ТЕМЫ
ТЕМА 1.1 СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ
Александр Койре (1884-1968)
Проблема статуса истории науки: к какой дисциплинарной области следует относить историю науки?
Проблемы истории и философии науки:
Проблема возникновение науки: когда возникает наука?
Проблема европоцентризма
Проблемы истории науки:
При исследовании истории науки возникает следующая проблема:
Следовательно, история науки может быть представлена двумя формами:
интернализм:
Экстернализм
Экстернализм
ТЕМА 1.2 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ
Преднаука: древний мир
Преднаука: средние века
Классическая наука (16-18вв.)
Г. Галилей (1564-1642)
И. Ньютон ( 1642-1727)
Неклассическая наука (19-20вв.)
Неклассическая наука (19-20вв.)
Постнеклассическая наука (с 70-х гг. 20в.)
Постнеклассическая наука характеризуется:
Постнеклассическая наука характеризуется:
Постнеклассическая наука характеризуется:
Постнеклассическая наука характеризуется:
Постнеклассическая наука характеризуется:
классы нанообъектов:
Проблемы нанотехнологии:
ТЕМА 1.3 МОДЕЛИ РАЗВИТИ НАУКИ
Кумулятивная (прогрессивная) модель.
виды кумулятивизма
История науки развивается через научные революции.
Позиция Т. Куна
Позиция К. Поппера
История науки как case studes.
История науки как case studes.
проблема: как и почему новая теория побеждает старую?
ТЕМА 1.4.1 НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Научные традиции
Научные традиции
Научные революции
Позиция Т. Куна (Kuhn)
«Дисциплинарная матрица»
Позиция М. А. Розова
Вячеслав Семенович Степин
В.С. Степин: исторические виды научных революций:
Технологические революции в концепции постиндустриального общества Д.Белла
Исторические типы научных революций
Каков механизм научных революций?
ТЕМА 1.4.2 ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Критериальный подход: логоцентрическая парадигма
Критериальный подход: научная рациональность
Критериальный подход: формальная рациональность
Критериальный подход: рациональность как интерсубъективность
Критериальный подход: теория рационального действия М. Вебера
Критериальный подход: типы научной рациональности В.С. Степина
Критериальный подход: теория рационального выбора
Этапы рационального выбора:
ТРВ имеет преимущества:
Критики классической ТРВ указывает на следующие недостатки:
Критико-рефлексивный подход
ТЕМА 1.5 ОСОБЕННОСТИ СОВРМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ
1. К главным характеристиками современной постнеклассической науки относят:
Дифференциация научного знания:
Интеграция научного знания:
Проблема отношения естественных и социально-гуманитарных наук
Аргументы в пользу дифференциации научного знания:
Аргументы в пользу интеграции научного знания:
2. Этические проблемы науки
Формы этики (1 классификация):
Формы этики (2 классификация):
Формы этики (3 классификация):
Этика науки
Основная этическая проблема:
Непосредственные причины обращения науки к этической проблематики:
Две традиции в оценки научно-технической деятельности:
Авторские подходы:
сложившиеся альтернативы в решении проблемы социальной ответственности науки и их аргументация:
Исторические способы регулирования научно-технической деятельности:
«Нюрнбергский кодекс»
Пагуошские конференции
Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры
Структура «ответственность»:
Исторические формы понимания ответственности
Неклассическая концепция ответственности:
Этика ответственности Г. Йонаса
Основные положения этики ответственности Г.Йонаса:
Современная ситуация этической проблематики в области науки:
3. Экологическая этика: сущность, основания, многообразие форм
Экологическая этика
Причины возникновения и формирования экологической этики:
Римский клуб
Результаты деятельности Римского клуба (доклады):
Общие выводы докладов:
Основания экологической этики
Леопольд Олдо(1887-1948)
Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875-1965)
Суть позиции
Благоговение перед жизнью
Современная экологическая этика
Антропоцентризм:
биоцентризм (т.н. монисты)
Суть позиции Колликота Бэрд
Основные проблемы экологической этики:
плюрализм
Экофеминистское направление
Этика экологической ответственности Робина Атфилда (Attfield) (1941- 1977)
Этика экологической ответственности представлена положениями:
Общий вывод: необходимы
Императивы экологической этики:
«Enviromental Ethics»
Биоэтика -
931.50K
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

История науки. Раздел 1

1.

Дисциплина
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
(материалы иллюстрирующие содержание
лекционных занятий)
Составители: Иванова Наталья Александровна,
д-р философских наук, доцент

2.

РАЗДЕЛ 1
ИСТОРИЯ НАУКИ
(материалы иллюстрирующие содержание
лекционных занятий)
Составители: Иванова Наталья Александровна,
д-р философских наук, доцент

3. ТЕМЫ

1.1 СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
НАУКИ.
1.2 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ.
1.3 МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.
1.4 НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ
РЕВОЛЮЦИИ
1.5 ОСОБЕННОСТИСОВРЕМЕННОГО
ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

4. ТЕМА 1.1 СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ

Интерес к истории науки связан с:
-
-
работами английского историк Дж.
Сартона (1884-1956), («History of Science
and Technology»);
созданием во Франции в 1892г. первой
кафедра «Истории науки».
работами рус.-франц. историка и
философа А. Койре, который:
родился в Таганроге, учился в ун-тах
Тифлиса и Ростова-на-Дону, уехал в
Париж изучать математику и
философию, участник
феноменологического кружка
Э.Гуссерля; после Второй мировой
войны возглавил франц. Центр
исследований по истории науки.

5. Александр Койре (1884-1968)

Работы: «Революция в астрономии», «Очерки истории
философской мысли», «Этюды о Галилее»;
Суть позиции: развития науки носит интерналистский
характер (основной фактор развития – интеллектуальный);
обосновывал единства научной, философской и
религиозной мысли;
изучение истории науки предполагает исследование
объекта (научного открытия) в интеллектуальный контекст
эпохи и запрет на перевод научной идеи на современный
язык (т.е. антикваризм как методологическая установка);
необходимо изучать ошибок и заблуждений в истории
науки, которые обладают эвристической ценностью наряду
с достижениями науки.

6. Проблема статуса истории науки: к какой дисциплинарной области следует относить историю науки?

история науки это дисциплина
гуманитарного профиля (в частности,
раздел всеобщей истории);
история науки это раздел философии
науки (часть истории и философии
науки);
история науки это раздел специального
научного знания (раздел частного
научного знания).

7. Проблемы истории и философии науки:

вопрос о возникновении науки;
проблема европоцентризма;
проблема периодизации науки;
дискуссия интерналистов и
экстерналистов;
вопрос о характере развития науки.

8. Проблема возникновение науки: когда возникает наука?

каменный век (Дж. Бернал): наука отождествляется с
человеческой деятельностью;
V в. Древняя Греция (А. Койре): под наукой понимается
деятельность теоретическая;
позднее средневековье (Э. Цильзель); наука
рассматривается как форма позитивного философского
знания (объект науки – природа) ;
Новое время 16-17 вв. (Дж. Нидам): наука связывается с
естествознанием;
20-30-е гг. 19в. (В. фон Гумбольд): наука это единство
процесса подготовки и самой научной деятельности;
21в.: «Большая наука» это современные лабораторные
исследования.
позиции зависят от трактовки «науки»

9. Проблема европоцентризма

«Является ли возникновение науки
закономерностью в развитии человеческой
истории, и могут ли культуры не создавать
тип производства, который именуется
наукой?»
«Правомерно ли считать науку европейским
явлениям?»

10. Проблемы истории науки:

«Какие факторы влияют на развитие
науки?»
«Каков характер развития науки?»
«Как и почему новая теория
побеждает старую?»

11. При исследовании истории науки возникает следующая проблема:

С одной стороны, научные идеи (их содержание)
существуют независимо от каждого человека в
отдельности, от того периода времени, когда они
появились, вытекают друг из друга, обосновывают
друг друга и образуют единую систему знаний.
С другой – научные идеи возникают в голове ученого
и их появлению способствуют те или иные события и
факторы, которые на первый взгляд не имеют
отношения к содержанию научного знания. Данные
обстоятельства относятся к области социальных,
общекультурных, политических, религиозных
отношений, а также могут иметь отношение к
индивидуальной биографии ученого.

12. Следовательно, история науки может быть представлена двумя формами:

Объективированной историей науки
(историей научных идей, независимой от
субъекта) - предмет исследования в
интернализме (А. Койре, Дж. Аггаси, К.
Поппер, И. Лакатос);
Персонализированной историей науки
(историей связанной с деятельностью
ученого и его социокультурным окружением)
- предмет исследования в экстернализме
(Р. Мертон, Дж. Нидам, Дж. Бернал, Р.Дж.
Коллингвуд).

13. интернализм:

сложилось в 30-е гг.;
продолжение традиции «истории идей»;
задача истории науки описание
собственных познавательных процессов,
отводя личностным, культурным,
социально-экономическим аспектам роль
факторов способных либо тормозить, либо
укорять ход познания.

14. Экстернализм

возникло в Англии в 30-е годы как реакция на
позитивистски ориентированную историю, связан с
классическим естествознанием и признанием науки
важнейшим средством освобождения человека от
зависимости от природы.
задача историка науки – реконструировать
социокультурные условия и ориентиры научной
деятельности.
умеренные представители признают влияние
общественных запросов на первых этапах
становления науки;
крайние полагают, что развитие науки всецело
определяется потребностями общества.

15. Экстернализм

по вопросу какие внешние факторы оказывают
наибольшие влияние на развитие науки можно
выделить точки зрения: экономический детерминизм
(основной фактор – экономические потребности
общества); технологический детерминизм (основная
роль отводится – техники и технологии).
по вопросу о характере влияния внешних факторов
выделяют позиции: 1) внешние факторы оказывают
главным образом влияние на темпы развития науки,
методы, нормы и критерии научности остаются
неизменными (внутренними характеристиками науки); 2)
внешние факторы оказывают влияние на содержание
научных теорий.

16. ТЕМА 1.2 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ

Преднаука (Античное и Средневековое
знание) «Малая наука»;
«Большая наука» (научная деятельность
становится профессиональной):
классическая наук (наука Нового времени);
неклассическая наука (кризис классической
науки);
постнеклассическая наука.
термины науковедения, предложенные Д. Прайсом
в работе «Малая наука, большая наука» (1963)

17. Преднаука: древний мир

Восток: Египет, Шумеры; знание имело
прикладной, религиозный, коллективный характер:
- архитектура, инженерные сооружения, медицина,
письменность, история и др.
Запад: Древняя Греция, Древний Рим; наука носила
теоретический и индивидуальный характер:
- математическое знание (Фалес, Пифагор, Евклид);
теории атомизма (Демокрит, Левкипп, Эпикур);
физика (Архимед); логика (Аристотель); медицина
(Гиппократ, Гален); астрономия (Птолемея); история
(Геродот, Фукидид) и др.

18. Преднаука: средние века

Характеристики: универсализм, символизм,
телеологизм, наличие системы подготовки, потребности
военного дела:
На Западе:
- Ф. Аквинский (теология, физика), А. Великий («Doctor
Universalis») (логика, ботаника, зоология, химия,
география и др.), Сорбонна, Оксфордская и
Кембриджский школы.
На Востоке:
- Авиценна-Абу Али Ибн Син (медицина), Аверроэс (ИбнРушд) (география, математика, физика, астрономия,
механика, психология, политика и др), Аль Бируни
(история, география, астрономия, математика,
фармакология, минералогия и др.) и др.

19. Классическая наука (16-18вв.)

революция в астрономии Н. Коперник (1473-
1473);
идея бесконечности вселенной Тихо Браге
(1546-1601), Дж. Бруно (1548-1600);
открытия Г. Галилей (1564-1642);
закон движения планет относительно солнца И.
Кеплер (1571-1630);
учение Ф. Бэкона (1561-1626);
философия и математика Р. Декарт (1596-1650);
«экспериментальная философия» И. Ньютона
(1643-1727);
и др.

20. Г. Галилей (1564-1642)

Итальянский механик, астроном,
математик;
первым использовал телескоп
для наблюдения небесных тел;
основатель экспериментальной
физики; классической механики;
противник гелиоцентрической
системы;
Сторонник рационализма (законы
природы доступны
человеческому познанию
выделил два метода
исследования природы:
- аналитический
- гипотетико-дедуктивный

21. И. Ньютон ( 1642-1727)

Англ. физик, математик,
механик, астроном;
работа: «Математические
начала натуральной
философии» (1687);
автор высказывания «Гипотез
не измышляю» и законов
механики и закона тяготения;
свою научную программу
назвал «экспериментальной
философией»
Разработал зеркальный
телескоп (рефлектор) и сделал
открытия в оптики

22. Неклассическая наука (19-20вв.)

радиоактивность П. Кюри,
М. Склодовская –Кюри;
модель атома Э. Резерфорда;
квантовая модель атома Н. Бора;
корпускулярно-волновая природа микрочастиц Л. Де
Бройля;
принцип неопределенности В. Гейзенберга;
уравнение Э. Шредингера;
теория гравитации П. Дирака;
теория относительности А. Эйнштейна;
открытия А. Пуанкаре, К. Лоренц, Н. Лобачевский
в биологии: открытие мутации, структуры ДНК,
вируса
теории А. Смита, К. Маркса, Дж. Кейнса и др.

23. Неклассическая наука (19-20вв.)

отказ от представления о реальности как
независимой от средств и способов ее познания;
принципы относительности, противоречивости,
дискретности, квантования, вероятности,
дополнительности;
математизация, которая ведет к повышению
абстрактности и потерю наглядности;
методологии системности, эволюционизма,
синергетики, конструктивизма;
изменение картины мира;
процессы дифференциации и интеграции,
интерес к истории науки.

24. Постнеклассическая наука (с 70-х гг. 20в.)

методологические направления:
междисциплинарность; синергетика; глобальный
эволюционизм и др.
компьютеризация
эволюционная (синтетическая) химия
математизация естествознания
Технонаука – понятие указывает, что научное
знание не только социально детерминировано и
исторически расположено, но и обусловлено
материальными (нечеловеческими) сетями; понятие
предложено фр. Г. Башляром/бельг. Ж. Оттуа и
подчеркивает взаимосвязь когнитивного и
технического, познания и действия.

25. Постнеклассическая наука характеризуется:

переходом от классической к «гетерогенной
инженерии»/системному проектированию: задача
инженера не только осуществление технических
инноваций, но и формирование целостного
контекста, включающего организационные решения,
институциональные структуры, сети социальных
связей;
системное проектирование предполагает изменение
систем/модели технического образования, т.к.
предполагает учет социально-экономических и
экологических условий и последствий
функционирования объектов-систем.

26. Постнеклассическая наука характеризуется:

NBIC конвергенцией – формой
технологического уклада, основанной на
синергетическом объединении и усилении
(N)нано-, (B)био-, (I)информационных и
(C)когнитивных технологиях; возможностью
создания искусственного интеллекта,
искусственных материалом с заданными
свойствами, программирования генов.

27. Постнеклассическая наука характеризуется:

созданием «зон обмена» или «торговых зон»;
понятие предложено профессором Гарвардского ун-
та Питером Галисоном в результате анализа
материалов по истории физики 20 века, который
показал, что многие крупные проекты это зоны
обмена между разными группами ученых;
аналитическое понятие для обозначения социального
и интеллектуального пространства, в котором
связываются экспериментирование,
теоретизирование и изготовление научных
инструментов;
места практик обмена результатами, перевода и
создания новых символических систем (языков);

28. Постнеклассическая наука характеризуется:

взаимосвязью науки (образования), политики и бизнеса;
моделью инновационного развития («тройная
спираль»), разработанной в 90-е гг. 20 в. Генри
Ицковицем (США) и Лойетом Лейдесдорфом
(Нидерланды);
В 2009 г. основана Международная ассоциация Тройной
спирали;
Идея «тройной спирали», характерная для
моделирования молекулы ДНК, при проектировании
социальных процессов была заменена на «тройную
спирали» как визуализации синтеза государства, бизнеса
и университета.
См.: Тройная спираль Генри Ицковица //
erazvitie.org/article/trojnaja_spiral_gnri_ickovica

29. Постнеклассическая наука характеризуется:

нанотехнологиями - совокупностью технологических
методов, применяемых для изучения, проектирования
и производства материалов, устройств и систем,
включая целенаправленный контроль и управление
строением, химическим составом и взаимодействием
составляющих их отдельных элементов
нанодиапазона;
Возникновение и широкое использование понятия
«нанотехнологии» связывают:
с выступлением Ричарда Фейнмана в
Калифорнийском ун-те «Внизу полным-полно места»
(1959);
работой Эрик К. Дрекслер «Машины создания:
Грядущая эра нанотехнологии» (1980-е гг.).

30. классы нанообъектов:

Трехмерные частицы – результат взрыва
проводников, плазменного синтеза;
Двумерные объекты – результат
молекулярного, ионного наслаивания;
Одномерные объекты – вискеры –
результат молекулярного наслаивания,
введение вещества в цилиндрические
микропоры.
Нанокомпозиты – результат введения
наночастиц в какие-либо матрицы.

31. Проблемы нанотехнологии:

Технологическая: 1) способы преодоления
такого свойства как образование агломератов
(возможное решение связано с использованием
диспергентов (агенты, предотвращающие
процессы осаждения или агрегирования); 2)
токсичность наноматериалов (например,
коллоидного серебра);
Социальная: 1) нанотехнологии требует
больших инвестиций, расход которые трудно
контролировать; 2) отношение к нанотехнологиям
как не предзсказуемым по своим последствиям.

32. ТЕМА 1.3 МОДЕЛИ РАЗВИТИ НАУКИ

1. Кумулятивная модель: история науки
это кумулятивный, поступательный,
прогрессивный процесс (Э. Мах, П.
Дюгэм, О. Конт)
2. Наука развивается посредством
научных революций (Т. Кун, А.
Койре, К. Поппер)
3. История науки это совокупность
частных познавательных ситуаций
(case studes) (Т. Пинч)

33. Кумулятивная (прогрессивная) модель.

Кумулятивизм (от лат. – увеличение, скопление);
основой модели явилось описательное естествознание и
математика;
развитие знания происходит путем постепенного добавления
новых положений к уже накопленной сумме истинного знания;
научное знание развивается непрерывно совершенствуясь (т.е.
наука эволюционирует);
новое знание достовернее, точнее предыдущего,
новое знание принимается когда вписывается и не
противоречит уже известному.
научные революции есть период, которая развитие
осуществляется более быстрыми темпами, не меняя
направление движения (отсутствуют качественные изменения).
прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин
к массиву уже приобретенного знания.

34. виды кумулятивизма

эмпирическая версия – рост знания
отожествляется с увеличением его
эмпирического содержания, с кумуляцией
установленных фактов (пример,
метеорология);
рационалистическая – развитие знания
трактует как последовательность
теоретических систем, где каждая
последующая включает предыдущую в
качестве своего частного случая.

35. История науки развивается через научные революции.

Результат критики кумулятивной модели,
которая была распространена, когда
фундаментальных открытий в науке было
сравнительно мало;
с конца 19 века открытия происходят чаще и
становятся более радикальными;
непрерывность развития науки кажущаяся, в
действительности наука развивается
революционным путем (путем
принципиальных изменений).

36. Позиция Т. Куна

В истории науки можно выделить два периода:
а) «нормальная наука» - период господства
определенной парадигмы (например – классической
физики);
б) «экстраординарная наука» период распада
парадигмы, конкуренция между альтернативными
парадигмами и победа одной из них.
научные парадигмы являются «несоизмеримыми» –
невозможность установить связь между разными
парадигмами;
отрицается преемственности в науки и прогрессивная
направленность;
критерием выбора парадигм, является количество
решенных проблем.

37. Позиция К. Поппера

революции являются основой науки, ее
естественным состояния.
история науки – перманентная,
непрерывающаяся цепь революций;
меняется трактовка «революций»: если раньше
революция – коренная переделка старого и ее
функция разрушение старого, то сегодня –
революция это качественное изменение.
Парадигма – совокупность убеждений,
ценностей и технических средств, принятых
научным сообществом и обеспечивающей
существование научной традиции.

38. История науки как case studes.

Модель появляется в 70-е годы 20 века и
становится популярной к концу 20 века;
представитель нобелевский лауреат Т. Пинч,
полагающий необходимым исследовать
отдельные события в истории науки;
цель историко-научного исследования –
понять событие в его уникальности,
неповторимости, невосспроизводимости.
история науки есть совокупность отдельных
событий.

39. История науки как case studes.

Модель: отрицает закономерности в развитии
науки;
невозможно создать общее представление о
истории науки и выработать общие рекомендации;
различает два типа ситуационных исследований:
текстуальные и полевые;
предпочтение отдаются дескриптивным
(описательным) методам;
призвана показать многообразие типов и форм
знания, в том числе научного, составляющих
реальную основу исследовательской
деятельности.

40. проблема: как и почему новая теория побеждает старую?

один из возможных ответов принадлежит
физику Мишелю Планку: «Теория
побеждает, когда умирают приверженцы
старой, а молодые принимают ее как само
собой разумеющуюся».

41. ТЕМА 1.4.1 НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Формы развития науки:
Эволюционная модель – наука развивается
экстенсивно путем постепенного
количественного накопления эмпирических
фактов, технических систем и объясняющих
теорий (см.: кумулятивная модель развития
науки); важным является преемственность
научного знания, его совместимость с уже
существующим.
Революционная модель – наука
развивается интенсивно посредством
качественных изменений.

42. Научные традиции

Традиции – от лат. traditio –
представления, обряды, привычки и
навыки, передаваемые из поколения в
поколения, выступающие регулятором
общественных отношений.
Научные традиции –
конституирующий/определяющий фактор
развития науки.

43. Научные традиции

По способу существования делятся на:
вербализированные,
невербализированные.
По сфере применения делятся на:
общенаучные,
специально-научные.

44. Научные революции

от фр. revolution – коренной переворот,
глубокое качественное изменение;
радикальное изменение процесса и содержания
научного познания;
интерес приходится на сер. 20 в. и связан с
выходом работы Т.Куна «Структура научных
революций» (1962);
к концу 20в. интерес «спал».

45. Позиция Т. Куна (Kuhn)

Научная революция - экстраординарный
период в развитии
науки,
- характеризуется
сменой парадигм или
«дисциплинарных
матриц».

46. «Дисциплинарная матрица»

понятие уточняет смысл термина «парадигма»;
указывает на принадлежность ученого к
определенной дисциплине;
означает совокупность технических средств,
убеждений и ценностей, характерных для данного
научного сообщества, включает в себя:
- «символические обобщения»;
- «метафизические парадигмы», задающие видение
универсума;
- ценностные установки, влияющие на выбор
направлений исследования;
- «общепринятые образцы» решения проблем, задач.

47. Позиция М. А. Розова

научная революция – вид новаций;
атрибуты научных революций: перестройка
оснований научной традиции (парадигм, научноисследовательских программ);
типы новаций: частно-научные и
общенаучные;
виды новаций:
- построение новых теорий (см.: научные теории);
- внедрение новых методов (см.: научные
методы);
- открытие новых объектов (явлений, процессов,
миров).

48. Вячеслав Семенович Степин

Академик РАН
Научная революция – это
перестройка оснований
науки:
- идеалов и норм научных
исследований;
- научной картины мира;
- философских оснований.
Работы:
- «Теоретическое знание»,
- «Философская
антропология и
философия науки» и др.

49. В.С. Степин: исторические виды научных революций:

17в. – становление классического
естествознания;
конец 18в. – пер. пол. 19в. – становление
дисциплинарно организованной науки;
конец 19в. – сер. 20в. – становление
неклассического естествознания;
посл. треть 20в. – становление
постнеклассической науки.

50. Технологические революции в концепции постиндустриального общества Д.Белла

Изобретение парового
двигателя Дж. Уаттом
(1784);
Применение в
промышленности
электричества и
химии;
Создание
компьютеров и
телекоммуникаций в
60-е гг. 20в.

51. Исторические типы научных революций

Аристотелевская – VI-IV вв. до н.э.;
возникновение норм и образцов научной
деятельности (выявлении специфики научного
знания и учение о четырех причинах
Аристотеля);
Ньютоновская – XVI-XVII; Коперниканская
революция и становление классического
естествознания; математизация знания и
формирование механической картины мира;
Эйнштейновская – XIX-XX; формирование
теории относительности, концепции
нестационарной Вселенной, эволюционная
генетика (неклассической картины мира);

52. Каков механизм научных революций?

концепция «пришельцев»: в определенную науку
приходит исследователь из другой области и
осуществляет то, что не является для данной области
характерным (т.е. не связан с существующими в
данной науки «образцами»);
Принцип «пролиферации»: предложен П.
Фейерабендом; означает - создание теорий
несовместимых с существующими и признанными;
требование взаимной критики между
«господствующей» и «альтернативной» и тем самым
ускоряет развитие науки;
принцип М. Планка: новые теории побеждают старые
только после того, как уходят «со сцены» сторонники
старых и это открывает новые возможности

53. ТЕМА 1.4.2 ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Что такое рациональность?
проблема, решение которой зависит от
общего содержания философскометодологической концепции
подходы (варианты решения):
- критериальный («закрытая
рациональность)
- критико-рефлексивный («открытая
рациональность»)

54. Критериальный подход: логоцентрическая парадигма

сложилась в Античности;
представитель – Аристотель;
критерием рациональности является
соответствие законам логики;
то, что не соответствует законам
логики считается иррациональным;
недостаток: логические корректные
высказывания могут быть
бессмысленными.

55. Критериальный подход: научная рациональность

Рациональность отождествляется с
научностью;
Позиция представлена воззрениями
К.Поппера;
рациональность предполагает опору на
разум, наблюдение и эксперимент (т.е.
опыт), критику, признание социальной
природы рациональности;
рациональности противопоставляется
иррациональность как опоры на эмоции и
страсти.

56. Критериальный подход: формальная рациональность

Рациональным является деятельность,
отвечающая требованиям:
эффективности (поиск наилучших
средств достижения цели);
предсказуемости (существование систем
без неожиданностей);
количественная изменяемость;
контролируемости посредством
унификации операций.

57. Критериальный подход: рациональность как интерсубъективность

Принадлежит Курту Хюбнеру (г.р. 1921); работа «Критика
научного разума».
Рациональность/интерсубъективность может быть
представлена следующими формами:
семантической: ясность и общее согласие относительно
понятий и суждений;
эмпирической: обоснованность суждений фактами и
наблюдениями;
логической: логическая связность и последовательность;
операциональной: воспроизводимость образцов
действия;
нормативной: соответствие общепринятым нормам и
правилам или оценкам.
Основная проблема – как возможен выход
индивидуального сознания к чему-то универсальному?

58. Критериальный подход: теория рационального действия М. Вебера

Социальное действие – форма человеческой
активности, ориентированная на других людей;
представлено различными типами:
традиционное – основано на длительной привычке;
аффективное – обусловленное аффектами или
эмоциональным состоянием;
Ценностно-рациональное – основанное на
определенной ценности (эстетической, этической,
религиозной и др.);
Целерациональное – основано на продуманной и
осознано поставленной цели и средствам и способах
ее достижения.
Рационализация – процесс вытеснения
традиционных, аффективных форм действия
ценностно-рациональных и целерациональными
действиями.

59. Критериальный подход: типы научной рациональности В.С. Степина

Классическая рациональность: 17-нач.20 вв.;
условием объективно-истинного научного знания
является элиминация из объяснения и описания
всего, что относится к субъекту и средствам
познания;
Неклассическая: 1-ая пол. 20 в.; условием
истинного научного познания является экспликация
(учет) средств и методов получения знания об
объекте;
Постнеклассическая: кон. 20 в.; необходимость
учитывать соотнесенность результатов научного
исследования не только со средствами и методами,
но и с ценностно-целевыми установками субъекта.

60. Критериальный подход: теория рационального выбора

Причина: проблема принятие рациональных
экономических решений.
Основания:
- классическая экономическая теория (А. Смид:
рациональным считается поведение, которое
приводит к наибольшей выгоде или
достигается путем минимальных затрат) .
- математическая теория принятия решений.
Задачи:
- поиск оснований выбора (здравый смысл,
интуиция, опыт) и этапов процесса выбора,
- выявление достоинств и недостатков.

61. Этапы рационального выбора:

определение конкретной цели проблемы или
задачи;
выявление возможных способов (альтернатив) ее
решения;
анализ альтернатив с т. зр. того, насколько они
полезны для реализации целей;
оценка вероятности реализации альтернатив;
ранжирование альтернатив по степени
предпочтения;
выбор такой альтернативы, которая приводит к
оптимальному значению целевой функции
(максимальная прибыль, минимальные затраты).

62. ТРВ имеет преимущества:

стремится объяснить, как из
неупорядоченных действий индивида
возникают упорядоченные социальные
действия;
дает возможность наилучшим образом
использовать ограниченные ресурсы
общества;
доказывает необходимость изучения
экономических явлений на двух уровнях:
микро- и макроуровне.

63. Критики классической ТРВ указывает на следующие недостатки:

реальный выбор может оказаться
иррациональным;
если рыночная экономика действительно
строится в соответствии с ТРВ, то как возникают
в ней спады производства, кризисы,
безработицы;
теория не учитывает факторы
неопределенности, нестабильности и
случайности, возникающие в реальных ситуациях
выбора;
предполагается, что индивид знает все
возможные альтернативы и может определить их
последствия.

64. Критико-рефлексивный подход

предполагает критику (исследование)
самих критериев рациональности:
логичности,
научности,
интерсубъективности,
эффективности,
нормативности
и др.

65. ТЕМА 1.5 ОСОБЕННОСТИ СОВРМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

Вопросы:
1. Характеристики современной
постнеклассической науки.
2. Этические проблемы науки.
3. Экологическая этика:
сущность, основания,
многообразие форм.

66. 1. К главным характеристиками современной постнеклассической науки относят:

процессы дифференциации и интеграции
наук;
сближение идеалов естественно-научного
и социально-гуманитарного познания;
связь дисциплинарных и проблемноориентированных исследований;
освоение саморазвивающихся систем и
синергетику как новую стратегию научного
поиска;
глобальный эволюционизм;
включение социальных ценностей в
процесс выбора стратегий
исследовательской деятельности.

67. Дифференциация научного знания:

Причины, достоинства и формы проявления:
основана на разделении умственного труда;
специализация, глубокое и всестороннее знание
объектов научного познания.
проявляется в разделение единого знания на
специальные области; выделение отдельных
разделов науки в относительно
самостоятельные дисциплины;
Недостатки:
отсутствие цельного образа науки;
абсолютизация частного научного знания (его
понятийного аппарата, методов и подходов);
невозможность междисциплинарных
исследований.

68. Интеграция научного знания:

Причина: изучение сложноорганизованных и
саморазвивающихся систем;
Формы интеграции:
Междисциплинарность – проявляется в
переносе идей, средств и способов
исследований, возникших в рамках одной
дисциплины в другие;
Трансдисциплинарность – характеризуются
переносом когнитивных схем (подходов) из
одной предметной области в другую;
Полидисциплинарность – форма
исследования, когда одно явление изучается
одновременно в нескольких аспектах
несколькими дисциплинами.

69. Проблема отношения естественных и социально-гуманитарных наук

Формулируется в виде вопроса: как
соотносятся между собой естественные и
гуманитарные науки? существует между
ними общее или они принципиально
различны?
При ответе возникают две установки:
между науками о природе и науками о
человеке существует принципиальное
различие;
отрицается принципиальное различие
между науками, обосновывается единство
науки.

70. Аргументы в пользу дифференциации научного знания:

науки о природе выявляют общее, науки о человеке
исследуют уникальные и индивидуальные явления;
науки о природе объясняют факты, науки о
человеке интерпретируют (понимают) человеческие
действия;
объяснение в естествознании носит характер
обобщения и построение теорий, в науках о
человеке невозможны обобщающие теории;
естественные науки предсказывают будущие
события, науки о человеке обеспечивают
понимание;
науки о природе дают объективное знание,
гуманитарные науки носят ценностный
(субъективный) характер.

71. Аргументы в пользу интеграции научного знания:

современные науки о природе подобно
гуманитарным изучают уникальные природные
комплексы, науки о человеке подобно
естественным наукам направлены на выявление
общего;
понимание в науках о человек предполагает
знание общих правил, следовательно,
понимание есть разновидность объяснения;
естествознание предполагает интерпретацию
фактов;
современные науки о человеке подобно
естествознанию строят теории;
социальное знание подобно естественным
наукам носит предсказательный характер;
развитие сложных природных комплексов носит
вероятностный характер;
современное естествознание носит
конвенциональный характер, следовательно она
субъективно.

72. 2. Этические проблемы науки

Этика - от греч. ethos – обычай, нрав, характер
учение о Добре и Зле (Сенека);
цель этики – обоснование правил (законов)
осуществления благих поступков (Аристотель);
учение о путях преодоления человеком своих
недостатков (В.А. Канке);
наука о нормах должного поведения;
философская дисциплина, изучающая
нравственность и мораль.
на изменчивость и многообразие обычаев,
нравов, в отличии от неизменных законов
природы, обратили внимание софисты

73. Формы этики (1 классификация):

Дескриптивная/описательная этика
– описание существующих
нравственно-моральный реалий (то,
что есть, т.е. сущее/существующее);
близка натурализму.
Нормативная этика – выявление
идеальных представлений о «добре»
и «золотых правила» (то, что должно
быть, т.е. должное); близка
интуитивизму.

74. Формы этики (2 классификация):

Эмотивная этика – обоснование
субъективной природы этических суждений;
Этика добродетелей – учение о
добродетелях (Аристотель);
Этика долга (деонтологичская ) –
устанавливает безусловный приоритет
нравственных требований (например,
Божественных заповедей или категорического
императива И. Канта);
Этика поступка (телеологическая: от греч.
teleos – цель или от лат. consequens –
последовательный) – исследует и
устанавливает последствия и цели (мотивы)
человеческих действий.

75. Формы этики (3 классификация):

Этика свободы – целью
человеческой деятельности
является свобода и справедливость
(равные права всех или каждому по
достоинству)
Этика ответственности –
ключевой является идея
«ответственности» (от лат.
respondere – отвечать).

76. Этика науки

Область философской и
внутринаучной рефлексии о
моральных аспектах научной
деятельности:
- взаимоотношения внутринаучного
сообщества (научный этос)
- взаимоотношение науки и общества

77. Основная этическая проблема:

Ответственны ли, и если да, то
в какой мере наука и ученые
за негативные социальные
последствия научнотехнического развития?

78. Непосредственные причины обращения науки к этической проблематики:

жестокие научные эксперименты над
заключенными, которые проводились в
нацистских концлагерях;
создание оружия массового
уничтожения и его первые применения;
негативные, разрушающие
естественную среду обитания
последствия научно-технического
развития

79. Две традиции в оценки научно-технической деятельности:

Две традиции в оценки научнотехнической деятельности:
наука и техника рассматриваются как
потенциальная угроза социальному
порядку (Архимед, Леонардо да Винчи,
Ф. Бэкон, В. Гейзенберг, Н. Винер), а
следовательно нуждается в
общественном контроле;
наука и техника - источник социальных
благ, а следовательно, требует
поддержки со стороны общества

80. Авторские подходы:

Позиция А. Пуанкаре: отрицает
существование научной морали, т.к. наука
формулирует свое знание в форме
изьявительных предложений, а не
повелительных (наука не может
формулировать предложения
долженствования); мотивом научной
деятельности является поиск истины.
Позиция А. Эйнштейна: наука не создает
основы морального поведения; цель науки –
установление того, что есть.
Наука и мораль образуют автономные
области

81. сложившиеся альтернативы в решении проблемы социальной ответственности науки и их аргументация:

развитие науки подчинено
объективной логике;
негативные последствия
порождаются не научной
деятельностью, а теми кто
контролируют
практическое применение
результаты
фундаментальных
исследований
принципиально не
предсказуемы, проблема
социальной
ответственности имеет
смысл лишь в отношении
прикладных исследований
социально ответственное
поведение позволяет
избежать негативного
развития науки
ученые могут
контролировать
использование
результатов научной
деятельности
уже при планировании
фундаментальных
исследований следует,
учитывая предшествующий
негативный опыт, пытаться
превратить возможные
отрицательные
последствия

82. Исторические способы регулирования научно-технической деятельности:

в 1947г. сформулирован «Нюрнбергский кодекс» -
содержит ряд ограничений на медицинские
исследования;
Создаются общества социальной ответственности
ученых – «Ученые и инженеры за социальные и
политические действия»;
проходит Пагуошские конференции
http://www.pugwash.org/ ;
в 50-е гг. возникают структуры этического контроля в
научно-исследовательских организациях;
в 1966г. проведение этической экспертизы становиться
обязательным при биомедицинских исследованиях;
В 1998 г. действует международная комиссия по этике
научного знания и технологии в рамках ЮНЕСКО

83. «Нюрнбергский кодекс»

судебное решение Нюрнбергского трибунала
1947г.
содержит ряд ограничений на медицинские
исследования, например:
- исследования считаются допустимыми только в
том случае, если предполагают получение новых
ценных результатов, и не могут быть проведены
другим путем;
- исследования допустимы в случае сознательного
и добровольного соглашения участников
- достаточное информирование о целях и
возможных рисках

84. Пагуошские конференции

зародились в 1955г.
основатели: известные ученые (А.
Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, М.
Борн и др.), которые выступили с
манифестом против использования ядерной
энергии в военных целях
инициировали движения ученых,
выступающих за мир, разоружение и
международную безопасность

85. Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры

Устанавливает правовые нормы по
направлениям:
Всеобщая декларация о геноме человека и
правах (1997);
Международная декларация о генетических
данных человека (2003);
Всеобщая декларация о биоэтики и правах
человека (2005);
В настоящее время пересматриваются
Рекомендации 1974 г. о статусе научноисследовательских работниках.

86. Структура «ответственность»:

кто-то – индивидуальный или коллективный
субъект-носитель ответственности (личность или
корпорация);
за: что-то – действия/поступки, состояния,
результаты;
по отношению: к некоторому адресату;
перед: некоей санкционирующей, оценивающей
инстанцией (государство, общественность и др.);
в соответствии с: определенными
(практическими, нормативными) критериями;
в рамках определенных: сфер
ответственности.

87. Исторические формы понимания ответственности

Классическая концепция:
возникает в Новое временя (17018 вв.);
Субъект – автономен и рационален;
Отвечает за свои действия;
Предполагает определенные критерии
(заповеди Бога, воля Власти);
Сфера ответственности и адресат:
государство (Власть) и церковь (Бог);
Неклассическая концепция:

88. Неклассическая концепция ответственности:

возникает в 20 веке;
констатирует: конфликт между частными и
общественными интересами; конфликт
частных и государственных (национальных
интересов);
актуализирует проблемы:
возможно ли согласование частных и
общественных интересов?
возможно ли согласование национальных
интересов?
каковы критерии ответственности?

89. Этика ответственности Г. Йонаса

Йонас Ганс (1903-1993) – нем. философ.
Представлена в «Принцип ответственности.
Опыт этики для техногенной цивилизации»
(1979).
Спецификой человеческого существования
является забота о будущем.
Основой различных форм коммуникаций
является языковой дискурс (речевые и
письменные акты).
Утверждается взаимосвязь этики,
футурологии и политики.

90. Основные положения этики ответственности Г.Йонаса:

расширение объекта ответственности, в
которую включается вся биосфера (в виду
принципиальной ценности органической
жизни) и будущие поколения;
изменение субъекта ответственности – его
представляет коллективное человечество,
в отличие от традиционной морали
ориентированной на индивида;
Расширение временного горизонта
ответственности – она направлена на
отдаленные последствия будущего.

91. Современная ситуация этической проблематики в области науки:

открытой остается проблема этической
ответственности ученых и инженеров;
отсутствуют четко разработанные
(формальные) кодексы для ученых и
инженеров;
Существует различие между внешний и
внутренней регламентацией научнотехнической деятельности;

92. 3. Экологическая этика: сущность, основания, многообразие форм

Экология (гр. oikos - дом, родина + …логия);
классическая трактовка: раздел
биологии, изучающий взаимодействие
биосистем различных уровней организации
с окружающей средой;
модернистская трактовка:
междисциплинарный комплекс знаний о
проблемах взаимодействия общества и
природы, охраны окружающей среды и
регулирования природопользования

93. Экологическая этика

энвайроментальная этика (от англ.
environmental, environment – окружающая
среда)
направление междисциплинарных
исследований, рассматривающее
моральные проблемы:
- благополучия и социальных связей людей;
- ответственность за будущее людей,
домашних животных и других форм жизни.

94. Причины возникновения и формирования экологической этики:

экологические проблемы
- истощение запасов нефти, газа и
других источников энергии;
- уничтожение лесов;
- дефицит пресной воды и др.
деятельность Римского клуба

95. Римский клуб

неформальная организация ученых, впервые
применивших методы математического
моделирования к исследованию социальноэкологических процессов (основана в 1968 г.);
международная общественная организация
(аналитический центр);
основатель и первый Президент – крупный
итальянский бизнесмен и гуманист Аурелио
Печчеи (1908-1984)
Программа исследования изложена в книге
«Мировая динамика» американского
экономиста Дж. Форрестера (считается
основоположником глобального
прогнозирования)

96. Результаты деятельности Римского клуба (доклады):

«Пределы роста» (Д. Медоуз);
«Человечество у поворотного пункта» М.
Месаровича и Э. Пестеля;
«Пересмотр международного порядка» (Я.
Тинберген);
«Цели человечества» (Э. Ласло);
«За пределами века расточительства» (Д.
Гатбор);
«Нет пределов обучению»;
«Третий мир: три четверти мира» (М. Гернье);
и др.

97. Общие выводы докладов:

обоснование необходимости ограниченного
потребления ресурсов (за счет промышленно
слаборазвитых стране) по причин физически
ограниченной планеты Земля;
Разработка общих методологий исследований
глобальных процессов;
формулирование основ концепции устойчивого
развития;
обоснование возможности прогрессирующей
экономики без привлечения дополнительных
ресурсов и энергии;
необходимость создание международных
институтов.

98. Основания экологической этики

идеи постнеклассической науки (экология,
эволюционная биология, квантовая физика)
искусство
теологические учения
обычаи малых народов
традиции восточного миропонимания
феминистические движения
работы О. Леопольда и А. Швейцера
Работы В.И. Вернадского и русский
космизм

99. Леопольд Олдо(1887-1948)

американский ученый-эколог,
писатель,
президент Экологического
общества США,
один из основателей Общества
дикой природы,
умер от сердечного приступа,
сражаясь с лесным пожаром.
Работы: сборник эссе под
названием "Календарь песчаного
графства", содержит основные
идеи экологической этики (этики
земли), при жизни не были
опубликованы (издатели считали
их бесполезными или слишком
радикальными).

100. Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875-1965)

философ, теолог,
музыкант
работы:
- «Философия
культуры» («Упадок
и возрождение
культуры»,
«Культура и этика»)

101. Суть позиции

испытал влияние Ф. Ницше и Л. Толстого
воля к жизни есть источник моральной
вины и чувства ответственности
возможность возрождения европейской
культуры на путях этического обновления
основу этического мировоззрения
составляет принцип «благоговение перед
жизнью», который может практиковаться
индивидуально
свое жизнеучение назвал «благоговение
перед жизнью»

102. Благоговение перед жизнью

основной принцип этического учения А.
Щвейцера:
«высказывать равное благоговение перед
жизнью как по отношению к моей воле к
жизни, так и по отношению к любой
другой…Добро – то, что служит;
сохранению и развитию жизни, зло есть то,
что уничтожает жизнь или препятствует
ей»
принцип самоотречение;
не требует конкретизирующих норм и
промежуточных этических инстанций.

103. Современная экологическая этика

представлена рядом подходов
- Антропоцентризм;
- Биоцентризм;
- Плюрализм;
- Экофеминистское направление;
- Консервативное направление.

104. Антропоцентризм:

человек – высшая цель мироздания;
человек не обязан согласовывать
свои цели и действия с состоянием
окружающей среды;
в умеренной форме предполагает
требование ограничить грубые
формы эксплуатации природы
(выработать кодексы
«природопользования» и
экологические императивы)

105. биоцентризм (т.н. монисты)

понимание всех живых существ,
всех частей биосистемы Земли
как обладающей ценностью для
самих себя;
стремление обосновать
нравственное отношение в
другим формам жизни в рамках
единой теоретической концепции
представители: Б. Колликот,
Р. Тейлор, Ю. Харгроув

106. Суть позиции Колликота Бэрд

работы:
- «Внутренняя ценность, квантовая
теория и экологическая этика»
- «В защиту этики земли»
Основное положение: современная
квантовая теория преодолевает дуализм
факта и ценностей (сущего и должного),
предлагает космологическиметафизическую парадигму тотальной
связи всех вещей, подрывающую идею
противопоставления человека и природы

107. Основные проблемы экологической этики:

распространяются ли нравственные
отношения на индивидуальных животных
или на индивидуальные составляющие
экосистем (реки, леса, горы и др.)?
распространяются ли нравственные
отношения на индивидуальные
составляющие экосистемы или на
экосистему в целом?
данные проблемы значимы в практическом
отношении, т.к. приобретают характер
дилемм (что подлежит охране отдельные
виды или природные комплексы?)

108. плюрализм

Представители: К. Стоун, М.-А. Уорен,
А. Бреннен и др.
утверждается невозможно создания
универсальной этики;
ориентация на исследование реально
существующих ценностных
предпочтений при широком
использовании уже выдвинутых
теоретических обоснованиях;
ставится задача исследовать и решать
различные проблемы отдельно.

109. Экофеминистское направление

Представители: Ф. Добон, К. Уорен, А.
Салех, Д. Сликер и др.
Подчеркивается взаимосвязь между
господством над женщиной и господством
над природой; причиной современных
экологических проблем является
иерархическая, эксплуататорская
установка;
Маскулинная ориентация может быть
преодолено лишь с опорой на женское
сознание – ориентированное на
сбережение и воспроизводство жизни.

110. Этика экологической ответственности Робина Атфилда (Attfield) (1941- 1977)

Англ. историк науки и философ;
Работы: The Ethics of Environmental Concern
Enviromental Philosophy: Principles and
Prospects.
представитель консервативного направления в
экологической этике;
критикует позицию, согласно которой источником
экологических проблем является иудейская и
христианская традиции, сформировавшие установку
господства над природой (причину усматривает в
неправильном прочтении Библии);
критикует как моральный атомизм, признающий
определяющим благо и жизненные интересы
отдельных видов, так и холизм, отдающий
предпочтение благу всей биосферы.

111. Этика экологической ответственности представлена положениями:

критика нормативной этики, связанной с идей неизменности
прав личности;
идея самоценность индивидуальных живых существ и их видов;
живые существа по аналогии с человеком, трактуются как
обладающие духовными, мыслительными и психическими
способностями (чем отчетливее проявляются зачатки или
функции этих способностей, тем выше нравственный статус того
или иного существа);
считается, что земля, неодушевленные вещи, экосистемы и
биосфера в целом не должны иметь нравственный статус, т.е.
"не-люди" не могут быть полноправными субъектами
нравственного отношения.
идея "управления природой" не потерял своего значения.

112. Общий вывод: необходимы

ценностная переориентация
сознания в духе уважения и
любви к природе
отказ от преобладающей в
современном мире
потребительской установке
установление императивов
экологической этики

113. Императивы экологической этики:

установление «пределов роста», ограничений
(изменение культурных стереотипов,
ограничение рождаемости и потребления);
«стандарт Кавки-Локка» - каждое поколение
должно оставлять после себя не худшие
возможности жить для тех, кто придет на Землю
после него;
комплекс мер по «компенсации экосистемы»,
т.е. сохранение жизнеподдерживающих
ресурсов и максимально возможного
количества живых существ;
необходимость преодоления
инструменталистских воззрений на природу и
формирование представлений о
сосуществовании (коэволюции) и диалоге с
природой.

114. «Enviromental Ethics»

американский журнал
основанный Юджином Харгроувом в 1979г.
ориентирован на исследования в области
экологической этики
«философия…и экологическая этика
станут одним и тем же»

115. Биоэтика -

Биоэтика Основная задача – способствовать выявлению
различных позиций по сложным моральным
проблемам биомедицинской науки и практики:
Можно ли клонировать человека?
Допустимо ли создание генетическим методам
новой «породы» людей?
Допустима ли эвтаназия?
Нужно ли информировать человек о
неизлечимом заболевании?
Нужно ли спрашивать разрешение у
родственников умершего при трансплантации?
English     Русский Правила