2.46M
Категория: ИскусствоИскусство

Мир фантасмагорий Сальвадора Дали (1904-1989)

1.

Мир фантасмагорий Сальвадора Дали
(1904-1989)
Составила Золотова Е.Ю.,
учитель искусства
МКОУ Таежнинская школа №20

2.

Фантасмагория (искусство) — нагромождение причудливых образов, видений,
фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
Происходит от франц. phantasmagorie, образованного из др.-греч. φάντασμα
«явление, призрак» и ἀγορεύω «говорю». С XVIII века.
Изначально — название аттракциона (волшебный фонарь).

3.

Женская фигура у окна. 1925 г.
Моделью данной картины послужила сестра автора
Ана Мария. Полотно выполнено виртуозно и
мастерски — ведь не зря Дали так почитал великих
художников прошедших эпох. Оно написано в стиле
реализма, и с этой точки зрения является буквально
шедевром. Игра света прекрасно подчеркивает
цветовые нюансы. В то же время в работе уже
чествуется неповторимая манера Дали: кажется, будто
залив Кадакеса (а это именно он виден за окном) и
девушка находятся в разных реальностях.

4.

Постоянство памяти. 1931 г.
Поразительно, но шедевр мастера "Постоянство памяти", было написано
всего за два часа, в тот самый момент,
когда супруга Дали была в кино со
своими знакомыми. Художник неважно
себя чувствовал, у него очень сильно
болела голова, поэтому и остался дома.
Идея с часами пришла к Сальвадору
Дали, в тот момент, когда он подумал о
сыре. Те самые часы в виде сыра,
которые стекают в прошлое или в
будущее...

5.

Жираф в огне. 1936-1937 гг.
Сумерки опустились на землю. Объекты стали
нечеткими, фантастическими. На фоне вечеряющего,
практически уже ночного неба, женские фигуры.
Выдвижные ящики, подпорки под выростами на спинах,
вытянутые вперед руки, нащупывающие в темноте хоть
какую-то опору. С рук уже содрана кожа, бордовым цветом
пугает оголенная плоть. Вдали жираф, объятый пламенем.
Тревожные предчувствия, напряжение, страхи. Нет
ясности, нет понимания. Распад фигур на отдельные
объекты, наступление тьмы. Пылающий жираф словно не
замечает огня, не чувствует его. От этого ощущение
трагедии еще отчетливей. Надвигается нечто ужасное,
неотвратимое. Подсознание сигнализирует сложными
символами и густыми холодными красками.

6.

Метаморфозы нарцисса. 1937 г.
"Метаморфозы Нарцисса" стала для
Сальвадора Дали поворотной работой,
знаменующей окончательный переход от
сюрреализма, как "чистого автоматизма",
на более высокую ступень, которую, по
мнению Дали, и являл собой его метод.
Не исключено, что толчком к
написанию картины "Метаморфозы
Нарцисса"
послужило
издание
"Метаморфоз" Овидия с иллюстрациями
Пабло Пикассо. Для Дали в этом
заключался определенный вызов (мы не
раз уже писали о том, что Дали,
достигнув
известности,
захотел
перешеголять художника из Малаги, на
которого, будучи юным, смотрел с
восторгом и обожанием) - так что его
"Нарцисс" мог материализоваться, в том
числе, и по причине этого извечного
духа соперничества с Пикассо.

7.

Лицо войны. 1940 г.
Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь
в Европе, художник из любимого Парижа уезжает
в Америку. Война накрывает Старый Свет и
стремится захватить весь оставшийся мир.
Мастер еще не знает, что пребывание в Новом
Свете на протяжении восьми лет сделают его понастоящему знаменитым, а его работы шедеврами
мировой
живописи.
В окружении безжизненной пустыни предстает
перед зрителем мертвая голова, в глазницах и
ротовой полости размещены черепа, в глазницах
которых новые черепа... И так до бесконечности.
Многочисленные змеи, вырастающие из головы,
кусают ее же. Таким образом автор попытался
изобразить
бессмысленность
войны,
ее
противоестественность и губительность для
цивилизации.

8.

Корзинка с хлебом. 1945 г.
Одна из простейших и загадочных работ мастера.
Известно, что автор часто писал хлеб, отношение у
него к этому объекту было очень особенное,
трепетное.
Конец войны, конец страданиям. Скрупулезно
написанная работа лаконична, но зритель не в
состоянии оторвать своего взгляда от нее.
Переплетения прутьев корзины завораживает,
реалистичность фактуры белого хлеба восхищает.
Лишь едва заметные проблемы с перспективой
говорят о том, что автор остается самим собой и его
напускной реализм, не что иное, как иллюзия,
каприз гения.

9.

Слоны. 1948 г.
Картина создана после страшной войны, в
которую были вовлечены люди сотен стран.
Символом уходящего кошмара стало красное
зарево, уступающее восходящему солнцу. В это
рассветный час уставшее прошлое прощается с
бодрым настоящим. Будущее же скрыто...
Вялый, печальный слон, бредет в небытие.
Навстречу ему шагает бодрый, трубящий слон,
гордо вступает он в свои права, чтобы быстро
превратиться в печального и уходящего...

10.

Мадонна Порт-Льигата. 1949 г.
Война полностью перевернула сознание атеиста Дали.
Художник стал верующим человеком, что не преминуло
отразиться на его творчестве. Так в работах причудливым
образом стали соединяться мистицизм и христианские
мотивы.
Живописец создал два варианта картины «Мадонна
Порт-Льигата» (1949, Университет Маркетга, Милуоки;
1950, собрание Минами Гроуп, Токио). Неким
прообразом этих композиций Дали сделал полотно
художника эпохи Пьеро дела Франческа «Мадонна со
святыми и герцогом Урбинским» (1472—1474, галерея
Брера, Милан). Автор придает Богоматери черты лица
своей супруги Галы. Как отнесся к этому папа Пий XII —
неизвестно, но первый вариант работы в дар принял.

11.

Распятие, или Гиперкубическое тело. 1954 г.
В этом произведении Дали продолжает традицию классической
западноевропейской живописи, когда в картинах на евангельские
сюжеты изображали конкретных людей, современников
художника. Здесь на распятого Христа смотрит Гала, жена и муза
Дали. Но она не просто предстоит перед Распятием, а созерцает
его. Оно представляется ее внутреннему взору, это ее видение.
В полотне «Распятие, или Гиперкубическое тело», написанном
Дали на родине после возвращения из Америки, нашел свое
отражение испанский религиозный темперамент - страстный и
порой экстатический.

12.

Тайная вечеря. 1955 г.
Фантазии художника на темы Евангелия наполняют
знакомый сюжет новым содержанием. Только внешне
картина напоминает фреску великого Леонардо (схожи
жесты, размещение участников за столом). Атмосфера
работы совершенно иная.
Автор намеренно переносит действие картины в
современное пространство. Над столом стеклянный
купол, за которым открывается безжизненный пейзаж:
море, скальные острова, многоцветное небо.
Среди сидящих за каменным столом, лишь центральная
фигура Христа выглядит живой. Ученики, почтительно
склонив головы, слушают Учителя. Слушают? Или спят,
убаюканные звуками Его голоса? Зритель самостоятельно
вынужден трактовать позы апостолов.
Над столом витает полупрозрачный торс с
распростертыми руками. С одной стороны, он как Дух
Святой объединяет всех участников вечери, с другой,
выступает неким предвестием скорого распятия.

13.

В 70- е годы у Сальвадора начинается
обострение
его
психической болезни. Он крайне истощен
галлюцинациями, а также страдает от избытка
психотропных медикаментов, которые ему
прописывают врачи. Медики не без основания
считали, что Дали страдает шизофренией,
которая получила осложнение в виде болезни
Паркинсона.
Постепенно
старческое
расстройство
стало
отнимать
у
Дали
способность держать кисть в руке и писать
картины. Смерть любимой жены в 1982 году
окончательно скосила художника, и в течение
некоторого времени он лежит в больнице с
воспалением легких. Через 7 лет сердце старого
гения не выдерживает, и он умирает от
недостаточности миокарда 23 февраля 1989
года. Так закончилась история любви
художника Дали и его музы Галы. Художник
завещал похоронить его так, чтобы по могиле
могли ходить люди, поэтому тело Дали
замуровано в пол в одной из комнат театрамузея Дали в городе Фигерас. Все свои работы
он завещал Испании.

14.

Могила Дали, по которой, как он и хотел, ходят люди.
English     Русский Правила