Похожие презентации:
«Война звёзд»: как смотрели (и читали) «Звёздные войны» в Советском Союзе
1.
«Война звёзд»как смотрели (и читали)
«Звёздные войны» в Советском Союзе
2.
1977 год«Арктика»
США
СССР
3.
Фильмы США в советском прокате 1977 года1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Золотое путешествие Синдбада (1974)
Лихорадка на белой полосе (1975)
Золотая лихорадка (1925)
Живущие свободными (1971)
Солти (1973)
Бенджи (1974)
Огни рампы (1952)
Жажда жизни (1956)
Изюминка на солнце (1961)
Источник: Кино-Театр.ру
Закупкой зарубежных кинолент для советского кинопроката занималось
Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм», находившееся в ведении
Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР.
4.
Закрытый показ в Московском доме киноВ 70-80-е годы XX века в Московском доме кино (ул. Васильевская,
13) осуществлялись показы зарубежных кинолент, которые не были
доступны в массовом прокате в СССР. Свои фильмы в Доме кино
показали Федерико Феллини, Анджей Вайда с Беатой Тышкевич.
Бернардо Бертолуччи привёз картину «Двадцатый век». Франко
Дзеффирелли показал фильм «Ромео и Джульетта», состоялся показ
ретроспективы фильмов Фассбиндера. Софи Лорен представляла
фильм «Подсолнухи». Дом кино посещали Марчелло Мастроянни,
Жан Поль Бельмондо, Ким Новак, Джина Ллолобриджида с
персональной фотовыставкой. (domkino.pro)
Дом кино в 1972 г.
Есть сведения, что осенью 1977 года фильм «Новая надежда»
демонстрировался на закрытых вечерних показах в Московском
доме кино для работников кино и телевидения; среди зрителей
были режиссёр Ричард Викторов, впоследствии снявший фильм
«Через тернии к звёздам» (1980), и спортивный редактор Ян
Садеков, главный режиссёр Олимпиады 1980 года.
Режиссёр Анджей Вайда и актриса Беата Тышкевич
на встрече со зрителями (1970 г.)
5.
Критические отзывы в газетах«Финансовый успех, который выпал на долю таких нашумевших фильмов, как “Изгоняющий
дьявола” и “Челюсти”, не даёт покоя кинофабрикантам. Космической феерией “Звездные
войны”, приносящей её создателям миллион долларов в день, открылась новая серия
целлулоидной фантастики».
(Космические барыши // «Советская культура», 13 декабря 1977 г.)
«По ступенчатой разнарядке “Оскаров” три первостепенные премии достались картине
“Энни Холл”, оттеснившей на финише конкурса его полуфиналистов — приключенческие
фильмы “Война галактик” и “Близкие контакты третьего вида”. Зато эти два кинобоевика
взяли реванш по части их коммерческой золотоносной прибыли. Двуногие стальные
роботы, уродливые монстры и человекоподобные полуобезьяны выползли на сцену
Музыкального центра во время выдачи семи “Оскаров” звукооператорам, костюмерам,
декораторам и съёмщикам “Войны галактик”».
(Иона Андронов. Голливуд без грима // «Литературная газета», 26 апреля 1978 г.)
«Только не падайте в обморок! Перед вами не инопланетянин, а всего лишь робот,
сотворенный руками человека и предназначенный для съемок очередного голливудского
фильма на космическую тему. К 1983 году в США отснимут 70 таких кинолент, которые будут
насыщены сценами ужасов, связанных с нашествием чудовищных инопланетян. Так что
американскому зрителю вновь придется сжаться от страха...»
(Ужасы с экрана // «Советская Россия», 1982 г.)
6.
«Литературная газета», 1977. № 36 (7 сентября 1977 г.)7.
Лукас и сделка с Мефистофелем«Перед входом в кинотеатр [Манна в Голливуде] находятся собрание наиболее уникальных и диковинных автографов
кинозвезд. Это отпечатки их пяток и ладоней, оставленные на ещё податливом цементе, а затем затвердевшие навеки
«для потомства». <…> Недавно к отпечаткам конечностей кинематографических божеств прибавились новые,
принадлежащие Арту-Дету и Си-Трипио. Не напрягайте памяти, пытаясь вспомнить этих актёров, и не стыдитесь пробелов
в вашей эрудиции. Арту-Дету и Си-Трипио не люди, а роботы, вернее, большие игрушки, имитирующие роботов в не
совсем научном, но зато вполне фантастическом фильме “Звездная война” Джорджа Лукаса. “Право” поставить свои
автографы рядом с отпечатками пяток и ладоней мастеров кино прошлого и настоящего они заслужили. Популярность
Арту-Дету затмевает славу Греты Гарбо, а успех Си-Трипио даже не снился Гарри Куперу в самый расцвет его
артистической карьеры». <…>
«— Я хочу стать свободным человеком. — говорит Лукас.—Я пытаюсь создать такие альтернативы в кинопроизводстве.
которые дадут мне больше свободы творчества, свободы делать то, что я хочу, хотя бы в рамках определенных
параметров. Мы пытаемся создать компанию, которая будет уважать личность и индивидуальность режиссера. В этом я
чувствую свое предназначение». <…>
«Лукас не первый и, видимо, не последний из тех западных кинематографистов, которые пытаются убить одним
выстрелом двух зайцев или, точнее, жить в двух измерениях: делать кассовые, коммерческие ленты и с их помощью
финансировать серьезные фильмы. Но тот, кто вступает в сделку с Мефистофелем, вынужден продать ему свою душу. <...>
Невозможно потому, что создателя, пытающегося даже из лучших побуждений играть на нескольких досках, настигает
творческая эрозия, его талант разъедает цинизм, его слово теряет вес, а он сам — моральный кредит у зрителя.
Старенький автомобиль потертые джинсы и стоптанные башмаки превращаются из блажи в лицемерие. Сквозь них, как
сквозь рваный хитон Диогена, просвечивает уже тщеславие, не позиция, а поза. <...> Джордж Лукас хорошо осознает
опасность, которая подстерегает его на пути к заветным цементным плитам голливудского „Китайского театра“. Недаром
он решил отстраниться как режиссер от работы над новыми сериями „Звездной войны“: „Звездную войну-2“ будет ставить
Ирвин Кершнер, а сам Лукас, „если все будет о’кэй“, как он замечает с иронической улыбкой, вернется к галактической
теме лишь на десятой серии, то есть через двадцать с лишним лет, во все том же символическом 2001 году».
(Мэлор Стуруа. «Звезды» Джорджа Лукаса и других // «Советская культура», 5 мая 1978 г.)
8.
Журнал «Америка» (июнь 1978 г.)9.
Журнал «Америка» (апрель 1984 г.)10.
Критические отзывы в книгах«Сколько всего написали о фильме „Звездные войны“ режиссера Джорджа Лукаса! Фильм обвиняли в
пропаганде жестокости и насилия, а приглядевшись, сообразили, что страсти кипят вокруг самой что ни на
есть детской сказки. В которой эдакий Джонушка-дурачок освобождает принцессу, защитницу угнетенных,
из лап злодея Кощея, а помогает молодой паре совсем уж типичный добрый волшебник. <...> Смотришь это
и вспоминаешь читаные-перечитаные „Три мушкетера“. Там тоже дрались отчаянно, и трупов было вволю,
но никто же не обвинит французского писателя в пропаганде насилия»
(Владимир Гаков, «Четыре путешествия на машине времени: научная фантастика и
ее предвидения», 1983)
«Звездная эпопея Лукаса — апофеоз примитивной символики, помпезной декоративности и незаурядной
изобретательности специалистов по комбинированным съемкам в сочетании с довольно примитивным
сюжетом, изобилующим нелепостями. Но главная мысль прочитывается в ней вполне отчетливо. <...> Война
в природе людей и будет сопровождать человечество на всех этапах его существования. Только стальные
мечи сменяются лазерными, а сами методы ведения войны становятся еще более изощренными».
(Людмила Мельвиль, «Борьба идей на мировом экране», 1985)
«За внешней фабульной простотой фильма можно, впрочем, разглядеть и архетипичность его
персонажей. В нем нет главного героя, ибо каждый из ведущих персонажей может претендовать на его
место. <...> При таком подходе к загадке феноменального кассового успеха фильма выходит, что
„Кеноби — это герой эпоса, Люк — романтический герой, Соло (с его „меньшим братом“ Чубеккой) —
мелодраматический герой, роботы — сатирические архетипы“. Все героические характеры втянуты в
борьбу духовных, психических сил против абсолютно механистической, одномерной технологии. И
притягательность „Звездных войн“ в том и заключается, что не телекинез или ясновидение, а древняя,
таинственная власть архетипа увлекает зрителя дидактической силой сюжета и заставляет верить
в будущее».
(Игорь Кокарев, «США на пороге 80-х: Голливуд и политика», 1987)
11.
Рональд Рейган и программа СОИВ марте 1983 года, за два месяца до выхода фильма «Возвращение джедая», в речи перед Национальной ассоциацией евангелистов президент
Рональд Рейган описал Советский Союз как «империю зла». Вскоре его противник, сенатор-демократ Тед Кеннеди, назвал предложение президента
о развёртывании противоракетной системы Стратегической оборонной инициативы (включавшей космические лазерные станции) «попыткой
раздуть красную угрозу и бездумным планом “Звёздных войн”».
Компания «Lucasfilm» подала в суд на участников политических дебатов с обеих сторон за использование слов «Звёздные войны» в политической
полемике как в поддержку, так и против СОИ, поскольку реальный конфликт вредил франшизе, основанной на вымышленной войне. В итоге
компания проиграла суд, так как, по мнению судьи, оба слова слишком широко используются в английском языке, чтобы считать иск обоснованным.
В результате программа СОИ получила полуофициальное название «Звёздные войны» и на Западе, и в СССР, что в последнем случае вкупе с
высокой закупочной ценой картин Оригинальной трилогии в течение нескольких лет приводило к негативным решениям относительно советского
проката фильмов и публикации книг этой франшизы в СССР.
12.
Звёздные войны и фашизм«Война подаётся на экране как эффектное зрелище стремительных полётов межпланетных
кораблей, начинённых пушками и бомбами, бесконечная панорама сражений с использованием
всех видов оружия от первобытных копий и луков до современных огнемётов и лазерных лучей.
Все завораживающе красиво, хотя целые миры разлетаются вдребезги и битва идёт не на жизнь, а
на смерть. Но эта война-опера напоминает бредовые песнопения, сложенные некогда
муссолиниевским трубадуром, итальянским поэтом-фашистим Филиппо Маринетти:
“Война прекрасна благодаря противогазам и мегафонам, изрыгающим ужас, огнемётам и
маленьким танкам, демонстрирующим господство человека над порабощающей его машиной.
Война прекрасна, потому что она торжественно закладывает основы давно желаемой
металлизации человеческого тела... Война прекрасна, потому что она создаёт новую
архитектуру из огромных танков, геометрии воздушных эскадрилий, дымных смерчей над
горящими городами и многое другое”.
Всю эту патетически кощунственную трескотню можно почти дословно, лишь с некоторыми
коррективами (Маринетти не знал о возможности создания космических кораблей и лазерных
лучей) отнести к характеристике «звёздных войн», как они изображены на экране Джорджем
Лукасом. И хотя сам Лукас напечатал протест по поводу того, что рейгановский план
милитаризации космического пространства называется планом «звёздных войн», и утверждал, что
его фильмы не имеют ничего общего с этой политикой, но, увы, в действительности он дал
основание для такого заимствования, ибо изобразил космические поединки как нечто само собой
разумеющееся в ближайшем будущем».
Георгий Капралов. «Потеря» и обретение реальности // Мифы и реальность: зарубежное кино
сегодня (1989)
13.
Первое прикосновение: «Звёздные войны» на видеоВидеомагнитофон Электроника ВМ-12 (1984)
Сеанс в видеосалоне
14.
«Звёздные войны» в синхронном переводе«Новая надежда»
(А. Михалёв)
«Возвращение джедая»
(Л. Володарский)
В середине 1980-х годов в Советском Союзе стали появляться «пиратские» видеокассеты фильмов Оригинальной трилогии с финскими или
немецкими субтитрами в переводе Алексея Михалёва, Василия Горчакова, Леонида Володарского; фильмы сразу приобрели популярность у
владельцев видеомагнитофонов и зрителей видеосалонов.
15.
Журнал «Техника — молодёжи» (февраль 1988 г.)16.
Роман «Новая надежда»: первый переводПервое малотиражное издание выпустил
около 1988 года Клуб любителей фантастики.
Исходный вариант представлял собой
машинопись на листах А5 (до эры ксерокса
так копии перевода и распространялись).
Редактор выклеивал из машинописи макет и
делал ксерокс с двукратным уменьшением,
так что на листе А4 получалось не 4, а 8
страниц текста. Такая книга продавалось «в
листах», т.е. люди покупали ксерокопию и
сами её переплетали (машины Rank Xerox
делали
только
строго
чёрно-белое
изображение, без полутона).
17.
Первый перевод «Новой надежды»: иллюстрации18.
Роман «Новая надежда»: полный форматПозднее
издатели
вскладчину
(большой тираж ― больше денег)
сделали вариант на ротаторе:
машинопись на листах А4, макет с
уменьшением до книжного формата.
Иллюстрации просто выклеивались
на макете, как аппликация.
Суммарный тираж всех вариантов
книги составил около 200
экземпляров.
19.
Романы Оригинальной трилогии20.
Романы Оригинальной трилогии:официальное издание
21.
«Дни кино США в СССР» (февраль 1988 г.)«Этот месячник американского кино был популярен, но проходил без особого ажиотажа. На
любую из картин (всего их было порядка 20) за сутки до показа можно было спокойно купить
билет. На все, кроме «Звёздных войн». На этот сеанс был самый чудовищный лом, который мне
когда-либо приходилось переживать в жизни. Его показывали в кинотеатре «Россия», толпа
клубилась у самых дверей, и билет пришлось «стрелять» не то что на эскалаторе метро, а прямо
возле поездов. Мне всё-таки удалось пробраться внутрь, и там в зале я пережил что-то похожее на
культурный шок. Меня поразила немыслимая скорость происходящего на экране. При всей
страшной симпатии к советскому кино, оно было тотально медленнее западного, и увиденная
тогда «Империя наносит ответный удар» производила неизгладимое впечатление».
Кинокритик Денис Горелов (тогда — студент филфака Московского пединститута)
Открытие фестиваля в кинотеатре «Россия»
22.
Программа «Зебра»Молодежная телепрограмма «Зебра» выходила по воскресеньям по Ленинградской
программе (Пятый канал) с 1988 года.
В течение двух лет в конце каждой передачи перед титрами транслировались
отрывки из фильмов трилогии «Звёздные войны». Изначально показывались
отрывки по 10 минут, но позже возникли проблемы с авторским правом, и
длительность отрывков сократили до трёх минут. Городская легенда гласит, что
редакторы передачи написали лично режиссёру Джорджу Лукасу письмо с просьбой
дать разрешение на показ своей эпопеи советским детям кусочками такой длины,
какой он сочтёт нужным.
23.
Кинопремьера «Новой надежды» (1990 г.)«Кантина» (Александр Чанцев)
«Голова пумы»
(Игорь Майстровский)
«Ковбой» (Александр Кулов)
«Каменная голова»
(Юрий Боксер)