Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891)
О творчестве писателя
Роман «Обломов» в восприятии современников автора
Точка зрения Н.А. Добролюбова
Смысл названия произведения
Тема и идея романа
Композиция произведения
Сюжет романа
Илья Ильич Обломов
Нормальное состояние
Отношение к жизни
Отношение к службе
Деградация героя
Отношение к обществу
Обломовщина в романе
«Сон Обломова» (9 глава I части)
Жизнь обломовцев
Обломовщина как тип жизни
Любовь в жизни Обломова
Обломов и Штольц
Андрей Иванович Штольц
Образование и воспитание
Характер Штольца
Штольц – Обломов - Ольга
Ольга Ильинская
Восприятие девушки в обществе
Любовь в понятии Ольги
Чувства к Обломову
Ольга и Штольц
Агафья Матвеевна Пшеницына
Психологический портрет героини
Пробуждение чувств
Пшеницына и Обломов
После смерти Обломова
Захар
Недостатки Захара
Захар и Обломов
Посетители Обломова
Двойники главного героя
Тарантьев Михей Андреевич
Махинации Тарантьева
Мухояров Иван Матвеевич
Портрет героя
Интриги Мухоярова
Тётка Ольги Ильинской
Отношения с племянницей
Сведения о презентации
23.34M
Категория: ЛитератураЛитература

Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891)

1. Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891)

Обломов
и
«обломовщина»
(по роману «Обломов»)
Материалы к урокам литературы в 10 классе

2.

Часть I.
Общая характеристика
произведения.
Часть II. Главный герой романа.
Часть III. Штольц. Ольга Ильинская.
Пшеницына.
Часть IV. Эпизодические герои
романа.

3.

1. О творчестве писателя
2. Восприятие современников
3. Смысл названия произведения
4. Тема и идея романа
5. Композиция произведения
6. Сюжет романа

4. О творчестве писателя

Иван Александрович Гончаров обратился к литературному творчеству в годы
учёбы в Московском университете, на филологическом отделении. Но в
литературу он вошёл спустя тринадцать лет – как автор романа
“Обыкновенная история”, который был опубликован в журнале “Современник”
в 1847 г. и имел всеобщий успех.
Тогда же писатель начал работу над романом
“Обломов”, напечатав из него в 1849 г. большой
фрагмент под названием “Сон Обломова”. С октября
1852 г. Гончаров участвует в кругосветном плавании
на военном корабле, которое заканчивается для него
в феврале 1855 г. Его творческим итогом стало
описание путешествия “Фрегат «Паллада»”.
Завершив его, Гончаров вновь обратился к
незаконченному “Обломову”, и в 1859 г. в журнале
“Отечественные записки” был опубликован его
полный текст. Последний роман писателя – “Обрыв”
– появился спустя ещё 10 лет, в 1869 г., вызвав
огромный интерес публики. В последующие годы
Гончаров пишет очерки, воспоминания, литературнокритические этюды, в том числе знаменитый анализ
комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” – “Мильон
терзаний”. Первое прижизненное собрание
сочинений И.А. Гончарова в восьми томах вышло в
Петербурге в 1884 году.

5. Роман «Обломов» в восприятии современников автора

Новое произведение И.А. Гончарова было
практически
единодушно
признано
выдающимся
художественным
явлением.
Вместе с тем в понимании основного пафоса
романа и смысла созданных в нём образов
современники сразу же разошлись едва ли не
полярно.
Называя роман “Обломов” «капитальнейшей
вещью, какой давно, давно не было»,
Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите
Гончарову что я в восторге от “Обломова” и
перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему
будет – это то, что “Обломов” имеет успех не
случайный, не с треском, а здоровый,
капитальный и не временный в настоящей
публике». Как плод огромного творческого
обобщения
действительности
оценили
“Обломова” также И.С. Тургенев и В.П. Боткин.
Разрешение
прежде
всего
«обширной
общечеловеческой психологической задачи»
увидел в нём и молодой Д.И. Писарев.

6. Точка зрения Н.А. Добролюбова

Иным было мнение автора
статьи “Что такое
обломовщина?”
(“Современник”. 1859. № 5),
критика-революционера
Н.А. Добролюбова. В новом
произведении Гончарова,
считал он, выведен
«современный русский тип,
отчеканенный с
беспощадной строгостью и
правильностью», а сам
роман есть «знамение»
настоящего общественнополитического состояния
России.

7.

Возникшие с появлением
“Обломова” споры о нём не угасают
и по сей день. Одни критики и
исследователи объективно
отстаивают при этом
добролюбовскую точку зрения,
другие – развивают толстовскую.
Первые видят в характерах и
конфликтах “Обломова” смысл по
преимуществу социальный и
временный, другие – прежде всего
непреходящий, общечеловеческий.
Кто же ближе к истине? Для ответа
на этот вопрос необходимо
присмотреться к композиции
произведения, учесть его
творческую историю, а также
познакомиться с гончаровской
философией любви и её
отражением в романе.

8. Смысл названия произведения

Известно, что в период работы над I частью романа Гончаров обдумывал
название “Обломовщина”, свидетельствующее о намерении писателя
поставить в центр явление, а не героя. Это явление, обозначенное
понятием
«обломовщина»,
сопрягалось
с
такими
пороками
крепостничества, как «атрофия воли, тяга к покою, инертность,
иждивенчество». Впоследствии Гончаров не отказался от своего
обличительного замысла – всё это в романе осталось, но перестало быть
главным. Фактом вынесения в название имени главного героя он
недвусмысленно подчеркнул, что теперь центром изображения являются
не среда, не уклад, не история жизни, но сама человеческая личность и её
судьба в современном мире.
В Обломовке…
Илья Ильич Обломов

9. Тема и идея романа

Этим романом писатель показал, какое
пагубное
влияние
оказывали
крепостнические
порядки
на
жизнь,
культуру, науку. Следствием этих порядков
были застой и неподвижность во всех
областях жизни. Видно, как условия
помещичьего
быта
и
дворянского
воспитания порождают в герое апатию,
безволие, равнодушие. Писатель показал
путь
Обломова
к
осознанию
своей
никчёмности несостоятельности, к распаду
личности. Образами Обломова и Захара
автор убеждает, что крепостнические
порядки духовно опустошают человека,
лишают его воли и стремлений. Главная
тема романа – судьба поколения, ищущего
своё место в обществе, истории, но не
сумевшего найти правильный путь.
Идейную
направленность
романа
определил сам писатель: «Я старался
показать в “Обломове”, как и отчего у нас
люди превращаются прежде времени в …
кисель – климат, среда захолустья,
дремотная
жизнь
и
ещё
частные,
индивидуальные
у
каждого
обстоятельства.
В квартире у Обломова

10. Композиция произведения

Построение произведения полностью соответствует
идее: показать условия, порождающие лень и апатию,
проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в
мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг
главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет
вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе
мало (особенно в I части). Обломов преимущественно
лежит на диване, что определяется идейным замыслом
автора. Всё внимание писателя сосредоточено на
тончайшей отделке характеров. Место действия романа –
Петербург (только в IX главе “Сон Обломова” действие
перенесено в Обломовку).
Экспозицию составляют первая часть романа и две
первые главы второй части. Такая большая экспозиция
нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия,
в которых формировался Обломов как личность. Чтобы
показать его эволюцию.

11.

В III и V главах второй части завязывается узел события –
знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся
любовь и составляет завязку. VI – XI главы этой части – развитие
действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается,
сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к
Ольге. Но Илья Ильич не может пожертвовать своим покоем, что
приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены XI – XII главы
третьей части, которые составляют развязку. В них показаны
несостоятельность и банкротство Обломова.

12.

В четвёртой части – дальнейшее
угасание героя. Он находит
идеальные для себя условия жизни
в домике Пшеницыной. Он снова в
халате целыми днями лежит на
диване. Герой терпит
окончательное крушение. Это
постпозиция. Параллельно
показаны взаимоотношения Ольги
и Штольца. В эпилоге (XI глава)
Гончаров говорит о смерти
Обломова, судьбе Захара, Штольца,
Ольги. Эта глава объясняет смысл
«обломовщины». Таким образом,
показывая последовательное
увядание Обломова, превращение
его в «мёртвую душу», Гончаров
показал главного героя в моменты
взлётов и в дни падения, раскрыв
его борьбу с самим собой. Всё это
дано в ярких картинах жизни,
авторские рассуждения сведены до
минимума.

13. Сюжет романа

По поводу сюжета существуют
две точки зрения.
Первая утверждает, что в
романе две сюжетные линии:
Обломов – Ольга; Штольц –
Ольга. Ольга связывает две
сюжетные линии воедино, но
идейное
противопоставление
героев остаётся.
Вторая
точка
зрения
заключается в том, что в романе
все события подчинены одной
цели – показать постепенное
превращение
Обломова
в
«мёртвую душу». Главы же, в
которых
воссоздаются
отношения Штольца и Ольги,
призваны
оттенить
судьбу
Обломова.

14.

1. Илья Ильич Обломов
2. Обломовщина в романе
3. Глава «Сон Обломова»
4. Обломовщина как тип жизни
5. Любовь в жизни Обломова
6. Обломов и Штольц

15. Илья Ильич Обломов

Психологический
портрет героя
«Это
был
человек
лет
тридцати двух-трёх от роду,
среднего
роста,
приятной
наружности, с тёмно-серыми
глазами,
но
отсутствием
всякой определённой идеи,
всякой сосредоточенности в
чертах лица. Мысль гуляла
вольной птицей по лицу,
порхала в глазах, садилась на
полуотворённые
губы,
пряталась в складках лба,
потом совсем пропадала, и
тогда во всём лице теплился
ровный свет беспечности…

16. Нормальное состояние

На нём был халат из персидской материи, настоящий
восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей,
без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и
Обломов мог дважды завернуться в него… Лежанье у Ильи
Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у
человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто
устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным
состоянием…»

17. Отношение к жизни

Обломов безвыездно живёт двенадцатый год в
Петербурге. Раньше он был «ещё молод, и если нельзя
сказать, чтоб он был жив, то по крайней мере живее, чем
теперь; ещё он был полон разных стремлений, всё чего-то
надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; всё
готовился к поприщу, к роли – прежде всего, разумеется, в
службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом
он думал и о роли в обществе; наконец, в отдалённой
перспективе, на повороте юности к зрелым летам,
воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье.
Но дни шли за днями… а он ни на шаг не продвинулся ни
на каком поприще и всё ещё стоял у порога своей арены,
там же, где был десять лет назад. Но он всё сбирался и всё
готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей
будущности; но с каждым мелькавшим над головой его
годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в
этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две
половины: одна состояла из труда и скуки – это у него
были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья…

18. Отношение к службе

Будущая служба представлялась ему в
виде какого-то семейного занятия, вроде,
например, ленивого записывания в тетрадку
прихода и расхода, как делывал его отец. Он
полагал, что чиновники одного места
составляли между собою дружную, тесную
семью, неусыпно пекущуюся о взаимном
спокойствии
и
удовольствиях,
что
посещение присутственного места отнюдь
не есть обязательная привычка, которой
надо придерживаться ежедневно, и что
слякоть, жара или просто нерасположение
всегда будут служить достаточными и
законными предлогами к нехождению в
должность. Но как огорчился он, когда
увидел, что надо быть по крайней мере
землетрясению, чтобы не прийти здоровому
чиновнику на службу… Всё это навело на
него страх и скуку великую. «Когда же
жить? Когда жить?» - твердил он».
Обломов прослужил кое-как два года,
потом отправил депешу вместо Астрахани в
Архангельск.
Боясь
ответственности,
Обломов
ушёл
домой
и
прислал
медицинское свидетельство о болезни.
Понимая, что рано или поздно придётся
«выздороветь», подаёт в отставку.

19. Деградация героя

«Его почти ничто не влекло
из дома, и он с каждым днём
всё крепче и постояннее
водворялся в своей квартире.
Сначала ему стало тяжело
пробыть целый день одетым,
потом он ленился обедать в
гостях,
кроме
коротко
знакомых, больше холостых
домов, где можно
снять
галстук, расстегнуть жилет и
где можно даже «поваляться»
или соснуть часок. Вскоре и
вечера надоели ему: надо
надевать фрак, каждый день
бриться…»

20. Отношение к обществу

«Жизнь: хороша жизнь! Чего там
искать?
интересов
ума,
сердца?

объясняет Обломов своё мировоззрение
другу детства Андрею Штольцу. – Ты
посмотри, где центр, около которого
вращается это всё: нет его, нет ничего
глубокого, задевающего за живое. Всё это
мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти
члены совета и общества! Что водит их в
жизни? Ведь они не лежат, а снуют
каждый день, как мухи, взад и вперёд, а
что толку?.. Под этой всеобъёмностью
кроется пустота, отсутствие симпатии ко
всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение
нормы, идеала жизни, который указала
природа целью человеку».
В споре с Обломовым Штольц находит
слово «обломовщина». Но оно звучит не
только в устах Штольца и не только по
отношению
к
Обломову.
Гончаров
понимает,
что
обломовщина
не
ограничена помещичьей Обломовкой, она
встречается и в столице и может
поработить человека, чуждого ей по
происхождению.

21. Обломовщина в романе

В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В
социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков
крепостничества,
помещичьей
жизни.
С
другой
стороны,
это
национальное явление, которое может рассматриваться с позиций
русской ментальности, русского национального характера. Однако
обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей
определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты,
обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в
иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности.
Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца»,
эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот
идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне
Обломова».

22. «Сон Обломова» (9 глава I части)

Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» сердцевина романа, занимает центральное место в
идейном отношении, так как показывает, что такое
«обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой
проходило детство главного героя.

23. Жизнь обломовцев

На фоне спокойной природы русской
равнины протекает замедленная жизнь
людей.
Реки медленно
текут по
равнине. Медленно течёт сама жизнь.
Ни землетрясений, ни наводнений, ни
катастроф. Ребёнок Илюша Обломов
розовощёкий,
толстый,
ленивый,
избалованный. Все домашние добрые,
милые, заботливые. Смысл жизни –
хорошая сытная еда. Наслаждение,
отдых, сон, дрёма – так жили все и
всегда.
Рождение,
крестины,
сватовство, венчание, рождение детей,
медленное угасание. Нет разницы,
летний жаркий день или холодный
зимний вечер. Илья Обломов взрослеет,
но также окружён мамками, няньками,
слугами. Ему шагу не дают шагнуть на
волю. Оберегают его от внешних
невзгод, в том числе и от такого
несчастия, как учение.

24.

Жизнь в имении оказала
огромное влияние на Илью
Ильича. Именно она
определила поэтическое
начало в его характере, его
представления о семейной
жизни.
Герой стремится к
духовной жизни, которая
складывается вокруг семьи и
любви.
Человек, душа которого
«чиста и ясна, как стекло»,
«благородный и нежный»,
Обломов не принимает мир
ограниченного и
бездуховного общества и посвоему (пассивно)
сопротивляется ему.

25. Обломовщина как тип жизни

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой).
Мотивы сна, застоя, духоты;
б) интересы обломовцев сосредоточены на
физиологических потребностях, жизнь соответствует
природному циклу смены времён года, это
определяет заботы мужиков и господ;
в) обломовцы ведут привычное существование, нет
непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и
равнодушны к остальному миру;
г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:
обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не
любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие
трудности.

26. Любовь в жизни Обломова

Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна
Пшеницына олицетворяют собой два
представления Обломова о любви. В
Ольге он видит идеал невесты, будущей
жены, ровню по происхождению. Агафья
Матвеевна – предмет «барской ласки» женщина низкого происхождения, с ней
можно не церемониться (недаром в
первую очередь Обломов замечает её
телесную привлекательность, голые шею
и локти).
К
тому
же
Агафья
Матвеевна
Пшеницына
олицетворяла
собой
умиротворённость, о которой герой так
мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны
заключён
в
стремлении
любить,
заботиться о ком-либо. Она идеальная
хозяйка, ни минуты не сидит без дела.
Тишина, покой, вкусная еда – всё это она
создаёт
для
Обломова.
Агафья
Матвеевна стала для него заботливой
нянькой. Размеренно и тихо проходили
дни в доме на Выборгской, и Обломов
казался счастливым, но в глубине души
он продолжал тосковать по несбывшимся
мечтам, его творческие силы, «верное
сердце» гибнут в полной пассивности.

27. Обломов и Штольц

Друзья-антиподы.
Несмотря
на
разность характеров, друзей неотступно
влекло друг к другу. Рядом со
Штольцем

рассудительным,
прагматичным, твёрдо стоящим на
земле,
Обломов
чувствовал
себя
спокойнее и увереннее. Но сам Штольц
ещё более нуждался в Илье Ильиче.
«Часто, отрываясь от дел или из
светской толпы, с вечера, с бала», он
«ехал посидеть на широком диване
Обломова», с тем чтобы «в ленивой
беседе
отвести
и
успокоить
встревоженную или усталую душу». И
это было всякий раз как возвращение в
детство, в котором родители Обломова
любили
немецкого
мальчика
и
маленький Андрей баловал Илюшу, «то
подсказывая ему уроки, то делая за
него переводы», это было всякий раз
возвращением в «утраченный рай», о
котором
тоскует
не
только
мечтательный
Обломов,
но
и
деятельный Штольц.

28.

1. Андрей Иванович Штольц
2. Штольц – Обломов – Ольга
3. Ольга Ильинская
4. Агафья Матвеевна Пшеницына

29. Андрей Иванович Штольц

Друг Ильи Ильича Обломова,
сын Ивана Богдановича Штольца,
обрусевшего немца, управляющего
имением в селе Верхлёве, что в
пяти верстах от Обломовки. Штольц
был немец только вполовину, по
отцу: мать его была русская: веру
он исповедовал православную;
природная речь его была русская:
он учился ей у матери и из книг, в
играх с деревенскими мальчишками
и в университетской аудитории.
Немецкий же язык он унаследовал
от отца да из книг.

30. Образование и воспитание

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за
геграфической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и
подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью
читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же
Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том,
чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки,
без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и
больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без
подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда
пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.
Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена,
порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – « в сыне ей мерещился
идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына
русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер
Штольца.
Иван Богданович Штольц –
управляющий имением
в селе Верхлёве

31. Характер Штольца

Штольц с раннего возраста
приучен отцом ни на кого ни в чём не
рассчитывать. Он хочет заниматься
одновременно всем: в равной степени
его интересуют коммерция,
путешествия, сочинительство,
государственная служба. Расставаясь
с отцом, отправляющим его из
Верхлёва в Петербург, Штольц
говорит, что непременно выполнит
отцовский совет и зайдёт к старинному
приятелю Ивана Богдановича
Рейнгольду – но только тогда, когда у
него, Штольца, будет, как у
Рейнгольда, четырёхэтажный дом.
Подобная самостоятельность и
независимость, а также уверенность в
своих силах – основа характера и
мировосприятия младшего Штольца,
которую так горячо поддерживает его
отец и которой так недостаёт
Обломову.

32.

Стихия Штольца – постоянное
движение. В свои тридцать с
небольшим лет он чувствует себя
хорошо и привольно только, когда
ощущает свою нужность сразу во
всех концах света. «Он весь
составлен из костей, мускулов и
нервов, как кровная английская
лошадь. Он худощав; щёк у него
почти вовсе нет, то есть есть кость
да мускул, но ни признака жирной
округлости; цвет лица ровный,
смуглый и никакого румянца;
глаза хотя немного зеленоватые,
но выразительные». Самое же
главное в характере Штольца –
«как в организме нет у него
ничего
лишнего,
так
и
в
нравственных
отправлениях
своей жизни он искал равновесия
практических сторон с тонкими
потребностями духа».

33.

«… Мечте, загадочному, таинственному не было
места в его душе… У него не было идолов, зато
он сохранил силу души, крепость тела, зато он
был целомудренно-горд, от него веяло какой-то
свежестью и силой, перед которой невольно
смущались и незастенчивые женщины».
Подобный человеческий тип, как в
реальной жизни, так и в литературном
воплощении, всегда несёт в себе нечто
двойственное: его положительность вроде бы
несомненна, однако многое заставляет
сопротивляться возникающим симпатиям, тем
более что одной из важных составляющих
философии Штольца является достижение цели
любым путём, невзирая на преграды («выше
всего он ставил настойчивость в достижении
целей»).

34. Штольц – Обломов - Ольга

Из самых добрых побуждений Штольц знакомит Ильинскую
и Обломова, чтобы, «привив им, как оспу, любовь, пробудить
Обломова к разумной деятельности. Когда этот эксперимент
успехом не увенчивается, Штольц позволяет проявиться
собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая её не
только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней
Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию
отношения к жизни.

35. Ольга Ильинская

Яркий и сильный
характер. «Ольга в строгом
смысле не была красавица, то
есть не было ни белизны в
ней, ни яркого колорита щёк и
губ, и глаза не горели лучами
внутреннего огня; ни
кораллов на губах, ни
жемчугу во рту не было, ни
миньятюрных рук, как у
пятилетнего ребёнка, с
пальцами в виде винограда.
Но если б её обратить в
статую, она была бы статуя
грации и гармонии».

36. Восприятие девушки в обществе

Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда
и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения,
связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и
доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную
свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой
лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц,
зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни
считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с
языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые,
неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные
суждения о музыке и литературе…»

37. Любовь в понятии Ольги

Главное
свойство
Ильинской,
присущее многим
женским персонажам русской литературы прошлого
столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а
непременное желание изменить его, поднять до своего
идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые
вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим
объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть
книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый
день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в
деревню,
дописывать
план
устройства
имения,
приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет
у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё,
что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё
это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой
до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала
жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного
трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

38. Чувства к Обломову

Ольга сразу понимает, что в
отношениях
с
Обломовым
ей
принадлежит
главная
роль,
она
«мигом взвесила свою власть над ним,
и ей понравилась эта роль путеводной
звезды, луча света, который она
разольёт над стоячим озером и
отразиться в нём». Жизнь словно
просыпается в героине вместе с
жизнью Обломова. Но в ней этот
процесс
происходит
куда
более
интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга
Ильинская словно проверяет на нём
свои
возможности
женщины
и
воспитательницы одновременно. Её
незаурядные ум и душа требуют всё
более и более «сложной» пищи.

39.

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она
просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается
выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая,
что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо,
лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его,
любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов
говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает:
«Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не
определяющую линию их отношений.
Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею
чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели
первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что
улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «…
доследить до конца, как в его ленивой душе любовь
совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт,
как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как
всякий эксперимент над живой душой, этот опыт
увенчаться успехом не может.

40. Ольга и Штольц

Ильинской
необходимо
увидеть
своего избранника на пьедестале, выше
себя,
а
это,
согласно
авторской
концепции, невозможно. Даже Штольц,
за которого после неудачного романа с
Обломовым Ольга выходит замуж, только
временно стоит выше, чем она, и
Гончаров это подчёркивает. К финалу
становится ясно, что героиня перерастёт
своего мужа и по силе чувств, и по
глубине размышлений о жизни.
Наступит момент, когда и Штольц
окажется
перед
необходимостью
объяснять жене, матери своих детей,
таинственное «что-то», не дающее покоя
её мятущейся душе. «Глубокая бездна её
души» не пугает, но тревожит Штольца. В
Ольге, которую он знал почти девочкой, к
которой испытывал сначала дружбу, а
потом
и
любовь,
он
постепенно
обнаруживает всё новые и неожиданные
глубины. Привыкнуть к ним Штольцу
трудно, потому его счастье с избранницей
представляется
во
многом
проблематичным.

41. Агафья Матвеевна Пшеницына

Вдова чиновника,
оставшаяся с двумя
детьми, сестра Ивана
Матвеевича
Мухоярова, кума
Тарантьева. Именно
Тарантьев поселяет
Обломова,
вынужденного искать
новую квартиру, в
домике Пшеницыной
на Выборгской
стороне.

42. Психологический портрет героини

«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице,
так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей
у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного
будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми
волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение
лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу
крупными узлами синих жил».
Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь
ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое
выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о
знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся
какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала
усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем
форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она
должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в
умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства.
Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо
неразвитого ума.

43. Пробуждение чувств

Постепенно, по мере того как Обломов
понимает, что стремиться ему больше
некуда, что именно здесь, в домике на
Выборгской стороне, обрёл он
вожделенный строй жизни родной
Обломовки, в судьбе самой Агафьи
Матвеевны происходит серьёзнейшая
внутренняя перемена. В постоянных
трудах по освоению и обихаживанию
дома, в хлопотах по хозяйству находит
она смысл своего существования. В этой
женщине начало пробуждаться нечто
неведомое ей прежде: тревоги,
проблески размышлений. Иными
словами – любовь, всё более и более
глубокая, чистая, искренняя, не умеющая
выразить себя словами, но
проявляющаяся в том, что Пшеницына
хорошо знает и умеет: в заботе о столе и
одежде Обломова, в молитвах о его
здравии, в сидении по ночам у постели
больного Ильи Ильича.

44. Пшеницына и Обломов

Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное,
оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой.
Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к
огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить
нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и
решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие
сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает
собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного
мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда
интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына
решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

45.

Посвятив себя заботам об
Обломове, Пшеницына
живёт так полно и
многообразно, как никогда
прежде не жила, а её
избранник начинает
чувствовать себя словно в
родной Обломовке: «… он
тихо и постепенно
укладывался в простой и
широкий гроб остального
своего существования,
сделанный собственными
руками, как старцы
пустынные, которые,
отворотясь от жизни, копают
себе могилу».

46. После смерти Обломова

У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу
между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья
Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на
воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование
Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем
постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ
жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она попрежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно
пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь,
что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она
знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её
разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение,
семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».
Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и
Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не
нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в
порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй
Ильичом.

47.

1. Захар
2. Посетители Обломова
3. Двойники главного героя
4. Тарантьев Михей Андреевич
5. Мухояров Иван Матвеевич
6. Тётка Ольги Ильинской

48. Захар

Захар – слуга Ильи Ильича Обломова. Это
«пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою
под мышкой… в сером же жилете, с медными
пуговицами, с голым, как колено, черепом и с
необъятно широкими и густыми русыми с
проседью бакенбардами, из которых каждой стало
бы на три бороды… Дом Обломовых был когда-то
богат и знаменит в свой стороне, но потом, Бог
знает отчего, всё беднел, мельчал и, наконец,
незаметно
потерялся
между
нестарыми
дворянскими домами. Только поседевшие слуги
дома хранили и передавали друг другу верную
память о минувшем, дорожа ею, как святыней».
Портрет Захара, изображающий смешную и
нелепую внешность, дополняется и особым
голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака,
или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам
Захара, «он потерял на охоте с собаками, когда
ездил со старым барином и когда ему дунуло
будто сильным ветром в горло».

49.

Полное равнодушие к сору, пыли, грязи отличает этого слугу от других
слуг-персонажей отечественной литературы. Захар на этот счёт составил
собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с
тараканами и клопами, раз они выдуманы самим Господом.
При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран.
Извечная привычка слуг старого века не даёт ему разбазаривать барское
добро – когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать
ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут
возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И
Обломов теряется перед его твёрдостью.

50. Недостатки Захара

Захар не лишён и недостатков.
Он любит выпить с приятелями,
посплетничать на дворе с другими
слугами, порой приукрашивая своего
барина, порой же выставляя его
таким, каким Обломов никогда не
был. Может Захар при случае и
прикарманить деньги – не крупные,
медные, но непременно оставляет
себе сдачу от покупок. Всё, к чему
Захар прикасается, бьётся, ломается к началу повествования в доме
Обломова уже совсем мало ценных
вещей, будь то стул или чашка. Еду
барину Захар подаёт, как правило,
уронив то булку, то вилку…

51. Захар и Обломов

«Захар умер бы вместо барина, считая
это своим неизбежным и природным
долгом, и даже не считая ничем, а просто
бросился бы на смерть, точно так же, как
собака, которая при встрече с зверем в
лесу бросается на него, не рассуждая,
отчего должна броситься она, а не её
господин, Но зато, если б понадобилось,
например, просидеть всю ночь подле
постели барина, не смыкая глаз, и от
этого бы зависело здоровье или даже
жизнь барина, Захар непременно бы
заснул».
С годами всё больше и отчётливее
вырисовывается нерасторжимая связь
между Ильёй Ильичом и Захаром – как
два последних представителя
Обломовки, являющейся лишь
прекрасным сном, они каждый по-своему
свято хранят в душе те «преданья
старины глубокой», что сформировали
их жизни, характеры и
взаимоотношения.

52.

Жизнь его действительно заканчивается
со смертью Ильи Ильича, превратившись в
ненужное и горькое прозябание. После
смерти Обломова вскоре умерла и жена
Захара Анисья, а домохозяйка Агафья
Матвеевна Пшеницына, ставшая женой
Ильи Ильича Обломова, не смогла при
суровом «братце» держать Захара в доме.
Единственное, чем в состоянии помочь
Пшеницына Захару, это давать ему на
зиму немного тёплой одежды да изредка
подкармливать.
В финальном эпизоде друг Обломова Андрей Штольц
встречает Захара, нищего, почти ослепшего,
выпрашивающего милостыню старика, у церкви на
Выборгской стороне. Но предложение уехать в деревню,
где Штольц позаботится о нём, не соблазняет Захара: он не
хочет оставить без присмотра могилу Ильи Ильича, возле
которой, придя помянуть своего барина, только и находит
умиротворение.

53. Посетители Обломова

Первым посещает Обломова франт
Волков. Блестящий молодой человек
лет двадцати пяти, в прекрасном фраке,
сшитом
по
последней
моде,
он
оказывается рядом
с
Обломовым,
одетым в домашний халат и тапочки.
Своим неугомонным стремлением быть
у всех на виду, не пропустить ни одного
вечера или приёма, быть в курсе
последних светских новостей Волков на
мгновение
разрушает
тихий
мир
комнаты. Но его попытки увлечь
Обломова радостями светской жизни не
увенчались успехом. Илье Ильичу такой
образ жизни кажется
не
просто
скучным,
но
и
непонятным:
на
предложения своего гостя он отвечает
вопросом «зачем?»

54.

Волкова сменяет Судьбинский, чиновник до мозга костей,
стремящийся к карьере и выгодной женитьбе. Затем
появляется Пенкин, беспринципный журналист, готовый
писать на любые темы. Он приглашает Обломова к
сотрудничеству в газете, так как чувствует в нём умного и
прозорливого человека. Но героя и это предложение не
привлекает, потому что он видит в нём лицемерие,
ханженство.
Светский успех, карьера, «игра в обличительство» - такие
цели и образ жизни демонстрируют гости Обломова.

55. Двойники главного героя

Алексеев
Своеобразными «двойниками» главного
героя
романа выступают
Алексеев и
Тарантьев.
Неспособность
Обломова
к
самостоятельному
действию
находит
отражение в образе Алексеева – «человеке
без поступков», и в образе Тарантьева,
который «мастер был только говорить, но
как только нужно было двинуть пальцем,
тронуться с места – словом, применить им
же созданную теорию к делу и дать ему
практический
ход,
оказать
распорядительность, быстроту – он был
совсем другой человек: тут его не хватало».
Изображение
гостей
Обломова
подчёркивает характерность обломовщины
как социально-психологического явления:
«Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров,
Семёнов,
Алексеев,
Степанов…
не
пересчитаешь: наше имя легион!»

56. Тарантьев Михей Андреевич

Земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втёрся в доверие Ильи
Ильича, - неизвестно. Тарантьев появляется на первых же страницах романа –
«человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объёмистый в
плечах и во всём туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с
крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый
взгляд на этого человека рождал идею о чём-то грубом и неопрятном».
На первых порах Обломов верит в то, что Тарантьев в состоянии помочь ему в
заботах по имению, в перемене квартиры. Постепенно, не без влияния Ольги
Ильинской и Андрея Штольца, Илья Ильич начинает понимать, в какую трясину
пытается затянуть его Тарантьев, медленно заставляя Обломова опускаться на
самое дно жизни. Отношение Тарантьева к Штольцу – не столько презрение
русского человека к немцу, которым Тарантьев скорее прикрывается, сколько страх
разоблачения грандиозных махинаций, которые Тарантьев надеется довести до
конца. Ему важно с помощью доверенных лиц прибрать к рукам Обломовку, получая
проценты с доходов Ильи Ильича, да и самого его как следует запутать, раздобыв
доказательство связи Обломова с Пшеницыной.

57. Махинации Тарантьева

Тарантьев ненавидит Штольца, называя его «продувной
бестией». Из страха перед тем, что Штольц всё же увезёт
Обломова за границу или в Обломовку, Михей Андреевич
торопится при содействии Мухоярова заставить Илью Ильича
подписать грабительский контракт на квартиру на Выборгской
стороне. Этот контракт лишает Обломова возможности каких бы
то ни было действий. Вслед за этим Тарантьев уговаривает
Мухоярова, «пока не перевелись олухи на Руси», поспеть
сосватать Обломову нового управляющего в имение, Исая
Фомича Затёртого, весьма удачливого во взятках и подлогах.
Следующим шагом Тарантьева становится проведение в жизнь
(с помощью того же Мухоярова) идеи о «долге» Обломова. Будто
бы оскорбившись за честь сестры, Мухояров должен обвинить
Илью Ильича в притязаниях на вдову Пшеницыну и подписать
бумагу о возмещении морального ущерба на сумму десять тысяч
рублей. Бумага затем переписывается на имя Мухоярова, и
кумовья получают с Обломова деньги.
После разоблачения этих махинаций Штольцем Тарантьев
исчезает со страниц романа.

58. Мухояров Иван Матвеевич

Выборгская
сторона
Брат Агафьи Матвеевны
Пшеницыной, персонаж, на первый
взгляд, малоприметный, но
являющийся важной пружиной в
сюжете романа. Читатель узнаёт о
Мухоярове от земляка Обломова,
Тарантьева, аттестующего Обломову
своего «кума»: «Это, брат, золотой
человек, не чета какому-нибудь
выскочке немцу! Коренной, русский
служака, тридцать лет на одном стуле
сидит, всем присутствием вертит, и
деньжоки есть, а извозчика не наймёт;
фрак не лучше моего; сам тише воды,
ниже травы, говорит чуть слышно, по
чужим краям не шатается…»

59. Портрет героя

Человек «лет сорока, с прямым
хохлом на лбу и двумя небрежно на
ветер пущенными такими же хохлами на
висках, похожими на собачьи уши
средней величины. Серые глаза не вдруг
глядели на предмет, а сначала
заглядывали украдкой, а во второй раз
уже останавливались». Мухояров живёт
бедно, одевается небрежно и плохо,
обладая достаточными средствами, - в
этом сказывается определённая
философия: чтобы никто не мог
заподозрить его во взяточничестве. Зато
он не отказывает себе в роскоши стола,
справедливо полагая, что никто не
увидит, что у него в желудке, а значит, и
не сможет узнать о его средствах.

60. Интриги Мухоярова

Жизнь потайная, не на виду, - это идеал и способ
существования Мухоярова, а потому так глубоко прячет он
всегда свои интриги. И когда Обломов признаётся, что
ничего не смыслит в барщине и оброке, не знает, богат он
или беден, - опытный Мухояров мгновенно понимает, что
можно наложить лапу на всё хозяйство Ильи Ильича. И
рекомендует ему нового управляющего имением, Исая
Фомича Затёртого – прожжённого мерзавца, несколько
десятилетий упражняющегося в разорении помещиков под
видом благодетельствования.
В результате точного расчёта Мухоярову удаётся на
протяжении какого-то времени выдавать сестре на
хозяйство Обломова по пятьдесят рублей в месяц, забирая
себе все доходы с Обломовки. И только приезд Андрея
Штольца,
который
разрушил
идиллию,
напугав
Мухоярова.

61. Тётка Ольги Ильинской

Марья Михайловна воспитывала
племянницу
после
смерти
родителей. Она была «женщиной
очень умной, приличной, одетой
всегда прекрасно, всегда в новом
шёлковом платье, которое сидит на
ней отлично, всегда в таких
изящных кружевных воротничках;
чепец тоже со вкусом сделан, и
ленты прибраны кокетливо к её
почти пятидесятилетнему, но ещё
свежему лицу… Позы, жесты её
исполнены
достоинства…
её
никогда не увидишь за работой:
нагибаться,
шить,
заниматься
мелочью нейдёт к её лицу, важной
фигуре. Она и приказания слугам и
служанкам отдавала небрежным
тоном, коротко и сухо.

62. Отношения с племянницей

Их отношение друг к другу было и оставалось до самой смерти тётушки
спокойным и ровным. Автор указывает, « что нельзя было никак решить,
есть ли в характере тётки какие-нибудь притязания на послушание
Ольги, на её особенную нежность, или есть ли в характере Ольги
послушание к тётке и особенная к ней нежность».
На протяжении романа Ольги с Обломовым Марья Михайловна
остаётся верна себе, ничем не выдавая собственного отношения к их
частым встречам. Обычно во время визитов Ильи Ильича «тётка… глядит
на него своими томными большими глазами и задумчиво нюхает свой
спирт, как будто у неё от него болит голова». Именно в поведении Марьи
Михайловны, у которой он так и не попросил официально руки Ольги,
Обломов находит немую поддержку мысли о бесполезности этого
решительного шага.

63. Сведения о презентации

Используемые материалы:
1.
«Все герои произведений русской литературы»
Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год
2.
«Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая
Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год
3.
«Поурочные разработки по русской литературе
Первая половина XIX века»
Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год
4.
«Литература в 10 классе. Урок за уроком»
Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год
5.
«Русская литература XIX – XX веков»
Учебное пособие для поступающих в вузы,
издательство МГУ, 2003 год
6.
Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
Составитель презентации – учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 518 Вахтурова М.Н.
English     Русский Правила