Тема: Возникновение человеческого общества (социогенез).
1. Основные концепции социогенеза
Понятие общество
Характерные черты общества как системы
1. Основные элементы социальной структуры – социальные институты и социальные группы, представители которых занимают в обществе
2.Социальная структура биологических сообществ.
Эвсоциальность – репродуктивная специализация. 1.перепончатокрылые (пчелы, муравьи и осы) 2. все термиты 3. тля растительная
Пчелы-кормилицы; трутни, развитие; пчелиная матка
муравьи-древоточцы
Коммуникация – каналы передачи информации (у насекомых биохимические): - феромоны – разновидность особых сигнальных веществ
!!!В социогенезе человека – действие грегарно-индивидуального отбора: 1. коллективная взаимопомощь, коллективная опека над
Биологические корни явлений: 1) система передачи социальной информации; 2) системы родства; 3) брачная структура; 4.принципы
Биологические преимущества группового образа жизни: 1) легче обеспечивают себя кормом и затрачивают меньше энергии на
Ранние формы сообществ: - анонимная сплоченность - стадо предлюдей – период H.erectus – H.sapiens (40-500 особей по
Разложение стада предлюдей Нижний палеолит, длившийся 2 млн лет, — период кочующих стадом питекантропов. 1) впервые появляется
Полмиллиона лет оно разлагалось (промежуточный этап — выделение гаремных групп) Первичный тип связи — Биологический.  2.
Стадо предлюдей
3. Праобщина (начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда
Развитая праобщина неандертальцев, локальная группа
Жизнь праобщины 1) беспорядочное передвижение с места на место собирателей и охотников. (реконструкция жизни в пещере
4. Возникновение общинно-родового строя. Родовая и соседская община
Длинный дом гуронов
Жилище ирокезов
Жилище ирокезов
Поселение ирокезов
Жизнь в родовой общине
Управление родовой общиной
Институты власти в родовом обществе
Механизмы регулирования правовых отношений в родовом обществе
В целом Первобытная эпоха человечества характеризуется:
Инициация
Мононормы
Последствия излишков и подъёма производительности
Изменение родовой организации
Распад родовых общин
Неолитическая революция
Неолитическая революция –
Неолитическая революция
Неолитические орудия
Развитие ремесел
Развитие ремесел
Обработка меди
Изобретение плуга
Последствия неолитической революции:
Теории о причинах появления земледелия:
Последствия излишков и подъёма производительности
4. Соседская община
Появление неравенства
Выделение знати
Выделение знати
5. Раннее государство. Предпосылки образования стратифицированного общества.
Обмен, дарообмен (три элемента: делать подарки, принимать подарки и возмещать подарки).
От родоплеменного самоуправления к военной демократии
СХЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1. Теологическая (религиозная, божественная)
3.Договорная теория возникновения государства
Специфика ранних государств.
Определение понятия «раннее государство»
Типология ранних государств
Зачаточное государство
Типичное государство
Переходное государство
Последовательные типы социальной организации людей
Схематично формы социальной организации догосударственного общества и этапы её эволюции можно изобразить следующим образом:
Эволюция социальных организации
Несмотря на очень длительный период эволюции и выделение названных этапов (матриархат – патриархат), родовая община сохраняла
Мумия «Эци» 3300г. До н.э.
20.80M
Категории: ИсторияИстория СоциологияСоциология

Возникновение человеческого общества (социогенез)

1. Тема: Возникновение человеческого общества (социогенез).

1. Основные концепции социогенеза
2. Социальная структура биологических сообществ.
3.Возникновение человеческого общества. Стадо
предлюдей.
4. Возникновение общинно-родового строя. Родовая и
соседская общины.
5.Раннее государство.
Литература:
Кравченко В.И. Социальная антропология. М.,2003.
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого
общества. М., 1993.
Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология.
М.,1998.

2.

• Плюснин Ю.М. Проблема социальной эволюции.
Новосибирск, 1990.
• Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. –
Спб., 1997.
• История первобытного общества. Учебник
• Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Спб., 2003.

3. 1. Основные концепции социогенеза

• 1. Креационистские концепции формируются
в русле религиозных представлений об
устройстве общества и рассматривают общество
как результат божественного творения
(Августин Блаженный, Фома Аквинский, в
русской религиозной философии XIX – начала
XX столетия - В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и
др.) и в философии неотомизма - Э. Жильсон).

4.

• 2.Натуралистические концепции - идея естественного
происхождения общества. Общество как естественное
продолжение природных закономерностей, а
особенности общественного устройства:
• 2.1. может определяться ритмами солнечной активности
и космических излучений (Л. Гумилев, А. Чижевский);
• 2.2. особенностями географической и климатической
среды (Ш. Монтескье, И. Мечников) и т.д.
• 2.3. общество рассматривается как живой организм и
как следствие этого считается возможным объяснение
социальной жизни биологическими закономерностями
(Г. Спенсер).

5.

• 3.Эволюционистские концепции - процесс выделения
общества из природы в ходе длительной эволюции.
• 3.1. трудовая гипотеза социогенеза Ф. Энгельса, которая
считает возникновение трудовой деятельности как
одной важных ступеней социогенеза.
• Трудовая деятельность - целенаправленная
деятельность человека по преобразованию природной
действительности с использованием орудий труда
(результат: возникает мышление, язык, различные
формы социальности и культуры, частная
собственность, государство).
• Т.О. , труд как основополагающий фактор
социогененеза.

6.

• 4. Культурно-символические концепции
социогенеза (Э. Кассирер).
• Суть - происхождение человеческого общества
связана с фактором возникновения культуры как
специфически человеческой среды обитания
• 5. Игровая концепция социогенеза
• (Хейзинг, «Человек играющий» - все архаичные
формы культуры обязаны своим
происхождением не труду, но игре.
• Игра в древнем обществе была первичной, а на
основе игровой деятельности возникли все
формы культуры

7. Понятие общество

Общество в узком смысле слова — это:
– круг людей, объединенных общностью цели,
интересов, происхождения (например, общество
нумизматов, дворянское собрание);
– отдельное конкретное общество, страна,
государство, регион (например, современное
российское общество, французское общество);
– исторический этап в развитии человечества
(например, феодальное общество, капиталистическое
общество);
– человечество в целом.

8. Характерные черты общества как системы

1. Сложный характер общественной системы: множество
уровней, подсистем элементов
2. Общество как система: разнокачественные элементы –
материальные (классы) и идеальные (добрые люди)
3. Человек включен в каждую из социальных систем
4. Общество отличает динамичность, незавершенность,
альтернативность развития, т.к. человек ставит цели…
5. Интегративное качество системы как целого: способность
создавать условия для своего существования
6. Социальная система - самоуправляема, самодостаточна
7. Средой общества определённой страны как системы
является природа, мировое сообщество
8. Основные функции социальной системы: адаптация,
целедостижение, поддержание образца, интеграция

9. 1. Основные элементы социальной структуры – социальные институты и социальные группы, представители которых занимают в обществе

неравнозначное положение
Социальноклассовые
классы
сословия
касты,
варны
Социальнотерриториальные
Этносоциальные
Социальнодемографические
Социальнопрофессиональные
мужчины
женщины
подростки
дети
пенсионеры
группы,
связанные
родом
занятий,
условиями
труда
нации
народности
племена
жители города
поселка,
села,
деревни
9

10. 2.Социальная структура биологических сообществ.

• Истоки: социальные животные (результат грегарного
отбора)
• Все особи действуют генетически запрограммировано
как организм одного типа – сверхорганизм.
• Пример, муравьи и пчелы и распределение функций
• Три касты у эвсоциальных насекомых:
• - королевы, царицы, матки - воспроизводство;
• - рабочие (стерильные женские особи) – помогать матке
в выращивании и воспитании потомства;
• - трутни (самцы) - оплодотворение самки и
воспроизводство потомства.
• Дополнительно каста солдат – защищают колонию.

11. Эвсоциальность – репродуктивная специализация. 1.перепончатокрылые (пчелы, муравьи и осы) 2. все термиты 3. тля растительная

Всем присущи три черты:
- коллективная работа;
- репродуктивное разделение труда;
- одновременное существование нескольких поколений
Социальная иерархия в обществе насекомых:
Матриархат насекомых
королева
Королевская свита
рабочие
солдаты
рабочие
рабочие

12. Пчелы-кормилицы; трутни, развитие; пчелиная матка

13. муравьи-древоточцы

Симбиоз тли и муравьев выглядит
следующим образом:
1. Муравьи охраняют свое «стадо»
от врагов. Они нападают на
насекомых, питающихся тлей.
2. «Пастухи» контролируют
численность «стада», поедая
расплодившихся особей.
3. На зиму труженики переносят
вредителей в муравейник, чтобы
те не умерли от холода.

14. Коммуникация – каналы передачи информации (у насекомых биохимические): - феромоны – разновидность особых сигнальных веществ

(половые атграктанты, вещества страха, сбора и т.д.).
Истоки трудовой деятельности человека:
- огородничество и садоводство (муравьи выращивают и
удобряют в подземных галереях специальный гриб,
которым питаются);
- скотоводство (разводят тлей, черевцов, листоблошек,
цикад, гусениц);
- ремесло (муравьи-жнецы, муравьи медоносы, муравьи
ткачи);
- грабительство (грабят чужие муравейники);
- рабовладение (эксплуатация чужого труда)
пример, муравьи-амазонки (рабы кормят изо рта в рот) .

15. !!!В социогенезе человека – действие грегарно-индивидуального отбора: 1. коллективная взаимопомощь, коллективная опека над

!!!В социогенезе человека – действие грегарноиндивидуального отбора:
1. коллективная взаимопомощь, коллективная опека над
слабыми особями;
- выживали и оставляли потомство получали особи с
менее развитой мускулатурой не агрессивные, но с более
развитым мышлением, передача по наследству
коллективного опыта.
2.индивидуальная иерархия, борьба за господство над
всеми наиболее сильных и агрессивных.
- возникновение неравенства, иерархии, системы власти,
развитие сильной личности (изобретатели, народные
умельцы, шаманы, художники, вожди).

16. Биологические корни явлений: 1) система передачи социальной информации; 2) системы родства; 3) брачная структура; 4.принципы

социальной стратификации;
5) разделение труда между полами.
Групповой образ жизни обезьян - важнейшая
предпосылка эволюции общества человека
Гипотеза 1: Социальность как способ защиты от
хищников
Гипотеза 2: Социальность как способ конкуренции за
пищевые ресурсы.

17. Биологические преимущества группового образа жизни: 1) легче обеспечивают себя кормом и затрачивают меньше энергии на

пищедобывательную деятельность;
2) чрезвычайно велико значение группового образа жизни
в защите от хищников;
3) скопление большого числа особей существенно
повышает вероятность раннего обнаружения опасности
(стадным животным свойственна система взаимного
оповещения);

18. Ранние формы сообществ: - анонимная сплоченность - стадо предлюдей – период H.erectus – H.sapiens (40-500 особей по

3.Возникновение человеческого общества. Стадо
предлюдей.
Ранние формы сообществ:
- анонимная сплоченность - стадо предлюдей – период
H.erectus – H.sapiens (40-500 особей по В.П.Алексееву).
1. Стадо предлюдей – аморфное образование до
нескольких десятков или сотен особей.
Структура не обозначена (нет ни вожаков ни ведомых)
Преимущества: легче обороняться от врагов, нападать и
побеждать.
Недостатки: труднее находить пропитание, спрятаться
от врагов, возрастает подверженность паразитам.
Стадный образ жизни для высших приматов –
эволюционный тупик.
Решение - гаремные группы жесткой иерархией самцов
и полигамная семья.

19.

Они жили в лесу: 50—70% времени проводили на
деревьях, а остальное — на земле.
Стадо предлюдей ничем ни отличалось от стада павианов.
Стадо предлюдей — приходится на тот период, когда
Землю заселяли австралопитеки.
Стадо предлюдей знало две формы социальной
организации:
1) материнско-детскую; 2) гаремную
Стадо предлюдей - 5,5 млн лет назад, а исчезло 2 млн лет
назад.

20. Разложение стада предлюдей Нижний палеолит, длившийся 2 млн лет, — период кочующих стадом питекантропов. 1) впервые появляется

скарб — набор деревянных,
костяных и каменных орудий.
2) использование огня и изготовление орудий - жизнь
стада обретает независимость от внешних обстоятельств.
3) наличие скарба становится зародышем
протосоциальных отношений: сохранность скарба
превращается в первую социальную обязанность, толчок к
разделению труда внутри стада
4) формируется обычай.

21. Полмиллиона лет оно разлагалось (промежуточный этап — выделение гаремных групп) Первичный тип связи — Биологический.  2.

Полмиллиона лет оно разлагалось
(промежуточный этап — выделение гаремных групп)
Первичный тип связи — Биологический.
2. Протосемья – форма: гарем и тандем.
Гарем ( самец и несколько самок) – лучше выполняются
функции воспроизводства (социализация и воспитание
потомства, функция матери);
Тандем (мать и детеныш) – появился позже (эпоха
верхнего палеолита) (воспитание потомства и мать и отец)
Итак, стадо предлюдей – аморфное неустойчивое
коллективное образование с устойчивыми структурами
либо тандем, либо семья.

22.

Факторы, регулирующие стадные отношения:
1. Привязанность самца к самке
2. Взаимное тяготение матери и детеныша
3. И взаимное тяготение однополых особей друг к
друг

23. Стадо предлюдей

24.

25. 3. Праобщина (начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда

Различают:
1) раннюю праобщину древнейших людей
2) развитую праобщину неандертальцев (или
«первобытная община» и др.).
Праобщина представляла собой, по-видимому,
небольшую группу людей - 20—30 взрослых членов.
Возможно, такие праобщины иногда объединялись в
более крупные, но это объединение могло быть только
случайным.

26. Развитая праобщина неандертальцев, локальная группа

27. Жизнь праобщины 1) беспорядочное передвижение с места на место собирателей и охотников. (реконструкция жизни в пещере

Чжоукоудяне - картина
оседлой жизни на протяжении многих поколений).
2) Относительная оседлость - многие пещерные стойбища
раннепалеолитического времени.
3) богатство четвертичной фауны давало возможность
длительного пользования кормовой территорией и,
следовательно, позволяло занимать удачно
расположенные и удобные навесы и пещеры под
постоянное жилище.
4) установление такого образа жизни важную роль,
несомненно, сыграло развитие охоты.

28.

• 4. Первобытная община (род и племя) • раннеродовая община
• На стадии раннепервобытной общины:
• 1.выжить можно было только при условии тесной
кооперации трудовых усилий;
• 2.даже при этих условиях общественного продукта
было не больше или немногим больше, чем необходимо
для физического существования людей.
• Вывод: необходима коллективная собственность и
уравнительное, или равнообеспечивающее,
распределение.
Коллективная собственность - владела община.
• Зачатки частной собственности на некоторые орудия.
Равнообеспечивающее распределение - учитывало

29.

• При чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные
охотники и рыболовы могли получать последний кусок
пищи, а их иждивенцы оставаться голодными.
• В экстремальных ситуациях практиковались
инфантицид (умерщвление детей), в особенности по
отношению к девочкам, и геронтицид (умерщвление
стариков).
На стадии раннепервобытной общины коллектив
начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но
и избыточный продукт.
• Распределение:
• - уравнительное, или равнообеспечивающее;
• - трудовое распределение, т. е. получение продукта в
соответствии с затраченным трудом.
• Избыточный продукт и трудовое распределение обмен.
Обмен - в межобщинной форме (ценными сортами
камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. п.)

30.

• Размер групп неоседлых охотниковсобирателей
• (составлено по: Kelly, 1995; Layton, Barton,
2001).

31.

Название
Регион
Количество человек в группах
Бушмены
Южная Африка
25
Хадза
Восточная Африка
20-60
Мбути (пигмеи)
Центральная Африка
40-75
Семанги
Малайзия
20-30
Андаманцы
30-50
Палийцы
Андаманские о-ва
(Индийский океан)
Южный Индостан
Тиви
Северная Австралия
40-50
Нгададжара
Центральная Австралия
20
Йолунгу
Восточное побережье Австралии
30-45
Гуаяки
Южная Америка
16
Тлинкиты
50
50-60
Атапаски
Западное побережье Северной
Америки
Западное побережье Северной
Америки
Северная Америка
Кри
Северная Америка
25-50
Иглулингмиуты (эскимосы)
Северная Америка
35
Медные инуиты (эскимосы)
Северная Америка
15
Квакиутли
24
20-75

32. 4. Возникновение общинно-родового строя. Родовая и соседская община

• Община - первичное сообщество, объединение
людей, имеющее какое-либо общее начало
присущее первобытному периоду человечества,
но и встречающееся в наше время.
• Три типа общин:
• - родовая община,
• - семейная,
• - соседская.

33.

• Родовая община - хозяйственное и
общественное объединение кровных
родственников на ранней стадии первобытнообщинного периода – матриархата.
• Родовая община - (время появления с
возникновением современного человека).
• Родова́я общи́на — форма социальной
организации (община), где люди связаны
родством, коллективным трудом и
потреблением.
• Характеристики:
• 1. Совместная трудовая деятельность,
• 2.Общее жилище,
• 3.Общий огонь.

34.

Родовая община охватывает очень длительный период
эволюции с выделением этапов:
1)матриархат
2) Патриархат
Общие принципы социальной организации РО:
1) принцип реальной или мифической родственной связи
между членами группы, выразившийся в формировании
семейной общины, фратрии, клана;
2) принцип формирования и функционирования
неполитической непосредственно общественной,
коллективно-потестарной власти;
3) уравнительный принцип распределения материальных
благ, обеспечивающих выживание всего сообщества.

35.

• Результат:
• укрепление социальных связей.
• Древнейшие формы родового общества материнская родовая община.
• Роль женщины как матери ребенка;
хранительницы очага определяло ее высокое
общественное положение.

36.

• родовая община – это первый шаг к организации
людьми своего быта, переход от такой
неупорядоченной формы совместного проживания
людей, как стадо.
• РО - в период расцвета матриархата (главой семьи
считалась женщина) и сама форма сожительства
основывалась на кровном родстве.
• Суть ее:
• общее жилище для всех членов;
• совместное ведение быта:
• разделение обязанностей;
• совместная трудовая деятельность на благо общины.

37.

38. Длинный дом гуронов

39. Жилище ирокезов

40. Жилище ирокезов

41.

• Управление РО:
• Структура органов власти:
1.общее собрание рода – здесь принималось
коллективное решение по тому или иному
вопросу;
2.совет старейшин – принимали решение особые
люди, которым община доверяла;
3.вождь, старейшина – мог принимать
единоличное решение, т. к. опять же ему
безоговорочно доверяли.

42.

43. Поселение ирокезов

44.

• Структура органов власти родовой организации:
• 1. Общее собрание рода;
• 2. Совет старейшин (старейшина);
• 3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).
• Общее собрание решало все важнейшие общие
дела, касающиеся всего рода.
• Собрание избирало старейшину, военных
вождей, предводителей охоты, которые
управляли повседневной жизнью родовой
общины.
• Для решения особо важных дел собирался совет
старейшин.

45.

• Черты власти родовой организации следующие:
• 1. Власть носила общественный характер,
исходила от всего общества в целом (это
проявлялось в том, что все важные дела
решались общим собранием рода);
• 2. Власть строилась по кровнородственному
принципу, т. е. распространялась на всех членов
рода независимо от места их нахождения;
• 3. Не существовало особого аппарата управления
и принуждения
• (властные функции выполнялись в качестве
почетной обязанности, старейшины и вожди не
освобождались от производительного труда)

46.

• Выполняли параллельно и управленческие, и
производственные функции - следовательно,
властные структуры не были отделены от
общества);
• 4. На занятие каких-либо должностей (вождя,
старейшины) не влияли ни социальное, ни
экономическое положение претендента, их
власть базировалась исключительно на личных
качествах: авторитете, мудрости, храбрости,
опыте, уважении соплеменников;
• 5. Выполнение управленческих функций не
давало никаких привилегий;

47.

• 6. Социальная регуляция осуществлялась при
помощи особых средств, т. н. мононорм.
• Мононормы – это первые социальные
регуляторы поведения людей
• в первобытных обществах, которые включали
в себя зачаточные элементы религии, морали и
права в едином, неразделенном составе.
• Мононормы находятся в органической связи с
экономикой и идеологией первобытного
• общества, в котором человек по-прежнему
является частью природы.

48.

Основные признаки мононорм первобытного
общества :
• - их естественная природа, обеспечивающая
включение человеческого сообщества в
реальный мир, частью которого ощущал себя
человек;
• - их источником был весь род, как коллективный
обладатель разума (воли), опыта и силы;
• - права и обязанности в мононормах не
разделялись и формализовались в категории
«долг»;
• - мононормы исполнялись добровольно.

49. Жизнь в родовой общине

50. Управление родовой общиной

51. Институты власти в родовом обществе

• а) лидер
(предводитель,
вождь);
• б) совет старейшин;
• в) общее собрание
всех взрослых
членов общины,
которое решало
наиболее важные
вопросы жизни.

52. Механизмы регулирования правовых отношений в родовом обществе

Власть в п/о основывалась в значительной
мере на авторитете какого-либо члена общины
( потестарная власть )
Механизмы
регулирования
правовых отношений
в родовом обществе
Помимо власти авторитета, потестарная власть
основывалась на возможности жестокого
принуждения.
Управление делами общины осуществлял
лидер ( власть не наследственная )
Никаких льгот вождь не имел и поэтому
принимал участие в общей работе как и все
остальные.
Религиозные функции выполняли жрецы,
шаманы и т.п. Их деятельности придавалось
большое значение, т.к человек все еще зависел от
природных сил.

53. В целом Первобытная эпоха человечества характеризуется:

1.- низким уровнем развития производительных сил,
медленным их совершенствованием;
2.- коллективным присвоением природных ресурсов и
результатов производства;
3.- равным распределением;
4.- социально-экономическим равенством;
5.- отсутствием частной собственности, эксплуатации
человека человеком, классов, государств.

54.

• Семейная община (домовая, патриархальная
семья) – возникает из родовой общины в период
перерастания матриархата в патриархат.
• Возникновение семейной общины связано:
• 1) с развитием общественных отношений;
• 2) с развитием орудий труда;
• 3) с усложнением технологий хозяйствования
(переход к плужному земледелию, скотоводству
и т.д.).
• Семейная община - несколько поколений
ближайших родственников – потомков одного
отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и
прочими родными.
• Численность семейной общины до 100 и более

55.

• Основа:
• - коллективная собственность на землю и
орудия труда общего пользования,
• - коллективный характер труда и практически
уравнительное потребление продуктов.
• Управление семейной общины – демократия
• Глава семьи - «старший» мужчина (не
обязательно самый старый), нередко выборный
(тот, кто больше других знал, умел, мог
организовать других…). Власть «старшего»
ограничивалась советом взрослых мужчин всей
семейной общины.

56.

• Материнская семейная община – родственная
группа, состоящая из 4–5 поколений потомков одной
женщины.
• Большая материнская семья – женско-детская группа
родни вместе с мужьями женщин. Пришедший извне
мужчина был непосредственно связан лишь с женой и
только через нее с другими членами этой группы.
• Патриархальная семейная община – группа из 3–5
поколений ближайших родственников по отцовской
линии, потомков одного предка, с женами мужчин
данной группы.
• Насчитывает до 200–300 человек. Жизнью общины
руководит семейный совет.

57.

• Нормы в ранних общинах
• Естественное разделение труда по полу и
возрасту и связанная с ним хозяйственная
специализация
• Половозрастная стратификация (гуппы, классы,
категории, ступени и т. п.):
• - дети,
• - взрослые мужчины,
• - взрослые женщины.

58.

• Инициации - переход из одной группы в другую
- сопровождался определенными испытаниями и
торжественными тайными обрядами
• Цель приобщение подростков - обычно каждого
пола в отдельности - к хозяйственной,
общественной и идеологической жизни
полноправных членов общины.

59. Инициация

• Торжественный обряд посвящения во взрослые члены
племени, заключались в приобщении подростков к
хозяйственной, общественной и идеологической жизни
взрослых членов общины.
• Зачастую сопровождался мучительными процедурами,
воспитанием терпения
Инициация в племени
Канингара
(Папуа – Новая Гвинея)

60.

• Главенствующая возрастная категория
(герантократия, власть старейших).
• Брак, особый институт регулирующий
отношения межу полами.

61.

• Социальные нормы, обязательные,
общественно-охраняемые правила поведения.
• Нормы - правила разделения труда,
сотрудничества, распределения, взаимозащиты,
экзогамии и т. п.
• - отвечали жизненно важным интересам
коллектива и, как правило, неукоснительно
соблюдались (формирование обычаев),
• - закреплены идеологически - религиозными
предписаниями и мифами.

62.

• К нарушителям общепринятых норм применение мер общественного воздействия - не
только убеждения, но и принуждения.
Важнейшая особенность общинно-родовых норм
- примат группового начала.
• Цель: регулирование отношений между
личностями и между группами:
• 1) соплеменников и чужеплеменников,
• 2) сородичей и свойственников,
• 3) мужчин и женщин,
• 4) старших и младших,
• 5) подчиняли интересы личности интересам
коллектива.

63. Мононормы

До появления
права
общественные
отношения
регулировались
обычаями.
Они закрепляли
полезные для
общества
стереотипы
поведения,
передавались из
поколения в
поколение и в
равной степени
отражали
интересы всех
членов общины.
Чуть позже
появились нормы
морали и
религиозные
догмы.
Все они сливались на
основе обычаев в
единые системы
норм,
обеспечивающих
регулирование
процесса
жизнедеятельности.
В силу этого нормы
первобытного
общества называют
мононормами.
С появлением
государства
появляется
право.
Среди
социальных
регуляторов
выделяется –
право.

64.

• Признаки распада родового строя:
1.Возникновение имущественного неравенства.
2.Сосредоточение богатств и власти в руках
вождей племен.
3.Учащение вооруженных столкновений.
4.Обращение пленных в рабов.
5.Превращение рода кровнородственного
коллектива в территориальную общину.

65.

• Разложение родовой общины - переход от
присваивающих форм хозяйства (собирательства
и охоты), к производящим, т.е. земледелию и
скотоводству - появление регулярного
избыточного продукта.
• Результат - новый вид экономических
отношений – престижная экономика.
• Избыточный продукт в виде дара передавался
соседней общине повышая престиж.

66.

• Установление системы дарообмена.
• Эволюция престижного дарообмена в
экономический обмен необходимыми
продуктами.
• Избыточный продукт - появления института
рабства (представители враждебного племени собственность рода).
• Роль родовой верхушки, которая постепенно
превращается в особый институт вождей,
основной функцией которых было управление,
регулировавшее отношения внутри рода.
• Эгалитарное общество в эпоху неолита
превращается в стратифицированное.

67. Последствия излишков и подъёма производительности

1. Возможность содержать людей, которые не задействованы в
получении продуктов
2. Разделение труда выделение ремесла и торговли
3. Возникновение имущественного неравенства
4. Дальнейшее развитие производительных сил:
– Мотыжное земледелие пашенное, подсечно-огневое
– Пастушье скотоводство кочевое (Степная полоса Евразии
от Дальнего Востока до Дуная)
5. Исчезает необходимость совместного добывания продуктов

68. Изменение родовой организации

• Ослабление родовых связей
• Распад рода на большие (многопоколенные) семьи
большая семья – основная хозяйственная единица
• Взаимоподдержка в случае необходимости (потлач,
литургия)
• «Престижная экономика»
• Выделение родовой знати (экономическое равенство, но
↑ авторитета) постепенно получает и экономическое
превосходство социальное расслоение
• Появление пределов родства (7 колено и т.д.)

69. Распад родовых общин

Общественное разделение труда
• I этап
• Отделение
земледелия от
скотоводства
• II этап
• Отделение ремесла
от сельского
хозяйства
Начало обмена продуктами труда

70.

Результат неолитической революции - общественное
разделение труда
І разделение труда ― выделение из земледелия
скотоводства;
ІІ разделение труда ― выделение ремесла (ткачество,
гончарство, изготовление лодок и колесных повозок).
Усложнилась специализация труда между ремесленниками
(одни поселения специализировались на оружии, другие
― ткачестве или гончарстве).
ІІІ разделение труда ― выделение торговли из
производственного цикла в результате появления избытков
продукции.
Господствующая форма - натуральный обмен между
племенами, расширение которого потребовало введения
единого эквивалента стоимости товаров ― денег.

71. Неолитическая революция

Неолит – новый каменный век
Неолити́ческая револю́ция - переход
человеческих общин от присваивающей
экономики охотников и собирателей
к производящей - сельскому хозяйству,
основанному на земледелии и/или
животноводстве (10 тыс. л.н.)
В неолите было освоено изготовление
керамики, еще лепной, без гончарного
круга. Освоено было и ткачество.
Изобретена лодка и было
положено начало судоходству

72. Неолитическая революция –

• переход от присваивающего хозяйства (охота,
собирательство, рыболовство) к производящему
хозяйству (земледелие и скотоводство).
Термин «неолитическая революция» ввел
Гордон Чайлд в 1949 году.

73. Неолитическая революция

• Высокая техника обработки камня (заканчивается
переходом к металлам)
• Присваивающее хозяйство производящее, появление
излишков продукции
• Появление земледелия и скотоводства
• Повсеместная доместикация (особенно продуктивных
животных)
• Появление керамики
• Появление ткачества
• Изобретение колеса кочевое скотоводство
• Использование парусных лодок

74. Неолитические орудия

1 — кремнёвые серпы в оправе из рога и кости; 2 — мотыги каменные; 3 — расписная глиняная посуда; 4 —
деревянные сосуды; 5 — женская статуэтка из глины; 6 — нож ритуальный (?) из кремня; 7 — сосуд глиняный с
линейным орнаментом; 8 — сосуд глиняный с резным орнаментом; 9 — глиняная женская статуэтка; 10 —
сланцевое тесло; 11 — гарпун из рога; 12, 13 — глиняная посуда с ямочным орнаментом; 14 — каменные
наконечники стрел; 15 — лыжники (изображения на скалах Белого моря); 16 — кинжал с кремнёвыми вкладышами.

75. Развитие ремесел

Ремесло — процесс
изготовления
изделий.
Ремесленник —
человек, который
занимается
изготовлением
различных
изделий.

76. Развитие ремесел

Наиболее умелые
члены общины
стали заниматься
только ремеслом.
Преимущества гончарного круга и
ткацкого станка
Улучшение
качества
продукции
Более
короткий
срок выпуска
продукции
Выпуск
большего
количества
продукции

77. Обработка меди

Топоры
Наконечн
ики
копий и
стрел
Кинжалы
Посуда

78. Изобретение плуга

Мотыжное земледелие
очень быстро истощало землю
и было очень трудозатратным.
Попытки сделать большую
мотыгу или брать суковатую
палку и тащить ее по полю,
помогли появиться плугу, в
который запрягали животных.
Плуг рыхлил более твердую
землю чем мотыга и поэтому
люди стали переселяться на
новые земли. Увеличилось и
количество производимых
продуктов.

79. Последствия неолитической революции:

1) Изобретение новых орудий труда
2) Расширение спектра деятельности и специализация
3) Повышение производительности труда
4) Создание и хранение запасов (появление прибавочного
продукта)
5) Оживление товарообмена и возникновение торговли
6) Увеличение численности населения
7) Развитие социального неравенства и классообразование
8) Появление права собственности
9) Возникновения элементов государственности (вожди, армия,
налоги)

80. Теории о причинах появления земледелия:

Теория «оазисов»
Теория «холмистых склонов»
Теория «фиесты»
«Демографическая теория»
Теория «целенаправленной эволюции»
Теория, связанная с изменениями климата

81.

В эпоху неолита основной формой социальной
организации стал развитой матриархат
Развитый матриархат характеризовался ведущим
положением женщин в обществе, что определили новые
отрасли хозяйствования ― мотыжное земледелие,
развитое рыболовство и разведение домашнего скота.

82.

Брак в первобытную эпоху :
Групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и
женщин;
Полиандрия – брак женщины одновременно с
несколькими мужчинами;
Полигиния – брак, в котором супружеские отношения
строятся на союзе мужчины с несколькими женщинами;
Моногамия – брак, основанный на союзе мужчины и
женщины.
Типы брака по выбору партнера:
Эндогамные – выбор партнера только из группы, в
которую входит брачующийся;
Экзогамные – выбор брачного партнера из чужой группы.

83.

К концу периода неолита - переход от матриархата к
патриархату
Причины перехода к патриархату:
1. усложнение трудовых навыков и орудий труда
земледельца, скотовода и ремесленника, требующих
выполнение сложной, тяжелой работы;
2. появление собственности и имущества;
3. накопление знаний, трудовых и профессиональных
навыков, традиций передаваемых по наследству
членам своей семьи;
4. сокращение смертности среди мужчин, что повлияло
на выравнивание численности мужчин и женщин;
5. изменение жизненного уклада, возникновение новой
ячейки организации общества ― семьи.

84.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы закрепляли
нормы патриархата
Патриархат (patriarchy) –– система иерархического
господства мужчин над женщинами, материальной
основой которого выступает контроль мужчин над
рабочей силой, продуктами труда и репродуктивными
качествами женщин (и детей).
В основе патриархата лежит андроцентричный
общественный дискурс –– способ мышления, при котором
мужчины рассматриваются в качестве мерила культурных
ценностей и норм.
В некоторых племенах допускалась полигамия
(многоженство).

85. Последствия излишков и подъёма производительности

• Возможность содержать людей, которые не
задействованы в получении продуктов
• Разделение труда выделение ремесла и торговли
• Возникновение имущественного неравенства
• Дальнейшее развитие производительных сил:
– Мотыжное земледелие пашенное, подсечноогневое
– Пастушье скотоводство кочевое (Степная полоса
Евразии от Дальнего Востока до Дуная)
• Исчезает необходимость совместного добывания
продуктов

86. 4. Соседская община

• Приходит на смену родовой становится
основной единицей.
• В ней проживают семьи, относящиеся к разным
родам
• В роду остаётся право кровной мести + суд

87.

• 4.Соседская община
• Первобытная соседская община
• - социально-экономическая структура,
состоявшую из ведущих самостоятельное
хозяйство отдельных семей, объединенных друг
с другом территориально-соседскими связями и
совместной собственностью на главное средство
производства (землю, пастбища, промысловые
угодья).
• Предпосылки появления СО:
• 1) первобытные племена с течением времени
разрастались, и кровная связь между
составляющими их родами и отдельными
членами переставала осознаваться;

88.

• 2) переход от охоты и собирательства и
скотоводству и земледелию ускорил разделение
земель между частями больших племён;
• 3) совершенствование орудий труда, в частности
– появление металлических средств обработки
земли, сделали возможным индивидуальное
возделывание участка в противовес групповому

89.

90.

• Характерные черты:
• - наличие общей территории,
• - общественное имущество,
• - общинное землевладение при частном
землепользовании,
• - наличие общинных органов управления,
• - различные формы кооперации и взаимопомощи между
общинниками (совместное выступление в войнах и
делах, связанных с межобщинными отношениями,
наличие определенного идеологического
(религиозного) единства общинников, переплетение
территориальных связей с распадающимися
кровнородственными, в общественной сфере сосуществование общины с позднеродовыми
учреждениями)

91.

92.

• Соседская (сельская, земельная) община –
историческая форма общественных отношений,
возникшая в период распада родовых
отношений.
• Основа СО- семейная собственность на часть
основных средств производства и семейный
характер труда.
• Соседская община - множество малых почти
независимых семей современного типа
(дуализм).
• Первый этап
• - единая собственность на пахотные земли, леса,
пастбища и другие угодья;
• - частная собственность на дом, двор, скот и
прочее.

93.

• Развитая СО:
• - родственные связи теряют свое значение и
силу,
• - соседские и территориальные связи,
• - нарушается локализация родов и родственное
единство поселений,
• - отдельные родовые группы и семьи
отрываются от своего рода и переселяются на
новые места или к другим родам,
• - соседский тип поселений.
• СО - Древний Восток.

94. Появление неравенства

Соседская община – коллектив людей, не
являющиеся родственниками, но совместно
выполняющими ряд работ (осушение болот,
расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода
из которого используется для полива и т.д.).
Разное отношение к труду, непредвиденные
природные явления приводили к
имущественному неравенству.

95. Выделение знати

Вождь - глава племени, руководитель военных
действий.
Управление
племенем
Занят
ия
вожд
я
Распоряжен
ие запасами
пищи
Суд над
соплеменни
ками

96. Выделение знати

Положение человека в
племени стало зависеть
от того, из какой семьи
он происходил.
Вожди и старейшины
составляли
родовую
знать.
Они стали передавать
своё
имущество
и
должности
по
наследству.

97.

Появление неравенства
1. Появление ч/с ведет к имущественной
дифференциации.
2. В общине появляется неравенство.
3. Принцип безвозмездной помощи родственникам
заменяется принципом эквивалентной отдачи:
приходилось расплачиваться.
4. Возникает эксплуатация – безвозмездное присвоение
результатов чужого труда.
5. Эксплуатация могла быть внутри общины и меж
общинам

98.

Виды эксплуатации
1. Кабальничество (кабала, долговое рабство).
2. Военный грабеж, контрибуции, данничество (выплата
дани). Рабство.
3. Основной источник – военные набеги и взятие в плен.
Древнейший вид рабства называется патриархальное
(домашнее, простое) рабство :
3.1.Рабы считались младшими членами семьи
3.2. Рабов использовали в основном в домашнем
хозяйстве
3.3. Обращение с рабами было достаточно мягким
3.4. Рабство не обязательно было пожизненным и не
всегда передавалось

99.

Возникновение классов
Классы – группы людей, которые различаются по своему
месту в системе производства и распределения
продуктов труда.
Постепенно сложились классы:
1. Богатые общинники: владели большим имуществом, на
них могли работать рабы и бедняки, претендовали на
власть и привилегии
2. Рядовые и бедные общинники: владели небольшим
имуществом, трудились на себя, не обладали
привилегиями
3. Рабы – лично не свободные, не имели собственного
имущества, трудились на хозяина

100.

Политогенез – складывание государства и права
Характерные черты политогенеза :
1. Усиливается роль лидера (вождя)
2. Власть может передаваться по наследству
3. У вождя появляются помощники (прообраз аппарата
управления и суда)
4. Появление налогов в пользу вождя
5. Разделение населения не по родоплеменному, а по
территориальному принципу.

101. 5. Раннее государство. Предпосылки образования стратифицированного общества.

• Теории, моделирующие ход общественного развития в
первобытных коллективах и причины возникновения
социального неравенства:
• 1) когнитивные, социальные и релятивистские
модели - ведущая роль культуры и/или личности в
возникновении неравенства (Г. Куплэнд, Р. Блантон, Л.
Харрисон и др.);
• 2) функциональные модели - на параметрах
информации, адаптации к изменяющимся условиям
сырьевой базы и природной обстановки (К. Флэннери,
У. Саттлз, Г. Джонсон и др.);

102.

• 3) демографические модели - приоритетное значение
популяционного стресса, эскалации военного дела,
преимуществ оседлости (Р. Карнейро, Р. Кэлли, Д.
Уэбстер и др.);
• 4) политические модели - на процессах обретения
власти в межплеменных контактах — браки, торговля,
военное дело, ритуалы, праздники (Б. Хейден, М. Блейк,
Дж. Арнольд, Т. Йерл и др.);
• 5) экономические модели - роль контроля над
заготовкой продуктов, торговлей и обменом,
продуктивными угодьями и охотничьими территориями
(К. Виттфогель, Р. Матсон, М. Ко, Р. Дил и др.).

103.

• Согласно этим моделям, с точки зрения
социальной структуры могут быть выделены три
типа обществ:
• • эгалитарные (локальная группа (band) и племя
(tribe);
• • ранжированные (статусные) (вождество
(chiefdom);
• • стратифицированные (классовые) (государство
(state).

104.

• Предпосылки образования стратифицированного
общества:
• 1.Производственные:
• а) Переход от собирательства к производящей
экономике.
• Следствие неолитической революции:
• - рост богатства:
• земледелие и скотоводство давали
определённый избыток продукта (прибавочный
продукт), чего не обеспечивало присваивающее
хозяйство.
• - регулярный обмен между племенами;
• - накопление богатства.

105.

• б) Три крупных разделения труда – земледелие,
скотоводство, появление купцов.
• Следствие
• - появление различных ремесел
• Деление общества:
• - на тех, кто производит
• - и тех, кто пользуется продуктами труда,
• Следствие
• - возникновение товарных отношений
• - выделение из общества группы менял (купцов)
• Суть купцов:
• - сами ничего не производят
• - связующее звено между ремесленниками и теми, кто
пользуется их продуктами.

106.

• в) Появление частной собственности.
• Разделение труда - специализация людей на
определённых видах производственной
деятельности.
• Усиление эффективности производственной
деятельности и как следствие, росту
• производительности труда.
• Первичное право на произведённый продукт
обладал его производитель,
• который получал возможность распоряжаться
продуктом по своему
• усмотрению.

107.

• Социальные.
• а) Повсеместное закрепление ТАБУ на инцест (запрет
вступать в половые сношения с близкими
родственниками).
• Общество:
• - с одной стороны стимулировало формализацию
связей между мужчиной и женщиной и вело к
• появлению семьи в современном понимании слова.
• Полигамные отношения менялись на моногамные.
• - с другой стороны - установлению семейных
отношений между представителями различных общин,
что в свою очередь вело к появлению новых
социальных форм.

108.

• б) Усложнение социальных связей,
объединяющих членов общества.
• Кровное родство уступало место
производственным, семейным, товарообменным
отношениям.
• в) Специализация людей на определённых видах
деятельности - закрепление людей за
определённой территорией.
• Следствие - возникновение специфической
связи – территориальная.
• г) Институт власти выделяется из общества.
• Сосредоточение управленческих структур
исключительно над властной деятельностью.

109.

• Формы собственности в ПО:
• 1. Личная собственность на отдельные предметы
домашней утвари, оружие, украшения, одежду и т.п.
• 2. Общественная (коллективная) собственность на
землю, как на территорию, ограниченную рубежами
соседних общин или племен.
• Обмен, дарообмен и потлач
• Ритуал взаимного одаривания Марсель Мосс "Очерк о
даре. Форма и основание обмена в архаических
обществах" (1925 г.)

110. Обмен, дарообмен (три элемента: делать подарки, принимать подарки и возмещать подарки).

111.

• Потлач - своего рода война за максимальное
влияние и авторитет, в которой вместо обычного
оружия использовалось имущество и
материальные ценности, принадлежавшие
племени.

112.

• Развитие социальной стратификации
• Патриархальное рабство - рабы входили во
владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили
обычно под одной крышей с хозяином и выполняли
практически такую же работу, что и остальные члены
семьи. .
• Данничество - один из рано возникающих способов
эксплуатации, регулярные поборы с побежденных
натуральным продуктом, рабами, деньгами и т. п.
• Институт Бигмена - мужчина, пользующийся большим
авторитетом и влиянием в своих общинах. Бигмены
влиятельны главным образом благодаря своим личным
способностям.

113.

• Мужские (тайные) союзы - общественный институт
при первобытнообщинном строе и военной демократии,
замкнутая и закрытая группа мужчин и юношей,
достигших совершеннолетия.
• Вождество - «чифдом» - «автономная политическая
единица, включающая в себя несколько деревень или
общин, объединенных под постоянной властью
верховного вождя»
• Вождество основано на социальном ранжировании, но
в его структуре и управлении преобладают
кровнородственные отношения, а статус индивидуума
обусловлен родственной близостью к вождю.

114.

• схема уровней социальной интеграции
Локальная группа
Раннее
государство
община
вождество
Национальное
государство

115.

О
• сновные признаки вождества:
1) наличие надлокальной централизации, сравнительно
большой численностью населения и сплочением трудовых
ресурсов;
2) иерархическая система принятия решений и институты
контроля;
3) отсутствие узаконенной власти, имеющей монополию
на применение силы;
4) четкая социальная стратификация и зарождение
эндогамной элиты с тенденцией к выделению в замкнутое
сословие

116.

• 5) важная роль в экономике редистрибуция —
перераспределение прибавочного продукта по
вертикали;
• 6) вождество как этнокультурная целостность
характеризуется общей идеологической системой и/или
общими культами и ритуалами
• 7) правитель вождества имел ограниченные
полномочия, а вождество в целом являлось структурой,
не способной противостоять распаду общества;
• 8) верховная власть в вождестве носила
сакрализованный, теократический характер

117.

• Центральный аспект вождества - фигура вождя.
Следующие функции:
• · Организационно-управленческие функции.
• · Перераспределенческие функции.
• · Контроль над ресурсами (редистрибуция)
• · Контроль над обменом и торговлей.
• · Контроль над ремесленным производством.
• · Война и военно-организационные функции.

118.

119. От родоплеменного самоуправления к военной демократии

120. СХЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ПОЯВЛЕНИЕ РЕМЕСЛА
НОВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА
ИЗЛИШКИ
НЕРАВЕНСТВО
ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ К СОСЕДСКОЙ
ГОСУДАРСТВО

121.

• Военная демократия — это начальная фаза только
одного из возможных вариантов происхождения
государственности, так называемого «военного» пути
политогенеза.
• В процессе эволюции ВД трансформируется в «военноиерархические» и «военно- олигархические» структуры.
• Отличие ВД
• от вождества:
• - «военно-иерархическими»,
• -«аристократическими»
• - «теократическими»
• Вождество как более распространенную форму
социополитической организации, чем военнодемократические структуры.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

Причины:
• 1. неолитическая революция – переход от
собирательной к производственной экономике
• 2. разделение труда, история их знает три:
• - отделение скотоводства от земледелия;
• - отделение ремесел
• - появление купечества
• 3. рост производительности труда и появление
излишек, дополнительного продукта (богатства)
• 4. появление частной собственности
• 5. появление эксплуатации
• 6. раскол общества на антагонистические страты
(класса, группы)

128.

129.

• Теории происхождения ранних государств.

130. 1. Теологическая (религиозная, божественная)

• Эпоха средневековья.
• Суть - государство возникло по воле Бога.
Следовательно, государство, его институты, власть:
• = вечны, незыблемы и святы;
• = их возникновение и упразднение не зависит от
человека;
• = являются выразителями воли Бога на земле
• Однако были исторические моменты - государство – это
порождение сил зла (святой Августин)

131.

132.

• 2. Патриархальная теория
• Аристотель; Конфуций
• Суть - государство возникает по модели семьи.
Государство возникает из разрастающейся из поколения
в поколение семьи.
Власть правителя (короля) является продолжением
отцовской власти в семье, Согласно патриархальной
теории:
• - монарх является отцом всего народа;
• - благосостояние общества невозможно без
королевской (отцовской) заботы;
• - король действует во благо подданных, охраняет и
защищает их (как отец членов семьи);
• - власть короля (отца) ничем не ограничена и
незыблема;
• - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему,
как члены семьи отцу.

133. 3.Договорная теория возникновения государства

• Гуго Гроций ; Джон Локк; Томас Гоббс; Шарль-Луи
Монтескье; Дени Дидро; Жан-Жак Руссо; А. Н.
Радищев
• Суть - в основе государства лежит так называемый
"общественный договор", который состоит в
следующем:
• - первоначально люди находились в
догосударственном (первобытном) состоянии, в
«естественном состоянии», которое понималось
разными авторами по-разному (неограниченная личная
свобода, война всех против всех, всеобщее
благоденствие — «золотой век» и т.п.);

134.

• - каждый преследовал только свои интересы и не
считался с интересами других, что приводило к
"войне всех против всех", в результате которой
неорганизованное общество могло уничтожить
само себя;
• - чтобы этого не случилось, люди заключили
"общественный договор", в силу которого
каждый отказывался от части своих интересов
ради взаимного выживания;
• - в результате был создан институт
согласования интересов, совместной жизни,
взаимной защиты - государство.

135.

136.

• 4.Органическая теория возникновения государства
• Герберт Спенсер; Вормс и Прейс, Блюнчли
• Суть - государство возникает и развивается подобно
биологическому организму:
• - люди образуют государство, как клетки - живой
организм;
• - государственные институты подобны частям
организма:
• правители - головному мозгу,
• коммуникации (почта, транспорт) и финансы кровеносной системе, рабочие и крестьяне
(производители) – рукам,
• низшие классы реализуют внутренние функции
(обеспечивают его жизнедеятельность),
• господствующие классы — внешние (оборона,
нападение) и т. д.;

137.

• - между государствами, как в живой среде, идет
конкуренция, и в результате естественного
отбора выживают самые приспособленные
• Разумно организованные Г.
• - в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя,
• в XVIII в. – Великобритания,
• в XIX в. - США.

138.

• 5.Психологическая теория
• Л. И. Петражицкий; 3. Фрейд и Г.Тард.
• Суть - государство возникло благодаря особым
свойствам психики человека.
• Свойства:
• • желание большинства населения быть защищенными
и подчиняться более сильным;
• • желание сильных индивидуумов общества
повелевать над другими людьми;
• • способность сильных личностей оказать
психологическое воздействие на массы и подчинить их
своей воле;
• • желание отдельных членов общества не подчиняться
обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти,
совершать преступления и т. д. - и необходимость их
обуздания.

139.

• 6.Теория насилия
• Шан Ян; Евгений Дюринг; Людвиг Гумплович; Карл
Каутский
• Суть - происхождение и основа политической власти и
государства - в завоевании, насилии, порабощении
одних племен другими.
• При внутреннем насилии – в обществе одна группа
людей насильственно подчиняет себе остальную массу
населения
• При внешнем насилии государство было необходимо и
возникло для управления покоренными племенами и
территориями (завоевания, порабощения, колониальная
политика)

140.

• 7. Ирригационная теории возникновения
государства
• Мыслители Древнего Востока (Китая,
Месопотамии, Египта), К. Маркс
• Суть - государство возникло в целях
коллективного ведения земледелия в долинах
крупных рек путем эффективного использования
их вод (ирригация).

141.

142.

• 8.Экономическая теория возникновения государства
• К. Маркс и Ф. Энгельс
• Суть - государство возникло на классовоэкономической основе:
• ≈ произошло разделение труда (земледелие,
скотоводство, ремесло и торговля);
• ≈ возник прибавочный продукт;
• ≈ в результате присвоения чужого труда общество
расслоилось на классы - эксплуатируемых и
эксплуататоров;
• ≈ появились частная собственность и публичная
власть.
• ≈ для поддержания господства эксплуататоров был
создан специальный аппарат принуждения государство.

143.

• 9. Расовая теория
• – все население делится на высшие и низшие
расы, высшие расы призваны управлять
низшими, низшие обязаны им подчиняться

144.

• Другие теории современных западных политологов:
• - теория элит (В.Парето, Г.Моска, Ч. Р.Миллс и др.).
• - технократические теории (Р.Арон, Д.Гелбрейт и др.).
• - теория плюралистической демократии,
• - теория государства всеобщего благоденствия,
• - теория социального и правового государства,
• - теория солидаризма,
• - теория конвергентного государства,
• - теория мирового государства и правительства и др.

145. Специфика ранних государств.

• Формы возникновения государства (2 точки зрения)
• I) по способу производства
• 1) азиатский способ производства (Египет, Индия,
Вавилон, Китай и др.) – процесс возникновения
государства связан с необходимостью проведения
масштабных соц. работ (в частности, ирригационных);
• Устойчивые структуры родового строя – земельная
община, коллективная собственность и пр.
• 2) рабовладельческая (Древние Афины, Древний Рим) –
рабовладельческое государство возникло в результате
появления частной собственности и раскола общества
на классы
• 3) прафеодальная (Германия, Россия) – связано с
завоеванием обширных чужих земель

146.

• II) евроцентристская
• 1) древнегреческая (афинская) –классическая; процесс
возникновения государства не осложнялся внешними
завоеваниями или внутриклассовой борьбой
(государство возникло вследствие появления частной
собственности и разделения общества на классы
• 2) древнеримская – процесс возникновения государства
осложнялся борьбой внутри господствующего класса
(патриции и плебеи)
• 3) древнегерманская – образование государства связано
с внешними завоеваниями; необходимость управления
завоеванными территориями привела к трансформации
народного собрания в собрание знати, а власть вождя –
в королевскую власть

147.

• Этапы образования государства:
• 1) переплетение родовых связей и
государственных форм (существование
родоплеменных органов власти на местах и гос.
– властное управление из центра; разделение
общества на богатых (на них распространялся
гос. – правовые формы демократии) и бедных
(они зависели от «хозяев»)
• 2) абсолютная власть монарха – собственностью
монарха признавалась вся страна и населяющие
ее люди

148.

• Отличие государства от родоплеменного
образования:
• 1) разделение населения по территории, а не по
родственным связям
• 2) создание органов публичной власти,
осуществляемой специальными людьми –
управленцами (в родовом строе такого не было)
• 3) государственная власть вводила и собирала
налоги
• 4) государство создало право –
общеобязательные правила поведения,
исполнение которых гарантировалось
принудительной силой государства (в родовом
строе отношения регулировались обычаями)

149. Определение понятия «раннее государство»

• Раннее Государство — это трехуровневая социальнополитическая организация для регулирования
социальных отношений в сложном
стратифицированном (многоуровневом) обществе,
разделенном по крайней мере на два основных класса правителей и подданных, чьи отношения узаконены
общей идеологией, основополагающим принципом
которой является реципрокность.

150.

• Раннее государство - это отделенная от
населения организация власти
политическая форма, которая обладает
верховностью и суверенностью, способна
принуждать к выполнению своих
требований и менять важные отношения и
вводить новые, перераспределять ресурсы,
также она построена не на принципе
родства

151.

• Закономерности возникновения государства:
• 1) возникновение государства – это длительный процесс
• 2) это объективный процесс, который не зависит от
желания и усмотрения конкретных лиц
• 3) государство возникает, если усложнившаяся соц.
структура не может управляться, а общественные
противоречия – разрешаться в рамках родового строя
• 4) государство – это результат внутреннего развития
общества
• 5) однажды возникнув, государство уже никуда не
исчезает

152.

• Характеристики раннего государства:
• 1) определенный размер и сложность общества (самое
меньшее – несколько тысяч жителей).
• (часто до десятков и сотен тысяч и даже миллионов
человек).
• 2) наличие определенного производственного базиса в
виде сельского хозяйства, ремесла и торговли
• (иногда их заменяет военно-данническая эксплуатация
соседей).
• 3) наличие заметной социальной стратификации.
• (не менее трех уровней управления, а чаще – больше).
• 4) наличии определенных политических традиций .

153. Типология ранних государств

• 1. типологии Х. Классена и П. Скальника
• Основа - степень зрелости:
• зачаточное
• типичное
• переходное.
• Критика данной типологии - отсутствие
разграничений между ранним государством и
вождеством

154. Зачаточное государство

• Признаки:
• 1.преобладание клановых связей; 2.должностные
лица существуют за долю собираемой ими
редистрибуции;
• 3.не существует узаконенной правовой
кодификации;
• 4.нет специальных судебных органов;
5.редистрибуция, дань и иного рода побора
строго не определены;
• 6.слабо развит аппарат управления.

155. Типичное государство

• Признаки:
• 1.сохранение клановых связей при некотором развитии
внеклановых отношений в управляющей подсистеме;
• 2.источником существования должностных лиц являются
как кормления за счет верных подданных, так и
жалование из центра;
• 3.появление письменно кодифицированного свода
законов;
• 4.существует специальный аппарат судей, которые уже
разбирают большинство юридических вопросов;
• 5.изъятие прибавочного продукта «управителями» имеет
достаточно точный размер;
• 6.появление специальных чиновников и лиц, помогающих
взимать дань (т.е. некоторую часть прибавочного
продукта).

156. Переходное государство

• Признаки:
• 1.преобладание назначения на должность в
административном аппарате, родственные связи играют
роль только на самых высших уровнях иерархии;
• 2.система выплаты жалования чиновникам доминирует
над системой «кормлений»; 3.кодификация
законодательства завершена;
• 4.все вопросы нормотворчества решаются судейским
аппаратом;
• 5.налообложение превращено в хорошо отладенную
регулярно функционирующую систему;
• 6.вся эта деятельность контролируется многочисленным
чиновничьим аппаратом.

157.

• 2. типология по сути:
• бюрократические ,
• например, Третья династия Ура в Месопотамии
• сакральные ,
• например, многие африканские ранние государства
• дружинные,
• например, Русь, Норвегия
• военно-торговые,
• например, Хазария, Тюркский каганат
• военно-феодальные,
• например, средневековые государства Европы,
Московская Русь
• общинные,
• например, Бенин

158.

• Характеристика РГ:
1. Очерченные границы вмещающего ландшафта
и оптимальная для него численность населения .
• 2. Наличие центральной власти в лице какого-либо
носителя власти
• а) способной поддерживать порядок и предотвращать
распад, благодаря авторитету или угрозе применения
силы;
• б) способной отражать внешнюю угрозу.
• Положение правителя как главы раннего государства
обосновывается мифами и генеалогией, которые
связывают его со сверхъестественными силами.
• Он - сакральная фигура ответственная за контакт
с высшими силами и благосостояние социума
(обеспечивает плодородие)

159.

• 3. Наличие идеологии, которая узаконивает права
правителя (связывает его со сверхъестественными
• силами; он считается сакральной фигурой, от него
зависит благополучие людей; идеология
поддерживается жречеством).
• 4. Наличие лиц с высоким статусом – знати, из числа
членов семьи правителя, глав кланов и высших
должностных лиц
• (Занимают высокие должности; их статус определяется
родовой принадлежностью и близостью к линиджу
правителя, а не собственность на землю как основное
средство производства; высокий статус могут получить
и представители категории лично-зависимых (так
называемые «привилегированные рабы»).

160.

• 5. Наличие органов управления – принуждения.
(благодаря этому аппарату правитель способен
предотвратить распад раннего государства).
• 6. Наличие системы налогообложения в разных видах
(подати, налог, дань и т.п.).
• (налог – это часть прибавочного продукта изымаемого
в пользу центральной власти; он обеспечивает
существование государственных структур
и используется для поддержания государственной
организации).
• 7. Основу социальной структуры составляет общинная
организация. Подавляющая масса населения – лично
свободные общинники, владевшие основным средством
производством в качестве членов кровнородственных
коллективов (линиджей).

161. Последовательные типы социальной организации людей

1. Стадо предлюдей
(обезьяноподобных)
5,5 млн.лет назад
2. Разложение стада предлюдей –
протосемья (материнско-детская 2 млн. лет назад
группа и гарем)
3. Стадо людей (праобщина),
локальная группа
1,5 млн.лет назад
4. Первобытная община (род и
племя)
40 тыс.лет назад
5. Соседская община, вождество
10 тыс. лет назад

162. Схематично формы социальной организации догосударственного общества и этапы её эволюции можно изобразить следующим образом:

163.

164. Эволюция социальных организации

Последовательные типы социальной
организации
Время образования
1. Стадо предлюдей (обезьянолюдей)
5,5 млн лет назад
2. Разложение стада предлюдей
2 млн лет назад
3. Стадо людей (праобщина), локальная группа
1,5 млн лет назад
4. Первобытная община (род и племя)
40 тыс. лет назад
5. Соседская община, вождество
10 тыс. лет назад
6. Раннее государство
5 тыс. лет назад

165.

166.

167. Несмотря на очень длительный период эволюции и выделение названных этапов (матриархат – патриархат), родовая община сохраняла

общие
принципы своей социальной организации,
главными из которых были:
- принцип реальной или мифической родственной
связи между членами группы, выразившийся в
формировании семейной общины, фратрии, клана;
- принцип формирования и функционирования
неполитической непосредственно общественной,
коллективно-потестарной власти;
- уравнительный принцип распределения
материальных благ, обеспечивающих выживание
всего сообщества.

168. Мумия «Эци» 3300г. До н.э.

English     Русский Правила