Похожие презентации:
Культура XVII века
1.
КУЛЬТУРА XVII ВЕКАВыполнила группа Д-23-1
Чичварина Софья, Муратова Анастасия, Косова Полина, Павленкова Карина, Тахирова Айсун
2.
ОбразованиеОбразование в XVII веке в России претерпело серьезные изменения. Если до этого знания имели возможность
получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в
учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.
Создание на Руси частных школ
На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в XVII
веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное, которое больше носило церковный характер.
Учителями работали духовные люди. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.
Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения
детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении. Помимо непосредственно текстов для чтения, в
азбуковниках были даны рекомендации для учителя - как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и
даже дома. Образование в XVII веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики,
как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без
исключения, и богатым, и бедным, и убогим.
3.
Братские школыНо Русь уже нуждалась в хорошо
организованных школах. Такими
стали
школы,
образованные
православными братствами, их так и
называли – «братские школы».
Самые старые братства — львовское,
виленское, киевское, могилевское,
луцкое, пинское, оршанское.
В
братские школы принимались дети
всякого звания. Школы содержались
на средства братств (т. е. были
общественными). Хотя каждая школа
жила по своему уставу, они имели
много
общего.
Во
многом
организация школы напоминала
современную: назначались старосты,
которые помогали учителю в
поддержании
дисциплины,
дежурстве, выдаче книг, уборке
классов, а иногда даже замещали
учителей.
Азбука Бурцева
Азбука Кариона
Печатные пособия - хорошее подспорье для обучения
Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом
повлияло на образование в XVII веке. Старосты в школе на каждом уроке
раздавали ученикам книги для обучения. В Москве начали печатать
буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения.
Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой
популярностью. Появляется азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым.
Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом
Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу.
Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на
данный звук.
4.
Федор Михайлович РтищевБольшую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М.
Ртищев — государственный деятель, просветитель,
меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен,
которого современники называли «милостивым мужем».
Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского
просвещения. Недалеко от Москвы с разрешения царя
Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в
существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея
Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя
Преображения Господня и в 1648 году на свои средства
учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков,
вызванных Ртищевым
из нескольких малороссийских
монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное
братство ( Ртищевское братство), которое занималось
переводом книг, а затем открылось училище, где шло
обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому
и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году
училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено
в Заиконоспасский монастырь и послужило основой
Славяно-греко-латинской академии.
5.
Славяно-греко-латинская академияКак уже было сказано, основой для нее послужило училище,
основанное Ф. Ртищевым. Основана она в 1687 г. Первоначально
она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского
монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную
академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и
поныне).
До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке.
Целью академии была подготовка образованных людей для
государственного и церковного аппарата; она выполняла роль
цензуры книг духовного содержания и могла осуществлять суд над
отступниками от Православия. На государственные должности
назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не
касалось детей «благородных»). Руководителями и преподавателями
Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из
Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды.
После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха
Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В
Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и
средней
школы,
преподавались
предметы
средневековой
схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки,
грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также
богословие. Главное место занимал греческий язык.
6.
Профессиональное образованиеПрофессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских,
лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681
году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для
подготовки печатников Печатного двора.
Методики обучения в 17 веке
Если рассматривать образование в XVII веке, единая методика его
полностью совпадает с нормами, действующими в школах Западной
Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет,
а также пение. Помимо светского обучения, обязательными были
уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в
области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия,
музыка, диалектика, риторика, арифметика. Азбуковники содержали
различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также
ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма
высокопоставленным
чиновникам.
Правил,
написанных
в
азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с
уверенностью можно утверждать, что образование в XVII веке единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу
всего обучения.
Основная цель, которую преследовало образование в XVII веке в
России, была воспитать нравственного человека, знающего основы
христианства и владеющего навыками чтения и письма.
7.
Наука в культуре 17 века; основныеидеи; имена; открытия.
Научная революция XVII века проложила путь в новое
время. Она разрушила средневековую картину мира и
утвердила новую картину мира, а вместе с ней - новую,
отличную от средневековой систему ценностей.
Потребовалось совсем немного времени, чтобы
средневековый теоцентризм (в центре - Бог) уступил место
ренессансному антропоцентризму (в центре - человек), а на
смену последнему пришел рационализм (в центре - разум)
Нового времени.
В концентрированном виде содержание новой ценностной
парадигмы выразил Френсис Бекон в известной формуле
«Scientia potentia est!» («Знание – сила!»).
Научная революция принесла с собой новый метод
познания, который заключался в экспериментальном
исследовании природы.
8.
Галилео Галилей (1564—1642), итальянский ученый,один из основателей точного естествознания, основой
познания считал опыт. Он опроверг ошибочные
положения Аристотеля и заложил основы современной
механики: выдвинул идею относительности движения,
установил законы инерции, свободного падения и
движения тел по наклонной плоскости, сложения
движений. Занимался строительной механикой, построил
телескоп с 32-кратным увеличением, благодаря чему
сделал ряд астрономических открытий, отстаивал
гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут
суду инквизиции (1633) и конец жизни провел в
изгнании.
Иоганн Кеплер (1871—1630), немецкий
астроном, один из зачинателей астрономии
нового времени. Открыл законы движения
планет, составил планетные таблицы,
заложил основы теории затмений, изобрел
новый телескоп с бинокулярными линзами.
9.
Готфрид Лейбниц (1646— 1716), немецкийматематик, физик, философ, языковед. Один из
создателей дифференциального исчисления,
предвосхитил принципы современной
математической логики. В духе рационализма развил
учение о прирожденной способности ума к познанию
высших категорий бытия и всеобщих необходимых
истин логики и математики.
Исаак Ньютон (1643—1727), английский
математик, механик, астроном и физик, создатель
классической механики. Открыл дисперсию
света, хроматическую аберрацию, разработал
теорию света, сочетавшую корпускулярные и
волновые представления. Открыл закон
всемирного тяготения и создал основы небесной
механики.
Христиан Гюйгенс (1629— 1695) —
нидерландский ученый, изобрел
маятниковые часы со спусковым
механизмом, установил законы
колебания физического маятника.
Создал волновую теорию света
Совместно с Р. Гуком установил
постоянные точки термометра.
Усовершенствовал телескоп (окуляр
Гюйгенса), открыл кольцо у Сатурна.
Автор одного из первых трактатов по
теории вероятности.
10.
Марчелло Мальпиги (1628—1694), итальянский биолог иврач, один из основателей микроанатомии, открыл
капиллярное кровообращение.
Уильям Гарвей (1576 —1637), английский врач,
основатель современной физиологии и эмбриологии.
Описал большой и малый круги кровообращения,
впервые высказал мысль о происхождении «всего живого
из яйца».
Антона Левенгук (1632—1723), нидерландский натуралист,
один из основоположников научной микроскопии.
Изготовил линзы со 150—300-кратным увеличением,
позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.
11.
Таким образом, трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.Научные открытия XVII - XVIII веков были дополнены философским обоснованием нового метода познания и
утверждением принципа, согласно которому наука призвана служить человечеству.
Новая философия берет свое начало от Фрэнсиса Бэкона и Ренэ Декарта.
Значение Ф.Бэкона (1561–1626) заключается в окончательном разрыве со схоластикой и в обосновании нового
научного метода познания.
Бэкон критиковал попытки привязать естественнонаучные теории к тексту Св.Писания. Он призвал науку
наблюдать за явлениями природы и учиться использовать их на усовершенствование человеческой жизни, а не
заниматься поисками цели, с которой Бог создал то или иное явление.
Главным методом научного познания Бэкон считал "эмпирический. Этот метод находит применение в биологии,
анатомии, геологии и т.д. Его суть заключается в выведении общих принципов на основе анализа фактов,
полученных путем наблюдения и эксперимента.
12.
Еще один метод познания - это дедуктивный метод. Он применяется, прежде всего, в математике иматематической физике и выводит новое знание из некоторой совокупности исходных посылок и аксиом.
Этот метод был сформулирован Ренэ Декартом (1596–1650), великим французским математиком и философом.
Ему принадлежит знаменитая фраза: «Я мыслю, следовательно, существую». Декарт считается основателем
философии Нового времени, поскольку он призывал бросать вызов любым традициям, любым верованиям. Он
провозглашал суверенитет разума, его способность и право постижения истины. Такая позиция была
принципиально новой по сравнению с предыдущим методом мышления. С Декарта берет свое начало
рационализм. Не только как философский и гносеологический принцип, но как фундаментальная черта всей
культуры Нового времени.
13.
АрхитектураАрхитектура 17 века в России претерпевала большие изменения. Несмотря на то, что основным строительным
материалом так и оставалось дерево, на порядок больше использовались каменные (кирпичные) элементы.
Широкое применение получили новые виды отделочных строительных материалов. Цветные изразцы, фигурный
кирпич, а также белокаменные детали становились более востребованы. Многие постройки были возведены
мастерами, которые состояли в Приказе каменных дел (создан в конце XVI в.).
Русская архитектура 17 века имела свои выдающиеся произведения деревянного зодчества. К ним
относились: царский дворец под Москвой в с. Коломенское. Он был представлен целым городком с
гульбищами и крылечками, с витыми "колоннами", с башенками, покрытыми чешуйчатыми крышами. Были там и
другие постройки – хоромы, которые отличались друг от друга, т.к. выполнены в индивидуальном стиле. Все они
связывались переходами, а всего насчитывалось 270 комнат и 3000 окон. Современники прозвали его "восьмым
чудом света".
14.
Церковная архитектура в России 17 векаАрхитектура в России 17 века также проявилась и в церковном зодчестве. В этом направлении преобладали
шатровые постройки. Архитектура России 17 века отличалась тем, что уже начали строить ярусные церкви.
Однако деревянное зодчество постепенно поддавалось влиянию каменной архитектуры.
Дабы архитектура 17 века в России сохранилась в первоначальном облике, патриарх Никон попытался запретить
строительство каменных храмов. Но, несмотря на это шатровые постройки стали преобладающими в церковной
архитектуре. Все они славились богатым убранством и интересными архитектурными орнаментами, которые
придавала зданиям нарядность.
Однако во второй половине XVII в. под влиянием Никона осуществили ряд монументальных построек, которые
были выполнены в традиционном стиле предыдущих веков и должны были прославить величие и силу церкви.
Таким образом, архитектура 17 века в России проявилась в величественном Воскресенском соборе московского
Ново-Иерусалимского монастыря и в некоторых других. Для его строительства была использована модель храма
над "гробом господнем" (Иерусалим).
15.
В конце XVII в. в архитектуре возникает новый стиль - Нарышкинское барокко. Самым известным сооружениемтого времени считается московская церковь Покрова в Филях, которая отличающаяся изяществом, уникальными
пропорциями, а также интересными декоративными украшениями.
Наряду с церковной архитектурой развивается также гражданское строительство. Изменяется значительным
образом не только внешний облик Кремля, но и внутреннее пространство. В тоже время продолжается развитие
торгово-промышленного строительства. Так, появляются новые гостиные дворы в крупных городах (Китай-город,
Москва, Архангельск).
16.
Особенности древнерусской иконописи XVII векаВ XVII веке искусство иконописи на Руси получило расслоение по нескольким
направлениям. Во-первых, в придворных и аристократических сферах Москвы популярностью и повышенным
спросом пользовались иконы, для которых характерной особенностью явилась невиданная прежде утонченность
и изысканность. Подобного рода иконопись, получившая название «строгановские письма», оказала влияние не
только на близкий круг государя, но и на провинциальные центры Древней Руси. Во-вторых, интенсивное
развитие получили иконописные центры Поволжья, где главное место заняло как сохранение, так и развитие
самобытности национальных древнерусских традиций. В-третьих, в монастырской среде искусство иконописания
оказалось в застое. Здесь оно было наиболее традиционным и даже консервативным.
17.
В целом для иконописи XVII века характерна изобразительная витиеватость, контрасты, формальные увлечения,тяга к красивости, поучительность и даже назидательность иконных представлений.
Иконы, созданные на протяжении столетия, как бы коллекционировали религиозные темы. Иконопись оказалась
заинтересованной в сюжетном разнообразии, многопредметной замысловатости, в изобразительном богатстве и
узорчатости, но не в чувственном явлении глубины представляемых событий православной веры.
В этот период орнаментальность достигла пределов возможного, заставляя иконопись дробиться в сюжетных
извивах. В середине и второй половине XVII века центром изобразительного искусства Древней Руси стала
Оружейная палата, располагавшаяся в Московском Кремле. Здесь были сконцентрированы наиболее значимые
древнерусские иконописные мастера. Различные местные иконные традиции были в Оружейной палате
переплавлены в единое общерусское национальное иконописное искусство.
Симон Федорович Ушаков (1626-1686) — крупнейший мастер XVII века,
иконописец,
художник, писатель, теоретик искусства, педагог, организатор. Симон Ушаков на
протяжении более чем тридцати лет возглавлял художественную деятельность в
Русском государстве. В 1664 году царским указом Симон Ушаков был переведен в
оружейную палату и занял там должность главного эксперта по вопросам
изобразительного искусства.
В творчестве Ушакова произошло слияние элементов «строгановской школы» с
традициями «московской школы» иконописи. От первой Ушаков унаследовал
любовь к
мелочи, золотой прописи, графичности. От московской иконописной традиции в
произведениях Ушакова — страсть к повествованию, к рассказу,
иллюстративности
представления.
18.
В конце 1650-х годов Ушаков кристаллизовал свой знаменитый «ушаковский стиль», представляющий особосложную и достаточно удачную интеграцию иконописных и живописных черт. Икона «Насаждение древа
Государства Российского происходит из церкви Троицы в Никитниках. Это произведение было создано Симоном
Ушаковым в 1668 году. Композиция иконы исполнена глубокой символики: в центре иконописного пространства
помещен медальон с изображением «Богоматери Владимирской» —
палладиума и стольного града Москвы, и древнерусского государства в целом. У корней древа изображены
митрополит Петр и великий князь Иоанн Даниилович Калита, бережно следящие за его благополучным
произрастанием. На ветвях древа представлены медальоны с поясными изображениями московских князей, царей,
иерархов церкви, преподобных, юродивых. Среди древнерусских деятелей изображения Александра Невского, царе
Федора Иоанновича и Михаила Федоровича, царевича Дмитрия, Сергия Радонежского, Василия Блаженного и др.
Каждый из изображенных в медальонах персонажей держит в руках белый развернутый свиток с текстом из
песнопения, прославляющего Богоматерь.
Икона «Троица» происходит из Гатчинского дворца, она была создана Симоном
Ушаковым в 1671 году.
В своей композиции Ушаков возвращается к иконной схеме Андрея Рублева.
Заметно,
что мастер внимательно изучил произведения своего великого
предшественника.
По мысли Симона Ушкова, высказанной им в «Слове к люботщательному
иконного
писания», «… живопись прочие виды искусства превосходит, потому что
деликатнее и
живее изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества.
посредством различных художеств, делая замыслимое легко видимым».
19.
Особенности портретной живописи XVII векаВ 1670-е годы в иконописной мастерской Оружейной палаты определилась роль живописцев. Если ранее функции
живописцев, работавших масляными красками, были ограничены сугубо декоративными работами по росписи стен и
сундуков, то теперь они были привлечены к исполнению заказов на светские станковые портреты царей и патриархов, то
есть к живописанию парсун (персон).
Живописный станковый портрет сначала писался, подобно иконе, на доске и давал или оглавное, или оплечное
изображение персонажа, производимое иногда с натуры, но преимущественно по памяти.
Постепенно портреты стали писать на холсте вначале в иконописной технике, а затем — в технике живописной.
Появились также и портреты в рост. Если изначально главное внимание уделялось лицу портретируемого персонажа, то
потом значение приобрела трактовка костюма и окружающего пространства. Постепенно портретные композиции,
исполненные отечественными мастерами, обогатились изображением интерьеров и многочисленных атрибутов.
Развитие парсуны связано с приобретением все большего светского качества, а значит с увеличением
портретности, объемности и реалистичности изображения.
Характерные черты портретных изображений XVII века:
1) Соединение в одном изображении иконописных и живописных приемов.
2) Сохранение одной и той же композиционной схемы: при трехчетвертном повороте головы корпус
изображаемой модели представляется в фас или в незначительном повороте в ту же, что и голова сторону.
3) При создании портретных произведений используются как устаревшие, так и новационные художественные
приемы живописного письма.
4) С натуры писались только лики изображаемых героев. Живописание рук, ног и туловища чаще всего
производилось по памяти.
5) Живописные портреты, созданные отечественными мастерами, практически никогда не сопровождались датой
создания произведения и подписью автора. Иногда портретные изображения снабжены вербальными справками о
деятельности представленной особы.
20.
Групповой портрет «Патриарх Никон с клиром» был исполнен в 1685-1686 годах бригадой живописцевОружейной палаты под руководством Ивана Безмина. В пространстве интерьера, снабженного кафедрой,
покрытой ковром, справа изображен в рост сам патриарх Никон в саккосе и митре, с посохом в левой руке. Слева
перед Никоном представлена группа из восьми причетников. Здесь изображены люди, которые были связаны с
патриархом Никоном в разное время, но были объединены друг с другом общей деятельностью во славу
православной церкви. Лицо Никона, как и лица других восьми портретных персонажей, исполнено в широкой
живописной манере. Каждому герою изображения дана индивидуальная портретная характеристика. Облик
самого Никона имеет ряд особенностей: широкоскулое мясистое лицо, крупный нос и пристальный взгляд,
обращенный к зрителям из-под слегка припухших век. Изображения негнущейся одежды из золотой ткани, посоха
в левой руке и высокой митры усиливают ощущение силы и мощи представленного патриарха.
21.
ЛитератураБурно развивается и претерпевает значительные
изменения в XVII столетии русская литература
Впервые в письменных произведениях появляются,
кроме князей и святых, герои разного социального
происхождения с противоречивыми характерами.
Так, в ранней литературе всегда осуждались плохие,
даже самые незначительные поступки героев. Однако, в
написанной в XVII веке «Повести о Горе-Злосчастии»,
по словам академика Д.С. Лихачёва, сочувствием автора
«пользуется человек, нарушивший житейскую мораль
общества, лишённый родительского благословения,
слабохарактерный… Впервые в русской литературе - Всё ярче и ярче в литературных памятниках
пишет учёный - с такой силой и проникновенностью проявляются черты реальной жизни. Это приводит к
была раскрыта внутренняя жизнь человека».
появлению нового жанра - сати́ры, тесно связанной с
народной смеховой культурой. Например, в «Повести о
Шемя́кином суде», герой невольно (по недоразумению)
совершает достаточно серьёзные преступления, но судье
Шемя́ке, ведущему это дело, кажется, что подсудимый
готов дать ему большую взятку, поэтому он
поворачивает всё так, что все пострадавшие остаются
ещё и должны главному герою.
22.
Новые веяния коснулись и жития святых. Явнойпародией на них является «Повесть о бра́жнике ка́ко
вни́де в рай» («Повесть о том, как пьяница вошёл в
рай»). В этом весёлом рассказе душу умершего
бражника (пьяницы) апостолы и святые не хотят пустить
в райские врата. Однако находчивый и хорошо знающий
истории из Священного писания, главный герой для
каждого из препятствующих ему персонажей находит
неблаговидные деяния из их собственной жизни,
доказывая тем самым, что «все не без греха», и
добивается права не только войти в рай, но и сесть «на
лучшем месте».
И уж совсем противоречит житийному канону
произведение «Житие́» вождя старообрядцев протопо́па
Авваку́ма (Петрова), который за свои взгляды и
непримиримую позицию по отношению к церковной
реформе, проводимой патриархом Никоном, был сослан
на север в город Пустозёрск Архангельской области, где
несколько лет провёл в заточении в землянке, а затем
заживо сожжен.
23.
И читатель восхищается не только силой духа и неистовой верой этих людей, но и силой слова Аввакума,поскольку этот яростный проповедник старообрядчества был выдающимся писателем своего времени. В
произведении звучит его яркая, живая, эмоциональная, искренняя речь, позволяющая хорошо представить
характер самого автора .
Важным событием в истории русской литературы стало появление в XVII столетии поэзии. У её истоков стоит
придворный писатель Симео́н По́лоцкий, личность во многом выдающаяся.
Им было положено начало так называемому силлаби́ческому стихосложению. Для таких стихов характерно
равное количество слогов в каждой строке, разделённых смысловой паузой посередине, а также концевая
рифма, соединяющая строки попарно, стоящая под единственным строго определённым ударением:
24.
Подобные стихи принято называть также ви́ршами.Симеону Полоцкому принадлежат два сборника стихов
«Рифмологио́н, или Стихосло́в» и «Вертогра́д
многоцве́тный».
Интересно, что сам Полоцкий и его последователи
большое внимание уделяли не только содержанию вирш,
но и их графическому начертанию. Так появились
«фигурные стихи», строки которых складываются в
различные узнаваемые формы: звёзды, кресты, чаши,
цветы и т.п.
Огромным вкладом в развитие последующей культуры
России стал труд Кариона Истомина - придворного поэта,
конца XVII века. Им был составлен стихотворный
"Букварь" с иллюстрациями, изданный в 1694 году.