Похожие презентации:
Иван Александрович Гончаров (1812‒1891)
1. «Как классику, ему несомненно обеспечено прочное место в русской литературе. Огромный и правдивый талант его обогатил наше воображение бе
Иван Александрович Гончаров (1812‒1891)«КАК КЛАССИКУ, ЕМУ
НЕСОМНЕННО ОБЕСПЕЧЕНО
ПРОЧНОЕ МЕСТО В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ.
ОГРОМНЫЙ И ПРАВДИВЫЙ
ТАЛАНТ ЕГО ОБОГАТИЛ НАШЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
БЕССМЕРТНЫМИ ТИПАМИ,
ВЫХОДЯЩИМИ ДАЛЕКО ИЗ
РАМОК ЕГО ВРЕМЕНИ», ‒
ПИСАЛ О ГОНЧАРОВЕ
В.Г.КОРОЛЕНКО.
2. Детские и юношеские годы
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ«1812 года июня 6 дня родился сын Иван» ‒ такая
запись появилась в семейном «Летописце» семьи
Гончаровых.
Родился будущий писатель ранним июньским утром в
Симбирске (ныне Ульяновск), в зажиточной
купеческой семье.
3.
Отецбудущего
писателя,
Александр Иванович Гончаров,
был
крупным
купцомхлеботорговцем, пользовался в
городе большим уважением. Он
умер рано, когда маленькому
Ване было всего семь лет.
Заботы
о семье ‒ двоих
сыновьях и двух дочерях ‒ легли
на
плечи
матери
‒
Авдотьи
Матвеевны,
происходившей из старинного
симбирского купеческого рода.
4.
ИванАлександрович
получил хорошее начальное
образование в частном
пансионе под руководством
отставного
морского
офицера Н. И.Трегубова.
В 1822 году продолжил
обучение в Московском
коммерческом
училище,
которое так и не закончил,
поступив в Московский
университет
на
филологический факультет.
5.
Учился Гончаров в университете в одно время сМ. Ю. Лермонтовым, В. Г.Белинским, А. И.
Герценом, И. С. Тургеневым.
Тогда же он стал переводить французских
писателей, печататься в московских журналах,
писать стихотворения.
Впервые в Московском университете юный
Гончаров увидел и услышал А. С. Пушкина, о чем
позже написал в мемуарном очерке «В
университете» (1887).
6.
В 1834 году, окончив университет,И.Гончаров вернулся в родной Симбирск.
После годичного пребывания на
государственной службе в Симбирске уехал в
Петербург.
7. Литературная деятельность
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ 1835 году И. Гончаров начал
работать в Министерстве финансов
переводчиком.
В
это
время
он
серьезно
интересуется
литературой,
журналистикой, сближается с семьей
Майковых,
в
доме
которых
ежедневно проходили заседания
литературного кружка.
В стенах этого дома были впервые
прочитаны первые главы романа
«Обыкновенная история», который в
1847 году был напечатан в журнале
«Современник».
8.
В. Г. Белинский в статье «Взгляд на русскуюлитературу 1847 г.» высоко оценил роман за
правдивое
изображение
жизни,
художественное мастерство в обрисовке
характеров и прекрасный язык.
Гончаров так писал о романе: «Когда я писал
“Обыкновенную историю”, я, конечно, имел
в виду и себя, и многих, подобных мне,
учившихся дома или в университете,
живших по затишьям, под крылом добрых
матерей, и потом ‒ отрывавшихся от них, от
домашнего
очага,
со
слезами,
с
проводами... и являвшихся на главную
арену деятельности в Петербург».
9.
1830 ‒ 1840-е годы XIX века,описанные в романе, позволили
Гончарову отразить широкую
картину действительности тех лет,
показать
самые
различные
социальные слои столицы и
провинции:
чиновничество,
мещанство, буржуазию, светский
мир, патриархальных деревенских
помещиков.
Основным конфликтом романа
является столкновение юноширомантика (Александра Адуева) с
человеком буржуазного склада
(Петром Ивановичем Адуевым),
единоборство племянника и дяди.
10.
Справедливо мнениелитературоведа В. И. Сахарова,
приведенное в книге «И. А.
Гончаров в жизни и
творчестве», о том, что «...
“Обыкновенная история” ‒
вечная книга о молодости,
вступающей в жизнь, о поэзии
и самообмане первой любви и
дружбы, о непрекращающейся
борьбе реализма и
романтизма в мире и душе
человека».
11. Кругосветное путешествие
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕПутешествия были давней,
детской
мечтой
И. Гончарова.
Осенью 1852 года писателю
предложили отправиться в
кругосветное путешествие.
Гончаров
принял
предложение
не
задумываясь.
12.
«Я все мечтал ‒ и давно мечтал ‒ об этом вояже(путешествии)... И вдруг неожиданно суждено было
воскресить мечты, расшевелить воспоминания, вспомнить
давно забытых мною кругосветных героев. Вдруг и я вслед
за ними иду вокруг света! Я радостно содрогнулся при
мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю
ногой на те острова, где гуляет в первобытной простоте
дикарь, посмотрю на эти чудеса ‒ и жизнь моя не будет
праздным отражением надоевших явлений. Я обновился;
все мечты и надежды юности, сама юность воротились ко
мне. Скорей, скорей в путь!»
13.
7 октября 1852 года писатель И. А. Гончаровотправился в кругосветное плавание на русском
военном корабле ‒ фрегате «Паллада» в
качестве секретаря начальника экспедиции
адмирала Е. В.Путятина.
Экспедиция
направлялась в Японию для
установления с ней торговых отношений.
Военный корабль обошел
Европу, берега Африки,
пересек Индийский океан.
Пассажиры фрегата
увидели Китай, Японию,
Филиппинские острова,
проплыли мимо мыса
Лазарева, подошли к Аяну.
14. Путешествие гончарова
ПУТЕШЕСТВИЕ ГОНЧАРОВА15.
4 августа 1854 года Гончаров, оставив фрегат,направился в порт Аян, откуда поехал в Якутск,
Иркутск (здесь он посетил ссыльных декабристов) и
через Сибирь, Татарию, Москву вернулся 25 февраля
1855 года в Петербург.
Приключение это заняло, таким образом, около двух с
половиной лет.
Во время путешествия
Гончаров проникся
глубокой симпатией к
русским морякам ‒
участникам похода,
которые самоотверженно
преодолевали все
трудности дальнего
плавания.
16.
Итогом кругосветного плавания И. А.Гончарова явилась книга очерков
«Фрегат “Паллада”» (1858).
Как всегда, Гончаров не спешил с
публикацией нового сочинения.
Лишь прибыв в столицу, он
обработал свой пухлый портфель с
путевыми записками и начал
печатать
их
частями
в
«Отечественных
записках»,
«Современнике»,
«Морском
сборнике», «Русском вестнике».
Только в 1858 году был опубликован
«Фрегат
“Паллада”»
отдельным
изданием в двух томах.
17.
Книга И. А. Гончарова полнасамых
разнообразных
впечатлений.
Автор описывает службу и быт
моряков на военном судне,
рассказывает о том, чем
питается
команда,
как
матросы развлекаются по
окончании
работ,
какие
издевательства и наказания
испытывают.
Гончаров описывает быт и
культуру
различных
увиденных стран, моду и
традиции, своеобразие языка
отдельных народов.
18.
Знакомствос
жизнью
и
бытом
капиталистических стран, сопоставление их с
условиями крепостнической России помогло
И. А. Гончарову осознать закономерность
экономических, хозяйственных и бытовых
изменений в его родной стране, значимость
процессов, которые назрели.
Не исключено, что возникновение в
творческом воображении таких персонажей,
как Штольц (в романе «Обломов») и Тушин (в
романе «Обрыв»), во многом обязано
постижению делового мира в ряде
промышленно развитых стран.
Не случайно автор очерков сопоставляет
день жизни энергичного и предприимчивого
англичанина, в котором все стремительно и
все подчинено расчету, с днем русского
помещика, в котором доминирует сон.
19.
КнигуГончарова
ожидал шумный успех
у
отечественных
читателей и критиков.
На нее откликнулись
Н. А. Некрасов, Н. Г.
Чернышевский и др.
Особенно
интересными
были
оценки
Н.
А.
Добролюбова, Д. И.
Писарева и А. В.
Дружинина.
20. Осмысление российской действительности
ОСМЫСЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Вернувшись в Петербург
после кругосветного
путешествия, И. А.
Гончаров перешел из
Министерства финансов
в Министерство
просвещения, где служил
в должности цензора
Петербургского комитета.
21.
В качестве цензора Гончаров трудился много лет,вплоть до 1867 года.
Эта деятельность носила противоречивый характер.
С одной стороны, в условиях 1860-х годов новый
цензор выступал против «нигилизма», журнала
«Русское слово» и статей Д. И. Писарева, резко
критиковал направление «Современника».
С другой стороны, он пропустил в печать ряд
запрещенных ранее цензурой сочинений Д. И.
Фонвизина, поэм М. Ю. Лермонтова («Демон»,
«Ангел смерти»), рассказ «Муму» и второе издание
«Записок охотника» И. С. Тургенева, некоторые
стихотворения Н. А. Некрасова, повесть Ф. М.
Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»,
не разрешенные к печати произведения А. Ф.
Писемского.
22. Роман «Обломов» (1859)
РОМАН «ОБЛОМОВ» (1859)Роман был задуман Гончаровым во второй
половине 1840-х годов, однако материал к нему
начал накапливаться у писателя гораздо
раньше.
В воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров,
рассказывая
о
симбирских
помещиках
Гастурине и Козыреве, писал: «Мне кажется, у
меня, очень зоркого и впечатлительного
мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур,
этого беззаботного житья-бытья, безделья,
лежания и зародилось детское впечатление об
обломовщине».
Черты «обломовщины» писатель также имел
возможность наблюдать и среди дворян, с
которыми учился в университете и служил в
петербургских канцеляриях.
23.
Летом 1849 года была написана первая частьромана, остальные главы «гнездились в голове».
Наблюдая за людьми на своей малой родине, видя
жителей провинциального захолустья, Гончаров
понимал, что замысел еще не выношен.
«Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что
все это до крайности пошло, что не так взялся за
предмет, что одно надо изменить, другое выпустить,
что, словом, работа эта никуда почти не годится».
Однако уже тогда из первой части был опубликован
«Сон Обломова», имевший успех у читателей и
получивший высокую оценку критики.
24.
Будучи в кругосветном путешествии, онпродолжал работать над романом.
В
Париже
читал
рукопись
нового
произведения И. С. Тургеневу, В. П. Боткину и
А. А. Фету, а находясь на водах в Мариенбаде
в том же, 1857 году, завершил первую и
написал три последующие части романа,
исключая три или четыре главы.
Работа проходила напряженно: Гончаров
писал «почти до обморока», его волнение
доходило «до бешенства».
25.
Вскореон
прочитал
завершенный роман А. В.
Дружинину и П. В. Анненкову, а
позже В. Н. Майкову, Д. В.
Никитенко и издателю А. А.
Краевскому, в чьем журнале
«Отечественные записки» были
напечатаны в 1859 году все
четыре части нового творения.
26.
Н. А. Добролюбов в статье «Чтотакое обломовщина?» писал:
«Десять лет ждала наша публика
романа г. Гончарова. Задолго до
его появления в печати о нем
говорили, как о произведении
необыкновенном».
Статья Н. А. Добролюбова была
напечатана спустя месяц после
опубликования романа в
журнале «Современник».
«В типе Обломова и во всей этой
обломовщине, ‒ мы видим нечто
более, нежели просто удачное
создание сильного таланта; мы
находим в нем произведение
русской жизни, “знамение
времени”».
27. Илья Ильич Обломов
ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВДействие романа начинается 1 мая
1843 года, главному герою, Обломову,
32-33 года.
В Петербурге, в квартире большого
дома на Гороховой улице, лежит на
диване Илья Ильич.
«На диване он испытал чувство мирной
радости, что он с девяти до трех, с
восьми до девяти может пробыть у
себя на диване, и гордился, что не
надо идти с докладом, писать бумаг,
что есть простор его чувствам,
воображению».
Он не хотел и не имел понятия о труде.
Ему, барину, трудом заниматься не
следует, им должны заниматься другие.
28.
Оченьвыразителен
портрет
Обломова, в котором отмечены и
приятная
наружность,
и
отсутствие сосредоточенности в
чертах лица, по которому «мысль
гуляла вольной птицей», чтобы
потом совсем пропасть.
Двойственность этого портрета
сказывается и в том, что в глазах
читалась «игра сомнений», но
«вся
тревога
разрешалась
вздохом и замирала в апатии и
дремоте».
В облике героя читатель видит
усталость,
мягкость
черт,
изнеженность, которая зачастую
не свойственна мужчинам.
29.
Погорестному
замечанию
друга,
Обломов «обрюзг не по
летам».
Илья Ильич болезнен:
его мучают приливы
крови, под ложечкой
тяжесть, «желудок почти
не варит», покоя не дает
изжога,
«ячмени
одолели»,
на
него
нападает «нервический
страх», дрожат колени,
ноги отекают, одышка
мешает.
30.
Квартира на Гороховой под статьхозяину: «Вид кабинета поражал
господствующею
в
нем
запущенностью
и
небрежностью».
Писатель подробно описывает
шаткие
этажерки,
паутину,
повисшую близ картин, зеркало,
покрытое
слоем
пыли,
чернильницу, забитую мухами,
неубранную
тарелку
с
обглоданными косточками и
диван
с
отклеивающимся
деревом задка ‒ предмет,
являющийся в интерьере еще
одним символом обломовской
лени, бездеятельности и апатии.
31.
Обломовпрезирает
людей,
занимающихся
трудом, и гордится тем, что
ни разу, как живет, не
натянул сам чулок на ноги.
Гончаров несколько раз
обращается в романе к
этой
детали
в
характеристике Обломова:
«Началось с неумения
надевать
чулки
и
кончилось
неумением
жить»,
‒
говорит
в
четвертой части романа
Штольц.
32.
Гончаровиспользует
внутренние монологи героя,
из которых мы узнаем, что
Илья Ильич ‒ живой и
сложный человек.
Перед
Обломовым встает
непростой вопрос: «Отчего я
такой?»
Ответ на него в знаменитом
«сне Обломова».
Здесь Гончаров раскрывает
обстоятельства,
которые
оказали влияние на характер
Ильи Ильича в детстве и
юности.
33. Андрей Штольц
АНДРЕЙ ШТОЛЬЦВ детстве Обломов подружился с Андрюшей
Штольцем, сыном управляющего соседним
имением.
Андрей Штольц воспитывался в иных
условиях, нежели Илюша Обломов.
Родители привили ему любовь к труду,
музыке, литературе, искусству.
По характеру Штольц и Обломов ‒ два
совершенно противоположных персонажа,
люди разных полюсов. Штольц деятелен и
настойчив в достижении цели.
Он по-дружески, искренне любил Обломова,
тяжело переживал постепенное падение
своего друга.
Много раз он пытался спасти Илью Ильича,
научить его жить по-иному.
34.
Выступая за развитие Россиипо
буржуазному
пути,
Гончаров
показывает
в
Штольце честного дельца,
отличающегося
от
тех
неразборчивых в средствах
хищников, какими было
большинство
буржуазных
предпринимателей.
Писатель в самых общих
чертах говорит о главном в
жизни Штольца ‒ его деле.
35.
В замысел И. А. Гончаровавходило
изобразить
положительный тип нового
деятеля России. Писатель
был убежден, что множество
Штольцев «должно явиться
под русскими именами».
В романе Гончаров наделяет
Штольца
положительными
чертами: преданная дружба
с Обломовым, любовь к
Ольге.
36. Художественное своеобразие романа
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНАРоман И. А. Гончарова характеризуется широкой
эпичностью (события книги охватывают 37 лет),
неторопливо развивающимся действием, простотой
интриги, развернутостью экспозиции, приемами инверсии
в сюжете (прошлое героя раскрыто с умышленным
опозданием в шестой и девятой главах), контрастностью в
изображении главных героев (Обломов ‒ Штольц, Ольга ‒
Пшеницына),
внутренним
драматизмом,
обилием
диалогов, симметрией композиции (идиллии Обломовки
соответствует
идиллия
на
Выборгской
стороне),
продолжением и развитием гоголевских традиций,
глубоким интересом к деталям и подробностям в
портретах и бытовых зарисовках.
37.
Жанр произведения может бытьопределен
так:
социальнопсихологический
роман,
дающий широкое обобщение
обломовщины, монографически
исследующий
психологию
угасающего человека.
Для
стиля
этого
романа
характерны
полнота
и
объемность
изображения
каждого явления и предмета,
освещаемого
с
различных
сторон, особая роль мягкого и
незлобивого юмора.
38.
Язык произведения отличается чистотой,легкостью, отшлифованностью.
Просторечные слова в нем редки, но всегда
уместны.
Простота
языка
соединяется
с
его
исключительной выразительностью, которая
достигается введением пословиц, метких
сравнений (мысли в голове Обломова гуляют
«как волны в море»; жизнь обломовцев течет
как
«покойная
река»),
эпитетов
(«хрустальная»
душа
Обломова,
«встревоженное» сердце Ольги).
Речь
героев
мастерски
индивидуализирована (она грубовата и
отрывиста у Захара, афористична и
лаконична у Штольца, льстива у Мухоярова,
многословна у Анисьи, ярко эмоциональна у
Ольги).
39.
Роман Гончарова получил почтиединодушную высокую оценку в
печати.
Блистательный его анализ дал Н. А.
Добролюбов в статье об обломовщине,
статье, которую одобрил и сам автор
произведения.
Критик А. В. Дружинин придерживался
иного, нежели Добролюбов, взгляда: по
его мнению, Обломов ‒ «доброе,
милое и светлое существо», которое
нельзя не полюбить.
Л.
Н.Толстой
назвал
роман
«капитальнейшей вещью», имеющей
успех не случайный, а И. С. Тургенев
полагал, что «пока останется хоть один
русский, ‒ до тех пор будут помнить
Обломова».
40. Последние годы жизни
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИС 1855 года Гончаров работал
цензором, но в 1860 году подал в
отставку, так как в стране усилился
цензурный режим, начались гонения
на литераторов.
И. А. Гончаров положительно отнесся
к реформам правительства в 1860-х
годах, в том числе и к реформе,
освобождающей
крестьян
от
крепостной зависимости.
Правительство
предложило
Гончарову вновь войти в цензурный
комитет, и он согласился.
41.
Карьера Ивана Александровичаскладывалась
благополучно:
с
1863 года он работал в Совете по
делам книгопечатания, в 1865 году
стал членом Главного управления по
делам печати.
В 1867 году Гончаров ушел в
отставку, занявшись литературной и
критической деятельностью.
Он много писал, выпускал собрания
своих сочинений, в числе которых
было исследование собственного
творчества.
42.
Следующимроманом
Ивана
Александровича стал «Обрыв»,
вышедший в свет в 1869 году.
Замысел романа «Обрыв» родился
еще в 1849 году, в пору
пребывания И. А. Гончарова в
Симбирске, когда Волга, родина,
сцены и нравы неотжившей
патриархальной
провинциальной
жизни, обрывы Поволжья, встречи
с новыми людьми разбудили его
творческую фантазию.
С той поры прошло около двадцати
лет,
прежде
чем
писатель
опубликовал завершенный роман
«Обрыв».
43.
Замысел,естественно,
претерпел
значительные
изменения.
Да и сам автор был уже иным,
он стал маститым художником
слова.
Писатель не порывает с ранее
намеченными и развитыми
им темами, и в своем
«Обрыве»
он
продолжает
художественно
исследовать
обломовщину в ее новом
варианте, связывая с образом
Обломова
образ
Бориса
Райского.
44.
И. А. Гончаров нарисовалРайского как «проснувшегося
Обломова».
В
этом
определении
существенны
оба
слова.
Обломова
и
Райского
объединяют
безволие,
бесхарактерность,
отсутствие
привычки к труду, склонность к
рефлексии, безделие.
И биография Райского (в
частности его беззаботное
детство, годы обучения, жизнь в
Петербурге, пребывание в
провинции)
напоминает
соответствующие
этапы
жизнеописания Обломова.
45.
РомантизмРайского
и
мечтательность
Обломова
имеют общие корни, уходящие
в
мир
крепостнических
отношений,
освобождавших
этих героев от нужд, труда и
деятельности.
Не
случайно
Гончаров,
объясняя
свой
роман,
подчеркивал, что Райский ‒
«сын Обломова», что в нем
живет
«своего
рода
артистическая обломовщина».
46.
И. А. Гончаров умер 15 (27)сентября 1891 года в
Петербурге
и
был
похоронен
на
НовоНикольском
кладбище
Александро-Невской
лавры.
Перед смертью писатель
пережил духовный кризис
и
сжег
часть
своих
сочинений.