала и ранее.
Имеются последователи буддийского ордена Ниппондзан
Меходзи, основанного в Японии в начале ХХ века, есть
представители ордена Тэрасава-Дзюнсэй.

24.

Буддизм оставался много веков самой
миролюбивой религией планеты,
осуждающей не только войны, но и
мысли о них.
Но в 21 веке мир увидел стремительное
изменение «лица» буддизма самоподжоги буддистских монахов в
Тибете, погромы в Мьянме,
формирование вооруженных отрядов на
Цейлоне, участие в политической борьбе.
Мир стал свидетелем появления
буддистского экстремизма.

25.

Вывод: буддизм-это система религиозных,
этических, социальных взглядов, возникших в
результате определенных предпосылок в
Индии примерно в VI веке до н.э. и
распространившаяся по всему миру,
превратившись в мировую религию, которую
сегодня исповедывают примерно 700
миллионов человек.

26.

Второй вопрос:
Иудаизм - национальная религия. История
возникновения. Иудаизм в Казахстане.

27.

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, лежащая в
основе еврейской культуры.
Возникла в 2-м тыс. до н. э. в Палестине.
По представлениям иудаистов, первым
евреем был патриарх Авраам,
заключивший “брит” (священный союз –
“завет”) с Богом, в соответствии с которым
евреи брали на себя миссию исполнения
предписанных им заповедей – “мицвот”, а
Бог обещал умножить и защитить
потомство Авраама и дать ему во
владение страну Израиля, обетованную
землю.

28.

Иудаисты считают, что, в соответствии с
предсказанием, данным во время “брита”,
потомки Авраама попали в рабство в Египет на
400 лет, откуда их вывел чудесным образом в
землю обетованную пророк Моше (Моисей,) в
XIII в. до н. э. Согласно вероучению иудаизма,
во время чудесного Исхода из египетского
рабства и последовавшего за ним 40-летнего
странствия по пустыне, где были обречены
умереть все бывшие рабы, так что только
свободные люди вошли в землю Израиля, Бог
(Яхве) на горе Синай через Моисея даровал
еврейскому народу боговдохновенную Тору
(Закон), или Пятикнижие Моисеево.

29.

В III-I вв. до н. э. в
период римского
господства над
Израилем значительная
часть иудеев была
выселена в Египет,
Сирию, Армению и др.
этот период даёт начало
современному иудаизму,
называемому, в отличие от храмового,
раввинистическим:
замена богослужения в храме
(которое, по догме, могло
происходить только в Иерусалиме)
молитвенными собраниями в
синагогах под руководством
учителей религиозного закона
(раввинов) вместо жрецов

30.

Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли
и выбора, но повелел исполнять “мицвот” (заповеди), воплощающие добро и
правильное поведение человека.
Первый завет, заключённый Богом
с праотцем человечества Ноем,
включает в себя так называемые
Семь заповедей сынов Ноя. Они
состоят из запретов
идолопоклонства, богохульства,
кровопролития, воровства,
кровосмесительных связей,
употребления в пищу мяса,
отрезанного от живого животного, и
повеления жить по законам.
Принятие Торы сопровождалось
возложением на евреев особых
613 заповедей, которые
определяет нормы бытового
поведения, пищевых правил,
хозяйственных установлений,
гигиенических норм, запретов на
смешение несовместимых
сущностей (льна и шерсти; молока
и мяса; злаков с бобовыми; двух
разных тягловых животных в
одной упряжке и т. д.).

31.

Специальные “мицвот” касаются
культовой сферы, соблюдения
праздников. Среди “мицвот” особо
выделяется так называемый Декалог,
или Десять заповедей
Единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение
Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу,
почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния,
воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения.
Отклонения от следования “мицвот”, возникающие вследствие действия
принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой
воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким
образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в “мицвот”,
становится одним из императивов иудаистской догматики.

32.

Центром религиозной
и общественной жизни
является синагога.
Её статус определяется наличием
специального киота для хранения
свитков Торы, помещаемого в
обращённой к Иерусалиму стене. В
ортодоксальных синагогах мужчины и
женщины отделены друг от друга
перегородкой, стеной или высотой. В
реформистских и консервативных
синагогах, называемых часто храмами,
мужчины и женщины сидят вместе. При
синагогах обычно имеется специальное
помещение для ритуальных омовений “миква”.

33.

Иудаизм в Казахстане
В степных районах Евразии
иудаизм первоначально
распространился в Хазарском
каганате.
Эту религию приняла ограниченная
группа хазарской аристократии во
главе с правителем. Имеются
исторические сведения о
переселении в XIV в. евреев из
Персии в Туркестан.
Кроме того, в конце XIX – начале XX
вв. на территории Казахстана
появились евреи-ремесленники,
переселявшиеся из европейской
части царской России.
В настоящее время синагоги действуют в
Астане, Алматы, Актобе, Петропавловске,
Павлодаре и других крупных городах
страны. Открытие в 2004 г. в Астане
крупнейшей в Центральной Азии синагоги
«Бейт Рахель – Хабад Любавич», в
котором приняли участие Президент
Республики Казахстан Нурсултан
Назарбаев, делегации из Израиля, США,
ряда стран Европы и СНГ, стало важным
событием в жизни евреев Казахстана. На
25 октября 2012 г. прошли
перерегистрацию 4 иудейские общины. С
2002 г. в Казахстане издается газета
«Шалом» (учредитель – Еврейский
конгресс Казахстана). Ежегодно широко
отмечаются древние еврейские праздники.

34.

Сиони́зм (ивр. ‫ צִ ּיֹונּות‬,цийону́т — от названия
горы Сион в Иерусалиме) —
политическое движение, целью которого
является объединение и возрождение
еврейского народа на его исторической родине —
в Израиле (Эрец-Исраэль), а также
идеологическая концепция, на которой это
движение основывается
Экстремизм в
иудаизме:
Идеология сионизма объединяет различные по
своей ориентации движения — от левосоциалистических до ортодоксально-религиозных.
До Второй мировой войны (см. Холокост) сионизм
был одним из наиболее крупных общественнополитических движений еврейского
народа (наряду с ратовавшим за культурную
автономию рабочим движением Бунд
и территориализмом). После Второй мировой
войны он стал единственным движением
еврейского национализма

35.

Сионизмом - ошибочно называют любое еврейское движение,
имеющее национальный характер. Например, требование
культурно-национальной автономии, право на эмиграцию в другие
страны, помимо Израиля, даже любую борьбу за равноправие
евреев.
Термин «сионизм» используется также
сторонниками конспирологической теории «жидо-масонского
заговора», которая носит антисемитский характер.
Также сионизм следует отличать от территориализма - стремления
части евреев иметь своё государство вне зависимости от
конкретного места нахождения.
В ТО ВРЕМЯ КАК СИОНИЗМ - ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ
ВОЗРОДИТЬ СВОЁ ГОСУДАРСТВО ИМЕННО НА ЗЕМЛЕ
ИЗРАИЛЯ

36.

37.

Тема №6 : Конфессиональное пространство Республики Казахстан.
Занятие №2
Метод: лекция
Место проведения: аудитория
Учебные вопросы:
1) Христианство. Исторические условия и предпосылки
возникновения христианства.
2) Ислам. История возникновения и его распространение в
Казахстане.
Цель:
способствовать пониманию студентами предпосылок возникновения
религий, сути данного религиозного мировоззрения;
показать особенность религиозной картины мира, течения и
направления современных религий;
способствовать формированию представления о положении
религиозных конфессий в Казахстане.

38.

Первый вопрос:
Христианство — мировая
религия. Исторические
условия и предпосылки
возникновения христианства.

39.

Христианство появилось в 1 веке
нашей эры и является второй
после буддизма по времени
возникновения мировой
религией.
Христианство сегодня в качестве
государственной религии
принято в 156 странах мира
Крест - главный символ Христианства

40.

Предпосылки возникновения
христианства:
в Римской империи происходил процесс имущественного и социального
расслоения населения;
иудаизм распространился за пределы Иудеи и привлекал также умы римлян;
происходили массовые антиколониальные выступления, господствовали
антиримские настроения, наблюдались социальные, этнические и
религиозные противоречия;
в покоренных странах местные обычаи и порядки не поддерживались
римлянами;
существовало большое количество сект и религиозных групп, которые
верили в скорый приход спасителя-мессии, который освободит народы от
Римской власти, особое противоречие существовало между саддукеями и
фарисеями, зелотами и сикариями;

41.

Существовала религиозная секта
ессеев (II век до н.э. — I век н.э.),
которая и стала источником
христианства.
В 1947 году в местности Вади-Кумран,
неподалеку от Иерусалима, в пещере
были найдены древние рукописи,
принадлежавшие секте ессеев.
Изучение этих рукописей позволило
ученым предположить, что
религиозные взгляды ессеев могли
стать источником возникшего позже
христианства, так как идеи ессеев
были очень близки раннему
христианству.

42.

Основателем христианства
считается Иисус из
Назарета.
История рождения Иисуса окутана
тайной: родился он в семье бедного
плотника Иосифа от матери Марии,
которой однажды ночью явился архангел
Гавриил, сообщивший ей благую весть,
что она станет матерью сына божьего. По
преданиям, Иисус еще мальчиком
почувствовал любовь к себе господа и
любил находиться в храме.
Дальнейшая жизнь Иисуса известна
мало: он работал плотником, имел
братьев и сестер, потом в возрасте
тридцати лет начал проповедовать свое
учение, за что и пострадал, был распят
на кресте и, по преданиям, воскрес.

43.

Основные идеи христианства.
Особенности христианской картины мира
Учение
Христа
1) Веру в единого Бога, монотеизм;
2) веру в освобождение Палестины от
Римского господства;
3) Веру в духовное преображение
человека и человечества;
4) Веру в любовь к ближнему;
5) Веру в освобождение от земных мук;
6) Веру в человеческие добродетели;
7) Веру в спасение души.

44.

ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТ
основные средства
Одежды
священников
Религиозное
искусство
ОБРЯДЫ
Церковное
здание /храм/
Кресты
Крестное
знамение
Иконы
ХРИСТИАНСКИЙ
КУЛЬТ
воплощается
ПОСТЫ
КУЛЬТ
РЕЛИКВИЙ
ТАИНСТВА
Литургия
Крещение
Проповедь
КУЛЬТ
СВЯТЫХ
Молитва
Причащение
Брак
Святые
Ранги
/семь/
Пророки
Ангелы
9 чинов
Апостолы
Святители
3 лика
Покаяние
/исповедь/
Преподобные
Мученики
КУЛЬТ
МОЩЕЙ
Елеосвящение
Священство
/хиротония/
Паломничество к
святым местам
ПРАЗДНИКИ
Пасха
Двунадесятые
Миропомазание
/конфирмация/
Переходящие
Непереходящие
Великие
Степени священства
Епископы
Дьяконы
Праведные
Церковная
утварь
Пресвитеры
Престольные

45. Христиантсво в Казахстане

Основные направления и течения современного христианства
Христианство представлено сегодня в Казахстане всеми
тремя течениями: католицизмом, православием,
протестантизмом.
Православие пришло в Казахстан в результате
присоединения Казахстана к России. Уже в 1871 году была
создана Туркестанская епархия.
Христиантсво в
Казахстане

46. Католицизм

Пришел в Казахстан в ХIII веке, его принесли
европейские миссионеры.
Массовая ссылка поляков в Казахстан в связи с
событиями 1863 года способствовала появлению
католических общин.
Сегодня в Казахстане примерно 80 католических
общин.

47.

Особенности католицизма:
Католицизм —
западная ветвь
христианства, которая
образовалась после
раскола 1054 года.
Во главе католической
церкви стоит Папа
Римский
1) принятие положения, что Дух Святой
исходит не только от Бога Отца, но и от
бога — Сына;
2) вера в существование чистилища для
душ умерших, до помещения их в рай;
3) признание Папы Римского главой над
Вселенской церковью;
4) вера в вознесение Девы Марии;
5) вера в непорочное зачатие Девы Марии;
6) признание необходимости обета
безбрачия для католического
духовенства;
7) признаются не все Заповеди Моисея;
8) в католицизме отмечаются праздники,
которые не празднуют православные:
непорочного зачатия Пресвятой Девы
Марии, Праздник святой Евхаристии,
Праздник Святейшего Сердца Иисусова и
др.;
9) продолжают существовать монашеские
ордена: иезуитов, францисканцев и др.

48.

Православие не принимает католическую формулировку, где
речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но
и «от Сына».
Православие. Это
восточная ветвь
христианства. Единого
центра как у католиков
нет, но существуют
пятнадцать
самостоятельных
церквей. Во главе
Русской православной
церкви стоит Патриарх
Московский и всея
Руси Алексий II.
Православие исповедует два различных образа бытия Святой
Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в
энергии.
Римо-католики, считают энергию Троицы
тварной: купина, слав, свет и огненные языки Пятидесятницы
полагаются ими тварными символами, которые, однажды
зародившись, затем перестают существовать.
Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь
(связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.
В Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц
Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик
при Его отождествлении с любовью.
Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы
Марии.
В католицизме значение догмата имеет гипотеза о
непосредственном творении душ Богом[, что служит опорой
для догмата о непорочном зачатии.
Православие отвергает также католический догмат
о телесном вознесении Богородицы.

49.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Созывает
Избирает
Избирает
Поместный собор
Учебный комитет
Духовные
академии
Духовные
семинарии и
училища
Регентские и
иконописные школы
Издательский отдел
Пенсионный комитет
Хозяйственное
управление
Созывает
Канцелярия
Отдел внешних
церковных сношений
Архиерейский
собор
Монастыри
Зарубежные экзархаты
Русская духовная миссия
в Иерусалиме
Епархии
Подворья
Представительства
Отдел катехизации
и просвещения
Отдел по взаимодействию
с силовыми структурами
Благочиния
Приходы
Община
Храм
Церковно-приходской
совет

50.

Протестантизм.
Протестантизм —
направление в
христианстве,
появившееся в период
Реформации в ХVI веке в
Европе. Основателем
протестантизма является
Мартин Лютер.
Протестантизм отрицает
католические догматы:
1) не принимает учение о спасительной
роли церкви;
2) не признает право духовенства на
прощение грехов;
3) отрицает особую роль духовенства в
общении с Богом;
4) настаивает на упрощении и
удешевлении культа;
5) выступает против существования
закона целибата;
6) настаивает на ликвидации
монашества и др.
В протестантизме существует множество самостоятельных течений:
Лютеранство, Баптизм, Пятидесятничество, Адвендизм, Свидетели Иеговы,
Меннониты, Методисты, Пресвитерианство, Англиканская церковь и т.д.

51. Христианство — мировая религия

Христианство — мировая религия
В Европе таких стран — 42: Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия,
Литва, Дания, Великобритания, Ирландия, Германия, Бельгия, Нидерланды,
Люксембург, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Монако, Франция, Испания, Андорра,
Португалия, Италия, Ватикан, Сан-Марино, Мальта, Албания, Болгария, Греция,
Румыния, Молдова, Беларусь, Украина, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения,
Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Югославия.
В Африке христианскими является 41 страна: Египет, Судан, Чад, Буркина-Фасо, КабоВерде, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-Дивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия,
Джибути, Эфиопия, Эритрея, Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, Заир,
Центрально- Африканская Республика, Камерун, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и
Принсипи, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Южно-Африканская Республика, Свазиленд,
Лесото, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Малави, Мозамбик, Мадагаскар, Сейшельские
острова, Маврикий.
В Северной Америке таких стран — 24: Гренландия, Канада, США, Мексика, Гватемала,
Белиз, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Куба, Ямайка, Гаити,
Доминиканская республика, Пуэрто-Рико, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, СенКристофер-Невис, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Барбадос,
Тринидад и Тобаго.
В Южной Америке христианских стран — 13: Венесуэла, Гайана, Суринам, Французская
Гвиана, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Боливия, Парагвай, Уругвай,
Аргентина.
В Азии христианство исповедуют в 19 странах: России, Грузии, Армении,
Азербайджане, Казахстане, Кипре, Ливане, Израиле, Индии, Шри-Ланке, Мьянме,
Вьетнаме, Китае, Северной Корее, Южной Корее, Сингапуре, Брунее, Филиппинах,
Индонезии.
В Австралии и Океании таких стран — 17: Папуа-Новая Гвинея, Австралия, Новая
Зеландия, Новая Каледония, Федеративные Штаты Микронезии, Палау, Маршалловы
острова, Кирибати, Науру, Соломоновы острова, Тувалу, Французская Полинезия,
Фиджи, Западное Самоа, Американское Самоа, Вануату, Тонга.
Итого: 156 стран. Кроме того, христиане проживают и в странах, в которых
христианство не является государственной религией.

52.

Особенность христианства в Казахстане:
Христианство проникло в Казахстан в V-VI веках. Вначале
распространилось христианство несторианского толка, которое отрицало в
христианстве божественное, считая Христа сыном человеческим, не
признавало в Марии Богородицу.
Христианство представлено сегодня в Казахстане всеми тремя течениями:
католицизмом, православием, протестантизмом.
Православие пришло в Казахстан в результате присоединения Казахстана к
России. Уже в 1871 году была создана Туркестанская епархия. На 1 января
1999 г. в Казахстане насчитывалось 212 православных приходов и 8
монастырей.
Католицизм пришел в Казахстан в ХIII веке, его принесли европейские
миссионеры. Массовая ссылка поляков в Казахстан в связи с событиями
1863 года способствовала появлению католических общин. Сегодня в
Казахстане примерно 80 католических общин.

53. Христиантсво в Казахстане

Май 2003 г.
Синодом РПЦ было принято решение о создании на
территории Республики Казахстан Митрополичьего округа,
главой которого был назначен митрополит Мефодий.
(Астанайский, Алматинский епархии)
На 1 января 2013 г. Русская православная церковь имела на
территории республики около 220 приходов и 8 монастырей (в
1989 – 62). Организационно они разделены в 1991 г. решением
Священного Синода РПЦ по трем епархиальным управлениям:
Алматинское и Семипалатинское, Шымкентское, Уральское.
Христиантсво в
Казахстане

54.

2016г.

55.

Второй вопрос:
Ислам. История возникновения и его распространение в Казахстане.
Ислам - самая молодая
религия на планете,
однако, по числу
верующих уступает
только христианству.
Ислам сегодня как
государственная религия
принят в 85 странах
мира из 200.

56.

Ислам (араб. ‫اإلسالم‬, al-Islām, «покорность [воле
Бога]») монотеистическая религия, признающая
Мухаммеда пророком, посланником Аллаха для всего
человечества. Приверженцы ислама называются
мусульманами (от слова араб. ‫مسلمون‬, муслимуна,
«покорные»).

57. Священные книги

Священная книга ислама — Коран, однако
боговдохновенными также признаются Таурат Мусы,
Забур Дауда и Инджиль Исы. Поэтому иудеи и христиане
считаются не язычниками, а людьми Писания.

58. Столпы ислама

Пророк Мухаммад
Пророк Мухаммад сказал: "(Суть) ислама заключается в том,
чтобы ты засвидетельствовал, что нет объекта достойного
поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха,
совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время
рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".

59.

Шахада (свидетельство): Нет объекта достойного
поклонения, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца
Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаh) и Мухаммад Его посланник
(ва Мухаммадан расуль уль-Ллаh);
Салят (намаз, молитва);
Саум — пост в месяц Рамадан;
Закят — милостыня в пользу бедных;
Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия
физической и финансовой возможности.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха,
сказал: "(Суть веры (Имана) заключается в том,) чтобы
ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания,
и в Его посланников и в Последний день, а (также в том,
чтобы) уверовал ты в предопределённость как
хорошего, так и дурного".(«Аль-Джами ас-Сахих» имама
Муслима)

60.

Иман, или вера, включает:
Веру в Единого Бога (таухид, или монотеизм);
Веру в Ангелов;
Веру в Книги (Святые Писания);
Веру в Пророков и Посланников;
Веру в Судный день;
Веру в Предопределение (кадар).
Столпы ислама

61.

Исторические условия возникновения ислама.
Ислам зародился в УП веке нашей эры на
Аравийском полуострове, в западной
области Хиджаз.
До появления ислама у населения
Аравийского полуострова существовало
многобожие, язычество: среди
почитаемых богов были: Ассар, Син,
Накрух, богини Руда-земли и плодородия,
Манат- богиня судьбы, особо чтимая
богиня Лат или Илат. Высокочтимым
доисламским божеством был Аллах, от
общесемитского Эл, Элоха.
Существовало также множество языческих
верований иного толка:
культ камней, бетилов (от семитских слов
«бейт-эл»- «жилище бога»). Скорее всего,
культ камней возник из преклонения перед
долговечностью и силой камня.
культ предков воспитывал уважительное и
бережное отношение к могилам и памяти
ушедших.
культ мертвых, сопровождавшийся
жертвоприношениями скотом. И другие
культы и верования.

62.

Историки отмечают, что
в VI-VII веках на
Аравийском
полуострове
происходили
следующие социальноэкономические
процессы:
1) происходило разложение патриархально
- родового строя;
2) формировалось классовое общество;
3) продолжало существовать
рабовладение;
4) появились зачатки раннефеодальных
отношений;
5) происходили идейные и социальные
сдвиги, связанные с объединение
племен для защиты от агрессии
соседних государств.

63.

Мухаммед-великий пророк и основатель ислама.
Имя Мухаммеда известно каждому. Но каким он был внешне?
О рождении Мухаммеда источники говорили следующее, что он появился
на свет 27 или 29 августа 570 или 571 года (это был год Слона).
Матерью его была Амина - дочь Вахба.
Отец прожил мало и умер по одним источникам за несколько месяцев до
рождения Мухаммеда, по другим источникам сразу после рождения
ребенка.
Информация о годах детства Мухаммеда полна чудесных рассказов:
говорили, что, едва родившись, Мухаммед вскочил на ножки и воскликнул:
«Вот и я, Мухаммед».
Мать Мухаммеда умерла, когда ему было 6 лет.
Воспитанием Мухаммеда занимался дядя Абдул-Муталиб, но и он умер,
когда мальчику было 8 лет. Бедная сиротская жизнь закалила Мухаммеда,
он пас овец, торговал и уже в 16 лет о нем говорили как о честном,
добродетельном человеке.

64.

Исламская картина мира.
Представления о мире мусульман даны в Коране.
Коран (от арабского - «чтение», или «читать речитативом», «декламировать»)главная священная книга мусульман, слово Аллаха, копия оригинала, хранимого на
небесах.
Другое название Корана - Свитки.
Первые письменные версии Корана появились после смерти Мухаммеда, по указу халифа
Омана, когда был создан сводный текст Корана. Канонизация Корана продолжалась до Х
века.
Коран (по-арабски «аль-Куръан»)- это книга, в которой более 500 страниц. В Коране
насчитывается 114 сур (глав), каждая глава состоит из аятов (стихов).
Коран, который признают шииты имеет и 115 суру «два светила», которую не признают
сунниты (казахи относятся к мусульманам суннитского вероисповедания
ханифитского толка).
О Коране и его передаче Мухаммеду говорится в мусульманских преданиях хадисе, сунне, хабаре, и акбаре, а также в комментариях- тафсире.
Первая сура Корана «Аль – Фатиха» («Открывающая») имеет одну из главных молитв,
которая похожа по значимости на христианскую молитву «Отче наш»: «Во имя аллаха
милостивого, милосердного! Хвала - Аллаху, господу миров милостивому, милосердному,
царю (или владыке) в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по
дороге прямой, по дороге тех, кого ты облагодетельствовал, - не тех, которые находятся
под гневом и не заблудших».

65.

Столпы ислама (основные положения):
ПЕРВЫЙ СТОЛП: в мире есть только один Бог-Аллах. «Нет бога, кроме Аллаха, а
Мухаммед- посол Божий»- слова на знаменах воителей за дело ислама.
ВТОРОЙ СТОЛП: истинный мусульманин должен совершать в день пять намазов.
ТРЕТИЙ СТОЛП: ежегодная уплата мусульманами «зякята» (русский перевод: «чистота»,
«очищение», «милостыня»). Поощряется Аллахом и «саадака»- добровольное
пожертвование.
ЧЕТВЕРТЫЙ СТОЛП: совершение паломничества в Мекку «теми, кто может найти дорогу
туда»
ПЯТЫЙ СТОЛП: соблюдение мусульманского поста в месяц рамадан ( с араб.-сильная
жара).
Столпы веры.
(Вера- это бездоказательное признание истинности того или иного явления.)
1.Вера в аллаха.
2.Вера в его ангелов (главные из них: Джабраил, Микал, Израил и Исрафил).
3.Вера в Его книги.
4.Вера в посланников Аллаха. Их общее число-124 тыс. человек, но в Коране
рассказывается о 30.
5.Вера в судный день.
6.Вера в предопределение.

66. Исламское право

Некоторые элементы Исламской этико-правовой системы
называются шариатом. Границы того, что регулируют право и
моральные нормы в исламе и в традиции, идущей от римского
права и греческой философии, не совпадают. Нормы шариата
различаются в различных течениях ислама и мазхабах суннитов.
Шариат основывается на Коране, Сунне (совокупность
общепризнанных в данном течении ислама хадисов) и общем
согласии мусульманских богословов (иджма). В различных
мазхабах и течениях ислама в качестве вспомогательных могут
рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также
иджтихад (собственное мнение образованного мусульманина).
Человеческие поступки могут быть разделены на пять типов:
харам (запретное), карахат (нежелательное), мубах
(дозволенное), мандуб (желательное) и фард (обязательное).

67.

Различные течения в исламе:
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал
людей на основе общности религии, но
этноконфессиональные противоречия в
мусульманских странах отнюдь не исчезли.
Это нашло отражение в разных течениях в
мусульманской религии.
Все различия между течениями в исламе
(суннизмом и различными направлениями
шиизма) фактически сводятся к вопросам
правоприменения, а не догматики, так как для
того, чтобы быть мусульманином необходимо и
достаточно публичного принятия символа веры,
состоящего всего из двух положений: что бог
один (таухид) и что Мухаммед является одним из
его пророков.
Все течения шиизма, как и мазхабы
суннизма признают оба положения.

68.

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол в VII
веке был вызван появлением шиизма («шия” поарабски - группировка, секта).
Али как великий символ
шиитов был со временем
обожествлен ими, так же
как и Мухаммед.
Спорный вопрос о том, кто должен быть
халифом, главой мусульман,потомок Мухаммеда или человек, избранный
общиной, расколол мусульман.
Те, кто настаивали, что законным халифом
может быть только потомок Мухаммеда,
стали назваться шиитами.
Основателем движения считается Абдалла
ибн Саба.
Шииты укрепились в Иране и Ираке, и там
движение широко распространилось как
выражение протеста против власти Арабского
халифата.

69.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ШИИТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ
ИСЛАМ, ОХВАТИВШИЙ БОЛЬШИНСТВО МУСУЛЬМАН МИРА,
НАЗЫВАЕТСЯ СУННИЗМОМ: сторонники его признают законность
сунны-книги преданий о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда, тексты
которой начали составлять примерно в 1Х веке.
Основателем суннизма считается Абу-л-Хасан Ашари.
В VIII-IX вв. в суннизме возникло течение мутазилитов.
Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в
рациональном духе, доказывали «справедливость» бога, наличие
свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной
людьми, а не созданной богом, за что их преследовали.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились
четыре суннитских мазхаба или, как их еще называют, «школы
закона»:
ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ (VIII век, основатель-Абу Ханиф);
ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ (IХ век, основатель-Мухаммад ибн Идрис);
МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ (VIII век, основатель-Малик ибн Анас);
ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ (IХ век, основатель-Ахмад ибн Ханбала).
Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма,
однако, вражды между этими школами не было.

70. Алавиты

Президент Сирии Башар Аль - Ассад
Алавиты - название для ряда исламских религиозных
направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых
специалистов, стоящих на границе между шиизмом (гулат) и
особой религией.
Некоторые мусульманские теологи (например, последователи
знаменитой фетвы Ибн Таймийи) считают, что алавиты
откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной
практике от доминирующих исламских направлений так далеко,
что во многом потеряла право считаться частью ислама вообще,
превратившись в особую религию из смеси ислама.

71.

Исмаилизм
Принц Керим Ага - Хан
Исмаилизм (араб. ‫ — اإلسماعيليون‬al-Ismā‘īliyyūn, перс. ‫ — اسماعيليان‬Esmâ‘īliyân)
— религиозное движение в шиитской ветви ислама. Возникло в конце
VIII в. Имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы общины
исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. Нынешним
исмаилитским имамом является Ага Хан IV.
Исмаилитов в наше время около 15 миллионов.

72. Ваххабизм

Ваххаби́зм (от араб. ‫ — )الوهابية‬одно из названий ортодоксального
течения в исламе, оформившееся в XVIII веке. Название
«ваххабизм» употребляется только оппонентами этого течения
(как правило его сторонники называют себя салафитами).
Ваххабизм назван по имени шейха Мухаммада ибн Абд альВаххаба ат-Тамими. Предшественником Мухаммада ибн абд
аль-Ваххаба был Ибн Таймийа (1263—1328), последователем
которого и был Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб.

73. Друзы

Флаг друзской общины
Маджали Ваххаби – представитель друзской общины в Израиле
Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа,
являющаяся одним из ответвлений исмаилизма.
Проживают в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле.
Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде,
Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском
бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов..

74. Сунниты

Сунниты в Мекке
Сунни́ты (от араб. ‫ أهل السنة‬Ахль ас-Су́нна - люди сунны) последователи наиболее многочисленного направления в
исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают идею
об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его
потомков на имамат. Существуют также значительные
различия в принципах юридических решений, в характере
праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв
и др.

75. Суфизм

Суфии
Суфи́зм (также тасаввуф: араб. ‫ — )تصوف‬от арабского
слова «суф» — шерсть), мистико-аскетическое течение в
исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и
окончательно сформировавшееся в X—XII веках в
самостоятельное религиозно-философское учение. Не
представляет собой единого целого, поскольку
существует в виде отдельных братств (тарикат). Суфии
верят, что мир охраняет иерархическая группа святых, во
главе которых стоит так называемый <полюс> (кутуб).

76. Хариджиты

Хариджиты (от араб. хаваридж - выступившие,
покинувшие) - первая в истории ислама религиознополитическая группировка, обособившаяся от основной
части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657
года, в период борьбы за власть между халифами Али
ибн Талибом и Муравией

77. Шииты

Шии́ты (араб. шиа — приверженцы, группировкаВскоре после
смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за
сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая
незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII
века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая
группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти
Али ибн Абу Талибу.

78. Страны, где ислам признан официальной религией.

Распространение ислама в мире. Красным цветом
отмечены шииты, зелёным - сунниты

79.

Традиционный ислам в Казахстане представляет Духовное управление
мусульман Казахстана (ДУМК), имеющее статус республиканского
исламского религиозного объединения, с филиальной сетью во всех
регионах республики.
Как самостоятельная организация ДУМК оформился в 1990 г., еще до
провозглашения независимости Казахстана. Напомним, с 1941 г.
исламская община республики входила в состав Духовного управления
мусульман Средней Азии и Казахстана.
19 февраля 2013 года на VII внеочередном курултае Духовного
управления мусульман Казахстана в Астане Верховным муфтием
Казахстана был избран Ержан Малгажулы Маямеров.
Растет число мусульманских общин, так, если в 1991 г. их
число составляло 68-70, в начале 2000-х гг. – достигло более
1500, то на апрель 2016 г. насчитывается уже 2383 исламских
религиозных объединений.
Восстановлены и отреставрированы историко-культурные
памятники и мечети; возведены новые культовые сооружения,
медресе. На настоящий момент в стране функционируют 2381
мусульманских культовых сооружений.

80.

К семинару:
Доклад (до 10 мин.):«Мировые религии в Республике
Казахстан».
Содоклад (до 10 мин.):«Методика работы офицера по
идеологической работе по организации изучения религиозной
обстановки и взаимодействия с религиозными конфессиями в
районе дислокации воинской части, учреждения».
Фиксированные выступления (до 5 мин.):
1) «Буддизм в Казахстане»
2) «Иудаизм в Казахстане»
3) «Христианство в Казахстане»
4) «Традиционный ислам в Республике Казахстан»

81.

Контрольные подвопросы для самоподготовки к семинарскому занятию:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
Ислам в политической истории мусульманских государств.
Зоны влияния и распространения ислама в современном мире.
Роль ислама в современной политике. Ислам как государственная идеология.
Политический ислам:
основные черты.
Политический ислам и национально-освободительная борьба мусульманских
народов.
Течения в исламе и их характеристика.
Традиционный ислам в Казахстане, его содержание и особенности.
Каковы исторические условия, в которых происходило зарождение христианства?
Каковы предпосылки возникновения христианства?
Кто явился основателем христианства?
Чем отличались идеи христианства от идей иудаизма?
Каковы основные идеи христианства?
Какие течения христианства вы можете назвать?
Положение христианства в Казахстане?
Буддизм как религия, философия, культура и образ жизни народов ЮгоВосточной Азии.
Распространение буддизма.
Содержание иудаизма.
Традиционные религии в Республике Казахстан.
Методика работы офицера по ИР и СпПр по организации взаимодействия с
религиозными конфессиями в местах дислокации воинских частей и учреждений
ВС РК.
English     Русский Правила